Л.Руссоло «Искусство шумов»
Выкладываю собственный перевод выдающегося произведения, рождённого пытливым умом итальянского художника-футуриста Луиджи Руссоло.
"Искусство шумов" - удивительный документ, определивший и вдохновивший развитие таких современных музыкальных стилей как noise, ambient, industrial, musique concrete и других, которые стали бурно развиваться лишь в 70-х годах прошлого века - спустя 60 с лишним лет, после того, как Руссоло разработал "теоретическую базу"!
Манифест был написан в 1913 году в виде письма композитору-футуристу Франческо Балилла Прателла. В письме Руссоло говорит о том, что почти все возможности классического оркестра уже давно ограничены и надо существенно расширять тембровую палитру музыки. В качестве новых тембров он предлагал использовать звуки современных машин, звуки города, звуки заводов и фабрик. Руссоло хотел, что бы шумы машин и городской жизни стали тембрами из которых состоит новая музыка. Он мечтал радикально изменить человеческое представление о музыке!
Симфония гудков
Не побоюсь этого слова, уникальный материал – описание "Гудковой симфонии" от самого Арсения Авраамова, опубликованное в журнале Всероссийского Пролеткульта "ГОРН" в 1923 году!
Когда ревут утренние гудки
на рабочих окраинах, —
это вовсе не зов неволи:
это — песня будущего.
А. Гастев.
Из всех искусств музыка обладает максимальною социально-организующею мощью. Древнейшие мифы свидетельствуют об осознании этой мощи человечеством с незапамятных времен. Орфей музыкою укрощает диких зверей. Иисус Навин трубами сокрушает Иерихонские твердыни. Амфион звуками лиры воздвигает из скал величественные храмы: сами собою складываются каменные колоссы под его музыку. Пифагор слышит "гармонию сфер" в самой космической механике, движении небесных светил.
От мифа к истории: музыка и массовая песня — неизбежные атрибуты социальной жизни человечества в наиболее торжественные её моменты: празднества, религиозные и бытовые обряды, коллективный труд (от бурлака до солдата) – немыслимы без песен и музыки.
Приключения Реварсавра
Натолкнулся на интересную статью "Приключения Реварсавра" об А. Авраамове. Автор статьи - Анна Благая. Анна посоветовала книгу, из которой она брала информацию для статьи: "Арс Новый, или Дела и приключения безустального казака Арсения Авраамова" (М., 2007, изд-во Дека-BC). В электронном виде книги нет. :-( Увижу книгу, куплю обязательно!
В ноябре 1923 года в Москве происходила настоящая фантасмагория: по случаю годовщины революции здесь исполняли так называемую "Гудковую симфонию". Состав "инструментов" был потрясающий – гудки и сирены фабрик, заводов, паровозов, а еще артиллерия: залпы из пушек и стрельба из пулеметов и винтовок. Оборванная фигура автора произведения – музыканта-изобретателя, известного под именем Реварсавр (революционный Арсений Авраамов) – маячила на крыше четырехэтажного дома: он размахивал флагами, дирижируя своим грандиозным и устрашающим детищем. Композитор был недоволен: руководство города почему-то не разрешило исполнителям "Симфонии" стрелять боевыми патронами – только холостыми! А ведь звук настоящей пальбы был просто необходим для создания нужного музыкального эффекта. "При большой площади разбросанности гудков необходимо иметь для сигнализации хотя бы одно тяжелое орудие и возможность бить из него боевым снарядом", – объяснял он ранее в одной из своих статей. – "Опытные пулеметчики (опять-таки при условии стрельбы боевой лентой) не только имитируют барабанную дробь, но и выбивают сложные ритмические фигуры".
О непрерывности музыки
Скачал я как-то прогрессивный советский молодёжный журнал "Ровесник". В своё время он прошел мимо меня, так что навёрстываю упущенное. Сразу же откопал интересную статью о рок-музыке. Да не просто статью, а целое исследование! Автор - музыковед Л.Переверзев, конъюнктурней фигуры не найти. И вот он рассуждает о рок-музыке как о высоком искусстве! И это в середине 70-х, когда по словам тех же "рокеров" (определённого вида) на их музыку был запрет, концерты запрещали и т.п. Вполне возможно, что те же концерты разгоняли не по каким-то там идеологическим причинам, а, скажем, за незаконную предпринимательскую деятельность, или за организацию несогласованных массовых мероприятий. Интересно было бы спросить у тех, кто тогда работал во всяких комитетах по цензуре.
Музыка, именуемая "бит", "поп" или "рок" — одна из тем, затрагиваемых в письмах наших читателей. Интерес к ней вполне оправдан в контексте общего интереса к образу жизни западной молодежи. Вместе с тем эта музыка привлекает внимание и как весьма своеобразный художественный феномен, нуждающийся в спокойном, вдумчивом анализе и оценке. На это указывает, в частности, и заметное изменение как тона, так и общей ориентации читательских писем, получаемых редакцией в последнее время.
Музыка и специфика русского ритуала
Статья из сборника материалов конференции «Звучащая философия». Автор А.А. Мельникова (Плескачевская)
В статье рассматривается восприятие музыки на примере русских (славянских) песен.
Вообще, звук и ритуал, влияние звука на (под)сознание - интереснейшая тема для отдельного исследования.
Перед каждым этносом изначально стояли задачи адаптации, которые можно разделить на внешние (адаптация к климату, местности, племенному окружению и т. п.) и внутренние (гармонизация отдельного индивида, сплочение коллектива как единого целого, способы трансляции наиболее значимых для существования этноса положений). Каждая этническая общность решает эти задачи различным способом, однако музыка является значимым компонентом, особенно при решении внутренних задач.
В.Ф.Одоевский «Опыт о музыкальном языке»
Очень давно я прочитал два произведения Владимира Фёдоровича Одоевского (1803-1869) "Городок в табакерке" и "Косморама". За давностью лет немного подзабыл о чём там было, но точно помню, что написаны они были в своеобразном готическом стиле...
А тут случайно прочитал про самого Одоевского и с удивлением обнаружил, что он был не только замечательным писателем, а ещё и исследователем и популяризатором музыки, а так же композитором. Даже больше того, именно музыка была превалирующей в его творческой деятельности.
Серьезному изучению музыкальной теории и истории музыки он посвятил в значительной мере свою жизнь. Еще в 1833 г. он написал "Опыт о музыкальном языке", много занимался затем вопросом о наилучшем устройстве своего любимого инструмента - органа и даже изобрел особый инструмент, названный им энгармоническим клавесином.
Интервью с Aphex Twin
На жестком диске валялось интервью с этим известным персонажем. Решил выложить. Откуда взял, уже не помню. Наверняка в Сети найдётся ещё куча интервью с ним. Возможно, что более свежих и интересных, но т.к. я не особо "фанат", то за его интервью не слежу, ну, а это - пусть будет...
Где ты сейчас находишься?
Я зависаю с корешами в Шотландии. Один готовит покурить, а другой играет какие-то треки.
Первая вещь, о которой ты подумал сегодня?
Я в очередной раз думал о том времени, когда привычный нам мир перестанет существовать. Он кажется слишком большим, чтобы в один момент поменяться, но я не теряю надежды.
А.В. Луначарский «Новая книга о музыке»
С удивлением узнал, что нарком просвещения А.В. Луначарский интересовался музыкой и не просто интересовался, а изучал и написал довольно много статей. Для начала выкладываю статью из журнала "Искусство" (№2 за 1923 год), издаваемого Государственной Академией Художественных Наук
...А, я ещё на фейсбуке создал страничку Луначарского. Создал, т.к. такой странички не было и мне это очень не понравилось! Так что, будете проходить мимо - кликните "Мне нравится".
I
Украинское Издательство издало небольшую книгу А. К. Буцкого под заглавием "Непосредственные данные музыки", с подзаголовком "Опыт введения в музыку".
Автор сейчас же предупреждает читателя, что он написал не учебник, а научно-популярную книгу, имеющую своей целью познакомить как музыканта, так и профана с теорией музыки, взятой не в школьном разрезе, а выведенной из наблюдений непосредственных данных музыки и из размышлений над ними.
Надо, однако, сказать, что под выражением "непосредственные данные" автор разумеет нечто весьма своеобразное. Во-первых, он почти совершенно отметает акустику, — что вряд ли можно признать правильным. Соображения, которыми руководится при этом автор, таковы: в сущности говоря, музыкой надо считать не сочетание физических звуков, а психофизиологический эффект их, т. е. так называемое "внутреннее звучание музыки" в сознании слушателя. Затем сущностью музыки являются при этом не сами звуки, а взаимоотношения между ними.
Смерть и погребение в музыке
...Нет, речь пойдёт не о brutal и даже не о death metal. Речь пойдёт о классической музыке. Тема смерти давно исследовалась и осмысливалась в различных областях науки и искусства. Музыка, естественно, не стала исключением...
Источник: Фигуры Танатоса. Философский альманах. Выпуск 6. Кладбище. СПб., 2001
Авторы: Михаил Уваров, Олег Ясаков.
"Наконец Крейслер признался мне, что задумал покончить с собой и что он в соседнем лесу заколет себя увеличенной квинтой." Э.Т.А. Гофман. Крейслериана
Музыкальное пространство удивительным образом опосредовано темой смерти и погребения. «Аскольдова могила», «Песни и пляски смерти», «Остров мертвых» в русской музыке; жанры музыкального Реквиема и Мессы, бесконечная вереница смертей, венчающая западноевропейскую оперу, «поющие» смерть и погребение немецкие Lieder - лишь небольшие примеры бытия этой темы в музыке. Идея кладбища неумолимо ставит здесь последнюю точку.
А.М. Авраамов «У истоков великой проблемы»
Статья Арсения Авраамова из брошюры "Искусство народов СССР" (Ч.1. 1927 год), изданной Государственной Академией Художественных Наук.
Мы накануне рождения новой художественной науки истинного детища наших дней, эпохи социальной революции. Я говорю о музыкальной этнологии, идущей на смену одряхлевшей и пережившей себя музыкальной этнографии.
Все, что делалось до сих пор в области изучения народно-песенного творчества, не выходило за пределы коллекционирования фактов, и всякие попытки синтетического обобщения, сводки собранного материала терпели неизменную неудачу. Эти неудачи имеют под собою весьма серьезную почву: до тех пор, пока не было с несомненностью установлено, что народно-песенное творчество абсолютно не укладывается в узкие рамки европейской 12-полутоновой системы, что запись песни средствами обычной диезо-бемольной нотации есть лишь грубое искажение оригинала, — нечего было и думать о сколько-нибудь достоверном научном анализе музыкального фольклора.