Звукоулавливатели
Думаю, многие видели в Интернете фотографии странных людей с забавными "ушами". Нашёл в журнале "Радиофронт" (№15 за 1931 год) статью про эти самые "уши".
Фоток в статье почти не было, так что понадёргал из Сети. Единственное, что осталось непонятным. На этих фотках, как я понял, солдаты голландской армии. А РККА такие приборы использовала или нет? Статья ответа не даёт.
Да, возможно про звукосинтез и музыку здесь речи нет, да и статья больше по акустике, но всё равно интересная тема.
Мировая война послужила сильнейшим толчком к развитию целого ряда новых областей военной техники, в том числе военной акустике и звукометрии. Широкое распространение, которое получили в мировую войну артиллерия и военная авиация, заставили военных техников обратиться к акустике, как методу определения местонахождения артиллерии и пути движения самолётов. Помимо того, акустические методы нашли применение в вопросах измерения глубин, обнаружения препятствий, и, наконец, как средство связи между подводными судами.
Золотой Дионис (Denis d'or) – первый электроакустический инструмент
О Золотом Дионисе практически нет информации. В смысле, не только в Интернете нет, а вообще нет, не сохранилось. Вся информация, которую можно было найти в сети, помещена в англоязычной Википедии. Выкладываю мой вольный перевод этой статьи и несколько вопросов для размышления.
Подробнее: Золотой Дионис (Denis d'or) – первый электроакустический инструмент
Энгармонический клавесин В.Ф. Одоевского
Не без труда нашёл описание энгармонического клавесина В.Ф. Одоевского в альманахе "Историко-математические исследования" №39 за 1999 год. В статье помимо описания изобретения, рассказывается о том, что именно натолкнуло Одоевского на эту идею расширения классической музыкальной палитры, а так же дан небольшой экскурс в древнерусскую музыку.
Полное название статьи: "Математическая теория темперации. Князь Владимир Фёдорович Одоевский и его энгармонический клавесин". Автор: Д.А.Баюк.
Intonarumori / Интонарумори
После написания манифеста "Искусство Шумов", у Руссоло появилось естественное желание воплотить теоретические идеи на практике. Что бы реализовать это в "железе", в 1913 году Руссоло изобрёл семейство музыкальных инструментов, имеющих общее название Intonarumori, что можно вольно перевести как "шумогенераторы".
Телгармониум Таддеуша Кэхилла
Это мой собственный перевод англоязычной статьи про первый серийно выпускающийся электрический синтезатор - Телгармониум. Просто нельзя не написать про этого монстра! Перевод, возможно, несколько куцый, но в Рунете такой подробной статьи нет.
Электрификация звука
Статья из "Техники молодёжи" №8 за 1936 год. Автор: Евгений Симонов.
В статье автор на примере терменвокса пытается осмыслить явление электромузыки и пытается решить задачу "оживления" электроинструментов. Он обращает внимание на ровный звук терменвокса и неявно предлагает поработать над амплитудой сигнала (классическая огибающая – ADSR - атака, спад, задержка, затухание) и над добавлением пространства в звук (реверберация).
В статье высказываются довольно смелые утверждения. Например, что музыка Баха несколько наивна и старомодна. Или вот ещё: родиной электроинструмента является Советский Союз. Скажем так, что это утверждение не совсем верно (смотрите другие статьи из этого раздела). Так что предлагаю строго не судить автора статьи. Во-первых, у него не было Интернета. Во-вторых, он же не хотел ничего плохого, а всего лишь пытался ещё немного возвеличить (не без основания) и без того достойных советских изобретателей...
Электромузыка
Статья про важность адаптеризации инструментов, про синтезатор И.Д.Симонова "НИМИ" и про синтезатор ударных инструментов.
Источник: "Техника-молодёжи" №6 за 1939 год.
Несколько лет назад в СССР приезжал на гастроли знаменитый гитарист Андре Сеговия. Исполняя в Большом зале Московской консерватории одну из пьес испанского композитора, артист предупредил, что он играет на адаптеризованной гитаре. И действительно, инструмент звучал во много раз сильнее, не теряя присущего ему тембра. В беседе с московскими конструкторами Сеговия заявил, что советский адаптер работает значительно чище тех, с которыми он пробовал выступать в Лос-Анжелесе.
Клавихорд и клавесин
Статья по истории старинных клавихордов, клавесинов и подобных клавишных инструментов. Добавляет интереса то, что данная статья, за авторством Евгения Браудо, была издана в виде брошюры в 1916 году в серии "Музыкальный современник" под №6. Как всегда, распознал и перевёл с дореволюционного на современный русский. Картинки, конечно, плохи по качеству, но при желании, думаю, что можно в Интернете отыскать нормальные.
Сравнительно недавно музыкальная наука стала уделять серьёзное внимание истории старинных инструментов. Ещё лет двадцать тому назад эти выходцы из далёкой старины, вызывающее представление о заманчивой красоте прошедших веков, о забытых музыкальных шедеврах, интересовали лишь ученых археологов, да хранителей музеев. В последние же годы, благодаря успешной деятельности разных "ассоциаций для игры на старинных инструментах", коих насчитывается немалое количество во всех крупных культурных центрах, эта область музыкального исследования стала привлекать выдающаяся научные силы. Ибо первые же попытки представить перлы старой музыки в оправе присущей им звучности показали, что музыкальное искусство старых годов, столь утонченное и хрупкое, требует виртуозного слияния техники с содержанием, и что только точное выяснение конструктивных особенностей всех этих курьёзных клавесинов, клавихордов, виол даёт возможность действительно оживить угасшие жемчужины старого мастерства.
Домашняя запись и воспроизведение звука
Статья из №4 журнала "Радиофронт" за 1935 год. Картинки, конечно, ужасны по качеству, но других нет.
Предлагая вниманию читателей описание простой системы "домашней звукозаписи", редакция рассчитывает, что материал статьи разбудит техническую инициативу и изобретательность радиолюбителей в той области, которая пока ещё "не освоена" в быту радиослушателя. Такое отставание объясняется известной сложностью технических приемов звукозаписи и конструктивного выполнения аппаратуры для записи. Кроме того, повысившееся за последнее время качество воспроизведения звука с пленки и с грампластинки, которое мы уже привыкли слышать благодаря радиовещанию, создаёт психологические трудности — радиолюбитель зачастую не решается со своим скромным арсеналом технических средств на оборудование своей домашней фабрики звукозаписи. В этом отношении предлагаемая статья может в известной мере создать перелом, одновременно увлекая читателя заманчивостью технической идеи и давая простое "кустарное" решение.
Первая звукозапись
Всем известно из умных книжек, что аппарат для звукозаписи изобрёл американский учёный Томас Альва Эдисон в 1877 годах. А были ли попытки записать звук раньше? Или эта идея вдруг сама по себе посетила светлый американский ум Эдисона? Естественно, что до Эдисона были предприняты попытки создать устройство, записывающее звук. В предыдущей статье про историю звукозаписи уже упоминался французский книгоиздатель и владелец книжного магазинчика в самом сердце Парижа Эдуард-Леон Скотт де Мартенвиль. Он изучал искусство стенографии и даже издал довольно известную книгу "История стенографии с древних времен до наших дней". И именно с позиций стенографии, им и была поставлена задача – придумать устройство, которое смогло бы облегчить труд стенографисток. Т.е. другими словами, нужно было как-то визуализировать, отобразить на бумаге звук, что бы потом можно было бы прочитать, а может быть даже в будущем и воспроизвести!