Электрические музыкальные инструменты
Источник: журнал «Наука и жизнь», №7, 1970 год.
Автор: инженер Л. ФЕДОРЧУК, начальник лаборатории электромузыкальных инструментов завода «Электроизмеритель» (Житомир).
СТРАДИВАРИ XX ВЕКА
Электрические музыкальные инструменты – ЭМИ – появились в начале этого столетия благодаря бурному развитию электротехники и радиоэлектроники. Изобретение электромеханических, а затем первого электронного музыкального инструмента вызвало настоящую сенсацию в музыкальном мире. Неограниченные исполнительские возможности! Звук, рождённый ниоткуда! Миллионы тембровых комбинаций! Музыка, уходящая в космос! Электрический музыкальный инструмент состязается со скрипкой и побеждает!.. На газетных и журнальных полосах появились имена изобретателей волшебных инструментов, и первым среди них был наш соотечественник Л. С. Термен. Его «терменвокс» слушал В. И. Ленин и одобрил интересное начинание тогда ещё молодого физика и музыканта. «Электрический голос» зазвучал на концертных эстрадах. Он покорял своим выразительным, почти человеческим пением и необычным способом своего появления. Музыкант не играл, а священнодействовал – дирижировал рукой у металлической антенны, и светлые вибрирующие тоны возникали в пространстве в строгом согласии с его движениями.
Музыкальная археология
Источник: журнал «Наука и жизнь», №1, 1967 год. В номере было две статьи на одну тему. Первая за авторством Б. Смолякова. Картинки можно было бы найти в интернете цветные и в нормальном качестве, но не было времени, поэтому помещаю оригинальные ч/б картинки из статьи.
«Verba volant, scripta manent» – слова улетают, написанное остаётся. Это изречение справедливо и в применении к музыке. Современный историк, исследующий музыкальное искусство далёкого прошлого, и даже не столь далёкого, не удовлетворён этой истиной: в наше время с помощью магнитной записи мы научились ловить звуки и хранить их столько, сколько нужно. Но когда обращаешь взор в глубь веков, то оказываешься во власти фантастических историй, подобных той, которая случилась с Пантагрюэлем. «Он (Пантагрюэль) бросил на палубу полные пригоршни замёрзших слов, похожих на разноцветные драже. Слова эти, красные, зеленые, голубые, жёлтые и золотистые, отогревались... на ладонях и таяли, как снег.., превращаясь в человеческие голоса, удары, звон, напоминавшие по звуку барабан, дудку, рог или трубу».
Робот слагает музыку
Источник: журнал «Наука и жизнь», №11, 1961 г., автор: Глеб Анфилов.
В последние годы, богатые научными событиями, среди рассказов о многих удивительных новинках появились сообщения о машинном «сочинении» музыкальных пьес. Электронным «композиторам» посвящается много восторженных слов, особенно когда пропагандируются безграничные возможности кибернетики. То, во что лет двадцать назад никто бы не поверил, служит источником ещё более оригинальных идей и предложений, становится причиной разногласий и бурных споров. Что же это за чудо-юдо, автоматический композитор? Где скрыт секрет его «творчества»? На что он способен? Так ли уж удивителен?
Персональный компьютер в музыкальном творчестве
Источник: журнал «Микропроцессорные средства и системы», №3, 1987 год, автор: А. Б. Родионов.
В последнее время компьютеры стали широко использоваться не только в науке и производстве, но и в других, ранее нетрадиционных для вычислительной техники сферах. Примерами могут служить кино- и телевизионные фильмы с использованием компьютерной графики, которую зачастую невозможно отличить от обычной рисованной мультипликации, управление световыми эффектами в театре и на эстраде, подготовка всевозможных текстов и рукописей и, наконец, использование компьютерной техники в музыке. В данной статье предпринята попытка систематизация объектов музыкального творчества, которые могут быть автоматизированы средствами компьютерной техники, а также приведено описание и критический разбор одной из современных и широко распространённых музыкальных компьютерных систем, реализованной на персональном компьютере YAMAHA MSX.
Музыкальные инструменты И. П. Кулибина
Источник: «Рукописные материалы И. П. Кулибина. Научное описание с приложением текстов и чертежей», АН СССР, 1953 год.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рукописные материалы И. П. Кулибина, Хранящиеся в Архиве Академии Наук СССР, являются ценнейшим источником для изучения творчества знаменитого изобретателя и техника-новатора конца XVIII в. и начала XIX в. Эти материалы также позволяют установить уровень развития русской технической мысли и практики того времени.
Заметки про ЭМИ
Просматривая старые журналы, обнаружил небольшие заметки про электронные музыкальные инструменты. На отдельную статью каждая из них не тянет, поэтому решил их объединить и выложить. Если ещё что-то попадётся, буду помещать сюда.
Первые компакт-диски «Мелодии»
Источник: журнал «Мелодия», №3, 1990 год. Да, пришло время, когда CD перекочевали в ранг ретро и винтажа…
Статью прислал читатель сайта – Роман.
Под этим общим названием мы помещаем две статьи специалистов фирмы «Мелодия», посвящённые новому звуконосителю. Авторы рассматривают различные вопросы, связанные с цифровой записью, статьи дополняют друг друга и позволяют заинтересованному читателю создать достаточно полную картину изготовления компакт-диска.
Компьютерная музыка – галактика звуков
Источник: журнал «Америка», №369 (август), 1987 год. Автор: Лора Ван Тайл. Статью прислал читатель сайта – Роман.
Музыка весело подходила к финалу. Когда прозвучал заключительный аккорд квинтета, пианистка в переливающемся чёрном с золотом платье поднялась из-за рояля и элегантно раскланялась перед публикой.
Но остальные четыре исполнителя даже не шелохнулись. Пока длились аплодисменты, они неподвижно сидели за своими пюпитрами. Потом пришёл рабочий, отключил их и унёс со сцены.
Физические процессы в органных трубах
Источник: «В мире науки», №3, 1983. Авторы: Невиль Х. Флетчер и Сусанна Туэйтс
Величественное звучание органа создаётся благодаря взаимодействию строго синхронизированных по фазе воздушной струи, проходящей через разрез в трубе, и воздушного столба, резонирующего в её полости.
Ни один музыкальный инструмент не может сравниться с органом по силе, тембру, диапазону, тональности и величественности звучания. Подобно многим музыкальным инструментам, устройство органа постоянно совершенствовалось благодаря усилиям многих поколений искусных мастеров, медленно накапливавших опыт и знания. К концу XVII в. орган в основном приобрёл свою современную форму. Два наиболее выдающихся физика XIX в. Герман фон Гельмгольц и лорд Рэлей выдвинули противоположные теории, объясняющие основной механизм образования звуков в органных трубах, но из-за отсутствия необходимых приборов н инструментов их спор так и не был решён. С появлением осциллографов н других современных приборов стало возможным детальное изучение механизма действия органа. Оказалось, что как теория Гельмгольца, так и теория Рэлея справедливы для определённых величин давления, под которым воздух нагнетается в органную трубу. Далее в статье будут изложены результаты последних исследований, которые во многом не совпадают с объяснением механизма действия органа, приводимым в учебниках.
На пути к электромузыке
Источник: журнал «Техника – молодёжи», №3 за 1960 год. Автор: Б.Орлов (инженер). Статью дополнил небольшой заметкой об эмиритоне из того же журнала, но из №1 за 1946.
«Электромузыкальные инструменты благодаря широкому диапазону высоты, силы и богатству тембров расширяют творческие возможности не только композитора, но и музыканта-исполнителя. А такие качества, как выразительный, красивый звук, в соединении с певучестью, богатством тембров и доступностью техники исполнения обеспечивают их массовое распространение и превращают их в серьёзный фактор проникновения высокой музыкальной культуры в быт». (Из высказываний народного артиста СССР академика Б. В. Асафьева)