Музыка – наш ровесник 2/2
Статья из журнала «Ровесник», №9, 1980
Полгода назад обзором «музыкальной» почты «Ровесника» редакция решила перейти от довольно продолжительного монолога – публикации на страницах журнала материалов о различных явлениях в мире современной популярной музыки как об одной из сторон культурной жизни молодёжи за рубежом – к диалогу с читателями, особо интересующимися этой темой. Так в мартовском номере журнала появилась основанная на анализе редакционной почты статья Л. Б. Переверзева «Музыка – наш ровесник», содержание которой сводилось к следующему:
во-первых, интерес к современной поп-музыке, ограниченный справочной информацией о той или иной группе или личной жизнью певцов и музыкантов, находится вне сферы как художественного, так и общественного значения и смысла этого явления молодёжной культуры;
во-вторых, предвзятость в оценке полюбившегося исполнителя или коллектива, слепое преклонение перед ними делают бессмысленным и беспредметным веяний разговор на эту тему;
в-третьих, проникновение в суть творчества отдельного исполнителя или коллектива, равно как и в суть современной музыки, невозможно вне понимания сложных процессов общественной жизни, многообразных проблем, волнующих западную молодёжь;
в-четвертых, ни один вид искусства, и музыка в том числе, не остаётся нейтральной в борьбе идеологий;
и, наконец, в-пятых, современная музыка – очень ёмкое понятие и широчайшее по масштабам явление, включающее в себя непреходящие ценности народного музыкального творчества, произведения выдающихся композиторов, работающих в самых различных жанрах, явление, в котором джаз, рок, диско и т.д. образуют лишь малую его часть.
Многочисленные отклики на статью «Музыка – наш ровесник» обнаруживают широкий спектр мнений по затронутым в ней проблемам, а также содержат вопросы, выходящие за рамки этой статьи.
Редакция благодарит читателей, высказавших свои соображения о столь сложном, многообразном и противоречивом явлении, как современная музыка, и постарается в этом и последующих номерах журнала по возможности полно предоставить им слово, оставляя за собой естественное право соглашаться или не соглашаться с той или иной точкой зрения.
А. Землянский, г. Хабаровск:
«Для того чтобы понять человека, интересующегося музыкой, можно задать ему только один вопрос: для чего тебе нужна музыка? Ответы будут самые разные. Одному хочется воспитать себя, стать лучше, нравственнее, а другому весело провести время. Естественно, н требования к музыке у этих людей будут разные... Одни хотят знать идейный мир музыканта, а других интересует только внешний вид исполнителя... Рок-музыку надо просеивать сквозь свои мозги...»
И. Соболев, г. Владивосток:
«К сожалению, музыка стала модой. Если ты, например, знаешь, что Джимми Пэйдж – гитарист из «Лед Зеппелин» или все альбомы группы «Пинк Флойд» – это престижно, это поднимает тебя в глазах твоих сверстников. Вот и стараются такие «любители» достать самые последние альбомы, знать «дискографию», ошарашивать своих знакомых всякими слухами (типа «колонок с трёхэтажный дом»). До самой музыки им нет никакого дела.
Надо разобраться в самой музыке, понять её, а не только знать название группы и их альбома.
О современной музыке очень хорошо сказал Джими Хендрнкс: «Музыка – как волны океана. Вы не можете вырезать из океана красивую волну и принести её домой. Она находится в постоянном движении...» Да, хорошую музыку слушаешь и воспринимаешь сердцем. Её нельзя ставить для фона. Что толку в красивых мелодиях и захватывающем ритме («АББА», «Бони М»), если в душе ничего не остаётся? Совсем неважно, в каком стиле играет ансамбль, важно, что он играет Музыку, а не какую-нибудь коммерческую поделку. Я считаю, что лучшие вещи рок-ансамблей – это классика нашего времени. И лет через сто они будут восприниматься как классическая музыка, так же, как сейчас Бах и Бетховен. Недаром самые лучшие группы обращаются к классике».
Виктор Ф., г. Апатиты:
«Ну-ка, скажи кому-нибудь из друзей, что не любишь «поп» или «рок», ведь потеряешь всякое уважение. Так зачем же рисковать? Буду тоже «любителем».
Андрей У., г. Феодосия:
«Человек приходит с работы и вместо чего-нибудь развлекательного его начинают пичкать всякими симфониями, ариями – вот, мол, слушай, умней, брат, это тебе не дешёвая западная музыка, это шедевры, гениальные произведения. Я согласен, но я устал за день, хочу отдохнуть (я не музыкант, который пиликает 2-3 часа в день, а остальное время – гуляй), развлечься, а вместо этого мне голову забивают серьёзной музыкой, от которой ещё больше утомляешься. Вот, говорят, в Москве не попадёшь на исполнение серьёзной музыки, вот, мол, сколько любителей её (но я думаю, что среди 7-10 миллионов жителей да ещё приезжих, найдётся 3-4 тысячи ценителей серьёзной музыки, а их, конечно, больше). А к нам в город приехал один певец, всякие арии да романсы пел (к тому же известный), на его выступление собралось 30 человек, администрация бегала, прохожих созывала – бесплатно, чтоб пошли – и то охотников нашлось немного. А приедет какой-нибудь ансамбль (про который даже ни вы, ни я слыхом не слыхивали), и билеты моментально раскупаются... Вот я и спрашиваю: зачем же у нас так широко рекламируют и в печати и по телевидению то, что пользуется спросом мизерного количества людей?»
Б. Манкевич, г. Владивосток:
«А как молодые люди относятся к Баху? Знают ли они, что если хоть раз пренебрежительно усмехнулись в его сторону, то знания о музыке как об искусстве у них нулевые? И вообще, что конкретно плохого они могут сказать о классике?.. Всем, кто не понимает серьёзную музыку (а отсюда и содержание всякой другой музыки), хотел бы передать: это ваш личный недостаток. Бетховен не станет хуже оттого, что вы его не слушали».
Е. Сысуев, г. Саранск:
«В вашей статье двоякий смысл и сплошные увёртки от прямого вопроса, как и в других источниках информации о музыке. Вы стараетесь внушить свои суждения о музыке, хотите воспитать молодёжь в духе поклонников классической музыки.
Читатели ждут информацию о певцах и исполнителях, а не воспитательных речей».
Е. Горнастаев, г. Свердловск:
«Ваше справедливое негодование на читателей, которых «интересует не столько сама музыка, сколько то, что ей сопутствует и окружает», вызывает у меня и, я уверен, у многих настоящих приверженцев рока живой отклик и поддержку».
В. Куприн, Ворошиловград:
«Автор статьи, на мой взгляд, не прав. Узнать интересную для себя информацию о любимой группе (когда и где начали, например, свою музыкальную деятельность «Дип Пёрпл» и т. д.) не менее полезно, чем узнать о музыкальных достоинствах того или иного альбома. Ведь, дискутируя на какую-то тему, споря о чём-то, хочется как можно больше узнать о предмете спора (включая даже размеры звуковых колонок). Молодёжь любознательна. Она интересуется многим. Автор же желает, чтобы читатели спрашивали и говорили в своих письмах исключительно о музыке (да ещё на уровне, доступном лишь музыкальным критикам, как мне показалось), обходя стороной исполнителей».
Ю. Анипченко, г. Караганда:
«Когда моим сверстникам было по 14-16 лет, мы были на голову ниже теперешних акселератов, но подобных просьб не писали и не были так наивны (вспомните о колонках с 3-этажный дом). Мы сами искали, собирали по крупицам сведения, интересующие нас. Я сам «забирался» во все журналы, имеющие отношение к музыке. А тут люди, и среди них взрослые, не утруждая себя, пишут такое. Если что-то хочешь узнать, поищи, поспорь, пусть это с потом к тебе придёт, тогда это принесёт тебе пользу. А тут – разжуй да в рот положи...
Две основные рубрики должны нести информацию – это вновь родившийся отдел «Для ведущих дискотек» и «Вы спрашивали». Всё. И больше ничего не нужно. Да, и самое главное – ни в коем случае не размениваться на всякие там «азбуки... дискографии... биографии всем давно известных групп» и т. д.
Пишущие такое – люди ограниченные, недалёкие, и их мало. А вы нанесёте большой урон престижу журнала, если будете размениваться на подобное».
В. С, г. Петропавловск:
«Читал пожелания и просьбы других читателей вашего журнала.
Не понимаю, вас просят одно, вы делаете другое. Вас просят рассказать побольше об исполнителях и ансамблях. Вы нас пичкаете статьями о музыке вообще...
Я согласен с тем, что надо писать и о стилях музыки, но надо писать и объяснять нам выступления коллективов и групп, о чем-нибудь из личной жизни певцов или участников групп, о том, как к ним относится публика, как они ведут себя на концертах, о каких-то ярких случаях их биографии и о многом другом».
К. Журавлёв, г. Братск:
«Вы правы, когда удивляетесь тому, что «...многие... разделяют точку зрения Е. Цветкова из Новодвинска, надеющегося прочитать о чем-нибудь из личной жизни певцов... о том, как они ведут себя на концертах». Признаться, я тоже удивлён. Зачем «любителю музыки» знать, какой высоты у «Пинк Флойд» звуковые колонки? А завтра «любитель» спросит у вас, какого размера туфли носит солист этого ансамбля Дэвид Гилмор... Это обыкновенная мишура, они, может быть, и любят музыку, но поверхностно, любят внешность».
A. Быков, г. Казань:
«Проводить анкетный опрос (читателей о популярности. – Ред.) западных звёзд считаю бессмысленным. А копаться в личной жизни звёзд считаю по меньшей мере нетактичным».
B. Скрипка, г. Рязань:
«Хочу выразить своё мнение о «плохой» и «хорошей» музыке. Для меня нет особой разницы между классической и популярной (рок, диско и т.д.) музыкой. Я не могу читать книгу, когда играют «Пинк Флойд», так же, как и когда я слышу «Лунную сонату». Как говорят некоторые, это музыка для души. В эту же категорию входят и «Дип Пёрпл», и народные баллады в исполнении «Стикс» или «Урия Гип». Но нужна и другая музыка. Она необходима, как коврик в ванной. Есть она – хорошо, нет – переживу. Это «Бонн М», «АББА». Я могу заниматься любым делом и слушать эту музыку – одно здесь другому не мешает. Поэтому я разделяю музыку на серьёзную и пустую. Для меня нет классической отдельно и эстрадной отдельно».
Статья из журнала «Ровесник», №11, 1980
О МУЗЫКЕ... ДУМАЮТ
В девятом номере журнала были опубликованы выдержки из писем читателей, в которых нашли отражение наиболее характерные (и часто противоречивые) мнения о достоинствах н недостатках современной популярной музыки, её распространении и пропаганде.
Письмо инженера И. Шарапова из Владивостока, ведущего дискогруппы «Бонго», на наш взгляд, достаточно полно суммирует широкий спектр мнений по этому вопросу. Им мы и завершаем обсуждение статьи Л. Переверзева «Музыка – наш ровесник».
Разговор о современной музыке очень интересен, эта тема представляется необъятной. Хотелось бы обсудить более узкую проблему, вернее, несколько «горячих» проблем, возникающих при соприкосновении нашей молодёжи с западной рок музыкой.
Нет особой нужды доказывать, что интерес к этой музыке достаточно широк. Как к этому относиться? На первый взгляд западная рок-музыка – продукт чисто буржуазной идеологии. Но... Зародившаяся на волне протеста западной молодёжи против буржуазного прагматизма, развившаяся в мощных, хотя и стихийных, политических выступлениях 60-х годов против социальной несправедливости, колониализма, в борьбе за мир, рок-музыка в своих лучших проявлениях несёт в себе устойчивое прогрессивное начало. Для нее характерен неустанный поиск новых выразительных средств, поразительно чуткая реакция на все проявления действительности, в ней жив народный дух. И пока рок остается таким, он будет привлекать внимание молодёжи.
Было бы большим упущением не использовать для утверждения нашей морали то демократическое, гуманное, антимилитаристское, прогрессивное, что содержится в лучших образцах западной рок- музыки. Ведь воспитание музыкального вкуса молодёжи в наше время – один из видов непосредственной идеологической работы. Именно такую позицию занимает молодёжная печать... Несколько по-другому обстоит дело с воспроизведением рок-музыки.
Но сначала немного о негативных особенностях восприятия западной рок-музыки нашей молодёжью. Самое тревожное здесь в том, что иметь диски, информацию, фото, магнитофонные записи часто само по себе считается престижным, независимо от характера музыки и её содержания. Какие критерии стоят на первом месте? Внешняя яркость, броскость, ритмичность музыки, сведения о популярности её на Западе (часто сомнительные или раздутые рекламой), красочные конверты пластинок, плакаты, слухи об экстравагантном поведении артистов на сцене и в жизни. О чем говорит музыка, слова песен очень многих молодых людей совсем не занимает: они хотят лишь «балдеть» и танцевать под «классную» или «забойную» музыку. Для таких слушателей рок ассоциируется только с отлакированным пропагандой фасадом жизни в капиталистических странах (как правило, это коммерческий рок).
Некоторая часть слушателей всё же стремится узнать о содержании, но, плохо зная язык (чаще всего английский), не может уловить текст на слух. И даже если в руки попадают отпечатанные тексты, слушатели редко могут правильно их перевести, увязать с музыкой, а тем более критически переработать, отвергнуть чуждое, принять лучшее. И тогда создаётся впечатление, что рок-тексты – это бессмысленный набор слов или же, наоборот, что они сверхмудры, совершенны. Это создаёт дополнительный момент таинственности, экзотики, сомнительной притягательности рока.
Усугубляется все это, к сожалению, тем, что профессионально сделанная, но второсортная и даже третьесортная по своим музыкально-эстетическим и смысловым достоинствам коммерческая западная эстрадная продукция поступает к нам через наши же средства массовой информации. Автор статьи «Музыка – наш ровесник» Л. Переверзев утверждает, что «слушать и слышать её (западную музыку) в огромных количествах и нередко против воли, у нас может практически каждый, труда на это совсем не требуется». Вопрос в том, какого сорта западную музыку мы можем услышать «без труда». Для этого придётся перечислить ряд западных исполнителей, которые за последние пять лет гастролировали в нашей стране или выступали по нашему ТВ, или тех, чьи альбомы выпущены фирмой «Мелодия». Итак: «АББА», «Бони М», «Доули Фэмили», Донни Осмонд, «Сильвер Конвеншн», Джо Дассен, Аманда Лир, «Смоки», «Баккара», «Чингисхан», «Нью Сиккерз» и «Папас-Мамас» (эти две группы прямо из очень пыльного коммерческого чулана). «Тич Ин», «Липе». Демис Руссос, Клифф Ричард, Роберт Янг, Пол Анка, Дайана Росс, «Пуссикэт», «Гибсон Бразэрз».
Не правда ли, однообразная картина? Или слащавый «поп», или легковесное, если не бездумное «диско». А где же настоящая рок-музыка? Та самая, искренняя н новаторская, прогрессивная, несущая элемент протеста? Она в редких исключениях: фильм «О, счастливчик!» с песнями Алана Прайса, гастроли Элтона Джона и Би Би Кинга и по альбому Джона Леннона и Пола Маккартни. Вот и всё. Как видно, львиная доля выпускаемой у нас западной продукции относится, именно к тем «образчикам массовой культуры», популяризацию которой справедливо и обстоятельно критиковал первый секретарь ЦК ВЛКСМ Б. Н. Пастухов в докладе на Vпленуме ЦК ВЛКСМ.
Может быть, лучше обстоит дело в наших многочисленных дискотеках, в которых действует молодёжь, претендующая на хороший музыкальный вкус и на воспитание этого вкуса у массовой аудитории? Каковы же их пристрастия, непосредственно влияющие на составление дископрограмм? Увы, это зачастую те же дискоидолы, а также так называемый «помпезный» рок: «Стикс», «Бостон» и группы типа «Супертрэмп». Негусто, прямо скажем.
Противопоставить нашествию стиля «диско» и коммерческого рока, призывающего молодёжь к беззаботному, бездумному времяпрепровождению, лучшие образцы «классики рока», проверенные временем, – в этом видится одно из радикальных, решений проблемы. Характерная черта прогрессивной западной рок-музыки – завуалированно или более открыто, исподволь или с едкой сатирой, хаотично или более последовательно – она в конечном счёте осуждает капиталистическую действительность, буржуазную мораль. Именно это и нужно использовать... Молодёжи необходимо дать правильную идеологическую и нравственную ориентацию в море рок-музыки, где она до сих пор «плавает» почти самостоятельно. Как конкретно это сделать?
Здесь мы наталкиваемся на множество больших и малых трудностей. Публикация критических статей о западной рок-музыке – дело необходимое. Но ведь этого крайне недостаточно. Писать о тех или иных явлениях в роке, конечно, проще, когда читатель или не слышал той музыки, о которой идёт речь, или (что чаще всего) слышал, но не понимает её содержания, например, слов песен. Всегда, даже порой не докопавшись до глубины или просто не имея достаточной информации, журналист может «повернуть» материал в нужную сторону. Но молодёжь сейчас всё менее склонна верить просто «на слово». Она хочет сама иметь возможность «выбирать и судить, что хорошо и что плохо», ведь это, как справедливо пишет Л. Переверзев, «жизненная необходимость». Дать молодёжи такую возможность может лишь одно: более или менее широкий выпуск пластинок со строго отобранными, лучшими образцами рок-музыки. Разумеется, автоматически отметается дископродукция, содержащая элементы анархизма, порнографии, неофашизма, насилия. Речь, повторяю, идёт о самых лучших образцах. Каковы критерии отбора? Гуманность, пацифизм, социальная критика, лиричность, искренность в музыке и текстах, новаторство, мелодичность, высокий вкус в музыке; прогрессивные политические убеждения исполнителя. Рок-музыки, вполне отвечающей таким требованиям, на Западе совсем немало.
Важный разговор о течениях в современной музыке (в частности, в рок-музыке) тоже необходимо сопровождать обширными музыкальными иллюстрациями. Иначе и без того условные деления исполнителей на различные направления и ответвления окончательно станут формальной, безжизненной схемой. Ведь, строго говоря, даже рок-группы среднего уровня, а тем более многоплановые «супергруппы», никак не хотят укладываться в прокрустово ложе какого-то одного стиля. Поэтому и нужен конкретный подход в каждом отдельном случае: музыку нельзя понять, не услышав её... Наиболее действенный вариант: одновременный выпуск дисков западной рок-музыки и подробное освещение их статьями в печати, а ещё лучше – вкладывать в конверты пластинок специальные буклеты с такими статьями, с переводами и обстоятельными комментариями текстов. Те аннотации, что помещают у нас на дисках подобного рода, страдают «розовостью красок», поверхностным перечислением дат, «золотых дисков», призов на конкурсах и т. д. Критические статьи должны давать цельный портрет исполнителя: основное направление работы, взгляды, близость какой-либо музыкальной школе, особенности стиля, удачи и провалы, социальная значимость творчества. Конечно, предлагаемый путь решения проблемы сложен, ведь мир рок-музыки так неустойчив, противоречив, а творческий путь отдельных музыкантов, как правило, очень неровен, они могут впадать в крайности, а в отдельные периоды отдавать предпочтение явно неприемлемым тенденциям. Порой трудно сказать, что они «выкинут» в следующий раз. И все же только ориентация на лучшие работы рок исполнителей и резкое осуждение проявлений прямо враждебной идеологии в роке, вскрытие глубокой социальной, политической и нравственной подоплёки творческих кризисов позволит управлять симпатиями и вкусами молодёжи в данной музыкальной сфере...
Мне кажется, будет интересно проанализировать конкретный механизм «делания» новой звезды, оценить достоинства музыки и текстов, дать правильную идеологическую оценку. Конечно, даже при большом опыте и эрудиции трудно работать с такой оперативностью, но в этом есть насущная необходимость. Нужен и специализированный молодёжный журнал, посвящённый вопросам западной, социалистической и отечественной рок-музыки, где будет присутствовать дискуссионная рубрика.
Только при серьёзном, вдумчивом подходе, при идеологически чёткой позиции в отношении к рок- музыке молодёжные издания, радио, ТВ смогут помочь слушателям выработать своё, классовое понимание западной рок-музыки, соответствующее нашим вкусам, интересам и всему нашему времени. Именно это станет престижным и уважаемым. И молодёжь не будет теряться, сбиваться с пути при очередном выпаде со стороны западных средств массовой информации, услащенном новыми рок-боевиками. К тому же резко упадёт влияние на молодёжь со стороны спекулянтов пёстрым набором зарубежных дисков, кассет и музыкальных журналов.
Рассматривая все аспекты проблемы «Молодёжь – западный рок», мы неизбежно выходим за узкие рамки одной темы. После всех предыдущих рассуждений возникает вопрос: почему издавать предлагается только западную рок-музыку? Рок из социалистических стран довольно высоко зарекомендовал себя на международной сцене, но издаётся он у нас в недостаточных количествах.
Другим очень важным моментом является развитие и пропаганда во всевозможных видах отечественной рок-музыки. У нашей патриотической, комсомольско-молодёжной песни прекрасные традиции, известные во всем мире. Но интересной музыки для молодёжи, выдержанной в современных ритмах, в том числе и танцевальной, совершенно недостаточно. Многочисленные ВИА в большинстве своём ограничиваются банальными песенками и старательным копированием самых эффектных приёмов западной (на сегодняшний момент диско-) музыки.
Не менее важно развитие у молодёжи интереса к классической и современной симфонической музыке, народным мелодиям, джазу; развитие культуры современного танца. Все эти вопросы непосредственно связаны с деятельностью молодёжных дискотек. Но это тема уже для другого большого разговора.