Интервью
Интервью, которое я дал своему ЖЖ-френду Николаю Сокиркину в феврале 2016 года. Оригинал лежит тут (уже не лежит), а здесь я лишь расставил перекрёстные ссылки.
Даже не знаю, с чего начать вступительное слово и вообще, о чем конкретно говорить, представляя моего, поистине необычного собеседника. Любые клише и любые слова, только оттолкнут читателя от сути, пусть даже эти слова будут самые лестные.
Demetrius Plaxus – назовем так моего собеседника воплотил в своём творчестве, я бы сказал, в своём поиске мировоззренческого уголка, самые уникальные темы. Публикации на его сайте разнообразны и интересны, в них вы найдёте не только известные каждому тематики, но и редкие, как я уже говорил, уникальные публикации.
И так, добро пожаловать в мир «Противодействия энтропии», а каков наш новый собеседник, судите уже сами.
1. С чего начались твои шаги по созданию сайта, и что это был за проект?
Самый первый сайт я сделал ещё в 2004 году, но всё заглохло, так толком и не начавшись. В самом конце 2008 года я завёл блог в «Живом журнале». Помимо обычных блогозаписей, я стал собирать информацию о старых электромеханических музыкальных инструментах, авангардных идеях, искусстве и философии. Кроме того, я стал писать о своём персональном мировоззрении, делать обзоры на музыкальные релизы и брать интервью у андеграундных музыкантов.
Разного рода информации накопилось довольно много, и я захотел поставить это дело на более серьёзные рельсы и создать отдельный независимый ресурс для собранного мной материала. Так, 12 апреля 2012 года появился мой сайт «Противодействие энтропии».
Каких-то глобальных целей или задач я не ставил. Сайт – это один из видов взаимодействия с реальностью, интересующий меня и минимально связанный с другими людьми и социумом. Я что-то нахожу или пишу сам, выкладываю, – а тот, кому это интересно, читает. Это даёт мне, с одной стороны, покой, возможность концентрации и на деятельности, и на результате, а не на взаимоотношениях; а с другой – возможность широко распространить свои идеи и предоставить информацию ищущим её, благо с помощью SEO можно это сделать без непосредственного контакта с потребителем. Для меня очень важны эти два несколько противоречивых фактора – независимость и такая вот «закрытая публичность», а сайт прекрасно всё это в себе сочетает.
2. Что означают название сайта и доменное имя?
В названии никаких тайных смыслов нет. Мне хотелось, чтобы это было слово, обозначающее движение, действие, активность. При продвижении в Неизвестность противодействие будет в любом случае, но у каждого оно будет своим. Кто-то будет против давящей Системы, кто-то – против своего окружения, кто-то будет тупо с кулаками доказывать свою истинность, кто-то – преодолевать себя...
Я хочу, чтобы сайт был этаким островком стабильности в окружающем океане недетерминированного хаоса с его возрастающей и всепожирающей энтропией. Тем, что позволит «ищущему» оттолкнуться и прыгнуть ещё дальше в своём собственном путешествии…
Вот так и получилось – «Противодействие энтропии».
А с доменным именем всё ещё проще. «Этеронеф» – это космический корабль из научно-фантастического романа А. А. Богданова (один из ближайших соратников В. И. Ленина) «Красная звезда», на котором главные герои полетели в гости к марсианам – посмотреть, как они там живут в своём идеальном (по Богданову) обществе, для того, чтобы впоследствии построить что-то похожее на Земле. Я подумал, что это довольно символично, да и само слово звучит необычно – потому я его и выбрал.
3. Ты позиционируешь сайт не только как персональный, но и как мировоззренческий. В чём это выражается?
Мировоззренческие и философские вопросы начали интересовать меня ещё в подростковом возрасте. Разумеется, я прочитал практически все «обязательные» книжки, какие только смог достать.
Как-то раз со мной случилось то, что многие, вероятно, назовут инсайтом: я просто заглянул внутрь себя и попытался понять, что же мне на самом деле нужно. «Что» я такое? Каков именно мой собственный взгляд на мир, без всяких «книжных истин», без чуждого и наносного? Я как бы взглянул на себя со стороны, открыл себя заново и стал «смотреть» на мир через призму своего собственного «я», пытаясь разобраться и понять, почему я думаю так, а не иначе, что именно меня интересует, что нравится, а что я не приемлю.
Конечно, вполне можно изучать философию (альтернативную и академическую – любую), разбираться в ней, но базировать своё мировоззрение на чужих принципах – это всё равно что строить дом по чужим чертежам, не согласованным с вами. Если продолжить аналогию со строительством дома, то «книжную мудрость» можно воспринимать как кирпичи, а сама идея строительства, «чертежи» должны быть персональными; «цемент» же, который будет всё это скреплять, можно воспринимать как личный жизненный опыт и приобретённые знания.
То, что человек пережил и познал сам, личный и выстраданный опыт, представляет собой особую ценность. Мне всегда нравился именно собственный и независимый взгляд на мир, а так же методики построения сугубо персонального мировоззрения, а не некие, якобы универсальные «истины для всех», базирующиеся на каком-нибудь одном источнике.
Из этого проистекает другая моя позиция – знаниями нужно делиться, «вбрасывать» в мир, а не хранить на полке, где они просто испортятся со временем. Это же касается любого творчества – его нужно доносить до потребителя всеми возможными способами. Благодаря Интернету теперь каждый может самостоятельно распространять свои идеи и творчество без каких бы то ни было проблем.
4. Можно ли выделить основные темы сайта?
Сайт – это отражение меня, моих взглядов, интересов, идей, мыслей, переживаний и прочего, поэтому какой-то одной основополагающей идеи или единой центральной темы у него нет. Сайт является сугубо персональным – это не площадка для дискуссий или обмена мнениями. Там нет ни возможности оставить комментарий, ни форума или чего-либо подобного. Но это не значит, что я закрыт для критики или пожеланий/предложений.
Но главное, что меня действительно интересует – информация. Новая, уникальная, мировоззренческая, творческая, персональная и выстраданная – всё то, что поможет мне выудить нужную для меня крупицу понимания и продвинуться ещё немного в Неизвестность…
Моими интересами являются – дальнейшее развитие человечества; персональное развитие личности; восприятие человеком окружающего бытия; мышление; феномен творчества; создание единого синтетического знания; взгляд на мир через призму музыки; различное авангардное и некоммерческое искусство; реализация своего собственного творчества и другие смежные темы и вопросы… Всё это находит своё отражение в контенте сайта.
Ещё одна немаловажная деталь: я хочу, чтобы посетитель, помимо нахождения нужной для него информации, ощутил специфическую атмосферу. Атмосфера – это для меня очень важно. Это то, что отличает искреннее от конъюнктуры, личное от наносного. Атмосфера запоминается на уровне чувств и заставляет вернуться, чтобы ощутить всё это ещё раз. Я хочу, чтобы посетитель прочувствовал и холодную отчуждённость, и некоторую абстрагированность от человеческого; удивлялся сюрпризам и радовался открытиям, которые сделает лично для себя, познакомившись с материалами сайта.
Надеюсь, что у меня получилось это сделать.
5. Множество тем ты посвящаешь музыке, её развитию и её философии. Почему у тебя возник такой интерес, и в чем твоя основная философская позиция в этом вопросе?
Музыка мне нравилась всегда, сколько я себя помню, с самого раннего детства, хотя никто из моих ближайших родственников к ней никакого прямого отношения не имел. Поначалу это было лишь прослушивание всего, что было под рукой, далее – робкий детский выбор того, что нравится; потом я стал глубже интересоваться музыкой – её историей, жанрами и направлениями. А затем, конечно, пришло желание и самому попробовать что-нибудь сотворить.
На сегодняшний день музыка является самым массовым и самым демократичным видом искусства, доступным практически для каждого. Поэтому на примере музыки легко изучать феномен творчества, так как музыка в наши дни очень серьёзно расширила спектр своих возможностей, да так, что сам термин «музыкальное искусство» стал довольно размытым.
Согласно общему определению, музыка – это мелодия, гармония, ритм. Существует большое число направлений, в которых нет ни того, ни другого, ни третьего. Поэтому я всё чаще использую термин «звукотворчество». Музыка для меня – это частный случай звукотворчества.
Сейчас доступны поистине безграничные возможности для воплощения любых музыкальных идей – цифровая революция сделала своё дело. А благодаря всё тому же Интернету можно найти потребителя своего творчества, каким бы авангардным и «странным» оно не было.
6. Расскажи про свою музыкальную деятельность.
Я никогда не считал себя музыкантом – никакого специального образования у меня нет, хотя музыкой занимаюсь достаточно давно. К сожалению, это не носит строго регулярного характера, по различным причинам, да я и не очень люблю просто так бесцельно играть на инструментах. А вот что-нибудь придумывать, сочинять, записывать или исследовать новые формы музыкального и звукового самовыражения, открывать для себя какие-нибудь стили или приёмы – вот это мне очень нравится и дарит мне настоящее удовольствие.
Мне нравится самая разнообразная музыка – поэтому и проектов, в которых я участвую и воплощаю свои идеи, у меня несколько.
KADATH – black metal, мой основной проект, которым я занимаюсь с начала 2000-х годов. Вышло два альбома.
Daemondroid – death metal с индустриальными вкраплениями. На настоящий момент у проекта существует один демо-альбом.
ТЛЕН – dark ambient/noise. Выпущено два альбома, на подходе третий.
Surfin’ Nanorobots – в целом это gothic surf rock с различными влияниями; альбом пока ещё не вышел, хотя отдельные треки уже довольно давно гуляют по Сети, так как ранее входили в различные компиляции.
Ещё одной формой музыкального взаимодействия с миром является мой личный лейбл Dystopian World для самостоятельной реализации собственной музыки на физических носителях, который я запустил относительно недавно – в марте 2013 года.
7. Ты часто используешь старые публикации на темы культуры, искусства и философии. Это часть какого-то конкретного проекта или твои личные увлечения?
Мне нравится образ мышления прошлого. Он более честный, что ли. Да и те старые публикации уже прошли проверку временем, и с сегодняшних позиций мы можем более или менее трезво судить о них.
Немаловажным я считаю и такой аспект своей деятельности – сохранение и популяризация наработанного в прошлом интересного и уникального материала. Тут я выступаю в роли этакого архивариуса – бывает жаль, если интересная информация зарыта таким образом, что без особых ухищрений достать её нельзя. А так как подавляющее большинство людей по своей природе не любопытны, инертны и довольно ленивы, а многие просто не знают, что и где искать, хотя были бы не прочь почитать что-нибудь удивительное и для себя незнакомое, – поэтому я и выкладываю редкие материалы, которые интересны мне и которыми я бы хотел поделиться и распространить.
В качестве примера могу привести такое культурное явление как андеграундная музыка в поздне- и постсоветский период. Надо признать, что та эпоха ушла безвозвратно, а её герои, если и пережили неспокойные времена, вконец обленились и «обросли жирком» – не хотят ничего вспоминать, рассказывать или делиться фактами, – поэтому информации о том периоде очень мало, а многие даже не подозревают о музыкальной «движухе» тех времен, считая, что всё ограничивалось группами, исполняющими так называемый «русский рок». Поэтому, помимо записей (которых очень и очень мало) меня интересуют и самодельные подпольные журналы, которые со временем стали сканировать и выкладывать в общий доступ.
Я не знаю, почему так повелось, что у нас в основном пропагандируется разное непотребство или уже набившая оскомину обязательная для всех «классика» (в разных направлениях искусства), а вот то, что определяет эпоху, что-то персональное, личное, оригинальное, во что было вложено много сил и средств – просто забывается, как будто бы этого и не было никогда.
В качестве «правильной», и крайне важной деятельности, могу вспомнить Юрия Метёлкина с проектом «Старое радо» и Андрея Смирнова с его исследованиями музыкального авангарда 1920-х годов.
На таком любимом и ненавидимом Западе всё это называется «национальным и культурным достоянием» и всеми силами собирается по крупицам, сохраняется и популяризируется. У нас же – всём на всё и всех плевать.
Об этом можно долго говорить, просто скажу, что лично меня такое положение дел не только не устраивает, а неимоверно раздражает! И я подумал, что сделаю хотя бы то, что в моих силах, собирая то, что считаю интересным и важным, дабы не было стыдно перед потомками.
8. На твоём сайте размещено довольно много редких материалов. Как происходят поиски, ты знаешь какие-то специальные места? Сложно ли находить все эти материалы? Ты чаще пользуешься русскоязычными сайтами или что-то ищешь на зарубежных?
Большая часть материалов – это старые книги и журналы, которые я скачал с популярного торрент-трекера. Интересующих меня материалов достаточно много – всё это можно так или иначе отыскать в Сети. Другой вопрос – обработать весь этот массив информации, вычленить стоящее и отсечь лишнее. Я думаю, что основная моя заслуга не в том, что я сам нашёл всё это, а в том, что я очень много всего просмотрел, прочитал и обработал, собрал всё это в некую целостную структуру и донёс до тех, кому это нужно и интересно.
Я редко что-либо ищу специально. Как правило, всё происходит наоборот – информация сама находит меня, и порой случается такой информационный вал, что всё прочитать, осмыслить, обработать и структурировать уже не хватает ни сил, ни времени, и тогда это откладывается в долгий ящик.
Англоязычные материалы – это ещё один океан, гораздо больший, чем Рунет, так как на Западе, как я сказал выше, очень ценят то, что имеют. Например, я находил в свободном доступе оцифрованную техническую литературу, издававшуюся в XVII-XIX веках! Можно ли у нас представить такое?
Правда, меня сильно ограничивает неважное знание языка, чтобы как-то работать с англоязычными материалами. Но, несмотря на это, я всё же стараюсь размещать и переводы – на сайте есть несколько статей, переведённые как лично мной, так и активными неравнодушными посетителями.
9. Какие перспективы развития культуры и искусства ты можешь выделить на сегодняшний момент?
С учётом глобализации и тотальной интеграции (хотя это неоднозначный вопрос), я думаю, что можно условно выделить две основных тенденции – эклектика и синтетическое искусство.
Про эклектику я ничего конкретного сказать не могу, – кроме того, что порой при игре на контрастах и сочетании несочетаемого может родиться нечто удивительное.
А вот идея синтетического искусства мне очень импонирует. Эту концепцию впервые сформулировал Вагнер около 150 лет назад, хотя до него эту идею выдвигали такие учёные и философы как Шеллинг, Шлегель, Гёте и другие; а корни и вовсе лежат в гораздо более глубокой древности – в античном театре, древних мистериях и ритуалах.
Вагнер же был именно тем, кто вычленил и формализовал идею, назвав её Gesamtkunstwerk – великое универсальное произведение искусства, включающее в себя все виды искусств, используя каждый вид лишь как средство и уничтожая его во имя достижения общей цели – непосредственного и безусловного изображения совершенной человеческой природы, – и являющееся необходимым общим делом людей будущего.
Мне очень понравилась эта философская концепция, но я захотел еще более расширить её и включить также научные знания и феномен творчества – как некий метафизический акт взаимодействия человека с окружающим бытием.
Конечно, и в нашей стране были подобные наработки – например, можно вспомнить про идеи А. Н. Скрябина, работы Андрея Белого; кое-что было у Павла Флоренского и в фантастических рассказах князя Одоевского, а в Государственной Академии Художественных Наук «синтетика» исследовалась на самом серьёзном научном уровне.
Всё это очень меня интересует и, по мере нахождения, я выкладываю информацию на сайт.
10. Какая историко-культурная эпоха тебе наиболее симпатична и почему?
Наверное, это первая половина XX века – неспокойное время, время самых кровавых войн, революций и одновременно – время открытий, новых идей, изобретений и бескомпромиссных исследований.
Исследователи того времени не запирались в узких рамках своих знаний в какой-то одной области. Они совмещали и комбинировали, раздвигали границы, захватывая новые неизведанные области, придумывали и разрабатывали новые концепции. Более того, этот вектор достиг такого уровня, что это стало политикой государства!
Можно вспомнить наркома просвещения А. В. Луначарского, обладавшего широкими познаниями и интересовавшегося многими вопросами, и уже упомянутую выше Государственную Академию Художественных Наук, которую он создал в самом начале 20-х годов. В ГАХН на самом серьёзном научном уровне, помимо психологии и физиологии, изучалось влияние искусства на человека. Исследования на тот момент достигли такого уровня и захватывали столь широкие области, что становилось уже неясно, где кончается искусство и начинается наука, а где кончается наука и начинается искусство. Хотя, возможно, что так и должно быть.
Нельзя не вспомнить и про авангардистов, предлагающих совершенно новые смыслы, подходы и идеи, которые были поняты и технически воплощены лишь многие десятилетия спустя.
И всё это происходило, повторюсь, при холоде, голоде, нищете, полнейшей разрухе после Первой мировой войны, Революции и последующей гражданской войне...
Но, конечно, я не хотел бы жить ни в какой из прошлых эпох, ведь и в наше время тоже скучать не приходится.
11. Что (или, может быть, кто) вдохновляет тебя в твоей работе?
В целом, меня вдохновляют довольно простые вещи. Сама радость исследования, познания, небольшие открытия для себя и воплощение познанного в виде творчества – всё это дарит достаточно вдохновения для того, чтобы не останавливаться и двигаться вперёд.
На титульной странице моего сайта крутится земной шарик. Как-то раз я пригляделся внимательнее к индикаторам посещений – жёлтым точкам на этом глобусе, и вдруг осознал, что на сайт заходят со всех уголков Земли! Из Аргентины, из США, Израиля, Австралии, Швеции – отовсюду! Вроде бы простая вещь, но, как оказалось, сама по себе очень вдохновляющая.
Как обычного человека, меня радуют и мелкие «приятности», когда кто-то благодарит за сайт и мою работу. Пара-тройка знакомств с интересными людьми тоже оказались для меня довольно вдохновляющими.
Также удовлетворение мне приносят и объективные показатели – растущая посещаемость, за которой я тщательно слежу, репосты, обратные ссылки.
На самом деле, ни в какое «вдохновение», способствующее творчеству, я не верю. Обычно этот термин используется в качестве жупела, когда люди просто не могут разобраться в своих желаниях и побороть собственную лень. Надо просто делать своё дело, налаживать «обратную связь» и стремиться попасть в состояние «потока» – тогда не надо будет ждать когда «придет время», ни мифического «вдохновения», ни других несуществующих абстракций.
12. Религиозная сфера также часто затрагивается тобой в твоих статьях. Что такое религия, на твой взгляд, почему она существует до сих пор? Какова ее психологическая составляющая?
Я стараюсь никаких религиозных тем вообще не затрагивать: хоть на сайте и есть раздел «Антирелигия», но в нём собраны скорее исторические материалы, а не чисто атеистические.
Мировоззрение не равно вере и религии. Лично я – атеист, в словарном значении слова. Я никогда не использую концепцию бога или любого другого Творца (разве только в художественных целях, да и то редко). Более того, я с трудом понимаю, что такое (религиозная) вера вообще.
Участие в религиозных спорах считаю не только бессмысленным, но и вредным. А спорить с клерикалами – значит, легитимизировать их мракобесие! Мельница сирости и религиозности всё равно будет вращаться независимо от того, какую воду вы на неё льёте, чистую или грязную. Про них надо просто забыть и не обращать внимания. Исключение из всех сфер жизни и последующее забвение – это самое страшное, что они только могут для себя представить.
Я не антирелигиозен, просто стараюсь на эти темы не рассуждать – мне не интересны чужие психологические проблемы.
13. На какую аудиторию ориентирован твой сайт? Много ли ты получаешь отзывов и критики? Получаешь ли ты отдачу от сайта в том или ином виде?
Я практически не получаю никаких отзывов и критики. Раз в два месяца кто-нибудь напишет слова благодарности – и это всё. Критики тоже нет, мне сложно представить, как это могло бы выглядеть: «думай не так-то, а так-то»? Или, «не интересуйся этим, а интересуйся тем»? Нет, никакой критики нет.
По поводу аудитории я уже высказался выше: я хочу, чтобы информация попала к тому, кто в ней нуждается, а это может быть совершенно произвольный человек, совершенно любого возраста.
На самом деле, мне не так важны отзывы или вообще какое-либо внимание – мне вполне достаточно того, что люди заходят на сайт, делают репосты и подписываются на странички сайта в соцсетях. Я чувствую себя свободным в самовыражении, когда никто и никак напрямую не реагирует. По этой же причине я никогда не афиширую свою деятельность в социально-бытовой жизни.