Политсуд над Библией
Источник: брошюра «Комсомольская пасха», издательство «Новая Москва», 1924 год.
Действующие.
БИБЛИЯ – подсудимая футляр-обложка Библии.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА.
ДВА ЧЛЕНА СУДА.
КОМЕНДАНТ.
ОБВИНИТЕЛЬ. – «Библия для верующих и неверующих» Ярославского. При этом кафедра обвинителя со сторон, обращённых к публике, представляет собой точное воспроизведение обложки этой книги.
ЗАЩИТНИКИ – сочинения Толстого, Мережковского. Кафедра, опять-таки, из обложек книг этих писателей.
СВИДЕТЕЛЬ 1 – Книга профессора Герасимовича «Вселенная», футляр в виде обложки этой книги.
СВИДЕТЕЛЬ 2 – Книга М. Гремяцкого «Первые люди на земле», футляр – обложка книги.
СВИДЕТЕЛЬ 3 –Полное собрание сочинений Демьяна Бедного, футляр – обложка книги.
ДЕВУШКИНА – крестьянская девушка, свидетельница.
(При открытии занавеса на сцене подсудимая и свидетель. Сидят на скамьях).
КОМЕНДАНТ. Прошу встать, суд идёт.
(Суд входит).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Объявляю заседание суда открытым. Слушается дело по обвинению книги «Библия», именующей себя самой древней священной и написанной самим богом – в распространении ложных сведении с корыстной целью. К участию допущены стороны и свидетели. Обвинитель – Библия для верующих и неверующих Ярославского. Защитник – группа богоискателей. Секретарь, явились ли обвиняемые и свидетели?
СЕКРЕТАРЬ. Обвиняемая явилась и находится под стражей. Свидетели явились и находятся в зале суда.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Свидетели, подойдите сюда.
(Свидетели подходят.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Помните свидетели, что вы должны говорить правду. За всякое ложное показание, данное суду, вы ответите по закону. Распишитесь.
(Все расписываются).
ДЕВУШКИНА. Господин председатель.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Не господин, а гражданин. Теперь господ нет. В чём дело?
ДЕВУШКИНА. Неграмотные мы.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Распишитесь кто-нибудь за неграмотную.
(Кто-нибудь расписывается).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Комендант. Уведите свидетелей в свидетельскую комнату.
(Комендант исполняет).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Обвиняемая, подойдите сюда.
(Библия подходит).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ваше имя?
БИБЛИЯ. Библия.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Возраст?
БИБЛИЯ. Видите ли, на этот вопрос ответить довольно трудно. Я состою из двух частей. Старый Завет, куда входят: пятикнижие, песнь песней, псалмы Давида и т. д. Этот постарше. И Новый Завет – там евангелия, деяния апостолов и откровение святого Иоанна – этот помоложе. Самая старая часть Старого Завета книга пятикнижия.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Хорошо, сколько же лет этому самому пятикнижию?
БИБЛИЯ. О! Бесконечно много. Это самая старая книга в мире.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Кто написал пятикнижие?
БИБЛИЯ. Моисей.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Тот самый, который, по-вашему, вывел евреев из Египта.
БИБЛИЯ. Да.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Оглашаю справку. Данными науки установлено, что самый факт выхода евреев из Египта более чем сомнителен. Но если даже признать, что он имел место, то его можно отнести не ранее, чем ко времени царствования египетского царя фараона Меренепта, то есть не ранее, чем к 1250 году до рождества Христова. В это же время восточные народы имели уже богатую культуру и оставили нам много библиотек, наполненных книгами. Таким образом, даже если мы признаем, что называемые в Библии личности действительно существовали и писали пятикнижие, то приходится сказать, что старейшей в мире книгой обвиняемая считаться не может. Обвиняемая, обратите внимание на то, что вы с самого начала становитесь на путь дачи ложных показаний. Это только усугубит ваше наказание. Итак, сколько вам лет?
БИБЛИЯ. Я... я... право не помню.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Странно. Кто вас писал?
БИБЛИЯ. Меня писал сам господь бог.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Как же он вас писал: карандашом, чернилами или на пишущей машинке?
БИБЛИЯ. Нет, видите ли, он писал меня посредством людей.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что же, он людей в чернила, что ли макал?
БИБЛИЯ. Нет, он, видите ли, входил в некоторых людей в лице святого духа и, движимые этим святым духом, люди писали всё, что собрано во мне.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. На каком вы языке написаны?
БИБЛИЯ. На древне-еврейском. Потом переведена на все языки мира. Это Ветхий Завет. А что касается второй части – Нового Завета, то она написана по-гречески и потом тоже переведена на все языки.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Так. В чём заключается ваше содержание?
БИБЛИЯ. Я рассказываю людям о сотворении мира и человека, о жизни первых людей, о пришествии на землю сына божия и учу, как надо жить согласно воле божией.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Кем являются авторы входящих в вас сочинений по своему социальному положению?
БИБЛИЯ. Моисей был вождь, Соломон царь, Давид царь, несколько пророков-министров, евангелисты – епископы христианской церкви.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Садитесь. Секретарь, огласите обвинительный акт.
СЕКРЕТАРЬ. Обвинительный акт. Книга, называемая Библией, заключает в себе две части. Первая часть – Ветхий Завет представляет из себя собрание полуисторических рассказов о жизни евреев в эпоху патриархального быта и совершенно вымышленных легенд, заимствованных у восточных народов о сотворении мира и человека и о жизни первых людей. Вторая часть – Новый Завет включает в себе жизнеописание никогда не существовавшей личности Иисуса Христа, послания и письма первых учителей христианства и откровение одного из епископов церкви христианской Иоанна Златоуста. Что касается этой второй части, то, ввиду представляемого ею самостоятельного интереса и значения, дело о ней выделяется и назначается к слушанию особо.
В отношении же первой части, так называемого Ветхого Завета, усмотрено, что она представляет собою собрание различных книг, написанных разными людьми и в разное время, но ни в коем случае не ранее, чем за полторы тысячи лет до так называемого рождества Христова. Таким образом, в корне ложным является утверждение подсудимой, что она является древнейшей книгой на свете, ибо за несколько веков до её написания уже существовали народы, имевшие богатую культуру и письменность и оставившие нам целые библиотеки. Утверждение подсудимой, что она написана каким-то богом явно ложно, ибо наука, исследовав не только землю, но и видимое нами небо, никаких признаков бога не нашла. Далее установлено, что содержание книг библии в той части, где они говорят о сотворении мира и человека, является попросту рядом легенд, заимствованных у восточных народов и совершенно искажающих истинное развитие мира. Эти легенды могли бы представлять из себя некоторую историческую ценность, рисуя нам взгляды наших далёких предков, и распространение их не являлось бы преступным, если бы обвиняемая не пользовалась темнотою и невежеством масс и не выдавала бы эти сказки за непреложную и несомненную истину. Что касается той части Библии, где собраны рассказы о жизни и деятельности царей, судей и пророков, и где по утверждению подсудимой заключается нравственная сторона изложенного в ней учения, то они представляют собой попросту собрание явно безнравственных рассказов, учащих покорности рабов и возводящих в образец святости такие поступки, как торговля собственными жёнами и половая связь отца с дочерьми.
На основании изложенного, книга Библия предаётся суду по обвинению в распространении ложных сведений о происхождении мира и человека и в преподавании безнравственных начал поведения с явно корыстным намерением.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Обвиняемая, подойдите сюда. Признаете ли вы себя виновной по первому пункту обвинения, в распространении ложных сведений о сотворении мира и человека?
БИБЛИЯ. Никак нет, не признаю.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ну, начнём по порядку. Итак, вы утверждаете, что всю вселенную и человека создал некий бог.
БИБЛИЯ. Да.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Так. Ну расскажите по порядку, как это было.
БИБЛИЯ. Очень просто. В первый день бог отделил небо от земли, во второй сказал «да будет свет», в третий создал солнце, луну и звёзды. В четвёртый...
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Постойте. Вы говорите – во второй день бог создал свет, а в третий солнце. Так?
БИБЛИЯ. Совершенно верно.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Так. А вам неизвестно случайно, откуда берётся свет?
БИБЛИЯ. Ну, конечно, известно, от солнца.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. А как же бог-то сперва создал свет, а потом уже солнце?
БИБЛИЯ. Это. Это... Я, видите ли, не знаю. Пути божьи неисповедимы.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Дальше.
БИБЛИЯ. В четвёртый день бог упорядочил землю: сушу от воды отделил. В пятый день создал животных и птиц, а в шестой – человека.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Как же был создан человек?
БИБЛИЯ. Очень просто. Кустарным, можно сказать, способом. Немного высокосортной глины взял бог, слепил из неё человеческую фигуру, потом вдунул в неё душу – и готово.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Значит, человек из глины сделан?
БИБЛИЯ. Ну, да, из глины.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Скажите, а вы пробовали когда-нибудь человека в печку совать?
БИБЛИЯ. Н-нет.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. А как вы думаете, что было бы, если бы сунуть?
БИБЛИЯ. Сгорел бы человек.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. И я тоже думаю, что сгорел бы. А глина?
БИБЛИЯ. Глина не горит.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ну, так как же, значит, человек не из глины?
БИБЛИЯ. Не знаю. Пути божии...
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Неисповедимы. Слышал и уже. Дальше в седьмой день бог что сделал?
БИБЛИЯ. Отдохнул от дел своих.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Всё?
БИБЛИЯ. Всё.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Стороны имеют вопросы?
ОБВИНЕНИЕ. Разрешите. Скажите, подсудимая, бог творил-то это всё руками или как иначе?
БИБЛИЯ. Словами. Он говорил, а всё и творилось.
ОБВИНЕНИЕ. Словами. Значит, ему в день приходилось говорить не больше пяти-шести слов?
БИБЛИЯ. Да.
ОБВИНЕНИЕ. Пять-шесть слов можно сказать за полминуты. Верно?
БИБЛИЯ. Верно.
ОБВИНЕНИЕ. Значит, за все шесть дней бог работал не больше трёх минут, и то языком. Ну, скажем, человека лепил часа три. Итого три часа тридцать минут. Так?
БИБЛИЯ. Так.
ОБВИНЕНИЕ. Чего же ему надо было потом отдыхать от дел своих... И от каких от дел, когда он только языком болтал?
БИБЛИЯ. Не искушай господа бога твоего всуе.
ОБВИНЕНИЕ. Нет. Вы будьте добры ответить.
БИБЛИЯ. Я право...
ОБВИНЕНИЕ. Я больше вопросов не имею.
ЗАЩИТА. Я имею вопросы.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Пожалуйста.
ЗАЩИТА. Скажите, гражданка Библия! Не следует ли понимать всей этой истории о сотворении мира в смысле сроков творения иносказательно?
БИБЛИЯ. То есть?
ЗАЩИТА. Ну, например, день – это не человеческий день, а божий, и надо его считать в несколько миллионов лет.
БИБЛИЯ. Да, да.
ЗАЩИТА. Таким образом, творение мира и человека займёт уже на шесть дней, а много, много больше.
БИБЛИЯ. Вот, вот.
ЗАЩИТА. Я больше вопросов не имею.
ОБВИНЕНИЕ. Я имею ещё вопросы. Вы, обвиняемая, согласны с утверждением защиты, что всё это надо понимать иносказательно, и что бог творил человека и землю несколько миллионов лет.
БИБЛИЯ. Да, согласна.
ОБВИНЕНИЕ. Скажите, ведь ваш бог, кажется, считается всемогущим?
БИБЛИЯ. Да.
ОБВИНЕНИЕ. Скажите, верно ли я толкую всемогущество божие, если полагаю, что ему стоит только подумать о чем-нибудь, чтобы это совершилось?
БИБЛИЯ. Совершенно справедливо. Именно – только подумать.
ОБВИНЕНИЕ. Хорошо. Чего же ради, не говоря уже о шести днях болтовни, он стал бы тратить несколько миллионов лет?
БИБЛИЯ. Н-н-не знаю.
ОБВИНЕНИЕ. Ещё один вопрос. Бог сотворил женщину после мужчины?
БИБЛИЯ. Да.
ОБВИНЕНИЕ. А как же в первой главе, в стихе двадцать седьмом первой книги, говорится следующее: «И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его мужчину и женщину». И там же ещё раз: «Всё это он сделал в последний день творения и мужчину и женщину».
БИБЛИЯ. Говорится.
ОБВИНЕНИЕ. А дальше говорится, что бог создал женщину позднее и создал из ребра Адама?
БИБЛИЯ. Говорится.
ОБВИНЕНИЕ. Как же такая путаница?
БИБЛИЯ. Не знаю.
ОБВИНЕНИЕ. Ещё один вопрос. Мог бог создать Еву одним словом?
БИБЛИЯ. Ну, конечно, мог. Он всё может.
ОБВИНЕНИЕ. Зачем же ему надо было огород городить. Во сне к Адаму за ребром лазить, когда можно было проще.
БИБЛИЯ. Не знаю.
ОБВИНЕНИЕ. Выходит, что ваш бог делал совершенно нелепые вещи. Я больше вопросов не имею.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Суд постановил: ввиду того, что предъявленное подсудимой обвинение распадается на две части: первая – обвинение в ложных сведениях о происхождении мира и вторая – обвинение в безнравственности – допрашивать свидетелей по каждой части обвинения отдельно. Подсудимая, вы можете сесть. Комендант, введите первого свидетеля.
(Свидетель первый входит.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что вы можете показать по этому делу, свидетель?
СВИДЕТЕЛЬ 1. Я могу показать вот что. Обвиняемая на страницах своих утверждает, что существует некий бог, по внешности похожий на человека.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Почему вы делаете вывод, что бог обвиняемой должен быть похож на человека.
СВИДЕТЕЛЬ 1. Да потому, что она говорит: «и сотворил бог человека по образу своему и подобию своему». То есть, иначе говоря, человек похож на бога. А, значит, и обратно, бог похож на человека.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Продолжайте.
СВИДЕТЕЛЬ 1. Местонахождение этого бога обвиняемая определяет на небе. Мы, работники науки, с помощью математических вычислений и разного рода орудий, вычислили, измерили и рассмотрели бесконечное пространство вокруг земли. Мы утверждаем, что нигде нами не обнаружено присутствие этого так называемого бога. Далее Библия говорит, что бог в первый день творения создал землю, в третий только солнце, звёзды и другие планеты. Между тем, наши исследования неопровержимо доказывают, что целый ряд планет и звёзд гораздо древнее земли, причём разницы между древностью земли и древностью других светил не исчисляются днями, но миллионами, а иногда даже и миллиардами лет. Несомненно для нас, что бога нет и никогда не было, вселенная же насчитывает за собой много миллиардов лет.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Всё?
СВИДЕТЕЛЬ 1. Всё.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Имеют ли стороны вопросы к свидетелю.
ЗАЩИТА. Я имею. Скажите, свидетель, что, всё-таки, было началом всего, откуда образовались все ныне существующие миры?
СВИДЕТЕЛЬ 1. Этого наука пока ещё не знает. Существует ряд предположений, но определённо науке это ещё неизвестно.
ЗАЩИТА. Ну, вот видите. А вы говорите, что бога нет. А может быть, вот то, что вы не знаете, и есть бог.
СВИДЕТЕЛЬ 1. Нет, не может быть. Бог предполагается как мыслящее существо, похожее, как я уже сказал, на человека. Между тем, наука достоверно определила путём опытов, что начало всего существующего надо искать в невидимом простому глазу кусочке материи, так называемой клеточке. Эта клеточка ни мыслить, ни творить что-нибудь не может.
ЗАЩИТА. Но чем же вам мешает, что верующие люди называют это «бог»?
СВИДЕТЕЛЬ 1. А вот чем. Верующий человек, сталкиваясь с чем-нибудь непонятным и неизвестным ему, приписывает это богу и тем самым успокаивается. Объяснив непонятное богом, он не старается разобраться в нём и найти другое объяснение. Это тормозит развитие человеческих знаний. Наука всегда просто и прямо говорит: этого мы не знаем, но мы постараемся это узнать. Пример: когда-то, например, молния и гром считались делом бога. Люди боялись молний и когда молния сжигала их дома, приписывали это гневу бога и не боролись с этим. А наука, узнав в чём сущность молний, придумала громоотвод и этот гнев божий преспокойно отводила в землю.
ЗАЩИТА. Я больше вопросов не имею.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Вы свободны, свидетель.
СВИДЕТЕЛЬ 1. Разрешите мне задать один вопрос подсудимой.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Пожалуйста.
СВИДЕТЕЛЬ 1. Правда ли, что Иисус Навин, вождь иудеев, желай выиграть время для битвы, остановил движение солнца?
БИБЛИЯ. Да, он сказал: «стой солнце», и солнце остановилось.
СВИДЕТЕЛЬ 1. А известно ли вам, что солнце стоит неподвижно, а двигается земля вокруг него?
БИБЛИЯ. Конечно, это всякий школьник знает.
СВИДЕТЕЛЬ 1 Как же в таком случае ваш Навин мог остановить солнце, раз оно не двигается?
БИБЛИЯ. Я... я не знаю. Это его дело.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Чьё это «его дело»?
БИБЛИЯ. Его – Иисуса Навина. Он делов наделал, а я отвечай?
СВИДЕТЕЛЬ 1. Я не имею больше вопросов к подсудимой.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Можете идти. Комендант, введите второго свидетеля.
(Второй свидетель входит.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что вы можете показать по этому делу?
СВИДЕТЕЛЬ 2. Я утверждаю, что все рассказы подсудимой о создании человека богом из глины в корне противоречат действительности. Наука целым рядом опытов и исследований установила, что человек произошёл путём медленного развития от клеточки – этого первичного кусочка материи – и через целый ряд промежуточных организмов. Это было развитие целого ряда миллионов лет, а ни в коем случае не одного дня. Между прочим, относительно обвиняемой я хотел бы обратить внимание на два факта. Во-первых, если мне память не изменяет, подсудимая рассказывает о том, что некий Иона был проглочен китом и пробыл в желудке этого кита три дня. Правда ли это?
БИБЛИЯ. Конечно, правда, это за грехи кит проглотил Иону.
СВИДЕТЕЛЬ 2. А известно ли подсудимой, что у кита такая узкая глотка, что он с трудом проглатывает только мелких рыбёшек. Как же он мог проглотить Иону?
БИБЛИЯ. Ах ты, господи, что вы ко мне пристали? Кита спросите, а не меня.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Не волнуйтесь, подсудимая, и спокойно отвечайте на вопросы.
СВИДЕТЕЛЬ 2. Ещё один вопрос. Подсудимая рассказывает, что Ной во время потопа построил ковчег в шестьдесят локтей длины и шестьдесят ширины. Так?
БИБЛИЯ. Ну, да, построил.
СВИДЕТЕЛЬ 2. Локоть – это около сажени. Верно?
БИБЛИЯ. Да.
СВИДЕТЕЛЬ. И взял будто бы Ной в этот ковчег всякой твари по паре. Верно?
БИБЛИЯ. Нет, неверно. В седьмой главе сказано: «И всякого скота чистого возьми по семи мужского пола и женского, а из скота нечистого – по два мужского пола и женского, также и птиц небесных (чистых) по семи мужского пола и женского, и из всех птиц нечистых по две мужского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли». Вот как там сказано, а вовсе не всякой твари по паре.
ОБВИНЕНИЕ. Разрешите огласить справку.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Пожалуйста.
ОБВИНЕНИЕ. Подсудимая совершенно права: в седьмой главе, в стихе втором и третьем, говорится именно так, как она сказала. Но подсудимая забыла, очевидно, что в шестой главе, в стихе двенадцатом и двадцатом, говорится вот что: «Введи также в ковчег из всякого скота и из всех гадов, из всех животных и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых. Мужского и женского пола пусть они будут. Из всех птиц по роду их, и из всех скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых». Таким образом глава шестая даёт право утверждать, что Ной взял всякой твари по паре.
БИБЛИЯ. Ну, что же, видно так, коли написано.
СВИДЕТЕЛЬ 2. А если так, то вспомним, что локоть равен одной сажени, и что, таким образом, весь ковчег был в триста шестьдесят квадратных сажен. Так?
БИБЛИЯ. Ну, так.
СВИДЕТЕЛЬ 2. Как же Ной смог в такое пространство набрать по паре всех зверей да ещё продовольствия на сорок суток? Я уже не говорю о том, что ему на расплод надо было захватить и блох, и клопов, и вибрионов холерных.
БИБЛИЯ. Об этом тоже не меня надо спросить, а Ноя. Я за него, пьяницу, не отвечаю.
СВИДЕТЕЛЬ 2. Я больше ничего показать не могу и вопросов не имею
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Можете идти, свидетель. Скажите обвиняемая, признаете вы себя виновной в безнравственном содержании?
БИБЛИЯ. Что вы, что вы! Конечно, не признаю.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Скажите, как по-вашему, нравственно ли, если отец живёт со своими собственными дочерьми?
БИБЛИЯ. Конечно, безнравственно. За это и святая церковь карает.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. А как же у вас рассказывается без всякого осуждения о Лоте, который жил со своими тремя дочерьми сразу.
БИБЛИЯ. Да, как будто бы есть грех.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. А если муж продаёт свою жену, нравственно это?
БИБЛИЯ. Нет, конечно.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. А у вас Иаков торговал своей женой, и считается это нравственным?
БИБЛИЯ. Виновата, я не доглядела. А потом, знаете, – все мы люди, все человеки. Один бог без греха.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Кто ещё имеет вопросы?
ОБВИНЕНИЕ. Я имею. Вы говорите, обвиняемая – «один бог без греха». Скажите, бог ничего безнравственного не делал?
БИБЛИЯ. Что вы, что вы! Ах, господи!
ОБВИНЕНИЕ. Скажите, если бы я с кем-нибудь держал пари, и, чтобы выиграть это пари, стал бы мучить какого-нибудь хорошего человека. Нравственно бы это было, как по-вашему?
БИБЛИЯ. Конечно, безнравственно.
ОБВИНЕНИЕ. А ведь у вас есть рассказ о том, как бог поспорил с чёртом насчёт Иова и потом мучил этого Иова так, что чуть-чуть не свёл в могилу?
БИБЛИЯ. Есть такой рассказ.
ОБВИНЕНИЕ. Так это нравственно?
БИБЛИЯ. Это богу лучше знать. Он мучал, он и отвечает.
ОБВИНЕНИЕ. Ну, я вопросов больше не имею.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Скажите теперь обвиняемая, признаете ли вы себя виновной в том, что все эти ложные, сведения, в которых вы уже уличены, распространялись вами в корыстных целях?
БИБЛИЯ. Простите, во мне изложены начала религии, а религия совершенно бескорыстна. Дело религии – служит всему человечеству без различия.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Предварительным следствием, обвиняемая, установлено, что религия всякая, в том числе и изложенная на ваших страницах, служит исключительно делу защиты классовых интересов буржуазии и укреплению её насилия над классом трудящихся.
БИБЛИЯ. Позвольте, я всецело на стороне бедняков. Я могу доказать это текстами. Всюду я обещаю вечные муки богачам и рай беднякам.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Короче говоря, вы отрицаете тот факт, что вы являетесь орудием, обращённым против пролетариата и крестьянства?
БИБЛИЯ. Решительно отрицаю.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Придётся допросить ещё свидетеля. Комендант, пригласите сюда свидетеля сочинения Демьяна Бедного.
(Свидетель входит.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что вам известно по этому делу свидетель?
СВИДЕТЕЛЬ 3. Мне известно, что книга эта являлась тем орудием, которым попы затемняли сознание трудящихся.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Не можете ли вы объяснить подробно, как это сделалось?
СВИДЕТЕЛЬ 3. Пожалуйста. Ещё с детства, в период школьной учёбы, попы преподавали детям рабочих и крестьян так называемый закон божий. В этот закон божий входили избранные отрывки из Библии. Прежде всего, это были искажённые и ложные сведения о происхождении мира. Цель преподавания этих сказок была ясна: с раннего возраста набить голову трудящегося уверенностью в том, что мир создан добрым боженькой и что по воле этого боженьки всё в мире идёт своим чередом.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Может быть, вы расскажите, кто получал от этого прямую выгоду?
СВИДЕТЕЛЬ 3. Выгоду от этого получали помещики и капиталисты. Давая такое дешёвое и ложное объяснение происхождения мира, они гарантировали то, что удовлетворённые этим объяснением массы, не будут добиваться точных научных знаний и, таким образом, не будут знать столько же, сколько знают господа. Кроме того, уверенность в том, что порядком всей жизни распоряжается бог, внушала широким массам полную покорность существующему порядку вещей. Раз бог всем ведает, то, стало-быть, всё, что творится на свете, угодно ему, а с богом верующему человеку спорить не приходится. Таким образом, весь буржуазный строй для верующих людей был божеским установлением, а потому о борьбе с ним они и не думали. Понятно, что распространение веры было выгодно власть имущим.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Но подсудимая говорит, что в ней есть места, угрожающие вечной мукой богачам и вечным блаженством беднякам.
СВИДЕТЕЛЬ 3. Совершенно верно, такие места есть. Но в чём их смысл? Ведь это наказание и это блаженство обещается не здесь, на земле, а в будущей загробной жизни. Вывод прост. Пусть богачи кутят и наслаждаются: зато они будут гореть в вечном огне. А ты хотя и страдаешь и мучаешься, зато ты будешь в раю наслаждаться. Но вся штука-то в том, что никакой загробной жизни нет. Человек умер, зарыт в землю – и конец. Он не воскреснет, и ни в рай, ни в ад не попадёт. Таким образом, вексель на загробное блаженство это вексель фальшивый, по которому никто платить не будет. Лучший пример этому – попы. Они жили, не отказывая себе ни в чём, развратничали и пьянствовали, а когда их прихожане указывали им на это, говорили: «Что же, зато мы на том свете мучаться будем». В то же время они прекрасно знали, что никакого «того света» нет. Больше я показать ничего не могу. Из моих слов классовая сущность религии ясна.
СВИДЕТЕЛЬ 3. Я хотел задать подсудимой вопрос.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Спрашивайте.
СВИДЕТЕЛЬ 3. Пусть обвиняемая скажет: есть ли в ней книга, называемая «песнь песней».
БИБЛИЯ. Есть.
СВИДЕТЕЛЬ 3. О чём там говорится?
БИБЛИЯ. Там описывается неплотская любовь сына божия к церкви.
СВИДЕТЕЛЬ 3. Пусть обвиняемая скажет: есть ли там такая фраза: «Ты стройна, как пальма. Влез бы на тебя и...» дальше я цитировать не могу, неприлично.
БИБЛИЯ. Такая фраза есть.
СВИДЕТЕЛЬ 3. Что же это, неплотская любовь?
БИБЛИЯ. Ну, немножечко плотская.
СВИДЕТЕЛЬ 3. Товарищи судьи, я сам поэт и мне совершенно ясно, что эта песнь песней просто похабная поэма о любви мужчины и женщины. Так что и здесь обвиняемая допускает явный шантаж.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что вы ещё можете показать?
СВИДЕТЕЛЬ 3. Больше ничего. Я неустанно каждый день обличаю в моих стихах всё зло этих святош. Они меня хорошо знают.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Можете идти. Комендант, введите свидетельницу Девушкину.
(Девушкина входит.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Свидетельница, посмотрите на обвиняемую и скажите, знакома ли она вам.
ДЕВУШКИНА. Знакома, это священное писание.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что там написано?
ДЕВУШКИНА. Там слово божие. Там обо всём есть.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. А вы верите тому, что там написано?
ДЕВУШКИНА. А то как же! Бог писал. Как же не верить.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Да ведь вы неграмотная. Как же вы могли её прочесть?
ДЕВУШКИНА. Так я её и не читала.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Так, может быть, вам кто-нибудь читал?
ДЕВУШКИНА. Просила я раз дядю почитать. Дядя-то у меня начётчик, дык он не стал. Нельзя, говорит, тебе, ты ещё девушка.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что-ж там, нехорошее что?
ДЕВУШКИНА. Стало быть. Срамное, говорит, там есть.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Как же это так, бог книгу писал и вдруг «срамное»?
ДЕВУШКИНА. А мы не знаем, неграмотные мы.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Как же вы верите тому, что там написано, если не читали?
ДЕВУШКИНА. Велели, так я и верю.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Больше ничего показать не можете?
ДЕВУШКИНА. Ничего.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Идите. Объявляю судебное следствие оконченным. Сейчас будет перерыв, а после перерыва – прения сторон. В перерыве посетите выставку вещественных доказательств.
Выставка вещественных доказательств устраивается в одной из комнат клуба. Публика туда допускается группами и осматривает её с помощью объяснителя. На выставке должен быть экземпляр библии, книги по антирелигиозной пропаганде и выписки из противоречивых мест библии сравнительного характера.
Прения сторон.
ОБВИНЕНИЕ в своей речи пользуется следующими материалами: 1) Ярославский «Библия для верующих и не верующих» 2) А. Сухов «Религия в свете современного знания» и 3) Вл. Сарабьянов. «Об антирелигиозной пропаганде».
ЗАЩИТА должна быть как можно более краткой. Весь смысл вечера в большой и подробной речи обвинения. ЗАЩИТА должна говорить о том, что отрицая всё церковное фетишистское извращение библии, мы, тем не менее, должны признать за ней большую нравственную ценность.
ОТВЕТ ОБВИНЕНИЯ. Материал: статья Логинова из сборника «Религия и коммунизм» ЦК РКП «Религия и нравственность». В этой же заключительной части обвинение указывает на разницу между верой и знанием, и на религию, как тормоз в развитии человечества.
ПРИГОВОР. Считая, что данные обвинительного акта предварительным следствием несомненно установлены и судебным следствием подтверждены, признать Библию виновной в шантажировании широких масс, в распространении с корыстными целями заведомо ложных сведений. Приговорить к уничтожению, изъятию из всех библиотек и книгохранилищ, оставив лишь то количество экземпляров, которое потребно для научных исследований.