Электромеханическое пиано
Статья из "Музыкального оборудования" №7 за 2008 г.
Первые попытки создания электромеханических инструментов предпринимались еще в XIX веке. А уже в начале 20-х годов прошлого века стали появляться действующие электромеханические пиано. Главной причиной создания этих инструментов было желание сделать фортепиано более компактным, простым в изготовлении и, следовательно, более доступным. Также конструкторы старались тем или иным способом обеспечить инструменту возможность производить разные тембры. Кстати, любопытно, что почти все электропиано были созданы инженерами-энтузиастами, большинство из которых к тому же были музыкантами. Возможно, именно поэтому многие из этих инструментов были такими удачными и на протяжении десятилетий пользовались большим успехом.
Ранние электропиано, в основном, представляли собой традиционные рояли или пианино, в которые были установлены звукосниматели определенной конструкции. В конце 20-х – начале 30-х годов в Германии серийно выпускались подобные электропиано Neo-Bechstein и Vierling-Forster Electrochord (в первом использовались электромагнитные звукосниматели, а второй имел электростатические звукосниматели и базовые возможности управления тембром и огибающей). В конце 20-х в Америке инженер Lloyd Loar из компании Gibson разработал электропиано, в котором вместо струн использовались металлические язычки. Этот инструмент, известный как Vivi-Tone Clavier, в течение небольшого промежутка времени производился собственной фирмой Лоара. В Англии компанией Selmer в конце 30-х выпускалось пианино под названием Pianotron с электростатическими звукоснимателями.
Несмотря на то, что все эти инструменты были работоспособными, большого интереса они не вызвали – в период между двумя мировыми войнами внимание общества было сосредоточено на совсем других вещах.
Wurlitzer
Период с начала 50-х до конца 60-х был золотым веком электромеханических инструментов, именно в это время они пережили пик наивысшей популярности из-за полного отсутствия конкуренции (альтернативных конструкций просто не было). Их безраздельное господство было нарушено лишь с появлением недорогих транзисторных электроинструментов во второй половине 60-х.
Прорыв 50-х, когда электромеханические пиано начали завоевывать большую популярность, во многом был заслугой Бенжамина Франклина Месснера. Уже в начале 20-х на его счету, кроме ряда патентов в области радиосвязи, была разработка звукоснимателей для гитары, а также опыты с установкой звукоснимателей в фортепиано. Впоследствии он серьезно увлёкся разработкой электроинструментов и даже создал для этого специальную лабораторию. В 1931 году Месснер запатентовал конструкцию фортепиано без деки, производящего звук с помощью звукоснимателей и усилителя, а позже отказался и от струн, по примеру Ллойда Лоара заменив их металлическими язычками.
Идеями Месснера заинтересовалась крупная американская компания Wurlitzer, которая приобрела патенты Месснера и права на его конструкцию электропиано. В Америке название Wurlitzer, в основном, ассоциируется с органами для кинотеатров (Theatre Organs) и музыкальными автоматами (у нас эти явления западной культуры практически неизвестны), однако фирма также занималась производством и распространением акустических и электрических инструментов, включая электрогитары, электроорганы и электропиано. Из них только электропиано получили широкое распространение.
Первая серийная модель электропиано Wurlitzer была выпущена в 1954 году (по другим сведениям в 1955), то есть почти на десять лет раньше, чем Rhodes. Все модели Wurlitzer имели клавиатуру в 64 клавиши (за исключением редкой учебной модели 106, у которой клавиатура имела лишь три с половиной октавы), использовалась миниатюрная версия рояльной механики, молоточки ударяли по металлическим язычкам, колебания которых переводились в электрический сигнал с помощью электростатических звукоснимателей. Имелась педаль сустейна, которая действовала как у традиционных фортепиано, поднимая демпферы. Важным отличием от Rhodes было наличие во всех моделях встроенного усилителя и динамиков.
Модели первой, 100-й серии имели массивный деревянный корпус с одним динамиком, расположенным сзади. В ранних моделях использовались ламповые усилители, в более поздних они были заменены транзисторные. На базе этих моделей выпускались и домашние инструменты (серия 700) с традиционным дизайном акустических пианино. Интересно, что эти модели кроме педали сустейна имели еще и soft-педаль (аналог левой педали фортепиано), которая создавала эффект электронным, а не механическим способом. В 1968 году начался выпуск инструментов новой, 200-й серии, которые благодаря пластмассовому корпусу весили всего 25 кг. Модель 200 выпускалась в четырех цветовых вариантах (черный, темно-зеленый, красный, бежевый), однако вскоре её заменили моделью 200А, которая имела усовершенствованный усилитель и выпускалась в корпусе только черного цвета. Эта модель была самой массовой и обычно, когда говорят о электропиано Wurlitzer, подразумевают именно модель 200А.
Кроме этих инструментов, предназначенных, в первую очередь, для концертных выступлений (Wurlitzer называл из "профессиональными"), выпускались еще и специальные электропиано для учебных заведений (модели 205, 206, 207, 214, 215). Они предназначались для организации музыкальных классов, где инструмент каждого из учеников был бы подключен к инструменту преподавателя, который мог их прослушивать индивидуально и общаться с учениками с помощью микрофона. Эти электропиано, в основном, были идентичны моделям 200 и 200А, но имели акустическую систему как у Rhodes Suitcase и коммутацию для объединения в общую систему. Поскольку со временем эти инструменты утратили свою актуальность, то их стали переделывать в обычные 200А, удаляя акустическую систему и добавляя тремоло, которое на учебных моделях либо отсутствовало, либо было отключено. Эти модели имели бежевый или зеленый цвет, так что их легко можно отличить от оригинальных 200А (впрочем, сейчас Wurlitzer часто перекрашивают, в том числе и в цвета, которые изначально совсем не использовались).
На базе 200-й серии выпускались домашние электропиано (серия 300), которые производились в Германии для местного рынка и теперь встречаются очень редко, а также модель 270, представлявшая собой Wurlitzer 200, установленный в корпус кабинетного рояля Butterfly, которые Wurlitzer выпускал в 20-х годах. Этот инструмент имел встроенный усилитель и два динамика диаметром 8". Вообще, электромеханический тон-генератор таких электропиано, как Wurlitzer, имеет небольшие размеры, и устанавливать его в рояльный корпус не очень целесообразно, так что, скорее всего, Wurlitzer 270 был единственным электромеханическим роялем за всю историю.
Из-за клавиатуры, имеющей пять с небольшим октав, Wurlitzer гораздо компактнее, чем Rhodes. С одной стороны, это удобно, поскольку инструмент легче перевозить, но, с другой стороны, такой небольшой диапазон сильно ограничивает исполнителя. Вообще, Rhodes трудно сравнивать с Wurlitzer, поскольку это очень разные инструменты, к тому же оба они имеют как ряд преимуществ, так и ряд недостатков, которые в большинстве случаев являются прямым следствием их достоинств. Так, Wurlitzer по сравнению с Rhodes имеет более сложную механику (около 3200 деталей!), которая сходна с механикой традиционных фортепиано. С одной стороны, такая конструкция делает Wurlitzer весьма выразительным, но, с другой, требует большого опыта для регулировки (фактически её может выполнить только квалифицированный специалист). Настройка Wurlitzer ещё сложнее. Для каждой ноты в Wurlitzer используется язычок своего размера, на который нанесена капля припоя, количество которого и определяет высоту тона. Чтобы изменить высоту тона, нужно добавить или удалить строго определенную часть припоя, причем сделать это так, чтобы он не замыкал находящийся рядом звукосниматель. У Rhodes для настройки достаточно сместить настроечную пружину вдоль иглы.
Wurlitzer по сравнению с Rhodes имеет более яркий звук, который сильно меняется в зависимости от динамики. Если Rhodes традиционно использовался в качестве солирующего инструмента в музыке джазовых направлений, тo Wurlitzer применялся, в первую очередь, в рок-музыке, так как его звук отлично сочетается с электрогитарой (правда, для этого надо играть с большой экспрессией, что нередко приводит к повреждению язычков), тогда как Rhodes на фоне роковой гитары часто теряется.
Уже в 1956 году музыкант и композитор Sun Ra использовал электропиано Wjrlitzer в работах "India" и "Dreams Come True". В 60-х – 70-xWurlitzer появлялся на множестве записей, его можно услышать в композициях "What'd I Say" (Ray Charles), "Mercy, Mercy, Mercy" (The Cannonball AdderlyQuintet/JoeZawinul), "StayWith Me" (The Faces), "Joy To The World" n"MamaTold Me Not To Come" (Three Dog Night), "Pipeline" (The Chantays), "Lazy Sunday" и 'Tin Soldier" (The Small Faces), "Top Of the World", "Superstar" и "Ticket To Ride" (The Carpenters), "Feelin' Stronger Every Day" (Chicago), "Do It Again" (Steely Dan), "The Logical Song" и "Goodbye Stranger" (Supertramp), "Time" и "Money" (Pink Floyd, Wurlitzer 200A даже можно увидеть в комнате главного героя в фильме "The Wall"), "The Old Laughing Lady" и "See The Sky About To Rain" (Neil Young), "Chinese Checkers" (Booker T. and the MG's), "Breakdown" и 'You Don't Know How It Feels" (Tom Petty and the Heartbreakers) и на тысячах других записей. Этот инструмент по-прежнему сохраняет свою популярность и продолжает активно использоваться как в студиях, так и на концертных площадках. Множество частных фирм занимается не только обслуживанием и ремонтом этих инструментов, но и производством запчастей к ним.
Rhodes
Электромеханические пиано Rhodes были и остаются самыми известными и популярными из инструментов этого типа. Разработанные в конце 40-х американским инженером и музыкантом Гарольдом Родесом и запущенные в середине 60-х в серийное производство, эти электропиано не только сыграли важную роль в истории электроинструментов, но и оказали большое влияние на развитие популярной музыки. Наверно, нет смысла подробно останавливаться на конструкции Rhodes и описании различных моделей, поскольку читателям, скорее всего, все это хорошо известно (хотя бы по статье "Rhodes Piano", опубликованной в МО за октябрь 2004).
Электропиано Rhodes всегда были на виду, их использовали многие очень известные музыканты. Пожалуй, лучшие образцы исполнения на Rhodes можно найти у джазового пианиста Чика Кориа. Rhodes выступает у него в качестве основного инструмента на альбомах "Light As A Feather" и "Return To Forever", много композиций с использованием Rhodes имеется в его альбомах "Hymn Of The Seventh Galaxy", "My Spanish Heart", "Musicmagic", "Friends" и др. Множество записей с Rhodes есть у Херби Хенкока — "Rain Dance", "Hornets", "Chameleon", "Sly", "Steppin' In It", "Swamp Rat", "Spiraling Prism", "4 AM", "Shiftless Shuffle" и др.
В концертной деятельности Rhodes использовал Джон Пол Джонс из Led Zeppelin (сначала модель Suitcase Piano 73, а с 73 года Mark I Stage Piano 73 и 88). Чтобы получить в "No Quarter" звук, близкий к тому, что был на альбоме, Джонс пропускал Rhodes через фейзер Maestro, сделанный Томом Оберхеймом. Очень активно Rhodes использовал Tom Coster — клавишник, игравший с Santana.
Одна из самых известных записей группы The Doors, "Riders On the Storm", также сделана на Rhodes. Композиции с Rhodes можно отыскать у Элтона Джона ("Daniel"), Билли Джоэла ("Just The Way You Are"), Стиви Уандера ('You Are the Sunshine Of My Life", "Too High" и др.), Pink Floyd ("Sheep"), Steely Dan ("What a Shame About Me"), Weather Report ("Boogie Woogie Waltz"), Frank Zappa ("Eat That Question"), Yellowjackets ("Matinee Idol"), The Beatles ("Get Back", "I've Got A Feeling").
На этих записях можно найти самые разные примеры использования и самые разные варианты звучания Rhodes. Такое разнообразие тембров объясняется несколькими причинами. Во-первых, разные экземпляры Rhodes звучат по-разному, и даже инструменты одной модели, выпущенные в одно и то же время, могут иметь разный звук (инженеры Rhodes признавали, что они и сами толком не знают, почему одни инструменты звучат лучше, чем другие). Во-вторых, конструкция Rhodes допускает регулировку положения вибраторов (tines), что позволяет изменять тембр электропиано в широком диапазоне. Наконец, звук Rhodes практически никогда не используют в чистом виде; из обработки наиболее популярно включение через гитарные комбоусилители (чаще всего Fender Twin Reverb и Roland JC-120) и всевозможные гитарные педали (чаще всего с эффектами вау-вау и фейзер).
Несмотря на культовый статус, цены на Rhodes сегодня весьма умеренные и колеблются в пределах от 600$ до 1500$ в зависимости от состояния и региона (в Америке, естественно, Rhodes можно купить намного дешевле, чем в других странах).
Dyno-My-Piano
Говоря о Rhodes, следует также упомянуть Dyno-My-Piano. В 70-х и 80-х годах под этим общим названием Chuck Monte выпускал модернизированные электропиано Rhodes, Wurlitzer, Hohner и Yamaha. Наибольшим успехом пользовались Dyno-Rhodes, количество переделанных образцов исчислялось тысячами, а среди владельцев были Joe Zawinul, George Duke, Tom Coster, Rick James, Russell Ferrante (Yellovyjackets), Larry Dunn (Earth, Wind & Fire). Chuck Monte приобретал целые партии Rhodes прямо на заводе, причем, когда число заказов стало слишком большим, он организовал курсы, на которых обучал техников (в том числе и прибывавших из других стран) модернизировать Rhodes.
Прежде всего, Monte выполнял регулировку механики и положения игл относительно звукоснимателей, добиваясь одинакового уровня громкости по всей клавиатуре и увеличивая уровень обертонов. Далее устанавливался активный эквалайзер, который в сочетании с регулировкой игл позволял изменять тембр в гораздо больших пределах, чем на стандартных моделях.
Ещё предлагалась установка устройства, которое Monte называл Percussion Pedal. Оно было выполнено в виде рычажка, крепившегося снизу электропиано, на который музыкант должен был нажимать коленом во время исполнения (такие рычажки называют "knee lever", и они иногда встречаются на электроорганах). Передвижение рычажка смещало раму с вибраторами относительно молоточков и звукоснимателей, что приводило к кардинальному изменению тембра.
Кроме этого, можно было установить эффект Tri-Stereo Tremolo (стереофоническое тремоло с панорамированием) с возможностью выбора прямоугольной, пилообразной или синусоидальной модулирующей волны. При установке этой опции инструмент получал стереовыход и дополнительный посыл-возврат для подключения внешних эффектов.
Владельцам Мк I, которые хотели устанавливать на него второй инструмент, предлагалась переделка корпуса, благодаря которой инструмент приобретал плоскую верхнюю панель и совершенно другой внешний вид.
Существовали и другие опции, например, замена динамиков в Suitcase-моделях, встроенные блоки хоруса, дисторшна и вау, интерфейс для подключения к синтезатору, а также источник питания для всего дополнительного оборудования (самому Rhodes питание не требуется, поскольку он имеет пассивную схему) и набор для защиты от шумов и помех.
Инструменты, переделанные Monte, пользовались большим успехом, но с закрытием Rhodes в 1985 году и он был вынужден прекратить свою деятельность.
Hohner Cembalet
Третьими после Rhodes и Wurlitzer по популярности в 60-х были электромеханические инструменты западногерманской фирмы Hohner. Их разработкой занимался музыкант и изобретатель Ernst Zacharias. Первый инструмент, разработанный Захариасом, назывался Cembalet. По принципу действия он представлял собой что-то среднее между традиционным клавесином и электропиано Wurlitzer — для создания звука использовались металлические язычки, резиновые плектры и электростатические звукосниматели. При отпускании клавиш колебания язычков гасились отдельным для каждой клавиши демпфером. Как и настоящий клавесин, Cembalet не был чувствителен к динамике.
Сам инструмент был очень простым, единственным органом управления была кнопка включения тремоло. Снизу на Cembalet можно было устанавливать опциональный усилитель с динамиком. Также существовала домашняя модель Cembalet II со встроенным усилителем, динамиками и педалью экспрессии. Производились Cembalet в ФРГ на заводе Hohner с 1961 года. Эти инструменты можно услышать в композициях "Do Wan Diddy Diddy" (Manfred Mann), "I'm Into Something Good" (Herman's Hermits), "Go Buddy Go" и "No More Heroes" (The Stranglers).
Копия Hohner Cembalet выпускалась и в ГДР. Занимался этим известный производитель аккордеонов Weltmeister. Главным отличием этих инструментов было использование электромагнитных звукоснимателей вместо электростатических. Существовало несколько версий под общим названием Claviset, включая модель со встроенным комбоорганом Matador (производства Farfisa) и довольно необычный басовый инструмент, который был чем-то вроде Rhodes Piano Bass, но на основе конструкции Hohner, причем корпус его был сделан так, что инструмент можно было подвешивать на ремне как гитару. Weltmeister Claviset были единственными известными серийными электропиано из Восточной Европы. Кстати, импортированные в Англию Weltmeister Claviset распространялись уже упоминавшейся компанией Selmer под тем же названием, которое имело в 30-х их собственное электропиано — Pianotron.
Hohner Pianet
Захариас был не очень доволен конструкцией Cembalet (прежде всего, отсутствием динамики) и решил спроектировать на его базе новый инструмент. Говорят, что при этом он также во многом заимствовал конструкцию у раннего Vivi-Tone Clavier Ллойда Лоара. Новый инструмент, получивший название Pianet, по внешнему виду практически не отличался от Cembalet, клавиатура так же имела 61 клавишу, но покрывала другой диапазон (F1-f3 вместо С1-сЗ), педали сустейна не было. Когда в 1962 году началось производство, Pianet не позиционировался как модель, заменяющая Cembalet, и оба инструмента производились параллельно.
Главным конструктивным отличием Cembalet от Pianet было то, что в последнем для возбуждения колебаний язычков вместо плектров использовались липкие пэды (!) — кусочки резины и кожи, пропитанные клейким веществом, состав которого Hohner держал в строгом секрете. При нажатии клавиши пэд тянул язычок вверх, пока тот не отрывался, что вызывало его вибрацию. При отпускании клавиш они под действием пружин возвращались в исходное положение, пэды приклеивались к язычкам и были снова готовы к действию, при этом они гасили колебания язычков, выступая еще и в качестве демпферов. Хотя состав клейкой пропитки и был стойким, но все же через определенный промежуток времени пэды надо было менять. Несмотря на то, что производство Pianet прекратилось несколько десятков лет назад, липкие пэды (и большинство других деталей к электромеханическим инструментам Hohner) до сих пор можно приобрести у небольших частных фирм. Так что эти инструменты благополучно продолжают свое существование.
Несмотря на разницу в конструкции, Pianet и Cembalet звучат довольно схоже. Существенная разница проявляется лишь при сильных ударах по клавишам — тембр у Pianet при этом меняется и может напоминать звучание Wurlitzer. Вообще же, для получения более-менее приемлемого звучания Pianet надо включать в гитарный комбоусилитель или хотя бы в какую-нибудь гитарную педаль (как и большинство других электромеханических пиано, принцип действия которых сходен с электрогитарой).
Производство Pianet продолжалось около 20 лет, выпускались шесть моделей, имевших общую конструкцию, но разное исполнение. Pianet L имел электростатические звукосниматели, простой деревянный корпус прямоугольной формы, встроенный усилитель и динамик. Pianet С отличался от модели N только конструкцией ножек. Pianet N практически полностью копировал Cembalet. Он имел сдвигающуюся крышку клавиатуры, которая в поднятом положении играла роль пюпитра и придавала этому инструменту его характерный вид. Как и для Cembalet, для этой модели можно было приобрести акустическую систему, крепившуюся снизу инструмента.
Combo Pianet был концертной версией инструмента, без крышки клавиатуры, тремоло, динамика и ножек. Предполагалось, что его будут устанавливать на электроорган в качестве дополнительной клавиатуры, по внешнему виду он напоминает Clavinet D6 без органов управления. Скорее всего, это самый легкий и компактный электромеханический инструмент за всю историю.
Последними модификациями были Pianet M и Т. В них использовались электромагнитные звукосниматели и пэды другой конструкции, из-за чего они слегка отличались по звуку от ранних моделей. Pianet M был домашним электропиано со встроенными динамиками, a Pianet T, скорее, предназначался для концертной деятельности и имел корпус наподобие Combo Pianet, но отделанный черным кожзаменителем.
Хотя Hohner Pianet и напоминает Wurlitzer по звучанию, но по выразительности сильно ему уступает. Клавиатура Pianet из-за специфической механики по ощущениям сильно отличается от всех остальных электропиано, а на имитацию фортепианной механики Pianet вообще не может претендовать. С другой стороны, Pianet — самое компактное и легкое электромеханическое пиано, к тому же цены на него в несколько раз ниже, чем на ставшие классическими Rhodes и Wurlitzer (как правило, всего 200-300$).
Производство Pianet было прекращено в начале 80-х. Сегодня этот инструмент практически не известен широким кругам музыкантов, однако в 60-х он пользовался большой популярностью. Его использовали не только начинающие коллективы, для которых Pianet был дешевой альтернативой настоящему фортепиано, но и известные группы, такие как Beatles ("The Night Before, You Like Me Too Much", "I Am the Walrus" — Hohner Pianet N), ZZ Top ("Cheap Sunglasses" — Hohner Pianet T), The Zombies ("She's Not There" — Hohner Pianet C), The Kingsmen ("Louie, Louie" — Hohner Pianet L).
Hohner Clavinet
Самым популярным из инструментов, разработанных Захариасом, стал Clavinet. Как известно, он появился на свет благодаря увлечению Захариаса искусством галантного музицирования, которое было популярно в светском обществе XVIII века. Cembalet и Pianet для этого совсем не подходили, и он решил создать более серьезный инструмент, который мог бы подчеркивать даже мелкие нюансы исполнения. Вряд ли Захариас во время проектирования мог предполагать, что Clavinet станет одним из наиболее востребованных клавишных электроинструментов, и без него невозможно будет представить популярную музыку 70-х — 80-х годов.
Сначала Захариасом был создан прототип, который он назвал Claviphon. Этот инструмент был очень близок по конструкции к классическому клавикорду, но был оснащен звукоснимателями и фильтрами для изменения тембра. На его основе был разработан несколько упрощенный Clavinet, и в 1965 началось его серийное производство, которое продолжалось до 1982 года. Выпускались семь модификаций, из которых самой популярной была D6 (см. статью "Clavia Nord Electro 2" в МО за февраль 2004), хотя появившаяся в 1977 году модель Е7 была лучше приспособлена к дорожным условиям, имела изменения в электронике, направленные на снижение шума, и в целом была более совершенной.
Самой редкой моделью был Clavinet L, дизайн которого выдержан в стиле классических клавикордов XVIII века — трапециевидный деревянный корпус на трех ножках и клавиши с "реверсированным" цветом. Этот инструмент предназначался для домашнего использования и имел встроенный динамик и усилитель.
Модель С, выпускавшаяся с 1968 года, приобрела особую известность благодаря Стиви Уандеру, который использовал ее на альбоме "Talking Book". Самой же интересной моделью был Pianet-Clavinet Duo. Он является одним из самых необычных электромеханических инструментов, поскольку фактически совмещает в себе два инструмента: Clavinet и Pianet. Внутри у Pianet-Clavinet Duo находятся и струны, и язычки, а каждая клавиша соответственно имеет и молоточек, и пэд. Инструменты имеют собственные регуляторы громкости и отдельные выходы, а также есть общий выход обоих инструментов и стереовыход, в котором Clavinet и Pianet разведены по панораме. Pianet-Clavinet Duo имеет все переключатели D6, плюс две кнопки и четырёхпозиционный переключатель, которые определяют режим работы инструмента: можно переключаться между звуком Clavinet и Pianet с помощью педали или тем или иным способом совмещать звук двух инструментов, включая уникальную возможность разделения клавиатуры и разделения с наложением (в последнем случае верхняя часть клавиатуры воспроизводит звуки обоих инструментов, а нижняя — только звуки Pianet). Pianet-Clavinet Duo можно услышать в композиции "Like Clockwork" группы The Воomtown Rats.
Как и в случае с Pianet, возможности Clavinet наиболее полно раскрываются при использовании внешней обработки. Лучше всего с ним работают гитарные педали вау-вау и фильтры с повторителем огибающей, также хороший результат могут дать фейзер и фленджер. Clavinet очень широко применялся и применяется в рок- и поп-музыке (особенно диско), а для таких стилей, как фанк-рок и регги, Clavinet просто незаменим. Список музыкантов, использовавших Clavinet, можно, скорее, назвать "Кто есть кто в рок- и поп-музыке". Из наиболее известных имен: The Who, Rolling Stones, T-Rex, Bob Marley, Bee Gees, ABBA, James Brown, George Duke, Eddie Jobson, Jamiroquai. Одной из самых известных записей Clavinet является "Superstition" Стиви Уандера, также Clavinet можно услышать в его композициях "Shoobee-doobee-do-da-day" (считается одной из первых записей с использованием Clavinet), "Maybe Your Baby", "You Haven't Done Nothing", "Higher Ground". Великолепные примеры исполнения на Clavinet можно найти у Херби Хенкока (например, на альбоме "Secrets"). Джон Пол Джонс использовал Clavinet D6 при записи песен "Custard Pie", "In The Light" и "Trampled Under Foot", в которых Clavinet представлен во всей красе. Также Джонс применял Clavinet D6 практически на всех концертах Led Zeppelin. Культовый арт-роковый клавишник Keith Emerson играл на Clavinet в композициях "Tank" и "Nut Rocker".
Поскольку звук Hohner Clavinet во всем его разнообразии трудно имитировать на современных синтезаторах, то эти старые инструменты по-прежнему продолжают пользоваться спросом. Сегодня Clavinet D6 в хорошем состоянии может стоить 1000-1500$. В начале 2000-х Hohner продал всё оставшееся от производства Clavinet оборудование частной фирме, которая теперь занимается выпуском запчастей к этим инструментам. Так что, судя по всему, эти инструменты будут использоваться ещё очень долго.
Hohner Electra-Piano
Это электропиано выпускалось с конца 60-х до начала 80-х, по конструкции оно, скорее, ближе к Wurlitzer, чем к предыдущим электромеханическим инструментам Hohner, так как в нём используются язычки и молоточки. От других моделей Electra-Piano отличается тем, что корпус у неё сделан как у обычного пианино, в нем размещены четыре динамика и 20-ватный усилитель. Клавиатура у Electra-Piano имеет 72 клавиши (F1-e4), никаких органов управления для изменения тембра нет, есть только регулятор громкости. Любопытно, что у этой модели кроме педали сустейна есть ещё и soft-педаль, как у Wurlitzer 700.
Помимо основной модели существует ещё и очень редкий концертный вариант Electra-Piano T, который не имеет динамиков и усилителя и довольно сильно отличается от базовой модели по механике.
Наиболее известной записью с Hohner Electra-Piano, без сомнения, является композиция "Stairway To Heaven" группы Led Zeppelin. Также Electra-Piano можно услышать в "Misty Mountain Hop", "Down By the Seaside" и "No Quarter", причем в последней, чтобы получить характерное звучание, звук Electra-Piano был пропущен через фильтр синтезатора EMS VCS3, который модулировался с помощью LFO. Джон Пол Джонс считал, что Electra-Piano имеет лучшую клавиатуру среди всех аналогичных инструментов, и поэтому в студии предпочитал использовать именно его. В турах Led Zeppelin этот инструмент никогда не использовался, так как, будучи домашним электропиано, Hohner Electra-Piano плохо приспособлен для перевозки, и поэтому его заменяли на Rhodes, а впоследствии на Yamaha CP-70B.
Baldwin Combo Harpsichord
Американская компания Baldwin, в основном, известна своими фортепиано и органами, но в 60-х она выпускала еще и электрогитары, бас-гитары и комбоусилители, а также комбоорганы и электропиано, из которых самым интересным был Baldwin Combo Harpsichord. В принципе, этот инструмент является, скорее, электроклавесином, чем электропиано, причем, судя по всему, единственным в своем роде. В отличие от традиционных клавесинов, у которых колебания струн передаются через порожек на деку и усиливаются резонансом полого корпуса, в Combo Harpsichord корпус не играет важной роли в звукообразовании, поскольку колебания струн с помощью звукоснимателей переводятся в электрический сигнал с последующим его воспроизведением через акустическую систему. Дека (изготовленная, кстати, из синтетического материала) при этом служит не столько резонатором, сколько базовым элементом конструкции. Здесь можно проследить полную аналогию с электрогитарой, Baldwin даже называл Combo Harpsichord "цельнокорпусным клавесином", причем компания не только зарегистрировала это название как торговую марку, но и оформила патент на саму конструкцию.
Клавиатура Combo Harpsichord имеет 57клавиш, корпус представляет собой гнутую алюминиевую раму, к которой крепятся три легкосъёмные ножки. Инструмент весит всего 40 кг.
В отличие от Hohner Clavlnet, который фактически является электроклавикордом, конструкция Combo Harpsichord базируется именно на традиционной конструкции клавесинов — струны располагаются параллельно клавишам (Baldwin указывал, что при их разработке за основу были взяты струны от классического клавесина), при нажатии клавиши струна защипывается плектром, а при отпускании клавиши колебания струны гасятся демпфером. Естественно, как и настоящий клавесин, Combo Harpsichord требует настройки струн. Собственно, Combo Harpsichord изначально и был разработан для компании, занимавшейся производством классических клавесинов (Cannon Guild из Массачусетса), однако потом прототип и права на конструкцию были проданы в Baldwin, который организовал выпуск этих инструментов в сотрудничестве с Cannon Guild.
Уникальной особенностью Combo Harpsichord является наличие четырёх независимых звукоснимателей. Два из них имеют полуэллиптическую форму и располагаются на деке таким образом, что находятся над серединой струн, образуя букву "S", при этом каждый из них перекрывает половину струн. Два других располагаются сразу за настроечными колками, каждый из них также перекрывает половину струн.
Благодаря такой конструкции для верхней и нижней части клавиатуры Combo Harpsichord можно выбирать сигнал с разных звукоснимателей. По описаниям Baldwin, звукосниматели, расположенные посередине деки, дают звучание, близкое к бас-кларнету, а те, что располагаются возле колков, имеют звук с ярко выраженной атакой, близкий к электрогитаре. Кроме этого, звук можно немного изменить с помощью специальной Mute-педали, которая находится рядом с правой ножкой инструмента и при нажатии слегка приглушает струны.
Электроника Combo Harpsichord выполнена по пассивной схеме, так что инструмент нужно подключать в комбоусилитель. В комплекте с Combo Harpsichord поставлялся двухканальный гитарный комбо-усилитель Baldwin С-1, который, кроме перегрузки и простого контроля тона (Bass/Treble), позволяет добавить эффекты тремоло и пружинной реверберации.
Для управления уровнем громкости звукоснимателей используются две педали громкости (с помощью переключателей, расположенных над клавиатурой, сигнал любого из четырех звукоснимателей можно пропустить через любую из педалей), выходы которых подключаются к каналам комбоусилителя. Таким образом, исполнитель может не только регулировать тембр инструмента, но и управлять эффектами, изменяя у комбоусилителя баланс каналов.
Baldwin всячески подчеркивал большие возможности создания новых тембров, которые дает такая система. К Combo Harpsichord даже прилагалась таблица, в которой содержались настройки для самого инструмента и комбоусилителя, с помощью которых можно было отстроить звук электрогитары, арфы, маримбы, гобоя и т. д.
Baldwin Combo Harpsichord — один из самых редких клавишных электроинструментов. Сегодня он практически никому неизвестен, однако в 60-х его использовали The Beatles, а группа Beach Boys даже брала Combo Harpsichord на концерты. Также в 60-х этот инструмент часто появлялся в саундтреках для кино и телевидения.
Кроме Combo Harpsichord в 60-х фирма Baldwin выпускала еще и несколько моделей электропиано (ElectroPiano, BectroPro и др.). В этих инструментах также использовались струны, но они имели традиционную фортепианную механику и пьезозвукосниматели. Разработанные для учебных заведений, эти инструменты сейчас практически неизвестны.
Кроме более-менее распространенных моделей, перечисленных ранее, существовал ещё и ряд совсем уж неизвестных электропиано: например, японские Columbia Elepian и Maestro, которые представляли собой вариацию на тему Wurlitzer, или американские Musser Electric Celeste, в которых, как можно догадаться из названия, в качестве вибраторов использовались металлические пластины от челесты. В Ирландии в конце 60-х выпускались электроакустические пиано Lawrence Audio-Piano (известно, что такой инструмент использовал Стиви Уандер), похожие инструменты выпускались примерно в то же время в Канаде под маркой LeSage. Оба эти электропиано имели примерно ту же конструкцию, что и Baldwin BectroPiano, а также более поздние Yamaha CP-60М.
Helpinstill
В начале 70-х начался новый виток в развитии электропиано, и связан он был с именем инженера и пианиста Чарльза Хелпинстила (Charles Helpinstill), известного также под сценическим псевдонимом Ezra Charles. В начале своей музыкальной деятельности он играл на Hohner Pianet, которым был не очень доволен, так как тот сильно уступал в выразительности настоящему фортепиано. Хелпинстила это не устраивало, и он решил попробовать создать электропиано самостоятельно. Будучи дипломированным инженером-электротехником, в 1970 он сделал электромагнитные звукосниматели для фортепиано, которые, как он надеялся, должны были дать его группе новый звук. Он рассчитывал, что магнитные звукосниматели сделают звук фортепиано похожим на электрогитару, однако, установив их в фортепиано Yamaha, он с удивлением обнаружил, что эти звукосниматели дают, скорее, звук классического акустического фортепиано, что тоже было очень неплохо, так как решало вечную проблему с подзвучиванием фортепиано на сцене. Электромагнитные звукосниматели предотвращали возникновение обратной связи, обеспечивали одинаковый уровень по всей клавиатуре и не позволяли звуку других инструментов проникать в каналы фортепиано, как это бывает при использовании микрофонов. Все новое, как известно, это хорошо забытое старое, и в данном случае Хелпинстил всего лишь повторил опыты, которые удачно проводились еще в 20-х годах.
В течение двух лет Хелпинстил очень успешно использовал эту разработку в своей концертной деятельности. В 1972 его группа распалась, и он решил продать свою систему звукоснимателей, чтобы немного заработать. Как раз в это время в Америке с гастролями был Элтон Джон. Он приобрёл звукосниматели Хелпинстила и сразу же стал их использовать с не меньшим успехом, чем сам Хелпинстил. После этого на Хелпинстила со всех сторон посыпались заказы, и он развернул массовое производство своих звукоснимателей. Звукосниматели Хелпинстила использовали сотни музыкантов, из которых самыми известными были уже упомянутый Элтон Джон, а также Билли Джоэл и Джон Пол Джонс.
Кроме звукоснимателей, фирма Хелпинстила выпускала готовые сценические фортепиано с уже установленными звукоснимателями, причем сами фортепиано производились по заказу Хелпинстила фирмой Kimball. В 1978 Хелпинстил создал первый прототип такого инструмента, который был показан на выставке NAMM и сразу привлёк интерес дилеров, после чего Kimball дал согласие на участие в этом проекте. Компактные пианино Roadmaster 64 и 88 имели, соответственно, 64 и 88 клавиш, корпус из алюминия и складывающуюся клавиатуру. Также выпускался и компактный рояль Portable Grand с фиберглассовым корпусом. Несмотря на высокое качество, эти модели не могли соперничать с Yamaha CP-70/80, и всего было выпущено лишь 90 инструментов.
В 1982 году Хелпинстил продал свою фирму, чтобы сосредоточиться на музыкальной карьере, но в 1985 выкупил обратно все патенты, однако не производил новой продукции, так как данная ниша рынка заполнилась цифровыми фортепиано и синтезаторами. В 2001 на волне роста интереса к электромеханическим пиано Хелпинстил возродил свою фирму и теперь выпускает модернизированные версии своих звукоснимателей. Все звукосниматели Хелпинстила выполнены в виде тонких пластин, которые легко устанавливаются в фортепиано без применения специальных инструментов. Есть модели для пианино и роялей, причем для последних есть модель с подавлением шума по принципу гитарных звукоснимателей типа хамбакер, а также более сложная система звукоснимателей для получения стереозвука. Новую продукцию Хелпинстила уже используют Steely Dan, Chick Corea, Paul Anka, Alicia Keys, Paul McCartney, Tom Waits, Tom Petty and the Heartbreakers, Norah Jones, George Benson и многие другие.
Yamaha
Успех Хелпинстила, несомненно, заставил многих производителей обратить внимание на электроакустические фортепиано. В конце 70-x Yamaha решила начать производство таких инструментов, тем более, что их серия аналоговых электропиано СР-20/30 по звуку не могла претендовать на серьёзную альтернативу настоящему фортепиано. В основе новых инструментов Yamaha лежала та же идея, что и в инструментах Хелпинстила, но воплощение её было несколько иным — вместо нескольких электромагнитных звукоснимателей в электропиано Yamaha имелись отдельные пьезозвукосниматели для каждой струны (или пары струн). В средней и верхней части использовались такие же струны, как в роялях Yamaha (по две на клавишу), а в нижней части стояли одиночные струны специальной разработки, которые должны были компенсировать короткую длину инструмента (впрочем, несмотря на это, звук в нижней части клавиатуры у СР-70/80 не отличается особой упругостью).
Благодаря такой конструкции звук Yamaha CP-70/80 гораздо более соответствовал звуку настоящего фортепиано по сравнению с аналоговыми и электромеханическими пиано, но все же довольно сильно отличался из-за отсутствия резонансной деки. Впрочем, в большинстве случаев для популярной музыки такой звук был более приемлем, многие музыканты даже специально использовали с СР обработку, которую обычно используют с Rhodes и Wurlitzer, для получения более фанкового звука. Кстати, вовремя игры на СР-70/80 звук струн вполне отчетливо слышен, но, конечно, намного тише, чем у настоящего фортепиано, из-за отсутствия деки. Что же касается выразительности, то здесь СР не уступает акустическим фортепиано. В нем используется клавиатура и механика, аналогичная механике роялей Yamaha, но с модифицированными демпферами для более быстрой работы, и специальными молоточками, обитыми синтетическим материалом.
Поскольку нагрузка на раму у Yamaha CP намного меньше, чем у традиционных фортепиано, то она сделана более легкой, корпус же выполняет только декоративные функции и не является резонансным. За счёт этого Yamaha CP-70/80 — одни из самых лёгких и компактных инструментов подобного типа. К тому же для перевозки их можно разбирать — металлические ножки и педаль отсоединяются, а верхняя часть, в которой находится рама со струнами, отделяется от той части, где находятся клавиатура и механика.
Масса каждой из этих двух частей составляет примерно 70 кг, по бокам есть ручки, так что два человека легко могут её переносить. Благодаря этому и отсутствию необходимости в подзвучивании микрофонами инструмент пользовался большой популярностью и вытеснил настоящие фортепиано из списков концертной аппаратуры многих групп и исполнителей. Пожалуй, единственная сложность, с которой сталкиваются владельцы СР, — это необходимость настройки, как и для настоящего фортепиано, которую должен осуществлять специалист.
Электроакустические фортепиано серии СР производились с 1977 по 1985 год. Выпускались три базовые модели и несколько их модификаций. Все модели имели встроенный эквалайзер и стереофоническое тремоло, которое при использовании двух акустических систем давало эффект, сходный с эффектом вращающегося динамика. Yamaha рекомендовала использовать с СР свои 100-ватные двухполосные активные мониторы А4115Н, которые можно было линковать по типу гитарных аппаратов для получения большей мощности.
СР-70 по дизайну напоминает небольшой кабинетный рояль (габариты 1296х946х1045 мм). Инструмент имеет 73 клавиши, посыл-возврат для подключения внешних эффектов, общий регулятор громкости, трехполосный эквалайзер (Bass, Middle, Treble), тремоло с кнопкой включения и регуляторами скорости и интенсивности. Масса в собранном состоянии 130 кг.
СР-70В является модернизированной версией СР-70, у него немного изменена механика, переделан предусилитель, добавлены симметричные выходы на разъемах XLR.
СР-80, в основном, аналогичен СР-70В, но имеет клавиатуру в 88 клавиш и, соответственно, большие размеры (1460х 946 х 1150 мм). Также добавлен переключатель Brilliance (High/Middle/Low). Масса в собранном состоянии 142 кг.
У СР-70М простой трёхполосный эквалайзер заменен семиполосным графическим эквалайзером (100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400 Гц) с обходом, добавлен второй посыл-возврат, причём на передней панели есть кнопки включения посыла на эффекты, а также MIDI-интерфейс — впервые на электропиано. СР-70М может передавать сообщения взятия-снятия ноты, динамики и педали сустейна, клавиатуру можно разделить на две зоны, одна из которых передает MIDI-сообщения, а другая нет. Сообщения могут передаваться только по первому каналу. Интересно, что для работы MIDI-интерфейсу требуется собственный источник питания (видимо, изначально установка MIDI-интерфейса не планировалась, и он был добавлен на финальной стадии разработки). В руководстве пользователя есть инструкции по использованию СР с синтезатором DX7 и модулями ТХ7, причем при использовании двух TX7, подключённых последовательно через выход Thru, можно обойти ограничение ранних MIDI-инструментов Yamaha, которые могут принимать и передавать сообщения только по одному каналу. ТХ7 позволяет определить клавишную зону, на которой он воспроизводит звук, и установкой для каждого из ТХ7 своей зоны можно получить разделение клавиатуры с двумя разными звуками.
СР-80М имеет все те же возможности, что и у СР-70М, но он выполнен на базе СР-80. Также существуют версии CP-70D и СР-80D, аналогичные моделям М, но без MIDI-интерфейса.
СР-60М по возможностям полностью соответствует СР-70М/80М, но выполнен в виде пианино с клавиатурой в 76 клавиш. Масса 100 кг. При перевозке клавиатура задвигается в корпус.
СР-60М был ориентирован, скорее, на полупрофессионалов и любителей, и стоил значительно меньше, чем СР-70/80 — всего 2695$ (для сравнения, цена СР70М — 4695$, а СР-80М — 5695$). Сегодня цены на подержанные СР несколько выше цен на Rhodes и составляют примерно 1000$ в США и могут достигать 2000-2500$ в Европе. Модели с MIDI считаются более редкими и поэтому могут стоить еще дороже.
Yamaha CP-70/80 были самыми популярными из всех электроакустических фортепиано, их использовали ABBA, U2, Asia, ELO, Simple Minds, Stevie Wonder, Herbi Hancock, Billy Joel, Boston, Howard Jones, George Duke, The Boomtown Rats, Peter Gabriel, Bruce Hornsby, Tony Banks (Genesis). У Джона Пола Джонса СР-70В был вставлен в специальный корпус, так что со стороны инструмент выглядел как обычный рояль белого цвета (чтобы гармонировал с белым синтезатором Yamaha GX-1). Джонс использовал его в турах 79 и 80 года.
Kawai
После успеха серии Yamaha CP другой японский производитель фортепиано, Kawai, тоже решил выпустить электроакустические модели. Инструменты Kawai по конструкции очень близки к Yamaha (также используются пьезозвукосниматели, есть встроенный предусилитель), но слегка отличаются от них дизайном (видимо, эти инструменты, скорее, предназначались для студийного или домашнего использования). Выпускались три основные модели: ЕР-608, ЕР-705Ми ЕР-308.
Пианино ЕР-608 по конструкции и размерам (1470 х 1015 x750 мм) напоминает Yamaha CP-60M — клавиатура (75 клавиш) также опускается вниз и прячется в корпусе для перевозки, но сам инструмент гораздо легче (63 кг) и компактней в сложенном состоянии (всего 1325х850х350 мм) за счёт складывающихся металлических ножек.
Клавиатура и механика заимствованы у акустических пианино Kawai. В отличие от Yamaha CP используются только одиночные струны. Из-за этого звук электропиано Kawai ЕР менее плотный, чем у СР-70/ 80, и, как правило, требует дополнительной внешней обработки.
Органы управления расположены на панели слева над клавиатурой. Здесь находятся регулятор громкости, кнопки трёх фортепианных пресетов (на самом деле выбирают один из вариантов настройки встроенного эквалайзера), которые можно комбинировать, что обеспечивает некоторое тембральное разнообразие, а также регуляторы частоты и интенсивности тремоло и кнопка его отключения. Есть посыл-возврат для подключения внешней обработки. Инструмент имеет стерео-выход, при использовании которого, как и у СР-70/80, вместо тремоло получается эффект вращающегося динамика.
Так как электропиано ЕР-608 очень мало известны, то цены на подержанные ЕР примерно соответствуют ценам на Rhodes, хотя Kawai — инструмент более высокого класса, и к тому же гораздо более редкий.
Модель ЕР-308 представляет собой кабинетный рояль с клавиатурой в 88 клавиш. Используются клавиши и механика от акустических роялей Kawai. В нижней части клавиатуры применены одиночные струны, в средней и верхней — двойные, как у Yamaha С Р-70/80.
На панели, расположенной справа над клавиатурой, находятся регуляторы громкости и панорамы, кнопки трёх пресетов (Piano 1/Normal, Piano 2/Hard, Piano 3/ Brilliant). Есть эффект тремоло с кнопкой отключения, регулятором частотыи интенсивности, как у ЕР-608. По весу и габаритам ЕР-308 практически не отличается от СР-80, однако его нельзя разбирать для перевозки.
Кроме базовой модели выпускалась еще версия ЕР-308М с MIDI-интерфейсом. Также существует модель EP-308S с белым корпусом, причем верхняя часть сделана из прозрачного пластика. EP-308S можно было дополнить стрингс-синтезатором, приобретавшимся отдельно и крепившимся сверху. При этом с ним можно использовать педаль экспрессии, питание стрингс-синтезатора осуществляется от EP-308S, и звук выводится через его выходы.
У стрингс-синтезатора есть регулятор настройки, регулятор интенсивности модуляции, регулятор тона и три регистра: 16', 8', 4'. Также есть функция Hold, которая удерживает ноты, пока не будут нажаты новые клавиши, что должно быть удобно при одновременной игре на двух клавиатурах.
В начале 90-х появилась последняя модель — ЕР-705М, в основном аналогичная ЕР-608, но с другим дизайном: инструмент стал немного компактней (1304х1000х537 мм) и тяжелее (90 кг) и, видимо, предназначался для домашнего использования, поскольку ни клавиатура, ни ножки у него не складывались. Также ЕР-705М отличается использованием хоруса вместо тремоло и наличием MIDI-интерфейса, который был более продвинутым, чем у моделей Yamaha (помимо всего прочего он поддерживает разделение клавиатуры и наложение двух звуков, а также передает сообщения смены программы). Синтезатор, который используется вместе с ЕР-705М, можно установить сверху электропиано, для чего сзади на корпусе предусмотрены специальные крепления для направляющих. В остальном (механика от пианино Kawai, пpeceты и т. д.) этот инструмент не отличается от ЕР-608.
Rhodes в 80-х
Если электроакустические инструменты в начале 80-х продавались весьма успешно благодаря своим серьёзным исполнительским возможностям и близости по звуку к акустическим фортепиано, то у электромеханических инструментов, со всех сторон теснимых синтезаторами и дешевыми аналоговыми электропиано, дела шли совсем не так хорошо. Производство Wurlitzer и Hohner в начале 80-х прекратилось, a Rhodes ещё продолжал держаться, но с каждым днём всё сильнее сдавал позиции. Компании требовалось создать что-то действительно неординарное, чтобы поправить свое пошатнувшиеся положение, и в связи с этим большие надежды возлагались на новое электро-пиано Mk III EK-10.
В отличие от предыдущих моделей, ЕК-10 не был детищем Гарольда Родеса. Идея его создания родилась в недрах корпорации CBS, в которую фирма Rhodes входила наряду с множеством других американских производителей музыкальных инструментов.
Идея, заложенная в ЕК-10, заключалась в том, чтобы объединить механику Rhodes с синтезаторным тон-генератором, что обеспечило бы инструменту и возможность выразительного исполнения, недоступную синтезаторам того времени, и возможность создания разнообразных новых звуков, недоступных обычным электропиано. При этом инструмент сохранял возможность создания звука и обычным электромеханическим способом.
Сам Гарольд Родес от этой идеи был не в восторге, однако с его мнением руководство компании мало считалось, да и сам он к тому времени не занимал уже в Rhodes никакой официальной должности.
Электронные тон-генераторы для нового инструмента должна была поставлять известная американская синтезаторная компания АВР, также входившая в состав CBS. Принцип их действия был следующим: один мастер-осциллятор производил прямоугольную волну, которая разделялась специальным делителем на 12 частей, соответствующих 12 нотам равномерно-темперированного строя. Далее эти 12 сигналов проходили через набор делителей, каждый из которых снижал высоту тона на октаву. Таким образом, инструмент получал полную полифонию и мог воспроизводить все 72 голоса (клавиатура ЕК-10 была шестиоктавной) одновременно. Такую схему традиционно использовали в стрингс-синтезаторах, которые, кстати, составляли основной ассортимент ARP.
Традиционных генераторов огибающей у ЕК-10 не было, вместо них использовались сигналы звукоснимателей, пропущенные через повторители огибающей. Таким образом, электромеханическая часть Rhodes оказывалась интегрированной в электронный тон-генератор. Чтобы сделать синтезаторный звук более интересным, с помощью трех кнопок на передней панели можно было смешивать сигналы с трех делителей и таким образом комбинировать три регистра прямоугольной волны: 8', 4' и 2'. Далее сигнал разделялся на две части (на передней панели они были представлены как звуки "Elec 1" и "Elec 2"), каждая из которых проходила через свой низкочастотный фильтр с регулируемой частотой среза. Ставить отдельные фильтры для каждой клавиши было слишком дорого, поэтому использовалось по одному фильтру на октаву (точнее, по паре, один для "Elec 1", другой для "Elec 2"), что должно было служить некой альтернативой традиционному отслеживанию фильтром клавиатуры, которое при такой схеме невозможно было реализовать. Далее синтезаторный звук смешивался с обычным звуком Rhodes, создаваемым колебаниями вибраторов. Изменяя частоту мастер-осциллятора, тон-генератор можно было настроить в унисон с электромеханической частью.
Уже на стадии разработки инженеры столкнулись с большими трудностями — ЕК-10 упорно не хотел работать как положено. Часть проблем был вызвана низким качеством электроники. Для ARP это была характерная ситуация — их масштабный проект Centaur (аналоговый полифонический клавишный и гитарный синтезатор) провалился именно из-за проблем с качеством электроники. С другой стороны, сама конструкция оказалась не до конца продуманной — размещенные рядом звукосниматели и электронные схемы оказывали друг на друга воздействие, которое не было предусмотрено, и инструмент, например, мог самопроизвольно начать воспроизводить ноты.
Тем не менее, ЕК-10 со всеми этими недоделками был запущен в производство. Как ни странно, было выпущено довольно большое число этих инструментов — около 3000 (для сравнения, за десять лет производства синтезатора ARP 2600 было выпущено всего 2000 экз.).
Нельзя сказать, что сама идея ЕК-10 была нежизнеспособной, просто инструмент не был как следует проработан, а его производство не было должным образом отлажено. Естественно, на Rhodes со всех сторон посыпались жалобы и рекламации, так как при каждом удобном случае ЕК-10 показывали свой дикий норов. Во время рекламной демонстрации по японскому телевидению ЕК-10 неожиданно выдал такой ужасающий грохот, что всю закупленную партию японцы выбросили в Токийский залив.
В Rhodes как могли пытались решить эти проблемы (иногда успешно), хотя всем уже стало ясно, что проект ЕК-10 оказался провальным. Ситуацию еще более усугубило то, что в этом инструменте использовалась клавиатура новой конструкции, которая оказалась очень ненадежной (жалоб на неё поступало не меньше, чем на электронику) и, к тому же, неудобной для исполнителя. Больше того, по какой-то непонятной причине эту неудачную клавиатуру стали устанавливать и на поздние версии Rhodes Mark II. Гарольд Родес был в ужасе от всего этого, справедливо считая, что компания позорит его имя.
В общем, начало 80-х было для Rhodes крайне неудачным. Чтобы удержаться на плаву, компании требовалось не только решить проблемы с качеством, но и разработать новый инструмент, который соответствовал бы современным требованиям, предъявляемым музыкантами. В 1982 CBS пытались продавать под маркой Rhodes аналоговые электропиано ARP4-Voice, которые при этом позиционировались как Rhodes нового поколения. Ничего, кроме очередной порции критики в адрес Rhodes, это не принесло, и стало очевидным, что успех может быть достигнут только с электромеханической моделью. Было решено переработать конструкцию Rhodes, устранив ряд недостатков, мешающих продвижению инструмента на рынок. Прежде всего, в новой модели разработчики постарались уменьшить общую высоту, чтобы музыканты могли устанавливать сверху дополнительные клавишные инструменты.
Первым идею плоского электропиано высказал сам Г. Родес. Он разработал клавиши особой формы, благодаря которым вся механика могла быть расположена значительно ниже, чем на предыдущих моделях.
Инженер Mike Peterson взял эту идею за основу при проектировании нового Мк IV. С помощью высокоскоростной съемки был изучен процесс взаимодействия молоточков с иглами, в результате чего удалось создать более удачную конструкцию механики, которая не только предотвращала повторные соударения молоточка и иглы, но и позволяла играть с большей выразительностью, да и по ощущениям была ближе к фортепианной механике. Кроме того, новая конструкция клавиатуры позволила оснастить инструмент цифровым интерфейсом для управления внешними синтезаторами (MIDI тогда еще не было, и в Мк IV был установлен интерфейс от синтезатора Chroma, разработанного ARP в начале 80-х). Поскольку изготовить клавиши такой формы из дерева было проблематично, то их заменили на пластмассовые, причем испытывались даже штампованные металлические клавиши. Для снижения веса в конструкции корпуса также отказались от дерева, заменив его пластмассой и алюминием.
Чтобы обеспечить новому электропиано возможность установки на другой инструмент (электроорган, например) нужно было убрать торчащий снизу металлический стержень педали сустейна. Здесь также было найдено оригинальное решение — была применена гидравлическая педаль, соединявшаяся с инструментом с помощью гибкого шланга, который не мешал устанавливать электропиано на любую стойку или клавишный инструмент.
В целом, Мк IV стал большим шагом вперед, однако он имел много недоработок, на устранение которых у Rhodes уже не было времени. Вместо Мк IV в производство была запущена модель Мк V, которая представляла собой лишь слегка усовершенствованный Mark II (главным нововведением стал полностью пластиковый корпус, который позволил значительно снизить вес). Мк V был самым совершенным из серийных Rhodes, однако он уже не мог спасти компанию. Во второй половине 80-х такие синтезаторы как Kurzweil K250 и К1000 благодаря воспроизведению семплов преодолели барьер настоящего фортепианного звука, появились и специализированные цифровые фортепиано (Roland RD1000, Korg SG1 и др.), которые по возможностям значительно превосходили Rhodes. Стремительное развитие цифровых синтезаторов делало бессмысленным дальнейшие работы над электромеханическими инструментами.
В 1987 японская компания Roland выкупила Rhodes, чтобы использовать это легендарное имя для продвижения на рынок своих собственных инструментов. Однако эта стратегия себя не оправдала — все эти цифровые инструменты музыканты неизбежно сравнивали со старым добрым Rhodes и делали вывод об их несостоятельности.
Новое рождение Rhodes в XXI веке
Не добившись от имени Rhodes никакой пользы, Roland, в конце концов, оставил эту марку в покое, и в 1997 Гарольд Родес смог выкупить свою компанию. Вот так, лишь спустя несколько десятилетий, компания, носящая его имя, стала принадлежать ему лично. Rhodes был переименован в Rhodes Music Corporation, известно, что велась разработка нового инструмента, но, к сожалению, сам Родес до завершения работ не дожил. Через несколько месяцев после его смерти на выставке NAMM фирма Major Key, специализирующаяся на ремонте и обслуживании старых Rhodes, представила прототип компактного электромеханического пиано с клавиатурой в 54 клавиши, частично базирующегося на деталях конструкции Rhodes. Был обещан выпуск ограниченной партии этих инструментов, который так и не состоялся. С тех пор о разработке новых электромеханических инструментов ничего не было известно.
Однако, несмотря на то, что звук Rhodes довольно легко воспроизводился на современных синтезаторах, популярность этих инструментов не падала. На волне этого не ослабевающего интереса в 2007 году Rhodes Music Corporation, во главе которой после смерти Г. Родеса встал его друг и единомышленник Joseph Brandstetter, заявила о начале производства настоящих Rhodes. В этих инструментах оригинальный электромеханический дизайн (используется усовершенствованная механика Мк V) совмещен с современными технологиями производства, что позволило Rhodes подняться на новую ступень развития и войти в XXI век. К этому инструменту уже проявили интерес многие известные музыканты, так что, похоже, мы будем свидетелями возрождения этой легендарной марки. Во всяком случае, начало у этого проекта весьма амбициозное — будут производиться три серии инструментов (серия S с традиционной пассивной электроникой, серия с предусилителем, трехполосным эквалайзером с полупараметрической серединой и тремоло с регулируемой частотой и интенсивностью, серия AM, которая отличаются от А наличием MIDI-интерфейса), в каждой серии по три модели, отличающиеся клавиатурой (61, 73 и 88 клавиш), причем для любой модели еще можно выбрать и один из трех вариантов окраски (черный, белый, красный). Для моделей с 73 и 88 клавишами будут выпускаться акустические системы как у старых Suitcase-моделей, но мощностью 500 и 1000 Вт (опять-таки в трех цветовых вариантах).
Выглядят новые Rhodes Mk7 очень стильно, правда, их дизайн имеет мало общего с традиционными Suitcase- и Stage-моделями 60-х — 70-х: пластиковые корпуса Мк7 выполнены в характерном для 50-х футуристическом стиле и больше напоминают модели серии Student Piano. Что получится из этого смелого начинания, мы увидим в ближайшем будущем, однако уже сейчас становится ясным, что в индустрии начинают появляться новые тенденции, в частности — ограниченное производство дорогих "нецифровых" инструментов, ориентированных на профессиональных музыкантов. В связи с этим возрождаются многие легендарные марки клавишных инструментов (Hammond, Moog, Mellotron, Rhodes и др.).