Идея взять интервью у какой-нибудь интересной личности была у меня уже давно. А тут как раз совпали несколько факторов - девушка, музыкант, схожие идеи, умный собеседник и, наконец, отличная музыка! Так за чем же дело стало?
Это моё первое интервью, так что к банальностям с моей стороны просьба отнестись с пониманием. Но я спрашивал то, что мне реально интересно.
Хочу выразить Аграте благодарность за активное содействие и развёрнутые ответы.
1. Заложена ли какая либо концепция в Halgrath или другими словами, что ты хочешь сказать/донести своим творчеством?
Халграт и есть концептуальный акт. Так как любой звук, частота, резонанс является прежде всего способом передачи информации на сознательном или подсознательном уровне, я могу сказать, что данная музыка часто является следствием, а не причиной. Моя музыка не являет собой отдельно стоящего от энерго-иформационного поля образования. Многие люди, достигшие среднего уровня познания, рассматривают музыку или любой иной вид творчества самой целью. Воплощение чего бы то ни было, исходящего, как им кажется, из их внутреннего мира или души, они воспринимают как удовольствие и делают это часто "для себя". Но люди не понимают самого хода своего мыслительного процесса, не то что самого факта и происхождения форм искусства.
Я не стала бы назвать Халграт проектом, это всего лишь отражения. И это отражения чего угодно – эмоций, информации, поступающий изнутри или извне; образов, частей до-телесной памяти и т.д.; воплощая эти частицы в целостные картины, я делюсь со слушателем прежде всего своей памятью, вкусом и мироощущением. Каждому человеку стоило бы понять, что его способ восприятия не является объективным и в этом вопросе всегда есть альтернативы. Я училась воспринимать мир как человек. А сейчас я хочу научить людей воспринимать его иначе.
2. Помогает ли тебе кто при сведении материала или это сугубо индивидуальный проект и никого постороннего к акту творчества ты не допускаешь?
Исторически так сложилось, что рядом никогда не было людей способных понять или помочь в моих начинаниях. Думаю, история не нова. Учиться приходилось самой и на своих ошибках. В определённый момент я поняла, что это единственно верный путь, по крайней мере, в моём случае. И данный аспект присутствует во всех сторонах моей жизни, не только в творческом процессе.
3. У тебя есть музыкальное образование? У тебя хороший поставленный голос...
Скажем так, образование я не окончила. Можно даже сказать, едва начала ). Но люди, которые верили в мой талант или уникальность моего пути, всегда находились, просто, конечно, их были единицы среди тысяч закапывающих меня в грунт. К примеру, я благодарна моему единственному настоящему преподавателю вокала – народной артистке России Ольге Григорьевне Мещеряковой, которая сразу же, услышав меня, стала заниматься со мной по индивидуальной программе. Разумеется, я училась в музыкальном училище по классу академ вокала, но проучиться долго я там не смогла – слишком тесны были рамки общественных учебных заведений для меня. В последствие Мещерякова звала меня поступить в Ставропольский государственный университет, на отделение искусств, где она была зав. кафедрой. Мы даже приготовили всё для поступления, и даже экзамены были бы фикцией. Но в последний момент я передумала и отдалилась ото всех, приняв решение избрать иной путь.
4. Как ты вообще пришла в даркэмбиент? Были/есть у тебя другие проекты, кроме Halgrath?
Я всегда писала свои песни сколько себя помню. Никто и никогда этого не понимал и очень долгое время родители склонялись к тому мнению, что я вообще не имею ни голоса, ни слуха. Только в 11 лет началось моё музыкальное образование, когда в общем–то отдавать ребёнка в музыкальную школу уже поздно. Правда, вопрос образования меня всегда мало интересовал. Прежде всего, мне было нужно научиться воплощать ту бездну, что находилась внутри, ту бездну, с которой я долго не могла найти понимания и которую невозможно постичь мне до конца и по сей день (впрочем, это и не удивительно, ведь мне ещё 24 года). Та бездна, которая немного себя проявляла в моём раннем музыкальном творчестве, никогда не относилась и не будет относиться к какому либо стилю. Это память. Это раны. Это страдание. Это несправедливость. Это боль. И если квинтэссенцией сего явились определённые сочетания звуков и нот, то это ещё не значит, что эти звуки и ноты можно классифицировать или отнести к какому-либо стилю.
Моя музыка отчасти стала причиной моего отчисления из музыкального училища. Причиной моей непосещаемости в старших классах школы, моей неспособности подчиняться навязанным правилам. Я никогда не приходила к даркэмбиенту. Если вы склонны это так охарактеризовать, то я могу сказать, что я в нём всегда жила.
Халграт не проект. Я уже говорила. Моё творчество цельно и воплощается в различных видах. Конечно, для слушателя это слишком разная музыка и мне пришлось разделить своё творчество по "папкам" или по проектам. Произведения, более менее стилистически вписывающиеся друг под друга, я отнесла к нескольким проектам, среди которых главным является Халграт (в свое время идеи в этом стиле мне показались наиболее довершенными), Ashlight Resonance (неоклассика), Cyasta Fractis – самый минималистичный проект из всех, являющийся по сути более менее классикой Д/А, и ещё музыка в стиле электро. Понятия не имею как её классифицировать.
5. Интересует ли тебя другие формы звукотворчества? Смогла/хотела бы ты попробовать себя в других стилях? В black metal, скажем, или в EBM?
Признаться, я полюбила black metal с первого момента прослушивания. Я никогда не любила металл, но на самом деле блэк, и причём далеко не весь, но только некоторые команды способны воплотить нечто, что вызвало у меня сильный резонанс. Тьма. Бездна. Боль. Аспекты, вызвавшие резонанс.
Я никогда не любила EBM. Конечно, в любом стиле можно воплотить истинный духовный порыв, но есть такие стили, в которых я такого не нашла. А попросту, в них не было ничего, чтобы во мне нашло внутренний отклик. То есть это субъективно. Но голимой электронщиной я тоже занималась, но классифицировать не возьмусь – не настолько я сильна в этом.
6. По моим наблюдениям, достаточно много эмбиент-музыкантов либо выступают, либо стремятся к этому. Были ли у тебя выступления? Вообще, ты рассматриваешь Halgrath как концертный акт?
Мои выступления бывали исключительно с академ репертуаром)) со своей музыкой мне ещё не приходилось выступать. Я знаю, что рано или поздно мне придётся это сделать, но на данный момент я не думаю, что готова. Выступление нужно продумать. Поскольку выступление это прежде всего общение с публикой. В нём задействованы все органы чувств – не только аурально, или аудиально, но и зрительно, эмоционально, энергетически, и даже, возможно тактильно. Поэтому, я думаю, что если мне придётся организовать такое мероприятие, это не будет скучным просматриванием видеоряда под звуки эмбиента.
7. Ты "варишься" в электронно/эмбиентной "тусовке"? Поддерживаешь ли с кем-нибудь контакт? С повальной интернетизацией общение перестало быть проблемой...
Конечно, мне пришлось познакомиться с добрыми тысячами людей, для того чтобы иметь возможность найти тех, кому звуки моего творчества могут не только понравиться или быть близки, но быть принятыми как информационный поток. И я знаю, что каждый человек, способный это воспринять или интерпретировать, на самом деле и есть человек, с которым я могла бы общаться как с другом. Значит у нас есть чем обменяться и может быть мы уже знакомы. И, тем не менее, я стою вдалеке от любых тусовок. Если бы у меня была возможность, я бы собрала группу людей по интересам, но в этой группе, прежде всего, происходило бы наше совместное духовное развитие, раскрытие себя и познание мира. Я не вкладываю в это высказывание тот смысл, который общепринят буддистами и разнообразными сектантами, прослушивающих различные успокаивающие шумы для "раскрытия чакр", я говорю о реальности, я говорю о самоосознании. В этом нет ничего религиозного или эзотерического.
8. Таки решусь задать вопрос про религию/мировоззрение. У тебя в Фейсбуке написано "древнеегипетская религия"? Можешь ли рассказать поподробнее...
На самом деле, отношения к древнеегипетской религии или мифологии я не имею никакого. Можно считать это забавным подтруниванием для легковерных европейцев, любящих, когда всё на земле имеет четкую классификацию и название, и было уже придумано кем-то и когда-то, было записано и учтено.
9. Как ты относишься к чужеродным мировоззренческим трендам, расплодившимся вокруг – скандинавскому язычеству, буддизму, дианетике, толкинизму и пр. (я уж молчу про христианство/мусульманство)? Думаешь ли ты, что у нас ничего "этакого" нет и что гораздо проще и "элитарнее" поддерживать далёкие индуистко-тибетские практики или более близкую по мировоззрению Скандинавию, а развивать и поддерживать "отечественного производителя" становится делом пошлым и в чём-то даже постыдным...
Не отношусь никак и стараюсь сторониться этого и даже не вдумываться. Чем больше через себя пропускаешь, тем больше мусора в тебе, как в фильтре для воды, остаётся. И так много ненужного в себе накопила, что подчас может сбить с принятия верного решения, которое уже прописано внутри. Ничего не поделать. Нас воспитывают так, чтобы к внутреннему голосу мы прислушивались минимально, не выбиваясь слишком сильно из легкоуправляемого стада.
Такие вещи как религии, я вообще считаю забавной штуковиной, имеющей в своём начале какую либо часть или несколько частей глобальной истины, приукрашенной, изменённой под конкретное время, место, население, с целью контролировать его, но и притом, не лгать настолько, чтобы это не работало совсем. Взгляните на ложь – она разнообразна. Это и отличает религии, а истина одна, и во всех религиях до единой есть общие аспекты.
10. В продолжение предыдущего вопроса. Веришь (чувствуешь) ли ты т.н. оккультуру той страны (земли), в которой мы родились и живём? Есть ли она?
Увлекаться религией, а тем более чужеродной – есть не что иное, как добровольное вгонение себя в рамки, в рабство и узость восприятия. Но конечно, лучше бы русские парни увлекались не Тором и Одином, а Перуном и Сварогом. Но злоупотребление в чем угодно ведёт к фанатизму и зависимости и мне приходилось наблюдать русских язычников фанатиков, которые совершенно не в ту сторону направили свой вектор развития. У русской земли уникальная история и природа, уникальная энергия. Во многом, изучение славянской культуры, сближает человека с пониманием этого.
11. А не считаешь ли ты, что полезнее и интереснее найти эзотерические знания в любом произвольно взятом учении/мировоззрении и пользоваться ими, а не черпать их в купленных возле пивного ларька или на рынке "древних манускриптах" с "истинами"?
Конечно, я согласна с этим. Вообще, человеку необходимо разностороннее изучение РАЗЛИЧНЫХ источников, осознанное желание найти зерно истины, но не поиск бога, в которого можно было бы поверить. С этой точки зрения, я могу огорчить любителей верить в богов, их нет. Есть силы, которые никак не окрашены личностно. Часто они локальны. И ещё поэтому поклоняться заморским богам не только бессмысленно но и опасно – таким образом, нарушается баланс сил. Но изучение есть ключ к пониманию, к освобождению.
12. Стандартный вопрос, который задают многим музыкантам. Вопрос пиратства. Как ты относишься к новой (виртуальной) реальности, когда т.н. "контент" не стоит практически ничего и любой может скачать сколь угодно "редкий" альбом?
Не знаю. На самом деле, моя музыка общедоступна для прослушивания и скачивания, и я рада сама тому, что я могу бесплатно найти нечто, что я в иной ситуации не могла бы найти. У каждого человека должен быть выбор – купить или получить бесплатно. Информацию нельзя продавать. Она должна быть общедоступной, иначе это уже превращается в тоталитаризм, в котором кто-то должен решать, что кому знать и кому сколько за это можно заплатить, чтобы оказаться в числе избранных.
13. Что ты есть?
Я есть всё. Я есть ничто. Я есть маленький человек. Я есть вселенная. Я прошлое, я есть в будущем. Я есть в мгновении, которое люди называют "настоящее время". Я есть любовь. Противоположность и единение. Я не принадлежу никому, но притом принадлежу каждому. И всё это вышесказанное о каждом из вас.
Контакты:
http://www.facebook.com/Halgrath
http://www.realmusic.ru/halgrath
Сентябрь, 2011 г.