Николай Иванович Кульбин – активный деятель творческого андеграунда начала 20 века. Коснусь вкратце его крайне насыщенной биографии. Все подробности, кому интересно, могут найти в Интернете. И, естественно, привожу его работу «Свободная музыка» - своего рода манифест, написанный в 1909 году и перекликающийся с идеями из «Искусства шумов» Руссоло, появившимся несколько лет спустя.
Информацию брал из нескольких интернет-статей.
Николай Иванович Кульбин (1868-1917) родился в Гельсингфорсе (Хельсинки). В 1895 году защитил диссертацию на степень доктора медицины, в 1905-1917 служил приват-доцентом Военно-медицинской академии в Петербурге и имел высокий генеральский чин действительного статского советника. Параллельно со службой Кульбин принимал активное участие в художественной жизни Петербурга. Талантливый художник-футурист, не имевший специального художественного образования, убежденный пропагандист нового искусства Кульбин стал одним из лидеров петербургского авангарда конца 1900-х - 1910-х годов.
Не смотря на высокий чин и положение, его вхождение в художественную среду и утверждение в качестве одного из ее лидеров было стремительным, органичным и по-своему глубоко закономерным. Прежде всего, сам Кульбин был в высшей степени творческой, художественной, в широком смысле этого слова, личностью. Работая в госпиталях и клиниках, преподавая, он всегда оставался врагом косности и казенной пошлости, был одержим бескорыстной страстью к познанию и утверждению нового, экспериментированию. Он был в авангарде современной ему науки (исследователь рентгеновских лучей, автор ряда научных трудов, учебников, изобретений) и обладал универсальным синтезирующим складом мышления. Идеи философской мысли начала XX в. о единстве целей науки и искусства, о действии в каждой малой частице мироздания единых законов Вселенной, будь то царство минералов, растений, животных или общество людей, область человеческих мыслей и творчества, были и идеями Кульбина, поэтому он столь стремительно и органично занял место одного из лидеров в новом искусстве.
Интересовала Кульбина и музыка, которая переживала, как и изобразительное искусство, бурное развитие. Свои идеи он изложил в статье – «Свободная музыка», которая в виде брошюры вышла в 1909 году на русском, немецком и французском языках. В ней он, независимо от итальянских музыкантов-футуристов (Бузони), отрицал систему 12 тонов. Считая «музыку природы» главным параметром свободной музыки, Кульбин явился открывателем нетемперированной музыки и сформулировал идеи четвертитоновой музыки и «омузыкаливания среды». По его мнению, «музыка природы: свет, гром, шум ветра, плеск воды, пение птиц — свободна в выборе звуков". Любой художник, пишущий в стиле свободной музыки не должен быть «ограничен тонами и полутонами». «Он пользуется и четвертями тонов, и осьмыми, и музыкой со свободным выбором звуков». Свободная музыка должна основываться на таких же законах, как и «музыка природы». Рассуждая о свободной музыке, художник сделал интересный вывод: музыка насыщена свободой вдохновения, выражающаяся в достоверном изображении композитором субъективных переживаний и эмоций. В своей работе Кульбин предложил теоретические и практические возможности свободной музыки. Основу теоретического осуществления четвертей тонов («мыслимое») составили новые преимущества свободной музыки, главным качеством которой явилось образование необычных сочетаний звуков, гармоний, аккордов, диссонансов с их разрешениями и мелодиями. Подобные тесные сочетания звуков в гамме, художник называет «тесными диссонансами», наделенными особыми свойствами в отличие от обыкновенных диссонансов. Вследствие этого выбор подобных сочетаний аккордов позволяет увеличить роль лирических образов и изобразительность музыки.
Практическое осуществление идей реализуется в «звучащем» т.е. рассматривается Кульбиным с точки зрения записи, исполнения и прослушивания. По убеждению автора, различать четверти тонов способен любой человек, тогда как восьмые части тонов распознают далеко не все. Но именно восьмые части тонов и должны производить наиболее сильное впечатление на слушателя.
Исполнение свободной музыки может сопровождаться пением и игрой на струнных инструментах (контрабасе, виолончели) без всяких изменений и настроек. Сложнее с клавишными и народными инструментами. Гитаре, цитре, балалайке необходимы добавочные лады, а рояль потребует перестройки, которая повлечет за собой уменьшение количества октав и изменение рисунка клавиатуры. Автор советует установить два этажа струн и двойную клавиатуру. Тем самым и прежняя система музыкального строя, и механика инструмента, и традиционное понимание музыкального слуха нуждаются в коренном пересмотре и изменении.
Что же касается записи свободной музыки, то нотная система, по мнению Кульбина, должна остаться прежней. На начальном этапе автор советует записывать импровизации свободных нот на граммофонных пластинках или на бумаге в виде рисунка с линиями, направленными вверх и вниз.
Тезисы свободной музыки
Музыка природы - свет, гром, свист ветра, плеск воды, пение птиц - свободна в выборе звуков. Соловей поет не только по нотам теперешней музыки, но и по всем ему удобным.
Свободная музыка обращается к тем же самым законам природы, что и музыка и все искусство природы.
Художник свободной музыки подобно соловью не ограничен тонами и полутонами. Он использует также четверть-, одну восьмую тона и музыку со свободным выбором тонов.
Этому не может помешать ни поиск основного характера, ни простота, обязывающие к фотографическому выражению жизни, так именно поиск облегчает стилизацию.
Для начала были введены четвертые части тонов. Последние использовались уже в древности как «энгармонические», в то время когда в человеке еще были сильны первобытные инстинкты. Вплоть до сегодняшнего дня они существуют в старой индусской музыке. Преимущество свободной музыки:
- Неведомое ранее наслаждение непривычными созвучиями.
- Новая гармония с новыми аккордами.
- Новые диссонансы с новыми решениями.
- Новые мелодии.
- Необычайно расширяется выбор возможных аккордов и мелодий.
Увеличивается сила музыкальной лирики, и это самое главное, так как музыка - прежде всего лирика. У свободной музыки также большие возможности воздействовать на слушателя и вызывать у него душевные волнения.
Изысканные соединения и изменения тонов активно воздействуют на человеческие души.
Возрастает возможность музыки представлять. Можно воспроизвести голос любимого человека, подражать пению соловья, шороху листвы, нежному и ураганному ветру, морю. Можно полнее представить движения души человеческой.
Облегчается изучение и использование световой музыки. Получают простое и сильное средство упражнения и развития слуха. Такие упражнения как раз необходимы учащимся.
Обнаруживается ряд до сих пор неизвестных явлений: тесные связи звуков и процессы тесных связей.
Эти связи между соседствующими звуками гаммы, отличающимися друг от друга четвертью тона или даже еще меньшим диапазоном, могут быть еще названы тесными диссонансами, но они обладают особыми свойствами, которых лишены обычные диссонансы.
Тесно связанные между собой звуки вызывают у людей необычные ощущения.
Вибрирование этих звуков, как правило, действует возбуждающе.
В таких процессах большую роль играют удар различной силы, интерференция звуков, подобная интерференции света.
Вибрирование тесно связанных между собой звуков, его ход (развитие), многообразность его игры обладают куда большей возможностью, чем обычная музыка «изобразить» свет, краски и все живое. Легче также достигается лирическое настроение.
Посредством этих тесных связей создаются также музыкальные картины из особых красочных плоскостей, переплавляющихся в бегущую гармонию, подобную новой живописи.
Музыка свободных звуков
Возможен большой прогресс в музыке в том случае, если художник, не связанный нотами, сможет использовать любые промежуточные пространства, например, одну третью или даже одну тринадцатую тона.
Эта музыка предоставляет полную свободу вдохновению и обладает уже названными выше преимуществами природной музыки: она может передавать как субъективные переживания, так и лирику настроений, страстей, а также иллюзии природы.
Практическое исполнение свободной музыки
Слушатели:
Очень многие ошибаются, полагая, что даже четверти тонов трудно различимы. Опыт свидетельствует, что все слушатели их легко различают. Восьмые - различаются не всеми слушателями. Тем сильнее впечатление от них, так как полуосознанные и непонятные ощущения активно воздействуют на души людей.
Исполнение:
Исполнение свободной музыки очень просто. Как и произведения с четвертью тонами, свободные импровизации могут исполняться на контрабасе, виолончели и некоторых духовых инструментах. Их можно петь. При этом никаких изменений, никаких искажений.
Арфа может соответствовать одной четверти и другим частям тона. Лучше всего использовать «хроматическую» арфу.
Гитара, цитра, балалайка и т. д. нуждаются в дополнительных грифах.
Фортепиано также может соответствовать требованиям свободной музыки, - тогда только нужно сократить число октав и рисунок его клавиатуры утратит свое значение. Чтобы избежать этого, можно соорудить «два этажа» боковин, клавиатуры.
До какой-то степени и другие инструменты легко используются и изменяются.
Для исследования явлений свободной музыки проще всего взять стеклянные бокалы или стаканы и наполнить их водой до разного уровня. Легко изготовить дома и ксилофон.
Запись свободной музыки:
Нотная система остается почти без изменений. Первое время необходимо лишь прилагать обозначения одной четвертой тона. В настоящее время импровизации свободных звуков можно записывать на граммофонные пластинки. Кроме того, их можно воспроизвести с помощью рисунков с восходящими и нисходящими линиями.