Металл цвета крови 2/2
АВГУСТ
Одна из старейших и самых раскрученных отечественных групп, берущая своё начало в 1983 году. С 83 по 90 год было выпущено около десятка релизов, но далеко не все из них заслуживают хоть какого-то внимания. Первые альбомы (включая концертники) этой ленинградской группы – откровенно говоря, какое-то непотребство к року не имеющее никакого отношения. А тошнотворные альбомы 86-го года «Август» и 87-го «Успех» – это вообще какая-то попса-блатняк для кабаков! При этом мерзко там вообще всё – и музыка, и тексты, и вокал, и ресторанный «саунд». Советская эстрада в самом плохом смысле слова. Хотя вроде как эти альбомы «не входят в официальную дискографию группы». Ну, уж нет! Вы их записали? Записали! Так нефиг теперь отмазываться! Будете отвечать по всей строгости!..
Что-то интересное начинается лишь с альбома «Демон» 1987 года. Наконец-то появились нормальные барабаны и какое-то подобие гитарного звука. Вокал стал напористым – «роковым». Да и музыка в целом приблизилась к тому, что уже можно называть хард-роком. Есть и неплохие соло-партии. Присутствуют и парочка «обязательных» баллад, одна из которых с подходящим названием «Осень». Всё как надо! Завершает альбом неплохой лиричный инструментал «Рояль и море». В целом альбомчик далеко не шедевр, но послушать хотя бы ради любопытства там есть что, если не сильно обращать внимание на мелькающие эстрадные элементы.
Вышедший в следующем году альбом «Ответный удар» уже серьёзнее всех предыдущих альбомов вместе взятых. Зажигательный хард-рок с серьёзной клавишной работой. Клавиши – основная «фишка» этого альбома и если бы не они, то музыка была бы пресноватой. При этом клавишник не просто «создаёт атмосферу» стрингсами и падами, а играет свои мелодии и вместе с гитарным «нарезаловом» слушается всё это очень классно. Сильный, правильно записанный вокал (правда, с налётом какого-то советского пафоса) – ещё один плюс альбома. Лирика тоже улучшилась.
Понравился мне почти 7-минутный инструментал «Точка отсчёта», в котором своё мастерство демонстрируют все музыканты. Завершает альбом хоть и немного попсоватый, но дюже красивый инструментал «Цветной сон».
То, что группа отошла от эстрадно-блатных и ресторанных стандартов явно пошло ей на пользу. Ну и пусть на некоторых музыкальных идеях Августа стоит клеймо Deep Purple, а всё в целом стало напоминать этакую смесь Europe и Арии – брать лучшее тоже надо уметь.
Коллектив жив до сих пор, но что они сейчас делают мне неведомо...
HELLRAISER
Известный не только на наших просторах, но и в мире московский трэшевый коллектив. О них я находил инфу даже в старых американских фанзинах, мол, «Фига се! Металл из СССР!!»
В 1990 году вышел дебютный альбом «We'll Bury You» и в связи с этим не могу не вспомнить блестящие задумки по раскрутке коллектива небезызвестного Эджена Прайса (в миру – Евгений Аксёнов, Metal Agen Rec.). Чтобы раскрутить альбом Hellraiser’a Прайс придумал ...напечатать кучу полиэтиленовых пакетов с обложкой альбома! Бабушки таскали в таких пакетах картошку и прочую снедь, полученную по карточкам. И у меня тоже был такой пакет – я в нём носил сменную обувь в школу и тогда толком не понимал, что это за монстры там изображены и зачем...
Это всё интересно и весело, а вот с музыкой-то дела плохи. Да, с технической точки зрения альбом достойный, но вот сам материал какой-то совсем пресный и «беззубый», нет ничего, что может «зацепить», большинство риффов какие-то «вымученные»... Вроде как обещали трэш, даже звук неплохой «нарулили», а в итоге вышел разухабистый глэм с какой-то «пивной» атмосферой. Группа изначально позиционировалась как «наш ответ Западу» и при этом этому самому Западу предлагался весьма посредственно приготовленный продукт, без какой-либо изюминки.
В 1994 году был издан более известный (не в последнюю очередь своей обложкой) альбом «No brain, no pain», и с музыкой там дела ещё хуже – всё скатилось к клонированию Megadeth, что уже есть проигрыш по всем фронтам. Хотя качество записи серьёзно улучшилось, но зачем нам плохая копия Megadeth?
Вот и получалось, что музыка Hellraiser – это не пришей к... фуфайке рукав. Поэтому они и канули в Лету ничего глобального так и не добившись. Прежде чем покорять западные просторы, сначала надо было бы у себя сколь-нибудь приличного статуса добиться, записать альбома 3-4, отгромыхать по необъятным просторам нашей Родины (благо тогда спрос на такую музыку у наших «голодных» фэнов ещё был), а там, глядишь, и «прорываться» никуда не пришлось – сами бы позвали... Ан, нет...
ГОРОД ДИТ
Вообще никогда не слышал об этой группе из Новосибирска, даже названия. Тем интереснее было познакомиться с их творчеством.
Альбом 1989 года «Настанет этот день» даже удивил. Весьма добротный и бодрый heavy metal, исполненный и реализованный на приличном уровне. Музыка ну очень похожа на Арию, в основном благодаря крутому вокалисту (который, собственно, и «вытягивает» весь материал), хотя запись у «арийцев», конечно, покруче будет. К сожалению, не обошлось тут без слезливых медляков и элементов ненавистного мной глэм-рока.
Следующий альбом 1990 «G Dit» записан хуже предыдущего – гитары почти не звучат. Стилистически мало что изменилось – это по-прежнему русскоязычный heavy metal. Глэма, к счастью, стало чуть меньше, более того, добавились элементы thrash metal, но агрессивности это не прибавило – хилый саунд срезал всю остроту.
Если вы фанат Арии, то рекомендую послушать эти два альбома, думаю, что разочарованы не будете.
В 91 году вышел альбом «Over There» с которым группа прыгнула на тот же поезд, ведущий в никуда, где уже ехала куча подобных групп. Музыка унифицировалась донельзя, русский язык убрали в угоду «стандартному» английскому с ужасным сибирским акцентом, который слышу даже я. Стало похоже на беззубый недотрэш, типа Hellraiser’а, хотя у последних на порядок лучше реализация. В общем, захотели, понимаешь, собирать стадионы и купаться в бассейнах с шампанским, думали, что сделали «как надо», а оказалось, что это уже не надо никому...
МАСТЕР
Про Мастер и так все кому надо знают, но опять же, не упомянуть их не могу.
Что-то там у будущих «мастеров» с Арией (точнее с Векштейном) не заладилось и они покинули тот чудный ВИА, немедленно организовав свой проект, и как показало будущее, это было правильным решением. Вскорости (в 1987 году) был записан и реализован дебют, который, не мудрствуя лукаво, так и назвали – «Мастер».
Первые четыре трека альбома (в альбом входят ещё три неплохих хеви-металлических песни из «арийского» периода и две баллады) получились убийственными по всем параметрам. Прежде всего, музыка – настоящий thrash metal, агрессивный и скоростной. Немаловажная деталь – звук достаточно крутой. Это именно металлический звук, а не роковый, сделанный «под металл».
Кстати, в далёком 1987 году Мастер (тогда ещё вокалировал Арзамасков) сняли клип на одну из своих песен с дебютного альбома, став, таким образом, первой в Союзе металлической группой снявшей полноценный клип (ну и пофиг, что он... несколько... мм... ладно, смотрите сами...).
Далее был альбом «С петлёй на шее», слабее дебюта на мой слух, не в последнюю очередь всё испортила дятлообразная драм-машина (я не верю, что это живая «кухня», ведь альбом писался чуть ли не в домашних условиях). Да и остальные параметры ухудшились: музыка стала не такой цепляющей и мощи поубавилось. В лирику были вплетены дурацкие социальные и антисоветские элементы. Вообще, загадка, как альбом пропустил худсовет, скорее всего, тупо не поняли посыла, что опять же доказывает мой тезис из введения – если ты под крышей Партии, то тебе позволялись даже такие «вольности». Да и на дворе был уже 1989-й год – можно было практически всё.
После этих релизов «мастера» как-то вышли на контакт с неким европейским лейблом и договорились записать англоязычный альбом в Бельгии. Но что-то там не получилось и альбом 91 года «Talk of the Devil» вышел у нас. Несмотря на некоторую конъюнктурность, релиз получился очень сильным – короткие «бомбометательные» треки суховатого и техничного thrash metal. Здесь уже и музыка, и реализация доведены до максимального на тот момент уровня. Придраться практически не к чему.
Бывший вокалист Серышев, которого я отношу к немногочисленной когорте настоящих рок-вокалистов, а не просто вокалистов или певцов, сейчас поёт в церковном хоре и, судя по всему, после смерти мечтает попасть в рай. А Мастер существует до сих пор, благодаря энтузиазму Грановского, являясь на сегодняшний день одним из немногих старейших металлических коллективов, не потерявших своё лицо.
Респект!
КАНТОР
Мрачный thrash metal с медленными вставками и разными оригинальными фишками мы можем услышать на единственном демо банды 1989 года выпуска, которое так и называется – «Кантор». Совершенно точно у группы был серьёзный потенциал и очень жаль, что они кроме этого демо так толком ничего и не записали.
Уже в наши дни вроде как намечался реюнион и в 2012 году даже вышел интернет-сингл «Сбой в системе», как скоропостижно умер лидер коллектива и в итоге ничего не получилось... Увы...
Дела надо делать сразу, а не ждать когда «будет время», мифического «вдохновения» и прочих несуществующих абстракций...
ADEM/ЭДЕМ
Любопытный проект из Киева с двумя альбомами 1988 «Time Of Madness» и 1989 «Golgotha», на которых представлен весьма навороченный техно-трэш с психоделическими элементами.
Музыка банды на очень высоком, я бы даже сказал, мировом уровне. Очень всё достойно: и сама музыка как таковая, и запись (не идеал, конечно, но...), и вокал. Даже есть кое-какие свои оригинальные идеи – группа на тот момент определённо имела своё лицо. С таким материалом совершенно точно можно было заявлять о себе на Западе.
Музыканты играют очень слаженно и технично, очень радует барабанщик. Казалось бы, всё замечательно, но что-то не зацепила меня их музыка, хотя первый альбом неплох, неплох…
В 2004 был выпущен очередной альбом и музыка банды не только не деградировала, но и набрала оборотов – стала чуть более тяжёлой и агрессивной.
ШАХ
Всем известный коллектив, о котором и писать-то особо нечего. Первый альбом был записан ещё в 1985 году (но реализован позже), что делает ШАХ первой отечественной англоязычной thrash metal группой.
Музыка ШАХа мне никогда особо не нравилась, всё было как-то слишком… никак. Неплох альбом 1991 «Terror collection», с переигранными старыми боевиками группы, радующий тупым двухаккордным «нарезаловом» под один и тот же темпоритм – но в целом всё довольно бодренько и весело. Остальные альбомы пресноваты для меня, хотя на концертах ШАХи слушались гораздо лучше, чем в записи.
Помещаю уникальное видео, прямо памятник эпохи – концерт ШАХа в г. Надым (!) с Крупновым на басу.
Нынче Гарсия живёт на исторической родине – в Испании, но связь с Россией не разорвал и иногда пописывает музыку для отечественных сериалов – печальный конец для музыканта, на мой взгляд.
Гарсия немного странноватый товарищ. Те немногочисленные интервью, которые я видел, явно были даны без всякого желания и демонстрировали просто наплевательское отношение к фэнам. У меня даже сложилось впечатление, что ему просто… стыдно за ШАХ! А как ещё воспринимать ответы в стиле «да», «нет», «не знаю», «пофиг»? Может у него характер такой, или рассказать просто нечего – не знаю, да и пофиг...
КРЕМАТОР
Ленинград и …death metal! Наверное, не сильно ошибусь, если назову единственный небольшой по длительности релиз группы КРЕМАТОР 1989 года «За чертой» первым отечественным death metal альбомом. Не считая звука, все остальные элементы стиля присутствуют: гроул, бласт-биты, «мрачная» лирика... А если отталкиваться не от того, во что превратила death metal музыкальная коммерция, то этот релиз с точки зрения андеграунда является 100% death metal релизом, в истинном первозданном значении термина, так как несёт именно исконный смысл стиля, то, что в него закладывали «отцы-основатели»: Hellhammer, Possessed, самые ранние Death и Morbid Angel, которые начали творить, кстати, всего лишь за 4-5 лет до этого нашего релиза. Так что мы тут не сильно отстали. И вообще не отстали, если вспомнить, что как раз в это время набирал обороты скандинавский (преимущественно шведский) death metal в лице Nihilist, Carnage, Unleashed, Treblinka...
Несмотря на невысокое качество реализации, я считаю этот альбом одним из лучших отечественных metal релизов того времени.
ГАЛАКТИКА
Началось всё очень давно, ещё в самом начале 80-х годов и проект тогда ориентировался на мягкий русскоязычный поп-рок с элементами джаза и психоделии – тот стиль, который пытались играть многие.
К ранним концертам я отнёсся несколько скептически, но когда начал слушать, то совершенно забыл, что это концерт! Местами очень любопытная музыка и жаль, что запись неважнецкая. Техническая подготовка музыкантов на очень высоком уровне: клавишник издаёт различные звуки (когда он только успевал переключать пресеты?), барабанщик местами солирует (!), да и остальные музыканты не подводят. Это раннее творчество к металлу совсем не относится, но не сказать о нём просто нельзя.
Дальше коллектив претерпевал различные стилистические метания – чуть ли не от эстрады до глэм-рока и heavy metal.
По настоящему металлический альбом был выпущен в 1987 году и так и назывался «Я – металл». Ну да, heavy metal с клавишами и плохой записью – стандартный набор советской металлической группы. Встречаются и отголоски былых релизов – то тут, то там проскакивают глэмовые и рок-н-рольные элементы. В целом альбом очень слабый, и это не смотря на высокий исполнительский уровень всех музыкантов. Усугубляет впечатление наивная до дебильности лирика:
Я металл на ус мотал,
Грохотал на весь квартал.
И даже дворник подметал
Наш участок под мета-а-а-алл!!
Кхм… ну ладно… «Видно, каждому – своё» – заключает вокалист, и я не могу с ним не согласиться.
Следующий альбом 1991 года называется «Galaxy», и стремление унифицировать свою музыку достигло апогея. Материал почти полностью трансформировался в глэм-рок, heavy metal совсем исчез, лирика стала англоязычной. В общем, абсолютная калька американских аналогов (хотя можно вспомнить и шведов Europe) – ничего своего. Музыка просто ужасает своей никчемностью. Правда, на порядок выросла техническая реализация – неплохо записана гитара, да и в целом саунд качественный, вокалист поёт без слышимого мной акцента... Из альбома получился бы хороший саундтрек для западного фильма про подростковые проблемы.
ВАЛ’КИРИЯ
Тоже довольно известный московский коллектив и я рассмотрю их 22-минутное демо 90-го года «Валькирия взлетает».
Музыка впечатляет с первых же аккордов. Очень смелое решение с женским вокалом, притом, что это не привычный оперный вокал, который станет моден в пауэр-металле и в готическом doom metal через 8-10 лет после этого релиза, а... Даже не знаю, какую дать характеристику вокалу, но толику сумасшествия вокалистка добавила, это точно.
В музыке слышны очень нестандартные ходы и есть даже некоторые психоделические моменты. Отличная идея с клавишами, которые добавляют музыке симфоничности (а не попсовости, как у других). Гитарный звук очень хорош – тяжёлый и плотный, да и группа в целом играет очень плотно. Запись и сведение на высоком европейском уровне. Удивительно!
В целом материал разнообразен не только риффами, но и темпоритмами – то среднескоростное «нарезалово», то взрывная «стучалка». Есть и техничные соло. Стилистика находится где-то между техно-трэшем и прогрессивом, а из некоторых риффов прямо таки сквозит death metal. И это ещё при СССР! Фантастика!
Очень интересный и оригинальный альбом, который слушается свежо и мощно даже сейчас, спустя четверть века, жаль только, что он такой небольшой. Ничего «советского» или «рок-н-рольного» в нём и близко нет. Поэтому я думаю, что в моём обзоре это лучший релиз, без вариантов, так как попросту не к чему придраться!
Уже в постсоветский период банда выпустила ещё несколько весьма интересных альбомов, но, на мой взгляд, по многим параметрам они уступают дебютному демо. Но с другой стороны, группа не деградировала, имеет своё лицо и на протяжении долгого времени рубила свою собственную фишку – а в наших реалиях такой нонконформизм можно приравнять к геройству и дать за это медаль…
МАРКИЗА
Несмотря на очень скудную металлическую сцену конца 80-х, встречались даже такие одиозные коллективы как этот – женская рок-группа (хотя мужчины в группе тоже были).
В музыке никакого металла практически нет. Это заводной рок-н-ролл не дотягивающий даже до хард-рока как по музыке, так и по реализации (первые два альбома), а последний (третий) релиз – практически попса. В целом же для каких-нибудь байкерских концертов такая музыка самое то, ещё можно в молодёжные фильмы «про любовь» вставлять…
Ну, не знаю... Наверное, я просто такую музыку не воспринимаю, хотя не отдать должное сумевшим пробиться в то непростое время девчонкам не могу – в этом плане они молодцы!
УДАР
В интернетах давно ходит фотография минской группы Удар, превратившаяся в сетевой мем о якобы существовавшей группе Вепри Суицида. Странно, хотя забавно...
Мне известен единственный альбом группы «Не убей» 1989 года. Стиль – конечно же, heavy metal, и этим сказано всё. Мелодично, неплохой вокал, двухбочечный кач, русскоязычная лирика... Есть даже обязательная для такого релиза баллада «В небо унеси», со слезливым текстом. Запись далеко не идеальна: гитары лёгкие и слишком размазаны, сама запись очень шумная, возможно, свою отрицательную роль сыграла и некачественная оцифровка. В целом всё как-то банально, уху не за что зацепиться, хотя может любителям стиля и понравится.
Альбом идёт без малого 1 час 10 минут и прослушать его полностью за раз практически невозможно – очень уж утомляет.
ВИЙ
Не перепутайте эту московскую группу с другими, гораздо более мрачными москвичами ВОЙ, которых я рассмотрел в первой части обзора. Тут же – весёлые москвичи со своим единственным альбомом 1989 года «Без креста», на котором они демонстрируют умение играть стандартный heavy metal «ни шагу в сторону», и русскоязычную лирику. Записано всё сносно, но сам материал настолько безликий и пресный, что и сказать больше нечего. Можно отметить неплохого вокалиста, но это, пожалуй, всё…
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Ещё одна древняя группа из Ленинграда, сформировавшаяся в самом начале 80-х. Стилистическая направленность от релиза к релизу варьируется от хард-рока до heavy metal. Что-то заслуживающее внимания началось с полноформатника 1989 года «Своими руками».
Нельзя не обратить внимание на просто фантастического хрипло-верещащего вокалиста (и, надо сказать, неплохого поэта!), пытающегося «закосить» под Удо Диркшнайдера, и местами у него это действительно получается. В отечественном heavy metal это один из лучших вокалистов, который я слышал, и это не столько из-за тембра, сколько из-за умения с ним обращаться.
Следующий альбом 1991 года «Hellraiser» меня по-настоящему зацепил, и это несмотря на то, что я не особо люблю heavy, но тут сыграло роль сразу несколько факторов: сильный вокалист, со своей редкой в наших краях манерой пения, небанальная окологотическая лирика, хорошая запись, техничные музыканты. Но главное – сама музыка как таковая! Это true heavy metal классического британского образца – скоростной, зажигательный, пронзительный и мелодичный. Что особенно приятно – без всякой наносной чехуи, типа глэма или рок-н-ролла, да и явных заимствований не слышно. Некоторые риффы довольно оригинальны, а местами просто сногсшибательны! Великолепный релиз почти без слабых мест!
Если вас интересует качественный олдскульный и при этом русскоязычный heavy metal, то послушайте альбом «Hellraiser» группы Скорая помощь, который как раз годится для того, чтобы зарядить потрёпанный винил в проигрыватель, развалиться с кружкой пива в кресле и поплакать о былых временах...
* * *
Прочитав мои размышления в начале и обзор советских металлических коллективов, можно прийти к неутешительному выводу – к сожалению, никаких предпосылок по созданию андеграунда «по западному образцу» у нас не было. Более того, я думаю, что настоящая рок-музыка (а про металл я даже и не говорю) вообще не для России... То есть, да, конечно, можно делать сколько угодно попыток, приближаясь к «эталонам» (порой даже удачно), но создать что-то новое не на «своём поле» трудно само по себе, а для поздне- и постсоветской России фактически было невыполнимой задачей.
Разбор причин, приведших к такому печальному состоянию дел, потребовал бы ещё столько же места, сколько занимает этот отчёт, с неминуемым выходом на более глобальные и классические вопросы, типа «как нам обустроить Россию». Поэтому просто посмотрите любой фильм про металл, особенно рекомендую «Get Thrashed!» (про возникновение американского thrash metal) или даже художественный «Клуб CBGB», и представьте происходящее там, но уже в наших позднесоветских реалиях, и что важно (но не принципиально) – желательно в каких-нибудь городах отличных от Москвы/Питера.
Другая, но не менее фундаментальная проблема – это сам материал. У большинства музыкантов просто отсутствовало понятие о том, что же такое metal-музыка. Да и мозги были серьёзно отравлены советской эстрадой. И как итог: в лучшем случае получался какой-нибудь глэм, «слепленный» по западным лекалам, а в худшем – всё крутилось вокруг говнорока.
Про технические проблемы я уже не раз говорил – отставание по всем фронтам, включая саму культуру звукозаписи. Да, ты можешь готовить незатейливые блюда (играть простую музыку «по шаблонам»), но в этом случае уж будь любезен преподнести их на красивой тарелке и с серебряными вилками (классно записать и издать свой материал). А если ты и готовишь так себе, и у тебя тарелки грязные – то тут уж извините, кушайте сами...
Несмотря на весь этот беспросвет, оригинальные и самобытные релизы у нас всё же были: Валькирия’90, Крематор’89, Вой’90, ДИВ’88... Это говорит о том, что пусть и «через немогу», а что-то интересное появлялось. Крепкие команды первого дивизиона давали надежду – Железный поток, Скорая помощь и другие... Да и банды из высшей лиги поддерживали достойный уровень – Ария, Мастер, Круиз... Казалось бы, есть всё, но...
Но что-то пошло не так... Если бы ребята уже в 90-х годах довели бы до ума свои ранние оригинальные задумки, брали бы из западной музыки только подходы, а не пытались безуспешно «косить» под них, то возможно, что они и породили бы новые смыслы и создали бы полноценную самобытную сцену. Но всё обернулось иначе…
Настоящая свобода (это та, что внутри и которая не зависит от текущего государственного строя) была променяна на жвачки, джинсы, колбасу и возможность торговать углеводородами...
В 00-е началась цифровая эпоха и некоторые правила кардинально поменялись. Но это уже совсем другая история...
* * *
Напоследок решил выложить фрагмент интервью с редактором голландского фанзина MorticiaNumskull, взятого из отечественного Raven’zine. Гарольд (Harold Dekkers – редактор) рассказывает о впечатлениях от нашей тогдашней сцены. Хоть интервью и датировано примерно 1997-98 годом, но вполне отражает положение дел тех, уже таких далёких времён…
R(aven): Мы оба были свидетелями развития российской сцены в течение последних нескольких лет, но если я наблюдал этот процесс (или участвовал в нём?) изнутри, то ты – просто со стороны, и твои наблюдения могут существенно отличаться от моих (весьма пессимистичных, надо признать). Это и будет предметом нашего разговора – «вид сбоку». В чём отличие российской сцены образца ‘94 года от нынешней под пристальным взглядом из-за «бугра»?
H(arold): Насколько я могу видеть, её развитие идёт медленно, и только по-настоящему заинтересованные люди имеют какое-то представление о русской сцене. Я помню свой первый контакт с Gothic'zine из Мурманска, это был где-то 93-й год. В то время почти все группы были просто неинтересны. Они страдали убогим звуком, и были способны только на то, чтобы копировать западные образцы. За прошедшее время некоторые команды сумели заметно повысить свой профессиональный уровень, но мне до сих пор вполне хватит пальцев на руках, чтобы пересчитать их.
R: Что тебя так привлекает в русской сцене?
H: Я не думаю, что в ней действительно есть что-то особенное, за исключением разве что того факта, что она такая небольшая (уже, к сожалению, не такая уж и «небольшая» – Raven.). Всё это напоминает мне ранние дни death metal, великое время тейп-трейдинга и фанзинов. В России я надеялся найти новую, свежую сцену, которая была бы способна создать что-то своё, необычное среди всех клише. Но сейчас я вижу, что ваша сцена ещё в большей степени гнилая, чем где бы то ни было. Всё, за очень редким исключением, является ещё более нелепым и безликим, подверженным моде, повторением того, что происходило в Европе. Иногда складывается такое впечатление, что русские просто не понимают даже самой сути всего этого. Но, в любом случае, это не мешает мне испытывать уважение к тем группам, которые пытаются выжить посреди всей этой ерунды, и стараются внести что-то индивидуальное в то, чем они занимаются.
R: Мне уже не раз приходилось слышать жалобы на наши группы, которые слишком ленивы даже для того, чтобы сделать что-то для себя. Они не уделяют никакого внимания своему собственному промоушну, не отвечают на интервью, не говоря уже о простых письмах из-за границы, и так далее в том же духе. Всё это должно выглядеть по меньшей мере странным в глазах практичных европейцев, я полагаю...
H: На самом деле в этом нет для нас ничего особенно странного. Фактически мы этого и ожидали. Но как бы там ни было, это не делает чести, и не приносит пользы, даже несмотря на то, что нам известно ваше нелёгкое положение.