Кибернетика и атеизм 1/2

На обложке рисунок с фотографии, изображающий американского пастора, демонстрирующего робота во время богослужения.

Небольшая брошюра доктора философских наук, профессора М. И. Шахновича, Ленинград, 1966 год.

 

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КИБЕРНЕТИКИ

XX век – век великого исторического обновления, мира, социального переустройства и коренного преобразования жизни человечества на основах коммунизма. Освобождение народов от капиталистического рабства неразрывно связано с развитием научного знания, с духовным раскрепощением человека, порывающего с предрассудками старого мира.

Мы живём в век удивительных открытий и изобретений, когда расстояние от самых безудержных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с поразительной быстротой. Многое из того, что вчера ещё воспринималось как заманчивая, но неосуществимая мечта, сегодня становится реальностью. Член великой партии коммунистов первый в мире вышел в космос. В эпоху космических полётов советский человек готовится к путешествию на Луну.

Успехи наших славных учёных в освоении космического пространства и мирном использовании атомной энергии показали, на что способна наука, когда она служит народу.

Отличительной чертой современной эпохи является бурное развитие техники, основанное на выдающихся достижениях научной мысли. Необычайно расширяются познания человека о природе, успешно ведутся исследования мира молекул, атомов и «элементарных частиц», мира радиоволн и ультразвуков, мира микробов и вирусов. Как пишут, человечество живёт в «веке двух «А». Одно из этих «А» – атом, другое – автоматика. Если XIX столетие было веком пара, то XX век – век электричества – начинает все больше превращаться в век ядерной энергии. «Человечество вступает в период научно-технического переворота, связанного с овладением ядерной энергией, освоением космоса, с развитием химии, автоматизации производства и другими крупнейшими достижениями науки и техники» [Материалы XXII съезда КПСС].

Теоретической основой автоматики является новая наука – кибернетика, возникшая во второй половине XXвека. Кибернетика – высшая ступень автоматизации – связана с широким внедрением автоматики в различные области человеческой деятельности. Возникновение кибернетики – одно из замечательных достижений научной и технической мысли.

Термин «кибернетика» (от древнегреческого слова кибернетес – «рулевой», «кормчий») означал искусство вождения кораблей. Отсюда современное значение кибернетики как науки управления. Кибернетику определяют как науку, исследующую всеобщие особенности процессов управления и связи в живом организме, в технических устройствах и в человеческом обществе. Книга основоположника этой науки, известного математика Норберта Винера (1894-1964) «Кибернетика» имеет подзаголовок «Управление и связь в животном и машине».

В капиталистических странах делаются попытки мистифицировать происхождение и сущность кибернетики, чтобы устранить материалистические и атеистические выводы, вытекающие из этой новой области научного знания. Западногерманские инженеры Ф. Дессауэр, Г. Шмидт, В. Фогель, О. Кремер, Г. Шуберт и другие истолковывают возникновение кибернетики как проявление «воли бога». В книге «Человек и техника», опубликованной в Дармштадте в 1952 г., философ-идеалист Фридрих Дессауэр проповедует религиозные взгляды на развитие техники, которую люди якобы используют по предначертанию бога. Дессауэр утверждает, что технический прогресс, осуществляемый людьми, – это воплощение божественного творческого процесса, продолжающегося в наши дни под руководством инженеров, истинных служителей бога: «Бог не передал в готовом виде своё творчество людям. Творчество идёт дальше, и бог пользуется людьми, чтобы по своему собственному плану развивать своё собственное производство. Технические усовершенствования являются обогащением творческого мира».

В книге «Спор о технике», изданной во Франкфурте-на-Майне в 1956 г., Дессауэр утверждает, что бог сам был величайшим техником, который для осуществления своих творческих планов использует людей. «Кибернетика показала наличие божества в технике, – заявляет Дессауэр, – теперь трудно не видеть сверхъестественного в машине». Проповедник обожествления техники всячески восхваляет ядерное оружие, провозглашая, что именно оно «сдерживает натиск с Востока большевиков», «препятствует началу третьей мировой войны».

Возникновение и развитие кибернетики не было результатом «божественной воли», а порождено социальными условиями, прогрессом науки и техники. Появление кибернетики было вызвано нуждами второй мировой войны, в частности потребностями противовоздушной обороны. Решая математическую задачу по управлению огнём зенитной артиллерии, Н. Винер заметил общность, существующую во всех процессах управления: в технике, живых организмах и обществе, и создал общую теорию управления и связи.

Не осуществление «божественного плана провидения», а потребность в дальнейшей рационализации трудовых процессов, в особенности умственной деятельности, рост производства и трудности в его управлении, быстрый прогресс науки и техники привели в конечном счёте к появлению науки о процессах управления и связи. Возникновение кибернетики было вызвано крайним усложнением управления и процессов переработки информации в технике, в научных исследованиях, в социальных процессах, большой потребностью в машинах, способных делать вычисления с громадной скоростью, контролировать и регулировать процессы автоматизации.

Если согласиться с теми, кто утверждает, будто природу бог сотворил сам, непосредственно, а технику он якобы создаёт руками людей, внушая им те или иные технические идеи и побуждая их делать различные технические открытия и изобретения, то непонятно, почему «отцом кибернетики» стал прогрессивный математик-атеист Н. Винер, а не какой-нибудь «святой».

Сын учёного, Винер никогда не был религиозным. «Чудо-ребёнок» в семь лет уже прочёл сочинение Ч. Дарвина о происхождении человека и многие другие естественнонаучные книги из серии, изданной под названием «Библиотека Гумбольдта». Одиннадцати лет он написал сочинение по философии «Теория невежества». Винер пришёл к выводу, что чем дольше живёт человечество, тем больше освобождается оно от религиозных суеверий, исследование убивает предрассудки. В книге «Кибернетика и общество» Винер отмечал, что, вопреки религиозным догмам, отрицающим, что природа подчинена законам, никакой науки не может быть, если она не основана на признании существования природы. Разъясняя понимание бога в известном изречении А. Эйнштейна «Господь бог коварен, но не злонамерен», Винер пишет: Слово «бог» употреблено здесь Эйнштейном для обозначения сил природы. Эйнштейн хочет сказать, что силы природы нас не обманывают и что учёный, который в исследуемой им природе ищет некую, стремящуюся его запутать силу, напрасно теряет время. Винер полагает, что природа сложна, и эта сложность создаёт трудности для тех, кто стремится раскрыть её тайны. Но над природой не стоит кто-то, кто коварно изобретает всё новые хитроумные приёмы, чтобы затруднить познание человеком внешнего мира [см. Н. Винер «Кибернетика и общество»].

Винер критикует религиозную догму, утверждающую, что наш разум есть проявление бессмертной души, вложенной в человека самим богом. Математик указывает на то, что не существует никаких доказательств этого воззрения церкви. Он отмечает пессимистический характер религиозных учений, которые своей проповедью загробного мира обесценивают земную жизнь. «Ни для католиков и протестантов, ни для иудеев, – пишет Винер, – мир не является хорошим местом, где возможно ожидать длительного счастья». Учёный указывай, что религия чужда идеям прогресса. Иудейство, так же как христианство, было враждебно стремлениям людей покорить природу. «Ислам, само название которого означает смирение перед волей бога, – пишет Винер, – не более восприимчив к идеалу прогресса. О буддизме с его надеждой на нирвану и на освобождение от житейских забот мне нечего сказать: он непреклонно враждебен идее прогресса, и это в равной степени верно для всех родственных буддизму религий Индии».

Несмотря на идеалистические взгляды на общественную жизнь, Винер заметил, что многие священники симпатизировали фашизму [Н. Винер «Я – математик»]. Учёный мечтал о том, чтобы людям удалось «построить общество, основанное на человеческих ценностях, отличных от купли-продажи».

В капиталистических странах подвизается немало шарлатанов, заинтересованных в антинаучных спекуляциях, готовых паразитировать на любых областях научного знания, в частности на кибернетике. Они распространяют всевозможные вымыслы о «чудесах» кибернетики, которые, по словам академика А. И. Берга, не лишены «иногда полумистического характера». Кибернетика – это не магия, она не обладает сверхъестественными свойствами и качествами, которые ей пытаются придать некоторые мистификаторы, превращающие её в волшебную палочку, будто бы способную спасти капитализм от всех бедствий, обеспечить людям дар предвидения всех событий или воскрешение мёртвых.

Кибернетика – новая отрасль математического знания – находится на «стыке наук». Она объединяет математику и логику, физику и технику, биологию и психологию, но она, конечно, не является какой-то «наукой наук», призванной подменить все другие области научного знания. Кибернетика – специальная наука, имеющая свой предмет, изучающая свойства и закономерности функционирования различных сложных управляющих систем. Кибернетика изучает наиболее общие формы процессов управления сложными динамическими системами, передачи и переработки в них информации. Сложными динамическими системами называют системы, состоящие из множества взаимосвязанных структурных элементов, выполняющих определённые функции и способных к различным изменениям своего состояния в меняющейся среде. Кибернетика стремится найти общие закономерности функционирования сложных динамических систем и наилучшие пути управления ими. Она изучает количественные закономерности управления любых самоуправляющихся систем – независимо от того, являются ли они частью техники, организмы ли они или это общественные организации. Маркс называл технику «овеществлённой силой знания», использование которой позволяет человеку присоединить к своим естественным органам новые органы, то есть как бы увеличить размеры тела, что происходит, по словам Маркса, «вопреки библии».

Раньше техника применялась там, где требовалось заменить физические усилия человека машиной, теперь открылась возможность получить электронных помощников в умственной работе людей. Техника стала не только продолжением наших рук, но и продолжением нашего мозга. Кибернетическая техника освобождает людей от значительной части тяжёлой и утомительной умственной работы.

Кибернетика основывается на применении средств автоматики, особенно быстродействующих, вычислительных, управляющих и информационно-логических электронных машин. Они служат для сбора, хранения, передачи и переработки обширной и самой разнообразной информации. В кибернетических устройствах используются не только электронные лампы, но и полупроводниковые приборы, заменяющие их.

ВЭМ (вычислительно-электронная машина) считает с поразительной точностью и быстротой, совершает десятки тысяч арифметических операций в секунду с десятизначными числами. Теперь создаются кибернетические устройства, которые производят до десятка миллионов таких действий в секунду.

ВЭМ используется при обработке данных из области физики, химии, геологии, астрономии, метеорологии, различных биологических дисциплин, экономики, для административного управления, библиографирования, для процессов обучения и т. д. ВЭМ способна обрабатывать огромное количество информации с быстротой и точностью, которые недоступны человеку.

При создании ракеты и космического корабля ВЭМ определяет из десятков и сотен вариантов наиболее оптимальный, указывает соотношения узлов, наивыгоднейшие размеры и компоновку аппаратуры, определяет и путь, по которому пойдёт спутник Земли или автоматическая межпланетная станция. Когда ракета вышла на орбиту, её траектория вновь высчитывается: при каждом запуске могут быть какие-то погрешности, а теперь устанавливается реальная траектория, которая сравнивается с расчётной.

Поразительные успехи в создании современных электронных счётных машин, автоматов, моделирующих устройств облегчили и во многих отношениях заменили труд человека по управлению полётами самолётов, движением электровозов, уличным автотранспортом, технологическими процессами на предприятиях, работой цехов, заводов, электростанций и даже по управлению системой электроснабжения страны. Сегодня кибернетические машины можно встретить в литейных и химических цехах, в учреждениях связи и на транспорте. Широко известно применение кибернетической техники в управлении работой станков. Созданы машины, поддерживающие наилучший режим того или иного технологического процесса, способные менять программу в соответствии с изменениями в окружающей обстановке.

Успехи кибернетики позволили начать передачу машинам некоторых функций планирования, организации хозяйства и управления им, выполнявшиеся прежде людьми. Кибернетические устройства планируют производство, ведут учёт материалов, рабочей силы, зарплаты.

Кибернетика служит задачам повышения эффективности деятельности человека в самых различных сферах его труда. Например, кибернетические устройства могут быть использованы для ранней диагностики опасных заболеваний, для временной замены функций внутренних органов во время операции или болезни, для протезирования.

ВЭМ выдаёт справки, автоматизирует реферирование научной литературы. Иногда легче и дешевле повторить исследование, чем найти данные о нем в огромном море современной научно-технической литературы. Ежегодно в мире публикуется около 3 миллионов научных трудов. Поэтому столь важное значение имеют механизация и автоматизация поиска научной информации. ВЭМ переводит текст с одного языка на другой, «играет» и шахматы, домино. Построен «игрок» в шахматы – автомат, который может выиграть несложную партию и протестует звонком против нарушения правил игры противником.

Автоматика – техника коммунизма. В Программе Коммунистической партии Советского Союза говорится, что комплексная механизация и автоматизация служат материальной основой для постепенного перерастания социалистического труда в труд коммунистический. В нашей стране широко внедряется в производство автоматизация, которая облегчает работу человека, увеличивает производительность труда, ведёт к огромному росту общественного богатства и материального благосостояния народа. В Программе КПСС указывается, что в течение двадцатилетия в нашей стране осуществится в массовом масштабе комплексная автоматизация производства со всё большим переходом к цехам и предприятиям-автоматам, обеспечивающим высокую технико-экономическую эффективность, ускорится внедрение высокосовершенных систем автоматического управления. По мере механизации и автоматизации производства доля ручного труда должна неуклонно сокращаться.

По всей стране создаётся сеть вычислительных центров, чтобы осуществлять управление народным хозяйством, обрабатывать статистические данные об экономике и культурной жизни Советского Союза.

Внедрение кибернетических устройств в народное хозяйство даст большую экономию.

Кибернетика приносит всё новые и новые доказательства того, как растёт и крепнет сила человеческого разума, помогающего овладеть тайнами природы. Всякое открытие законов объективной действительности полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть людей над природой, опровергая религиозные поучения о ничтожестве, беспомощности и бессилии человека как «недостойного раба божьего».

Кибернетика расширяет область научного познания, распространяя его на процессы взаимодействия управляющих и управляемых систем, вскрывает единство процессов управления и информации и тем самым не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных силах, будто бы вмешивающихся в управление миром.

Философской основой марксистско-ленинского атеизма, высшей формы научного атеизма, является диалектический и исторический материализм. Никакой особой «кибернетической философии» нет и быть не может, кибернетические законы не заменяют законы диалектического материализма, а лишь подтверждают их, так же как не подменяют их любые естественнонаучные законы. Атеистическое значение кибернетики состоит в том, что в её достижениях находят подтверждение и развитие идеи марксистско-ленинской философии, например принцип материального единства мира, наличие общего в самых различных явлениях действительности.

Учёные обнаружили общие закономерности, присущие действиям как живых организмов, так и машинам. Живая клетка, мозг, общество, машина. Их объединяет способность получать, хранить и передавать информацию. Это разрушает вымыслы религии о существовании каких-то сверхъестественных сил.

Кибернетика, вооружая людей могучими средствами познания, как и всякая наука, даёт в дополнение к прежним аргументам, опровергающим религиозную веру, новые факты для критики её догм.

 

БИБЛИЯ ПЕРЕД СУДОМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Наука разрушает веру в божественное происхождение «священных книг», будто бы написанных по «откровению свыше», анализируя эти «таинственные писания» различных религий теми же филологическими методами, как и любые литературные памятники.

Кибернетика пришла на помощь филологии, решающей сложные вопросы происхождения разных древних сочинений. Учёные давно спорили, принадлежит ли великая древнегреческая поэма «Илиада» одному автору или нескольким. Текст этой поэмы был набит на перфокарты ВЭМ, а затем машина пересчитала все ритмические особенности каждой строчки. Подсчёты показали ритмическое единство, которое могло быть достигнуто лишь одним автором.

Доктор Г. Макгрегор, профессор библейской критики в Эдинбургском университете, решил выяснить с помощью ВЭМ «Меркурий», принадлежат ли все 14 посланий апостола Павла, находящиеся в Новом завете, одному лицу или это сочинения разных авторов.

Католическое, православное и часть протестантского духовенства утверждает, что автором всех 14 посланий является апостол Павел. Во второй половине XIX в. немецкий протестантский историк христианства Фердинанд Христиан Баур (1792-1860), основатель и глава Тюбингенской школы в богословии, доказывал, что различия в содержании, стиле и языке всех этих посланий столь велики, что невозможно считать их принадлежащими одному лицу.

Ф. Энгельс отмечал большое значение Тюбингенской школы для библейской критики. «В критическом исследовании она заходит настолько далеко, насколько это возможно для теологической школы, – писал Ф. Энгельс. – Она признает, что все четыре евангелия являются не рассказами очевидцев, а позднейшими переработками утерянных писаний и что из посланий, приписываемых апостолу Павлу, подлинными являются не больше четырёх и т. д. Она вычёркивает из исторического повествования как неприемлемое все чудеса и все противоречия, но из остального она пытается «спасти то, что ещё можно спасти», и в этом очень ясно проявляется её характер как школы теологов... Но уж во всяком случае всё то, что Тюбингенская школа отвергает и Новом завете как неисторическое или подложное, можно считать для науки окончательно устраненным».

Новейшие открытия подтвердили выводы Тюбингенской школы о происхождении посланий Павла.

Окончательно этот вопрос был разрешён учёными с помощью вычислительной машины, которая подтвердила, что выводы Баура были правильны: 14 посланий не принадлежат одному автору. ВЭМ применяется и для решения других проблем критики новозаветного текста. В Гарвардском университете (США) с 1953 года производился анализ библейских текстов с помощью электронной вычислительной машины «Марк», сопоставлялись между собой 311 наиболее древних списков Нового завета, в которых имеется много тысяч разночтений, с тем чтобы попытаться восстановить его первоначальный текст. В Италии для этой цели используется несколько ВЭМ.

Два французских учёных Г. Вайль и Ф. Шеник из Страсбурга с помощью ВЭМ подтвердили выводы филологической науки о том, что Пятикнижие (пять первых книг библии) принадлежит не Моисею, а разным авторам, составившим эти книги в различное время. К этим выводам Вайль и Шеник пришли после того, как текст Пятикнижия был набит на перфокарты ВЭМ.

Первые опыты использования кибернетики для критики текста «священных книг» позволяют предполагать, что с помощью ВЭМ возможны ценные открытия, освещающие истинное происхождение древних литературных памятников.

 

МИФЫ О БОГЕ – «ВЕЛИКОМ КИБЕРНЕТИКЕ»

В глубокой древности человек старался понять, как управляется мир, открыть законы развития природы и общества. Будучи ещё не в состоянии познать эти законы, люди обращались к религии, но она проповедовала непознаваемость мира: «Человек не может постичь дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого» (Екклесиаст, VIII, 17).

Видя причины и следствия явлений, их взаимную связь, люди рассуждали, что «порядок в мире» есть выражение какого-то «разумного устройства природы», только, мол, высшее существо могло создать мир и управлять им.

Религия возложила функции связи, управления и контроля на вымышленного бога, внушая верующим, что «всевышний» направляет их непознаваемым путём к осуществлению своих целей. Эта вера выгодна эксплуататорам, потому что приучает трудящихся уповать на милость бога, воспитывает их в духе смирения и покорности.

Наука объясняет, как и почему люди в фантастической и искажённой форме религии отразили процессы связи, управления и контроля, наблюдающиеся в природе и обществе.

Слово «религия» означает «связь» (от латинского глагола religare – «связывать»), призрачную, выдуманную человеком связь между единственно существующим, естественным миром и миром несуществующим, сверхъестественным. Академик И. П. Павлов говорил: «Если у меня нет знания связи между событиями, между людьми и мной, тогда я выдумываю вместо настоящих связей мнимые связи в виде суеверий».

В сознании народных масс, бессильных в борьбе с природой и классовым гнётом, вместо понятий о реальных связях, существующих в окружающем мире, возникали представления о духах или богах, управляющих миром. В эксплуататорском обществе «...социальная сила, вследствие того, что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная объединённая сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают».

Каждая религия имеет культовые действия, различные обряды, с помощью которых люди будто бы вступают в общение с богом. Бессилие человека в борьбе с природой породило веру в возможность воздействовать на сверхъестественные силы заговорами и заклятиями, из которых в дальнейшем возникли молитвы. В молитвах верующие обращаются к богу со своими просьбами.

«Тому прибыли много, кто умолил бога», – говорили в старину, «Вскоре бога не умолишь». Народ давно заметил противоречивость просьб, с которыми верующие обращаются к богу. «Всякий хочет от бога своих чаяний, – гласит иранская пословица, – земледелец дождя, а прачка солнца».

В. И. Ленин вскрыл реакционную сущность идеи бога. «Никогда идея бога не «связывала личность с обществом», а всегда связывала угнетённые классы верой в божественность угнетателей».

Во всех древних государствах была распространена вера, что цари – величайшие из богов или их сыновья: египетские фараоны будто бы рождались от брака богов с царицами, китайские богдыханы – «сыновья неба», японские микадо – «сыновья солнечной богини Аматерасу». В классовом обществе страдания трудящихся, их бессилие в борьбе с угнетателями заставляли угнетённых падать ниц перед небесными владыками, созданными по образу и подобию земных деспотов.

На Руси писали о царе, что он «естеством подобен человеку, но властью же подобен богу».

Какой был царь – такой был и бог, каковы средства управления у царя – таковы и у бога. По библии бог управляет тоже посредством «информации». Он осуществляет её через архангелов и ангелов, патриархов и пророков, посылая избранным людям откровения, наития, сновидения и видения наяву. Однако бог часто оказывается не в состоянии верно передать свою «команду» людям, источником «помех» для него будто бы является дьявол.

В вавилонском мифе о грехопадении первых людей змея исказила содержание божьего приказа и побудила их вкусить от древа познания добра и зла, а не от древа бессмертия. Весь смысл первоначального варианта библейского мифа о грехопадении первых людей, сложившегося под влиянием этого вавилонского сказания, состоял в том, что сатана исказил слова бога, которые он должен был передать Адаму и Еве, и уговорил их вкусить не от древа бессмертия, а от древа познания добра и зла.

Народу внушалось, что всё-де зависит от воли божьей, ни один волос не упадёт с головы человека без воли бога, всё в руках божественного провидения, пути господни неисповедимы, что «без помощи бога невозможно даже лук натянуть». Православное духовенство поучало крестьян, «что будет завтра, одному богу ведомо», «бог вымочит, бог высушит», «от убытков бог избавит», «цену бог устанавливает». Ленин писал, что «бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порождённых тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнётом, – идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу».

В царской России православные представляли себе систему управления, связи, информации и контроля в «небесном царстве» по образцу неограниченной монархии – самодержавия. Бог – царь, богородица – царица, они осуществляют связь с людьми через ангелов и архангелов, а люди с небесным царством – через святых. Народ говорил: «Через святых до бога, через людей до царя», «Не знаешь, какому святому молиться», «Проси Николу милостивого, а он спасу скажет», «Никаким святым не допросишься». Среди ангелов, которые разбивались на 9 разрядов, была строгая «специализация» по приёму «информации»: «Если воду пьёшь, поминай ангела Ноила, ложишься спать, ангела Помаила, наливая вино, ангела Рафаила, отправляясь в дорогу, ангела Русаила» и т. д.

Народ давно отметил, что бог не способен обеспечить надёжную передачу «информации» о своей воле. «Дождь глух, господь ему сказал: иди туда, где тебя ждут, а он не пошёл, где ждут, а пошёл, где жнут», – шутили в старину. «Господь сказал: дождь, иди где просят, а он пошёл туда, где сено косят». Поэтому люди часто не надеялись на бога: «Бог-то бог, да не будь и сам плох», «Богу молись, а сам трудись».

Переводя католические или православные, иудейские или исламские представления о боге на язык кибернетики, получается, что бог – «великий кибернетик». Он руководит человеком как управляемой системой, посредством информации, контролирует и корректирует его действия в соответствии с поставленной программой, но дьявол и свободная воля человека создают помехи в осуществлении этой божественной программы. Так, например, «Журнал Московской патриархии» (1963 г., № 11) источником помех в осуществлении божественного управления миром объявляет «лукавое человеческое искажение», «нежелание понять волю божию».

Изучение кибернетикой различных саморегулирующих систем показывает, что для объяснения их действия нет необходимости прибегать к допущению управляющего воздействия на них извне, выдумывать бога или дьявола для объяснения поступков человека. «Человек есть, конечно, система, – писал академик И. П. Павлов, – ...но система в горизонте нашего современного научного видения единственная по высочайшему саморегулированию... в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстановляющая, поправляющая и даже совершенствующая».

Рационалистическая критика буржуазными мыслителями феодальных представлений о боге как неограниченном монархе-деспоте привела в Англии в XVII в. к возникновению деизма (от латинского слова deus – «бог»), к воззрению на бога как на творца Вселенной, который после её создания больше не вмешивается в естественный ход событий. Не понимая, что материя не существует без движения, материалисты XVII века для объяснения, почему материя пришла в движение, прибегали к «щелчку», как шутливо назвал А. С. Пушкин «первотолчок», данный будто бы богом инертной материи. На эту деистическую модель мира повлияли часы, которые Карл Маркс считал первым автоматом, созданным для практических целей. Во время сотворения Вселенной бог якобы завёл мировой механизм, как часы, вложил в него программу, после чего больше не вмешивается в работу автомата, который действует по божественному предначертанию. Но для того чтобы управлять миром по деистической схеме, бог должен быть материальной системой, а религия изображает его духом.

Любая информация предполагает существование материи и энергии. Всякой информации присущ материальный носитель и необходим материальный процесс её передачи.

Духовенство в целях доказательства существования премудрого управителя ссылается на наличие в природе целесообразности. Папа римский Пий XII призывал учёных показывать «на языке чисел, формул и эксперимента бесконечную гармонию всемогущего бога в природе». Однако Ч. Дарвин объяснял причину целесообразности в природе действием биологического закона естественного отбора. Кибернетика показывает, что целесообразно устроенные системы органического мира не содержат в себе ничего сверхъестественного.

Сколько бывает трагедий, свидетельствующих о бессмысленности веры в бога, будто бы управляющего миром! В августе 1963 г. в городе Нотемал (Индия) рухнула мечеть, в которой находилось 300 молящихся мусульман. Под обломками погибло 110 человек, 60 человек получили серьёзные увечья. В городке Библиан, расположенном в центральной части Эквадора, 1 февраля 1964 г. в женской школе проходило католическое богослужение. Неожиданно стены двухэтажного здания заколебались, и дом рухнул. Свыше ста учениц и несколько преподавателей оказались заживо погребёнными под руинами школы. Если бы существовал бог, разве он допустил бы гибель людей во время богослужения?

Ещё великие материалисты древности Демокрит и Эпикур критиковали веру в «промысел божий», в его способность управлять миром. Эпикур писал: «Или бог хочет воспрепятствовать злу, но не может, или он не хочет, или не может и не хочет, или он может и хочет. Если он хочет, не имея возможности, он бессилен. Если он может, но не хочет, он зол. Если он не может и не хочет, он бессилен и зол вместе, значит он не бог. Если же он может и хочет, то откуда же зло и почему ему не воспрепятствует?»

ЧИТАТЬ ВТОРУЮ ЧАСТЬ




www.etheroneph.com