Ф. Нансен «Во что я верю»

Статья выдающегося норвежского исследователя Арктики Фритьофа Нансена (Fridtjof Nansen «What I Believe», 1929). На русском перевода не было (я не нашёл), поэтому пришлось переводить самому. Статья представляет скорее не идеологический, а исторический интерес.


Странно, но крайне редко можно услышать от людей откровенное и чёткое объяснение собственной веры – во что они на самом деле верят, об их самых сокровенных мыслях, о том, какие высшие силы они признают, если такие в их вере есть, какое будущее себе представляют. Может это просто боязнь быть непонятыми при обсуждении подобных тем с посторонними? Или это потому, что многие люди сами не могут определиться, во что же на самом деле им надо верить? Возможно, есть ещё какие-то причины. Когда Чарльзу Дарвину был задан вопрос о его вере, он ответил: «Мои персональные взгляды не должны касаться никого, кроме меня. Но, раз уж вы спрашиваете, то скажу, что моё мнение часто колеблется... Я думаю, что в основном (по мере того, как я становлюсь старше), но не всегда, я являюсь агностиком – это было бы самое правильное описания состояния моего разума».

Не смотря на то, что вера – это личное дело каждого, тем не менее, она может иметь большое влияние на действия и поведение человека, и таким образом, может иметь значение и для его окружения. Поэтому необходимо изучать верования актуальные в наше знаковое время, в которое мы живём, поскольку, несмотря на огромные успехи, достигнутые наукой и потенциальные возможности европейской цивилизации, вселяющие уверенность, жизнерадостность и надежду, довольно часто можно услышать тревожный вопрос: а куда же движется человечество? Какое будущее ждёт западную цивилизацию? Война могла в значительной степени способствовать разным мрачным предчувствиям некой грядущей катастрофы, но реальная причина лежит глубже. Реальная причина заключается в том, что думающий мир сейчас находится в трудном переходном периоде: старые, установленные истины расшатаны или свергнуты, от значительной части устаревших верований и догм отказались и нет никаких новых идей, готовых занять их место.

Мы не можем доказать или опровергнуть существование абсолютных истин. Мы должны использовать нашу способность размышлять при решении тех вопросов, которые имеют наибольшее значение при нашем образе жизни, и мы должны позволить в своих рассуждениях руководствоваться тем, что мы признаем истины исключительно того времени, в котором живём. Позволять нашей вере и нашим взглядам на мир быть под гнётом заповедей – будь они логичными или нет – всего лишь потому, что они исходят от мудрости другого человека, от «пророка», не имеет ничего общего с моралью или добром. Заповедь «Уверуй!» аморальна, если нам необходимо заставлять себя придерживаться её. Мы верим не потому, что убеждены, что это естественно, хорошо и правильно и поэтому нужно этому следовать, а из-за страха не угодить некоторой божественной силе и, таким образом, подвергнуть себя наказанию. Это противоречит нравственности, ибо мы сами сделали себя предметом чужой деспотии, чтобы получить что-то взамен. Подобные заповеди – остатки от тех времён, когда люди верили в богов войны, богов отмщения и вознаграждения, типа израильского Яхве. К текущему моменту мы должны были перерасти такие суеверия, и что наш долг попробовать что-то лучшее, чтобы наши взгляды на жизнь, наша вера и наши моральные принципы были бы в гармонии с нашими собственными мыслями, наша жизнь должна основываться на принципах, которые мы сами считаем правильными и справедливыми.

 

Законы природы.

Когда мы пытаемся сформировать наше мнение о бытии и о системе мира, то мы руководствуемся только нашими наблюдениями, то есть, нашими научными исследованиями и логикой. Таким образом, мы придём к выводу, что вся вселенная – неживая и живая природа, физическая и духовная сферы – всё это подчиняется тому, что мы называем законами природы, и что данные законы также определяют прошлое и будущее. Мы не можем выявить принципиальной разницы между неживой и живой материей, между физическими и психическими процессами, так как это всё есть части и процессы природы. Органическая жизнь является формой энергии, и подчиняется тем же законам, которые определяют движения электронов и небесных тел. Мы ещё не знаем, как органическая жизнь и её формы появились на нашей планете, но это не значит, что мы никогда этого не узнаем. Мы знаем только как факт, что жизнь зародилась, и что она когда-нибудь кончится, когда Солнце охладится настолько, что температура на поверхности Земли станет ниже определённого уровня. Это неизбежный процесс в бесконечном цикле Вселенной. Кроме того, мы знаем, что органическая жизнь неразрывно связана с материей и поддерживается за счёт энергии, и что жизнь прекращается с разрушением материи или с отсутствием энергии. Мы можем стерилизовать материю и уничтожить всю жизнь. Можно предположить, что органическая жизнь вряд ли чем-то принципиально отличается от процессов, происходящих в неживой материи: и то и это – плод взаимодействия физических и химических процессов.

А что же насчёт души? Это неотъемлемая часть всех форм органической жизни – животных и растений. Мы не можем представить себе живую форму без души, или душу без живой формы. Там, где начинается жизнь – начинается душа, а где кончается жизнь – заканчивается и душа. Мы можем говорить о бессознательности и сознательности души, но мы не можем провести линию на шкале органических форм низших растений и животных к высшим млекопитающим и человеку, где бы началась индивидуальная, сознательная душа, точно так же не можем сказать, когда она зарождается при развитии отдельного человека от яйцеклетки до взрослого. Когда создаётся индивидуальная душа человека? В момент зачатия? Я верю, что да. Но если это так, то не может ниоткуда появится неделимое целое, если целое в данном случае возникает сразу из двух основных компонентов: сперматозоида и яйцеклетки, что определяет специфические качества плода от обоих источников. Возьмём другой пример: развитие сразу от нескольких яиц без полового оплодотворения, как у тех же пчёл. Всё равно это не противоречит моему высказыванию. Процессы, составляющие элементарную душу, переносятся с половыми клетками от родительских форм к потомству, а половые клетки дифференцируются и откладываются на самых ранних стадиях развития каждого человека. Таким образом, душа может считаться непрерывной, как и сама жизнь, через все поколения, но она становится «сознательной» в развитии каждого отдельного представителя высших форм животных.

 

Нет индивидуальному бессмертию

Тесно связан с вопросом о сознательности души и старый постулат о её бессмертии, который возникает из нашего страха смерти, или, скорее, от нашего желания жить. Утверждение о том, что душа должна продолжать существовать после распада тела и его органов – благодаря процессам, в которых оно было произведено, – настолько противоречит всякому здравому смыслу, что оно не может рассматриваться как научная проблема. Естественно, возникает вопрос: на какой стадии развития форм животных можно предположить, что душа стала бессмертной? Это исключительно прерогатива человека? Но если это так, то была ли у неандертальца или питекантропа бессмертная душа? Имеет ли горилла или слон, собака, тигр, курица, змея, рыба, омар, устрица – имеет ли каждый из них собственную бессмертную душу? Где мы можем провести черту? И где в космосе эти огромные количества отдельных душ продолжают своё бессмертное существование? Мусульмане, возможно, оригинальны в этом смысле, утверждая, что бессмертие является прерогативой исключительно мужчины, а женщины не обладают таковой. Скорее всего, наши современные борцы за права женщин, будут возражать против этой идеи.

Душа в её высших формах это порывы, чувства, воспоминания, понимание, сознание, воля, мысли. Мы не можем себе представить, как все эти виды деятельности относятся к отдельным электронам и атомам; мы должны скорее предположить, что они возникают из-за взаимодействия электронов и атомов в очень сложной системе. Наши исследования доказывают, что эти проявления тела и души основаны на химической энергии. Когда тело и его органы будут уничтожены, то есть, те части сложной системы, образующей место для души, распадутся, то умственная деятельность должна прекратиться, а душа не сможет больше существовать как таковая. Если она сохранится, то это должно быть что-то совершенно другое, лишённое всех характерных качеств той души, которая была частью тела. А что такое наша душа на самом деле? Она неразрывно связана с каждой частью нашего тела, не только с мозгом и нервной системой, но и с каждым действующим органом, каждым мускулом. Изменения не только головного мозга, но других частей тела – половых и другие желёз – может полностью изменить природу души человека, его характер, и сделать его абсолютно другой личностью, хорошей или плохой, нравственной или аморальной. Например, с помощью операции из сексуального маньяка можно сделать довольно приличного и морального человека. Отрезая от мозга кусочек за кусочком, можно отрезать и конкретные качества души, до тех пор, пока не останется ничего кроме психической деятельности низшего животного. Обратите внимание на постепенное вырождение души человека у которого развился паралич. Какой станет душа в этом случае?

Мысль о том, что душа бессмертна, может служить утешением для некоторых людей, будучи своего рода компенсацией за все страдания и недостатки нашего земного существования. Но, конечно, будет менее эгоистичным, более благородным, и более полезным верить, что наша жизнь – это жизнь здесь и сейчас, что мы лишь звено в непрерывной цепи из прошлого в будущее, что мы продолжим существовать только в воплощении наших мыслей и действий, в своих потомках, и, следовательно, что мы должны делать только самое хорошее в своей единственной жизни. Эта точка зрения имеет тенденцию к укреплению чувства солидарности, и образует надёжное основание для нашего поведения и для прогресса общества в целом, чем устаревшие иллюзии, постулаты и доктрины, основанные на идее эгоистичного спасения личности в другой жизни.

 

Иллюзия ответственности

Неразрывно связана с этими вопросами и старая проблема свободы воли. Когда всё, что происходит, подчиняется законам природы, когда все наши действия, большие или маленькие, определяются бесконечной цепочкой причин и следствий из прошлого, то конечно в таком случае нет места для свободы воли, и не может быть действительно никакой ответственности в том смысле, в котором мы обычно это понимаем. Все гениальные попытки, которые были сделаны великими мыслителями, чтобы обойти этот простой факт, кажутся так или иначе бесполезными. Законы природы неумолимы, и не допускают более свободы воли, чем абсолютная причина, назовём ли мы эту причину «воля» или «Бог». Вся личность человека – его качества, его характер – определяется по рождению и окружающей средой, в порядке наследования и образования. Можно сказать, что сильный человек сможет более или менее заниматься самообразованием и формировать свой характер по своей собственной воле. Но это не будет являться свободой и независимостью. Это просто качество, которое было унаследовано и, возможно, было усилено или ослаблено образованием и окружающей средой, и которое в любой момент времени будет определяться предыдущими причинами. В действительности личность может сформировать свой характер не больше, чем дерево может сформировать свои ветви. Будет человек хорошим или плохим, моральным или аморальным, и то, каких взглядов он придерживается, полностью зависит от его наследственных качеств, его образованием и окружающей средой.

Те люди, которые боятся, что подобная концепция может уничтожить всякую ответственность, которая так важна для всей общественной жизни, могут успокоиться, зная, что когда мы что-то делаем, то считаем, что вполне свободны в принятии решений. Даже самое положительное детерминистическое действие происходит в иллюзии, что человек, даже когда сомневается, считает, что всё зависит исключительно от него самого, а не от цепочки предыдущих причин и следствий. Эта идея, даже будучи заблуждением, видится необходимой для благополучия общества, и практически невозможно её истребить на практике из сознательной души, частью которой она является, – души, существование которой определяется предыдущими причинами.

Тесно связан с учением о детерминизме и вопрос цели. Если всё определяется законами природы, то может ли вообще быть какая-то цель? Правда в том, что вечные законы существуют сами по себе и не могут служить никакой цели вне себя. Некоторые утверждают, что если нет никакой цели, то вся вселенная становится бессмысленной. Но это ничего не доказывает. Кто имеет право сказать, что вселенная должна вообще иметь смысл? Смыслы и цели – не есть ли это эгоистические идеи нашего маленького органического мира? Могут ли они быть применены к вселенной и её бесконечному круговороту?

Когда звёздной ночью мы взираем к небесам и бродим взглядом далеко в бесконечном пространстве среди Млечного пути, то вдохновляемся прекрасным величием и великолепием, и понимаем, что так было, есть и будет всегда, и вопрос о смыслах и целях становится каким-то неуместным. Когда-то давным-давно возник наш органический живой мир и развивался на этой маленькой планете, и когда-нибудь он снова исчезнет. Не слишком ли мы многого хотим, когда задаёмся о смыслах и целях этого мира за пределами своих внутренних процессов? Мы можем сказать, что смыслом выращивания зерновых на наших полях является пища для человека, так как сельское хозяйство является нашей основной деятельностью. Но было бы слишком нелепо и самонадеянно считать, что солнце светит лишь для того, чтобы росло наше зерно, или думать, что цель материи и энергии в том, чтобы сделать возможным наше существование на этой планете.

Для многих людей может быть сложнее отказаться от идеи о смысле существования и разумной схеме бытия, чем принять идею детерминизма, отвергнув тем самым мысли о свободе воли, хотя одно является неизбежным следствием другого. Но, как в случае свободы воли, мы не будем действовать в соответствии с теорией: на практике мы все действуем, как будто есть цель в нашей жизни. Мы можем уйти от этой идеи не больше, чем от идеи о свободе воли; они слишком глубоко укоренились в человеческой природе, будучи обусловленными предыдущими причинами.

 

Отрезание опор веры

Очевидно, однако, что так называемые материалистические взгляды на жизнь, как уже упоминалось выше, распространены и пронизывают мысли простых людей, и основы их философского и религиозного понимания существования существенно поколеблены. Старые верования, старые религиозные системы, догмы и суеверия, которые сформировали суть их взглядов на жизнь, больше не поддерживаются; и любые адекватные новые доктрины, готовы занять их место. Плохо то, что идея морали до сих пор была связана с религией, а нынешние моральные принципы происходят в основном из суеверий, и надо было придерживаться их, чтобы угодить некоторым сверхъестественным существам, или получить здесь или в другой жизни какую-нибудь награду. Люди, которые обнаруживают несостоятельность своих старых суеверий, могут отказаться и от моральных принципов, не будучи в состоянии найти новые. Таким образом, они теряют душевное равновесие, свою опору в жизни. Их моральные и социальные идеи развеяны ветрами и расплавлены в плавильном котле. Такое положение дел неизбежно приведёт к беспорядкам, неуверенности, растерянности, различным аберрациям, распространённым в широких кругах, как, например, некоторые формы коммунизма, что отразится самым неприятным образом на всей общественной жизни и на благосостоянии сообщества. Это парализует надежду на лучшее будущее.

Но, тем не менее, мы мечтаем о новой эре для человечества, о лучшей жизни, прочном мире, братстве и доброй воли между людьми, классами, и народами, взаимного доверия и сотрудничества. Может ли это мечта осуществиться? Некоторые люди думают, что лучший мир может быть создан внезапным улучшением по диктаторскому приказу, с помощью силы, или даже революции. Это были те же люди, которые предлагают вести «войну до победного конца», но все они в итоге получают только разруху. Старая поговорка о том, что сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит: зло породит ещё большее зло, война – ещё более враждебные чувства, а применение силы – ещё больше необходимости силы. Улучшения мира нельзя достичь такими методами. К переменам можно прийти только путём постепенного внутреннего роста с помощью образования, а на это нужно время.

Бесполезно говорить о том, чтобы люди в первую очередь искали Царство Божие, если мы даже не знаем, есть ли Бог, и может ли Он удовлетворить современным требованиям. Бог больше не может быть деспотичным сверхъестественным существом, навязывать заветы, которые мы обязаны соблюдать, вне зависимости от того, находим ли мы их разумными или нет. Он должен нести принципы добра, кодекс этики, которыми должна руководствоваться вся наша деятельность и поведение в жизни.

 

Мораль не абсолютна

Моральные нормы не могут быть более абсолютными и вечными, чем какие-либо другие идеи человека. Что считается моральным сейчас, то естественным образом будет меняться со временем и обстоятельствами. Многие моральные принципы, провозглашаемые сегодня, сильно устарели и являются даже вредными. Возьмём в качестве примера сексуальную этику. В соответствии с моральными установками, половой акт нужен исключительно для зачатия. Поэтому нравственным является рождение детей, а предотвращать беременность – аморально, даже если ребёнок будет рождён, чтобы провести всю свою жизнь больным и в нищете. Это жестокость, а не мораль.

Давайте подумаем о националистических моральных принципах. Когда человек действует для своей страны, он должен отказаться от своих собственных принципов; если он может чего-нибудь добиться для своего народа этой уступкой, то его моральной обязанностью будет лгать, предавать, воровать секретные документы, грабить и убивать. И если ему удастся что-либо сделать для своей страны, то его будут считать великим патриотом и благодетелем. Если человек получил приказ проникнуть в качестве шпиона во враждебную страну, то его моральным долгом будет пойти и сделать всё возможное, чтобы добыть вражеские секреты. Если он будет пойман, то его расстреляют, а те солдаты, которые получат приказ его расстрелять, будут морально обязанными это сделать, не смотря на то, что сами могут быть уверены, что тот был действительно отличным человеком высоких моральных качеств.

Необходимо придумать новый моральный кодекс в соответствии с современными взглядами, как можно более свободным от суеверий, на основе старых принципов солидарности и любви. Следует чётко понимать, что моральные нормы не являются законами, которые должны соблюдаться через страх – самым низменным инстинктом в человеке – ведь они хороши сами по себе, потому что их соблюдение способствует благосостоянию людей в этой жизни, и не имеет ничего общего с эгоистичной идеей индивидуального спасения в другом мире. Можно сказать, что моральные принципы это те принципы, которые приводят к добру для человека и общества, в то время как аморальными действиями являются те, которые наносят вред сообществу или личности, или всем сразу.

 

Страх управляет человечеством

Если мы действительно надеемся, что сможем прийти к светлому будущему, то необходимо прежде всего иметь мужество, а не быть во власти страха. Нам необходимо мужество, чтобы скинуть покровы, отжившие свои дни. Мы должны спокойно работать и с уверенностью заложить новый и безопасный фундамент для нравственной жизни как личности так и сообщества. Прежде всего, мы не должны позволить страху поддерживать недоверие и враждебные чувства между классами и нациями, что будет наиболее серьёзной угрозой в будущем. Народы боятся друг друга и думают, что для того, чтобы гарантировать своё будущее надо быть вооружённым против своих соседей. Мы видим, что некоторые думают, что собственное оружие поможет держать потенциального врага в узде, но беспристрастному зрителю станет понятно, что этот метод даёт исключительно противоположный эффект. Очевидно, что до тех пор, пока преобладают такого рода взгляды, то нет никакой надежды на обеспечение прочного мира между народами. Если нации смогут преодолеть взаимное недоверие и страх, чья мрачная тень теперь брошена на весь мир, обретут уверенность и добрую волю, то смогут урегулировать взаимные противоречия и с лёгкостью наладить сотрудничество, которое обеспечит прочный мир и выгоду для каждого из них и будет способствовать всеобщему благосостоянию.

Ещё огорчает отсутствие до настоящего времени какой-либо морали в международной политике и делах по сближению народов. Что бы они ни проповедовали, но на практике мы видим идеальную анархию, которая позволяет каждой нации при необходимом вооружении делать что заблагорассудится. Такое положение дел было и до создания Лиги Наций и Постоянной палаты международного правосудия в Гааге, и сейчас практически не изменилось. Возможно, эти учреждения были созданы не столько от любви к справедливости, а ради собственной безопасности. Но мы пока не видим появления реальной силы, которая бы помогла снизить уровень вооружения.

Теперь о классовой борьбе. Трудно понять, почему все эти забастовки и стачки всё ещё необходимы и почему классам до сих пор не удалось найти каких-либо более рациональных средств по урегулированию своих противоречий. Очевидно, таков прискорбный результат в отсутствии чувства единства с обеих сторон. Все современные изобретения и прогресс в науке, лучшая гигиена и медицинская помощь, без сомнения, могут улучшить материальные условия жизни для всех классов, сделав жизнь полнее, богаче, здоровее и счастливее для всех граждан, и позволит в значительной степени снизить разницу между бедными и богатыми. При современных достижениях в строительстве, жильё можно сделать гораздо лучше, а для бедных классов более комфортным. Улучшение транспортной системы – рост числа автомобилей, автобусов, трамваев, прокладка железных дорог и так далее – позволят людям жить более просторно и дальше друг от друга, а не ютиться на узких улочках. Радио, кино, фонографы и другие приспособления позволяют обогатить свой досуг. С появлением дешёвой и доступной одежды большинство людей теперь могут довольно хорошо одеваться. Таким образом, мы имеем всё для обеспечения полноценной жизни всех людей. И всё это мы можем использовать уже сейчас. Следовательно, есть все основания для того, чтобы с уверенностью и надеждой смотреть в будущее.

Социальные проблемы больше не могут решаться классовой борьбой, так же как и не могут больше решаться международные проблемы посредством войны. Война – это очень большое несчастье, которое приводит к чудовищным разрушениям, а добрая воля и сотрудничество являются позитивными и предоставляют самую надёжную основу для построения лучшего будущего. Если все классы находятся в полном доверии и в равной степени стремятся к сотрудничеству для прочного улучшения социального положения всех людей, только тогда может быть достигнута договорённость, которая пойдёт на пользу всем. Граждане с холодной головой должны исследовать природные возможности своей страны, чем они торгуют, накапливая состояние, и продумать, как эта прибыль может быть разделена между классами и среди людей, справедливым образом.

Конечно, при этом необходима решительность каждого класса, чтобы пойти на некоторые жертвы, необходимые для достижения желаемого результата. Что необходимо, так это чувство солидарности и любви, пронизывающие все наши действия и мысли. И мы всегда должны помнить, что любовь и терпимость являются наиболее красивыми деревьми в лесу.




www.etheroneph.com