А. Лазаревич «Сеть Нанотех» и «Технокосм»

Galaxy

"Сеть Нанотех" была написана в 1997 году. Автор, по всей видимости, переживал за развал отечественной промышленности и хотел хоть как-то об этом написать (и заодно немного "отомстить" т.н. "новым русским"). Сюжет описывать не буду, но сама идея нанороботов очень понравилась! Так же замечательна идея с оцифровкой вещей для последующего их клонирования. Похоже на концепцию p2p-сетей, в которую если что и попадает, то остаётся там навечно...

 

Финал романа какой-то куцый, хотя оставляет место для собственных фантазий, а это тоже, в принципе, неплохо.

"Технокосм" был написан 10 лет спустя и является приквелом к "Сети Нанотех". Идея вычислительной сети на базе нанороботов так понравилась Лазаревичу, что он решил в этом произведении существенно расширить свою концепцию. Особо не углубляясь в сюжет, скажу только, что львиную долю романа составляет своего рода судилище над человечеством властями все-вселенской сети "оцифрованных" разумных существ на предмет включения диких землян в свою сеть Технокосм или их уничтожения. Так же рассматривался вариант оставить всё как есть и рассказать Чубайсу секреты нанороботов!

От идей Ефремова (если уж их сравнивать) идеи Лазаревича принципиально отличает одно: у Ефремова центральной фигурой всех произведений является человек, со всеми его страстями и желаниями. У Лазаревича же, по сути, человека уже и нет, а есть лишь чистый ("оцифрованный") разум. Да, Лазаревич немного рассматривает классические проблемы человечества, но строго через призму новой ступени развития.

В минусы можно занести излишнюю "компьютеризированность" при описании Технокосма. Понятно, что во времена написания романов весь мир "дышал" Интернетом, сетями, компьютерами, хакерами и пр. Этот тренд не обошёл и автора.

Идеи, заложенные в романе, очень интересы и было бы логичным расширить сеттинг в последующих произведениях. Тем более, что автор вводит своего рода "несогласных" - врагов Технокосма, пишущих для него вирусы. Но тема оказалась не раскрыта, а жаль.

В сухом остатке. Возможно ли то, что описал Лазаревич? Теоретически воплощение самой идеи вполне возможно даже у нас, на Земле. Например, вполне вероятной мне показалась идея, показанная в фильме "Суррогаты" с Б.Уиллисом. С другой стороны, технология может развиваться (и развиться) совсем не так, как это мы можем сейчас предполагать. Вот, например, лет 20-30 назад кто-нибудь предполагал, до какой степени сегодня разовьётся Интернет и компьютерно-цифровая культура вообще?

В будущем вполне возможна некая "оцифровка" для, скажем, путешествий или проведения удалённых конференций (частично это уже реализовано). Ну зачем, скажите мне, ехать куда-то, что бы посмотреть какой-нибудь водопад или спортивное мероприятие, когда можно зайти в сеть и подключиться к "суррогату" не выходя из дома.

Решил выложить два забавных отрывка, в который внеземной адвокат объясняет внеземному же судье что такое музыка и кто такие писатели-фантасты. И всё это происходит в виртуальном мире, реализованным вселенской сетью Технокосм.

Технокосм– "Простите, что такое музыка?"

– "Ваша Честь, музыка - это ритмически организованная последовательность звуков различной высоты тона, которая способна провоцировать у людей довольно сильную эмоциональную реакцию, если последовательность звуков подобрана надлежащим образом. Мы еще не совсем хорошо понимаем причины этого явления, хотя некоторые исследователи отмечали совпадение музыкальных ритмов, вызывающих у людей зависимость, с ритмами биоэлектрической активности мозга. Так или иначе, музыка способна вызывать у людей сильную психологическую зависимость, унося их в мир фантазий и грез почти столь же эффективным образом, как и некоторые психотропные вещества. Эта форма зависимости породила целую индустрию звуковоспроизводящих устройств, которые с каждым годом совершенствуются, заставляя покупателей чуть ли не каждый год покупать все новые и новые модели таких устройств. Чтобы поддерживать продажи, создана целая индустрия, производящая все новые и новые музыкальные сочинения во все возрастающих масштабах. Рекламная индустрия заставляет людей приобретать и слушать эти произведения, все более и более усугубляя свою зависимость. Люди тратят все больше и больше своего времени на прослушивание бессмысленных последовательностей звуков. И это только один пример того, как маркетологи в погоне за рынками сбыта оболванивают население, используя различные свойственные людям предрасположенности к тем или иным зависимостям.

– "Вы упомянули каких-то писателей, которые нас уже описывали, э-э-э… фантастов? Так кажется?"

– "Писателей-фантастов, Ваша Честь. Это очень своеобразный социальный институт Землян. Обычно людей, высказывающих всякие бредовые идеи, земляне сажают в специальные сумасшедшие дома, но для этой отдельной категории сделано исключение. Этих писателей не только не сажают в сумасшедший дом, но напротив, предоставляют им возможность широко распространять свои идеи, и даже иногда платят им за это деньги. Мы объясняем это явление тяжелыми условиями жизни землян - им необходимо время от времени мысленно отрываться от своей постылой жизни. Впрочем, практически никто не воспринимает эти сочинения всерьез - и именно поэтому фантасты считаются неопасными для окружающих и не подлежащими изоляции от общества".




www.etheroneph.com