Поливокс
Источник: журнал ELECTRO №2 за 2007 г.
Лет двадцать назад никто и подумать не мог, что наше практически военное производство в виде музыкальных инструментов с клавишами станет настолько востребованным среди музыкантов, не только наших, но и зарубежных! Что их цена станет исчисляться в сотнями, а то и тысячами долларов! Что будут создаваться сайты, посвященные Советским Аналоговым Синтезаторам! Сразу хочу упомянуть адрес лучшего на мои взгляд сайта в этой области — www.ruskeys.net.
Сайт принадлежит моему знакомому да и просто хорошему человеку Евгению — в электронном мире Джон. Огромное ему человеческое спасибо, иначе мне самому пришлось бы создавать такой ресурс! Благодаря нему многие музыканты обратили свое внимание на наши уникальные и очень душевные аналоговые инструменты! С его сайта я позаимствовал несколько фотографий. Думаю, он мне простит. За время моего знакомства с советскими шедеврами мне удалось собрать большую коллекцию и досконально их изучить. В этом мне помогали мои опытные друзья Рустем, Павел Подашов из Волгограда и Алекс Табер, который ремонтировал, модифицировал и заново восстанавливал уже бездыханные экземпляры! Количество инструментов исчисляется десятками, и настало время потихоньку начать знакомиться с ними. А начнем мы, как и полагается, с самого известного, почтающемого и признанного во всем мире легендарного аналогового синтезатора "Поливокс"!
Поливокс это аналоговый синтезатор, изобретённый на Уральском предприятии "Вектор" в 1983 году. Главным конструктором Поливокса стал Владимир Михайлович Кузьмин, а главным дизайнером — его жена Олимпиада Игоревна Кузьмина. В группе разработчиков также были Игорь Федосеев, Юрий Феофилов. Для серийного производства Поливокс был передан на дочернее предприятие "Форманта", где он выпускался до 1990 года. Он имеет оригинальное, я бы сказал, техно-футуристическое исполнение во внешнем виде: с наклонной панелью, большими ручками и регуляторами в сочетании с клавиатурой в 49 клавиш. На мой взгляд, дизайн просто на высоте! Элементы графики выполнены на небольших объемных пластмассовых панелях. Все Поливоксы продавались только в СССР. Сам по себе инструмент непростой и даже новаторский. Благодаря чему и звук его отличается от западных аналогов. Совершенно оригинальная электроника. Клавиатура выполнена на герконах герметичных магнитоуправляемых контактах, что делает её абсолютно надежной и долговечной. Синтезатор на самом деле двухголосный — каждый из двух генераторов VCO назначается своей нажатой клавишей при всего одной паре контактов для клавиши. Фильтр VCF не имеет в своей схеме ни одного конденсатора при всего двух операционных усилителях. Генераторы огибающей ADSR имеют функцию автогенерации. Это превращает генераторы в два дополнительных источника колебаний разной формы и периода для модуляции частоты среза VCF и амплитуды VCA. Во-вторых, конструкция синтезатора является понастоящему модульной. Это значит что все блоки выполнены на отдельных печатных платах, их всегда можно независимо модернизировать или заменять. Устройство аналогового синтеза в нем следующее. Как известно, основа любого синтезатора — это его генераторы.
Генераторов VCO на Поливоксе два. Плюс Noise генератор шума. Они имеют специальную схему температурной стабилизации, позволяющую синтезатору держать строй при изменении температуры окружающей среды. Типы волн генераторов: sawtooth, triangle и три волны square с различной шириной импульса. Итого на приборе для каждого генератора есть пять форм волны. Поливокс устроен очень просто и логично, особенно для тех, кто знаком с основами синтеза. Все разделено на блоки, как и полагается. Слева направо первым идет блок модулятора, который имеет четыре типа волны модуляции и регулятор его частоты. Над ним расположен светодиод, он подмигивает нам со скоростью самого модулятора. Ниже, под секцией модулятора располагаются общие параметры синтезатора: это регулятор громкости наушников, глобальной настройки высоты тона, глиссандо, регулятор общей громкости, переключатель прибора в одноголосый или двухголосый режим (что в некоторых случаях очень полезно) и переключатель отключения выхода, что-то типа мьюта. Правее идет по четыре органа управления для генератора 1 и генератора 2, которые имеют почти одинаковые параметры. Это, как уже говорилось выше, выбор пяти волн генератора, переключение гармоник: от второй до тридцать второй. С помощью гармоник генератора происходит переключение октавности клавиатуры. Регулятор влияния модулятора на генератор. Четвертый рогулятор для первого генератора — это модуляция от волны второго генератора. Для второго генератора четвертый регулятор это его расстройка по отношению к первому генератору и соответственно к основному строю в пределах двух полутонов в плюсовом и минусовом значениях. Ниже генераторов расположилась секция микшера. В ней в определенных пропорциях смешиваются сигналы первого и второго генераторов, генератора шума и внешнего сигнала, если таковой подключен к входу Поливокса. Далее секция фильтра с четырехступенчатой огибающей ADSR. По-русски эти точки изгиба называются: атака, затухание, пьедестал, послезвучие. Над огибающей находится переключатель ее режима: от одиночной до повторяющейся. Внизу расположились регуляторы фильтра cutoff — частота среза, resonance — резонанс, переключатель режима фильтра, Low Pass — ФНЧ и Hi Pass — ПФ. Далее регулятор влиянии модуля юра на огибающую фильтра и регулятор влияния огибающей на сам фильтр. И наконец, заключительная — секция усилителя. Она имеет такую же огибающую, как и фильтр с переключателем ее режима. Регулятор влияния модулятора на огибающую и переключатель, который по-английски назывался бы "Hold". Если его включить, то нажатая нота будет продолжать звучать, даже если вы отпустите клавишу.
С физическим устройством синтеза Поливокса мы с вами разобрались. Теперь поговорим о самом звуке и его программировании. Скажу сразу, что Поливокс является одним из самых моих любимых аналоговых синтезаторов. Его звук каждый раз будоражит мое воображение! Он достаточно прост, но в то же время очень развит и имеет свои особенные фишки. Его фильтры ни с чем не спутаешь. Они настолько жирные и мясистые, что внутри них осцилляторы (по-русски генераторы) начинают рычать, томиться и плавать, как молоко в шоколаде! Фильтры во многом определяют звучание синтезатора, но его бы не было, если бы не было самих осцилляторов. Полностью открывая фильтр регулятором частоты среза, мы можем насладиться их настоящим звучанием без вмешательства фильтра. Это очень важно: почувствовать суть осцилляторов и поработать с ними, экспериментируя с высотой тона, модуляцией, огибающей усилителя и разнообразной игрой на клавиатуре. Его осцилляторы натянуты, зернисты и, как мне кажется, очень музыкальны для достаточно разных стилей. Хотя в данном случае универсальность не столь важна, как важен сам характер звука, ведь именно от него мы чаше всего отталкиваемся при программировании и принятии решения о том, как мы его будем использовать. О звуке вообще писать сложно, его нужно слышать, но я постараюсь. Старый способ, но очень рабочий, — немного расстраивать генераторы по отношению друг к другу. Начинаются биения между ними, они как бы в одной кадушке, там и начинают вариться. А если применить небольшую модуляцию к этим генераторам, то между ними добавляются изменения во времени и появляется настоящая движуха! Фильтры же являются практически основным инструментом для построения тона, и в некоторой степени они являются еще одной огибающей для звука, поскольку определяют пропускную способностью времени вторично, используя свою собственную огибающую, влияя на время звучания генератором помимо изменения самого тона.
Вообще, аналоговый синтез — это некая природа, как, например, воздух или чайник, который закипает на огне. Это настоящая жизнь, которая происходит здесь и сейчас, подчиняясь определенным физическим законам. И поэтому с ним так интересно работать. Он всегда немного разный, всегда в движении, он, я бы сказал, естественен и натурален, как морковка, сорванная с грядки. У Поливокса есть аудиовход, и это надо активно использовать. Благодаря проходу сигнала через фильтры звук как бы заново рождается в недрах, проходя через аналоговый тракт, и, как показывает практика, становится более богатым и насыщенным. Повышая значение резонанса, мы можем акцентировать внимание на определенных гармониках в звуке и добиваться интересных результатов в его тональной оболочке. Благодаря тому, что Поливокс имеет два голоса, можно играть гармоническими сочетаниями, особенно если расстроить генераторы по отношению друг к другу таким образом, чтобы они строили необходимые для вас расстояния при взятии различных нот. При удержании одной из клавиш и смене гармонии Поливокс просто поет! Интересные огибающие у этого волшебною синтезатора. С их помощью интересно создавать мяукающие звуки, как будто разговаривают космические котята и лают межпланетные собачки. Если чуть срезать атаку фильтра, происходит нелинейное открытие частоты среза, как бы вскальзывание в него, и получается мяуканье. Вообще, сколько я ни работал с Поливоксом, он постоянно меня удивлял своими необычностями и нестандартностями как в технических реализациях, так и в самом звуке. Модуляционные возможности очень сильно расширяют возможности построения звуковой палитры, а уж в аналоговом синтезаторе, где постоянно происходят различные изменения и биения, и подавно. Здорово, что есть возможность модулировать первый генератор от второго. Используя в качестве волны модуляции шум, можно создавать необычные звуки и специальные эффекты, добавляя немного скольжения и подгоняя нужные значениия частоты среза и резонанса. Есть ещё одна особенность устройства огибающих. Попробуйте переключить её на двойной тип, регулируя минимальные значения затухания и пьедестала, добиться многократною её повторения в стиле арпеджио, при этом применяя технику игры легато и играя различные мелодические сочетания. Здесь нам опять помогает двухголосье Поливокса. Если программировать короткие звуки с высоким значением резонанса и быстрой модуляцией, подгоняя нужные значения частоты среза, получается великолепная мелодическая перкуссия с очень четкой атакой. Но в ней присутствует некая округлость начала звука, это и есть так называемые аналоговые барабаны. Таким образом с помощью манипуляций с гармониками осцилляторов, формами их волн, волнами модуляции огибающих создаются и бочки, и малые, и хэты.
Существует виртуальный клон Поливокса под названием "Polyvoks Station". Он, безусловно, может быть кому-то интересен, как ещё один какой-то отличающийся от тех, что у вас уже были, другой виртуальный синтезатор с притягательным и обнадеживающим именем, например, для экспериментов. Но он по определению не может иметь ничего общего со звуком и духом настоящего хардверного Полика! У них просто разная природа, и этим всё сказано. Цифровые, по-другому говоря, железные математики ещё как-то иногда могут имитироваться виртуалами, поскольку оба являются цифровыми. Здесь дело за немногим, хотя и этого достаточно для разницы. А вот имитировать аналоговый синтез по всем правилам реальной жизни, я думаю, вообще почти невозможно. Это всё равно, что имитировать огонь или воду. На экране монитора увидишь озеро, представишь ощущения в мыслях, а вот искупаться не сможешь. Конечно же, во всём есть свои прелесть и предназначение. Я ни в коем случае не против чего-либо. Наоборот, считаю, что нужно совмещать эти два, пусть и противоречивых, но неразрывных мира цифры и аналога, брать от них все самое лучшее и творить настоящее творчество, хорошую музыку!
В общем, на этом, наверное, и все! Писать о таком синтезаторе, как Поливокс, можно очень долго. Нашей же задачей было познакомить вас с ним и обратить ваше внимание на чудесные приборы, которые выпускались в советские времена. И начали мы именно с Поливокса неспроста. Это самый популярный советский синтезатор в мире. Про него знают практически все музыканты, искушенные аналоговым звуком. Он очень лёгок в освоении и достаточно доступен. А по звуку и возможностям не только не уступает, а иногда и обгоняет западные аналоги, которые, в свою очередь, тоже по-своему интересны, и, безусловно, заслуживают внимания. В России рыночная цена Поливокса колеблется от 150 до 500 долларов. В зависимости от его состояния, модернизации и, конечно же, от того, как его оценивает хозяин. За границей цена начинается от 600 – 700 долларов и доходит до тысячи, а иногда даже и выше. Все же есть что-то неповторимое и манящее в его звуке. Он не заигран, самобытен и, при всём, очень взросл и серьезен, а его внешний вид вдохновляет меня на новые треки. Хотя, конечно же, всё, как всегда, относительно и зависит от вкуса, задач и умения. В следующем номере нашего журнала мы выберем ещё одного достойного так называемого "монофоника". Несмотря на то, что Поливокс двухголосый, он таковым считается. Я же желаю вам творческого вдохновения, терпения в понимании и усидчивости в изучении этого непростого дела написания музыки. И пусть такие чудесные приборы, как Поливокс, нам в этом только помогают! Мира вам, добра и любви!