Startled Insects & Bolex Brothers

Startled Insects

Что за непонятные буквосочетания в названии статьи, спросите вы? Но, обо всём по порядку…

Несколько лет назад мне попалась довольно необычная художественно-мультипликационная работа (просто мультиком назвать это нельзя) под названием «The Secret Adventures of Tom Thumb» (в нашем переводе фильм называется «Секретные приключения Мальчика-с-пальчик»). Посмотрел запоем и открыв рот от удивления, так как ничего подобного до этого не видел. Можно вспомнить разве только работы Шванкмайера, но у него всё же другая стилистика и настроение.

«В таинственных приключениях Тома Тамба» (я всё же буду переводить название так) круто замешаны и сказка, и экшн, и драма, и даже некий постапокалипсис – и всё это смазано каким-то сюром и чёрным юмором. Психоделический сюжет, депрессивность, отсутствие диалогов – позволяет сильнее погрузиться в это произведение и сконцентрироваться на образах и действии. Важнейшую роль в создании атмосферы сыграли звуковые эффекты и саундтрек.

Кто же эти люди? Кто создал этот шедевр? Есть ли у них ещё работы? Кто автор музыки? Есть ли саундтрек? Захотелось непременно всё это выяснить.

* * *

Студия мультипликационных и экспериментальных фильмов Bolex Brothers (или bolexbrothers) – независимая британская анимационная студия из Бристоля, специализирующаяся на создании стоп-моушен анимации, рекламных роликах и продюсировании многочисленных короткометражек. Студия создана в середине 1980-х годов аниматором и специалистом по театральным эффектам Дэйвом Бортвиком и его коллегой Дейвом Алексом Риддеттом (Dave Borthwick, Dave Alex Riddett), получила название в честь фирмы Bolex, выпускавшую 16-мм камеры, широко используемые в анимации.

Дейв Бортвик родился в Бристоле в 1947 году, обучался графическому дизайну. Шесть лет проработал в бристольской экспериментальной театральной компании Crystal Theatre, где занимался постановкой световых шоу и отвечал за различные мультимедиа и анимационные эффекты. В конце 1970-х Дейв обучался в Бристольском Университете на режиссёра радио- и телепередач. После окончания университета Бортвик долгое время работал оператором в кино и на телевидении.

А теперь перейдём к другим героям этой статьи – экспериментальному авангардному электронно-джазовому проекту Startled Insects.

* * *

Группа Startled Insects появилась в Бристоле примерно в 1983 году. В состав на тот момент входило три мультиинструменталиста: Тим Норфолк, Боб Локк и Ричард Грассби-Льюис (Tim Norfolk, Bob Locke, Richard Grassby-Lewis). Музыканты предпочли держаться в тени от СМИ и музыкальной прессы, выдавали в мир минимум сведений о себе и не светили фотографиями. Даже на немногочисленных релизах не было никакой информации!

Эта особенность не смутила ребят с лейбла Island Record, которых восхитила музыка банды, реализованная на тот момент лишь в виде EP и сингла. Был подписан контракт на выпуск полноформатного альбома, который и был выпущен в 1987 году на саблейбле Antilles New Directions. Релиз получил название «Curse of the Pheromones» и содержал примерно 40 минут шизоидного замеса из электронного джаза, синти-попа, эмбиента и нездоровой атмосферы.

Альбом получил положительные отзывы от прессы и слушателей. Группа отправилась в небольшой локальный тур, применяя на концертах различные мультимедиа-эффекты, которые для них создавали Франк Пэссингем (Frank Passingham), и уже упомянутые Бортвик и Риддетт. Выглядело всё это примерно вот так:

Пэссингем участвовал не только в постановках живых выступлений, но и снял первый клип для группы на композицию «Black Spring» с их сингла «Underworld».

Помимо этого группа сотрудничала со ставшим впоследствии довольно известным режиссёром Ричардом Квитневьским (Richard Kwietniowski), который сделал для них клип на композицию «Overzoom» с одноимённого EP. Этот видеоряд группа использовала в своих живых выступлениях.

Альбом «Curse of the Pheromones» набирал популярность и с продюсером Майком Гиффордом (Mike Gifford) было сделано четыре навороченных клипа на композиции с данного релиза. Всё это мероприятие было организовано для неких CDV Project и Jellyfish Productions – но я не знаю, что это такое, возможно, передача на ТВ, фестиваль или что-то, где можно было бы продемонстрировать эти работы.

Режиссёром и оператором клипа на композицию «Moho» был Франк Пэссингем. Видеоряд снимался на испанском острове Лансароте с использованием рострум-камеры и ротоскопирования. С анимацией помогли Флора Кин и Ванесса Лаквел (Flora Keen, Vanessa Luckwell).

Видео на композицию «Lost at Sea» снимали Дейв Риддет и Ник Аптон (Nick Upton), в сотрудничестве с Майклом Райтом и Аланом Мэем (Michael Wright, Alan May), которые работали над моделями. Клип снимался в студии Риддета, находившейся в подвале его дома в Бристоле.

Видеоряд на композицию «Creatures» делала уже появившаяся в то время студия Bolex Brothers в лице Бортвика и Риддета, которым помогал один из участников Startled Insects Тим Норфолк.

И ещё одна работа от Bolex Brothers на композицию «Igor's Horn». Здесь Бортвику и Риддетту ассистировали Бриг Лиджиз, Фиона МакКензи, Луиз Блок, Вики Хорнби и Бен Куллис (Brig Leegis, Fiona McKenzie, Louise Block, Vicky Hornby, Ben Cullis).

На мой взгляд, работы от Bolex Brothers являются самыми навороченными и интересными. Как такое вообще можно придумать?!..

* * *

К 1990 году Бортвик со своей студией сняли для BBC 8-минутный мультфильм «Nursery Crimes: Tom Thumb», а Startled Insects тем временем написали музыку для парочки документальных фильмов для той же BBC. Оба коллектива приобрели достаточный вес, что позволило им засесть за гораздо более серьёзный проект – совместную полноценную художественно-анимационную работу, с которой я и начал свою статью.

«Таинственные приключения Тома Тамба» увидели свет в 1993 году. Бортвик выступил в качестве сценариста, режиссёра, редактора и был одним из семи аниматоров. В ролях принимали участие: Ник Аптон, Франк Пэссингем, Майк Гиффорд. Это мрачноватая часовая история с атмосферным саундтреком от Startled Insects произвела впечатление на критиков, заработала 17 международных наград, включая приз за лучшие технические эффекты.

The Secret Adventures of Tom Thumb

Самым большим разочарованием оказалось то, что достать саундтрек к «Таинственным приключениям…» оказалось невозможным по причине того, что …нет никакого саундтрека! Да, музыки в фильме не так уж и много (заглавную тему написал аж сам Джон Пол Джонс!), но, тем не менее, жаль, что даже тот минимум так официально и не был выпущен.

На этом сотрудничество Startled Insects со студией Bolexbrothers заканчивается и каждый идёт своей дорогой.

Студия приобрела международный статус и стала заниматься рекламой для таких компаний как Coca-Cola, Budweiser, Carlsberg, Reebok и Lego.

В 2000 году Бортвик пригласил продюсера Энди Лейтона (Andy Leighton) и они выпустили компьютерный фильм «The Magic Roundabout» (2005) и стоп-моушен адапдацию андеграундного комикса Гилберта Шелтона «The Fabulous Furry Freak Brothers».

Дейв Риддетт (и Франк Пэссингем, кстати) активно сотрудничал с компанией Aardman и участвовал в создании всех знаменитых мультфильмов: «Chicken Run», «Wallace & Gromit», «Shaun the Sheep» и других.

В первом десятилетии XXI века Bolex Bros. выпустили несколько работ. К сожалению, Дэйв Бортвик умер от пневмонии в 2012 году в возрасте 65 лет.

В 1996 году из Startled Insects уходит Ричард Грассби-Льюис и продолжает независимо работать с такими артистами как Najma Akhtar и писать музыку для фильмов и ТВ.

Оставшиеся участники коллектива – Тим Норфолк и Боб Локк – не останавливаются, и уже под вывеской The Insects активно сотрудничают с другими музыкантами. Они стали соавторами музыки для таких бристольских банд как Massive Attack, для которых написали две композиции «Karma Coma» и «Euro Child» из альбома «Protection». Так же The Insects стали соавторами композиции «The Hunter Gets Captured by The Game», вошедшего в саундтрек к фильму «Batman Forever», и даже сотрудничали с Мадонной, сделав ей песню «I Want You» из альбома «Something to Remember».

The Insects

Дуэт стал получать заказы на написание музыки для документальных фильмов от разных компаний, в том числе и от National Geographic. Один из них, «Жизнь на грани» («Life at the Edge»), получил Эмми за лучшую музыку.

Не смотря на то, что к концу тысячелетия проект уже приобрёл достаточно солидный статус, The Insects продолжали держаться в тени – не давали интервью (я не нашёл ни одного), не было внятных фоток участников и какой-то дополнительной информации так и не появлялось. Боле того, переиздания собственных старых альбомов вышли не на мажорном лейбле, а наоборот – на никому неизвестном «значке» 2ndSight Records в формате… CDR!

Учитывая то, что на этом загадочном лейбле помимо Startled Insects издавалась ещё и упомянутая Najma Akhtar, то я предположил, что этот лейбл – начинание покинувшего коллектив Ричарда Грассби-Льюиса. На сайте лейбла (который функционирует до сих пор) эта информация косвенно подтвердилась – много релизов называется Richard Grassby-Lewis & The Insects. Получается, что ребята хотя и разошлись, но всё же не до конца.

The Insects были активны до последнего времени и имели в своём багаже множество совместных музыкальных работ с другими коллективами, саундтреков, музыки к рекламе и к телевизионным заставкам.

 

Дискография Startled Insects:

1984 «Startled Insects» (a.k.a. «Overzoom») (EP, Antenna Records AN10A ML1)

1985 «Underworld (Short)» / «Black Spring» / «Underworld (Long)» (12" single, Antenna Records BUG T01)

1987 «Curse of the Pheromones» (LP, Island/Antilles Records)

1991 «Curse of the Pheromones» (CD, Island/Antilles Records)

1991 «Lifepulse» (CD, Island Records)

1994 «Skin» (a collaboration with Biggie Tembo of The Bhundu Boys) (CD, Island Records)

1998 «Skin» (CDR, 2ndSight Records SSCD004)

2000 «The Mini LPs» (incl. all of above) (CDR, 2ndSight Records)

2000 «Curse of the Pheromones» (CDR, 2ndSight Records)

2000 «Lifepulse» (CDR, 2ndSight Records)




www.etheroneph.com