Интервью с ENDURA
Интервью с английским оккультно-мистическим проектом Endura, опубликованное в некогда довольно известном андеграундном издании Shism (№4, 1995 год), который издавал Леонид Савин (г. Сумы, Украина). Напомню, что Shism – издание по большей части металлического толка, но попадались статейки про инди и индастриал музыку. Помимо Shism’а у Савина была ещё довольно толстая газета (или тонкий журнал) Hard Way и несколько шизоидных музыкально-ритуальных проектов, ни один из которых так и не был доведён до полноценного качественного релиза (см. мой старый обзор в ЖЖ-блоге).
Савин давно уже заделался в «евразийцы», живёт в Москве и тусуется с Дугиным.
По музыке Endura весьма средненький коллектив. В их работах я не почувствовал ни ритуальной, ни даже просто мрачной атмосферы, как нам обещано в интервью; всё выдержанно в dungeon synth ключе, а большая часть музыки очень подошла бы для старых компьютерных игрушек типа Age of Empires. Коллектив просуществовал до 2003 года, когда вышел последний альбом.
В нынешнее состояние их дел я особо не вникал. По найденной мной информации у Кристофера есть проект TenHornedBeast, а Стивен редко что-то выпускает в сотрудничестве с другими музыкантами.
Перевод местами оказался просто чудовищным и изобиловал опечатками/ошибками. Я немного отредактировал и исправил некоторые стилистические корявости исходя из контекста повествования, и если текст вам покажется каким-то кургузым, поверьте, изначально всё было ещё хуже. Под «прим. ред.» скрываются савинские примечания, а не мои, и они несколько странные. Но я всё же не удержался и вставил свои реплики в паре мест как «прим. D». Некоторые слова/термины я оставил как есть – понятия не имею, что они значат или что имелось в виду, а разбираться (догадываться) не имея перед собой англоязычного оригинала совершенно бесполезно…
Вполне возможно, что интервью не оригинальное (хотя я попробовал поискать англоязычный оригинал, но не нашёл), а было «позаимствовано» из какого-нибудь забугорного издания, что было естественным для тогдашней СНГ-шной андеграундной журналистики.
В общем, читайте как есть, может даже сможете разобраться в хитросплетениях оккультно-философских терминов.
Как-то в newsletter я вам обещал добыть информацию об ABRAXAS, и вот, пожалуйста, для вас приготовлено интервью с участником этой команды, причём интервью довольно поучительное [«добыть информацию»… «приготовлено интервью»… – косвенное подтверждение, что интервью не оригинальное, т.к. человек, который лично брал интервью так никогда бы не написал. – прим. D]. Сама команда состоит из Stephen Pennick и Christopher Walton, начали работу они в 1993, но после записи ленты «Нехе» сменили имя на ENDURA. В 94 они записали новую ленту «Great God Pan», которая должна была выйти на Candlelight rес. в CD формате. После выхода этой кассеты германская фирма «Nature And Art» предложила банде сделку, и вот, вышел CD «Dreams of Dark Waters», содержащий также работы с первой ленты. Скоро должен выйти новый CD «Dark Light Enough» на французской фирме. Но! Это не брутальная музыка! Команда называет свой стиль «полу-ритуальный industrial», для записи используются различные сэмплеры, клавиши, компьютеры. Музыка монотонна, однообразна, но приятная и обволакивающая. Первый CD вы сможете получить, послав 16$ US по адресу команды. Кроме того, команда имеет свою маленькую фирму, реализующую компиляционные кассеты. 60-минутная лента «Luxuria» доступна за 6$ US. Музыка для воспринимающих разноплановые работы, не для death metal ушей! Читайте интервью с Кристофером. Если ты вообще не имеешь никакого отношения к музыке, всё равно прочти эти строки – рассказ о древней философии, религии и мистериях просто захватывает!!!
Abraxas, это магическое слово, так же как и abracadabra. Почему вы выбрали это имя?
В начале у нас не было вообще никаких идей по выбору имени. По правде говоря, после трёх или четырёх месяцев записи мы были почти готовы реализовать свою первую ленту, и у нас всё ещё не было названия. Я достал перечень имён, которые могли бы нам соответствовать, и Стефен выбрал имя ABRAXAS, не зная его значения. Слово abraxas происходит от тех же корней, что и abracadabra и abrahadabra. Abraxas, это имя высшего гностического божества, имя, сконструированное для каббалистической ценности, и оно получило альтернационное звучание, которое выработало «варварский» звук, когда его произносили громко (слово «варварский» использовали греки по отношению к незнакомцам и чужакам). Имя Abraxas родственно с числом 365, количеством дней Солнечного года. Цифра истекает из священной плеромы и числа Ангелов, или Архонцев под предводительством Abraxas’а. Метафизически, это был бог, который превратил двойственность в особенность, а это осознание, что каждая вещь – это вещь сама в себе, в противном случае, что Всё есть Одно, и есть Ничто.
Происхождение бога Abraxas’а неизвестно, имя имеет, очевидно, греко-египетское происхождение и соответствует популярному оккультному познанию имён, созданных гностическим философом Basilides специально для точного выражения номера 365. Abraxasтакже имеет гебраический источник, слово «На-b’rakah» означает «благословлённый» или «святое имя». В этой мифологии есть и митраическая характеристика. Один из заголовков Mithras называется «Saeculorum», Повелитель Возраста, упоминание о функции Mithras как о солнечном божестве – отображение гностического Abraxas. Археологические свидетельства наводят на мысль о близости культа Mithras и поклонению гностическому Abraxas, круг координат, изображающий Abraxas, был найден в Housteads, на Hadrians Wall в Северной Англии – завершающийся храмом Mithras. Abrahadabra это слово, которое Кроули использовал как формулу Великой Работы, Magnus Opus, которое устанавливало связь с Святым Стражем, Ангелом Aiwass.
Если мы разобьём это слово по частям, мы получим Abra – что значит «amen» (amen в переводе с английского – «аминь» – прим. ред.) в форме солнечного барана (у арийцев или греков). Amen – это «Тёмная Страна» Египта, место напоминающее христианский Ад. Это было местопребыванием Полуночного Солнца, заходящего как Kephra. Психологически Amen это «Фаза Сна», созидательная тьма от проявления Воли. Конечно, это не значит, что мы имена даём принципам, различные традиции названы также, но под другим именем.
Вторая часть слова Had – тайное имя тифонийского бога Sebek-Ra, являющимся Чёрным Богом (Chernobog-Chernobyl-Black God) (я почувствовал эзотерическую связь с украинским Чернобылем – прим. ред.), опять же Сэт или Шайтан. Аbrа индентифицирует Sebek-Raкак «Сына Матери», это отношение тифонийского образа Nuit-Isis. Вместе части слова обозначают число 418, которое Кроули предназначал для «Великой Работы», а также это номер демона Aiwass.
Слово Abracadabra похоже на предыдущее и использовалось в качестве заклинания, чтобы прогонять несчастья и болезни в среднем возрасте. Оно значит «Боль не моя» и писалось как опускающийся треугольник. Мы называли Abraxas как AbRAXAS, эту переделанную каббалистическую ценность имени, действующую как отличие нас от других людей, использующих имя Abraxas.
А сейчас вы носите имя ENDURA. Расскажи мне об этом слове и почему вы его выбрали?
Мы изменили имя на ENDURA осенью 93 в основном из-за того, что много людей во всём мире использовали имя Abraxas, некоторые из них в музыкальном плане очень плохи, а другие поддерживают фашистскую философию. Мы не хотели ассоциироваться с подобными вещами и не могли быть в одном ряду с такими людьми, поэтому мы сменили название. Я опять достал список терминов и Стефен выбрал имя ENDURA, не зная его значения и не имея представления о Катарических или гностических атрибутах. ENDURA – это название ритуала, исполняемого Катарами, сектой манихейских гностиков, живших в Южной Франции и Северной Италии в XII-XIII веках. Cathars – это западное воплощение двойственных традиций, которые проникли в средневековый мир от балканских Bogomil’цев и ещё раньше со Среднего Востока. Катары назывались христианскими еретиками, но это было ошибочное мнение. По настоящему Катары были истинными христианами и они знали Духовного Гностического Христа, и они знали, что он не соответствует православным и католическо-христианским убеждениям. Они в нём видели скорее духовного проводника, чем спасителя. Катары не были еретиками, они были наследниками эзотерической Гностической традиции, которая возбудила раннее христианство и принесла элементы Манихейских (дуалистических) мистерий и греко-египетских тайных культов.
ENDURA, это период сосредоточения мысли и медитации, которая продолжалась до того, как Катары добивались Степени Совершенства (Perfect One), титула катарского священника. Ритуал имеет явные шаманские обертоны, страждущий уходил из общества и шёл в пустыню, часто в дремучие леса или горы, и жил 40 дней, питаясь хлебом и водой. Это напоминает историю Искушения Христа и демонстрирует Катаров как хорошо знакомых с эзотерическими христианскими традициями. Катары-Трубадуры Провинции и Ланкуедоса приобщали Митраические и Друидские элементы в эту традицию и переживали свой расцвет в период западного средневековья, пока их не уничтожили Альбигенсийским Походом. Для нас имя ENDURA имеет все эти значения. Манихейско-Гностические принципы продолжают традиции, которые мы начали с ABRAXAS.
ENDURA состоит из двух человек. Вы хотите расширить состав или истинная ENDURA это только вы?
Я думаю, истинная ENDURA, это только два человека – я и Stephen Pennick, только мы способны воплощать свою собственную музыку и я не вижу цели пытаться присоединять к нам ещё кого-то. Мы использовали работу других людей на некоторых трэках, например, для вещи «Hymn to Pan» мы приглашали флейтиста, друга Стефана. Он пришёл на один день и играл под музыку, которая уже была записана. Чем больше людей, тем больше беспокойства. Обычно довольно быстро определяемся в том, что нам нужно, в музыкальном плане или в других аспектах команды, а если мы возьмём больше людей, этот процесс усложнится и всё станет беспорядочным. Нужно учитывать тот факт, что мы оба в какой-то мере «профессионалы» (хоть и небольшие), а в этом состоит залог успеха.
Расскажи о процессе создания музыки. Вы используете магию или заклинания?
Процесс создания музыки для нас довольно прост. Мы начинаем с идеи, с тональности, или с чувства, которое хотим выразить, и используем саунд для воплощения этого. Иногда нужный звук сам подсказывает, тогда мы используем его, создавая песню вокруг него. В другом случае мы сохраняем имеющееся в наличии до того, как воплотить. Я не музыкант. Я никогда не претендовал быть музыкантом, но музыкантами становятся мои нервы. Технические аспекты создания музыки меня не интересуют, я больше заинтересован в конечном результате. Stephen намного более музыкален, и он переводит мои идеи в музыку, даже если я просто скажу «медленней» или «тяжелей». Так мы идём по одному из этих путей, каждый очень быстро работает с четырёхканальным микшером и раскладывает музыку через midi-секвенсор. Оба устройства хороши и приносят очень интересные результаты. Секвенсорные трэки имеют тяжёлый оркестровый саунд и первоначально служат для повторения упорядоченных вещей с «традиционной» структурой, вещи, записанные на четырёх каналах более экспериментальные и абстрактные.
Мы используем различные «заклинания» в музыке, хотя это не те слова, которые я могу произнести. Первая вещь на ленте «Нехе», а также заглавная на «Dreams of Dark Waters» являются гоетическими песнями со звуком бегущей воды, она перерастает в призывание энергий, представляющих Азагтота и Ктулу, амниотический газ чрева, как великое Море Бинаха и Спящего в этих затонувших водах Ктулу, как нерождённое дитя, метафора непробудившейся психики. На CD «Great God Pan» мы записали версию «Hymn to Pan» – поэму английского мага Алистера Кроули. Это единственная вещь, которая написана не нами. Это мощная и магическая работа, соответствующая нашему стилю музыки, поэтому мы и реализовали её. Я надеюсь, что идея использовать её была правильной.
Большинство наших вещей имеют метафизическое и магическое значение, мы не используем настоящие заклинания или ритуалы, но музыка предназначена для низвержения изменённых состояний. Я скептичен по отношению к музыке, в основном музыка делается для продажи публике, а не для просвещения. Я не думаю, что наша музыка «магическая», но я уверен, что она может быть творчески использована в магии. Мы используем ритмы, которые гипнотичны, используем частоту, громкость и тембры которые могут побудить некоторых людей смотреть глубже. У «магии» есть свойство действовать вместе с названием песни. Концепция, заложенная в названии очень важна. В примитивном обществе люди охраняли настоящие имена, думая, что если кто-то знает твоё настоящее имя, то может использовать его против тебя. Когда мы называем композиции, мы как бы создаём контекст для неё. Люди реагируют на контекст так же сильно как и на название. Это очень важное оккультное понятие.
Я вижу, ты очень интересуешься древней греческой философией.
Да, я интересуюсь греческой философией, но я интересуюсь всей философией, древней и современной. Можно сказать, что всё стоящее берёт своё начало 2000 лет назад у греков, это может быть преувеличением, но это показывает как развивалась греческая цивилизация, ведь Восточная и Западная европейские культуры обязаны грекам. Греческая культура распространилась как на Запад, так и на Атлантику, они меняли деньги с кельтами Корнуэлла в Южной Британии, а также с востоком Чёрного Моря, побережьем России и Украины; их язык, искусство, архитектура и вера повлияли на нас всех. Когда ты углубишься в мифологию и философию, ты увидишь, что большинство культур говорит про такие же вещи. Греческий Пан был Рогатым Богом, Богом Пустыни и Гор, Богом, который во всех современных умах представляется страхом, хаосом, беспорядком, яростью неконтролируемой Воли. Слова Panic (паника – прим. ред.) и Pandemonium (название дворца Сатаны в Мильтоновском «Потерянном Рае») происходят от слова Pan и показывают, как глубоко эти идеи воздействовали на людей. Традиция Сатаны, как рогатого полу-козла, пришла непосредственно из мифа о греческом Пане. Но сила греческого образа в лице Пана была известна и кельтам северо-западной Европы как Курненнос, Рогатый Бог, Повелитель Лесов. Возле Феррихилла, в долине реки Wear, некоторые камни переделаны и датированы временем римской оккупации Британии. Они посвящены Silvanus'y (латинское имя Повелителя Лесов), и были воздвигнуты офицерами римской армии в ознаменование успешной охоты. В этом месте были обнаружены и многочисленные вырезанные головы Рогатого Бога.
Расскажи мне о своих принципиальных взглядах и философии.
Я думаю, что моя философия – это нечто постоянно развивающееся, которое будет развиваться до тех пор, пока я не умру. Это как поток. Моя принципиальная вера презирает догмы. Догма и невозможность согласия с новой идеей для меня являются принципиальной тупостью. Это одна из причин застаивания людей. Они находят то, что им нравится, и отказываются развивать другие идеи. Очевидно, эта позиция олицетворена в догмах, таких как Старый Aeon, христианство, ислам, иудаизм, фашизм, коммунизм, демократия, они полагаются на людей, запертых в интеллектуальной апатии, позиция, которую ты получишь, когда ты привержен и любишь что-либо, или смешаешь вместе.
Эта позиция не просто видна в этих философиях, даже люди в «оккультизме» попадают в ловушки. Я не могу понять таких людей как Varg Vikernes из Burzum. Он утверждал, что поклоняется Одину и ненавидит Христа [помимо Христа он ненавидит и коммунизм, но в то же время мечтает о возвращении «исконно европейского первобытно-общинного строя», забывая о том, что это и был первобытный коммунизм (община = коммуна), стандартный косяк большинства неоязычников – прим. D]. Наверное, он должен был понять, что Один это такая-же традиция «умирающих богов», как Озирис, Тамуз, Христос. Какая разница между Одином, подвешенным на Мировой Виселице, для того чтобы принять руны, и Христом, распятом на кресте и получившим святую мудрость? Оба принесены в жертву. Один потерял свой глаз, а Иисус кровь, ни тот, ни другой не спасли своих последователей, они просто проиллюстрировали вступление в мистерии. Запирание себя в келье любой веры равносильно отрезанию левой руки, потому что ты пишешь правой [мне в подростковом возрасте очень нравилась эта фраза, но потом я понял, что лучше вообще отказаться от веры, тогда и отрезать ничего не придётся – прим. D].
В моей собственной магии я начал работу с Daathian Gateway, для того, чтобы перевернуть Дерево Qliphot. Это включает в себя работу со сном и астральными проекциями, так я пытаюсь пройти мимо Стража Ворот. Я верю, что Daath, как и Sephira, которые существуют и не существуют одновременно, являясь одновременно и субъективными и объективными, находятся внутри нас и ожидают пробуждения, которое нельзя произвести снаружи. Эти субъективные силы в Гностической позиции получили информацию, не имеющую никакого значения для этого путешествия. Маги должны работать над собой, смотреть глубже в себя и обнаружить модели и силы, которые обращены к ним. Для меня значение «Левиафан» очень сильно. Акулы, Киты, Море и Озёрные Чудовища имеют очень сильное влияние на меня, так не надо представлять Левиафана в виде подводной лодки или Масляного Наряда. Для меня это Страж Daath’ской Бездны, Змей Мира, свернувшийся вокруг Mittgard, Morag, таящийся в море, полный сил. Я последователь «Der Untersee Cuiten». Левиафан обладает очень чёткими свойствами. Ты знаком с историей Ионы и Кита, метафорой одного посвящения? Иона проводил время в животе Левиафана (бездны) и вышел изменённым человеком. Битва – это посвящение, владение ключами к двери высшего Уровня Реальности.
Моё магическое имя Frater XIII (Brother 13), тоже имеет дополнительное значение Левиафана. 13 – это номер двойственности «Много любви и много ненависти», но это также номер рыбака. Иисус был рыбаком, в эзотерическом значении в свете Язычества и Гностических Тайных Культов древнего Ближнего Востока, это человек, который вытащил Левиафана за крючок, ищущий правду. Этот прототип продемонстрирован в мифе о Северном Боге Торе, который вышел с великанам Химридом схватить Змея Мира, который свернулся вокруг моря. Я думаю, что индивидуализм, это все суммы создания. «Каждый мужчина и женщина, это звезда» – цитирую Кроули. Говоря о верхушке реальности, тоннели пытаются и берут тебя в группу разума, сборного разума, который контролируется и моделируется Волей лидера. Я полагаю, в современной эре есть два человека, которые это прояснят – Гитлер и Сталин. Они оба покорили Волю людей своей собственной Волей. Нацист Рудольф Гесс как-то сказал: «Я не имею совести, Адольф Гитлер – это моя совесть». Сегодня есть Ельцин, который хочет навязать свою Волю людям в Чечне, время для этих людей избыточно, но смерть отвергает задержку. Я думаю, люди могут остановить казнь на чрезмерную величину, осознав, что их Воля и жизни предназначены для них [очень сумбурно переведено, но смысл ясен, и он типичен для европейской пропаганды – прим. D].
Так может расскажешь нам о друидах, которые когда-то жили на территории Британии?
Я думаю, что главное, о чём мы должны помнить, это то, что друиды прибыли в Западную Европу около 1000 лет назад, после великих мегалитических устройств, когда были построены Stonehenge, Carnac, New Grange. Хотя друиды не имеют ничего общего с этими сооружениями, т.к. они так отдалены от друидов как друиды от нас. По существу друиды, это каста священных посвящённых Кельтского Общества Западной Европы, они проходили длинные периоды посвящения и были носителями их общественного познания и мудрости. Знать из Римской Империи посылала своих сыновей в Ирландию для обучения у Друидов. Юлий Цезарь, завоевавший кельтские племена Британии, хотел казнить друидов, так как они были обученной уполномоченной категорией Кельтского Общества и могли быть настоящими лидерами восстания. На самом деле сейчас от «нового поколения» вокруг друидов и кельтских мистерий крутится много наносного мусора. Люди в белых мантиях, празднующие Летнее Солнцестояние в Stonehenge, не являются наследниками друидов, они всего лишь Старомодная конфекция из золотой эпохи сентиментальных «Кельтских Сумерек». Идеей учения друидов также было то, что не имеет значения, если энергия души уничтожена, так как она всё равно вращалась в вечном кармическом круге. Я использовал слово «кармический» намеренно, как качество Ведических и Арийских начал людей Европы и Северной Индии. Археологические открытия укрепили это мнение: Gundesstrup Cauldron, найденный в Дании, демонстрирует много кельтских символов, среди них – рогатый бог Curnennos держит torc в правой руке, и змею в левой. Не может это быть так фантастически гипнотизирующим, что это изображение Левой Руки Тантры для вызова течения Kundalini? Любое значения котла в индийской стилистике, это чистое доказательство начал кельтских людей. Друиды практиковали свою религию в Святых Рощах лесов, черта, которая позже была использована Катарами Ланкуедоса в Южной Франции. Они имели Oak и Mistletoe как святых, потому что способности Oak’а имели противоположность молнии и хождение над водой. Mistletoe был святым, потому что как и Oak, мог находиться над землёй, подвешенный в забвение между элементами. Он был святым как в германских, так и в кельтских племенах, и был увиден как потомок Oak’а, символ плодородия и мужества. Эти метафизические традиции были распространены в определённых местах для использования в ритуальных целях, например, во впадинах высоко в горах, которые обозначали место между небом и землёй, также много христианских костёлов в Британии и Западной Европе построены возле святых городов Друидов, наиболее очевидным является костёл в Chartres, во Франции, где так много атрибутов, как Чёрная Девственница, Изис (столица Франции Parisis, что значит «Роща Изиса») [Париж никогда не назывался Parisis, а вообще завоняло какой-то задорновщиной – прим. D]. Дурхамский костёл имеет схожие магические декорации, размещённые высоко на поверхности скалы, окружённые с трёх сторон рекой, действовавшие как святилище и храм, до того как вонзили крест на верхушку!
Являешься ли ты последователем кельтов?
Я не чувствую в себе чего либо кельтского. Антропология Англии так запутанна, здесь было столько миграций, эмиграций и завоеваний, что я сомневаюсь, что много людей могут претендовать на то, чтобы быть кельтом, кроме реальных Гэльсских областей, таких как Ирландия, Западный Уэльс, Северо-Западная Шотландия. И даже эти люди могут иметь генетические и культурные наследия от других народов. Я не уверен, но это возможно, что мои предки, наверное, прибыли в Англию когда-то в прошлые Тёмные Времена, и имели германо-скандинавское происхождение. Большинство людей в Восточной Англии, наверняка знают о своих предках вплоть до Англо-Саксонии и Скандинавских вторжений. В действительности я считаю, что это не важно. Раса, это просто ещё одна реальность – тоннель для ограничения и заключения тебя в тюрьму. Люди, говорящие, что их раса лучше, не имеют кроме этого больше ничего. Мы можем смешать кельтские темы в музыке, но мы используем и много других.
Так что есть сила, кто есть бог?
Ты – это БОГ! Нет Бога, но есть Человек, или со слов Liber Al Vel Legis’а («Книга Законов») «Здесь нет Бога, здесь Я». Вещи, которые наши предшественники называли богом, это защита сил Природы, которая господствует в Мире и Психологических Силах человеческого разума. Вселенная полна энергии, человек может научиться запрячь её и использовать для своей Воли, но это не значит, что эти силы превосходят человека. Электричество это Бог? Ты поклоняешься лампочке на потолке? Идея Бога всего лишь ловушка для нас. Люди создают космическое сходство для земного порядка, кроме того, это использовано для подкрепления их силы на земле. На западе Католическая церковь совершенствовалась в изящности искусства, на Верхушке был Папа (полная языческая фигура, если только он был один, в его красной рясе и называвшийся «Отцом» после высшей степени Митраического посвящения), потом кардинал и священники, и титулы, и на дне этой пирамидальной структуры ты и я, крестьяне, которые делали то, что говорили. Это было сознательное моделирование Христианских Небес, с Богом вверху, разнообразными ангельскими божествами и святыми, затем душами «спасённых». Смысл был такой: «На земле то же, что и на небесах» и также в «Аду»! Почему земные правители претендовали на божественно рождённых? Почти все правители использовали эту мощную религию импульсом в человеке до их собственных концов. Tzarбыл просто человеком, но претендовал быть святым, а умер как человек, но не как бог. Японские Императоры претендовали на происхождение от Солнечной Богини. Когда американцы оккупировали Японию во время Второй мировой войны, они заставили Императора обличить его божественность. Это может быть очень разрушающей способностью, когда люди проецируют свою божественность на других и отрывают их от воли. Идея Гитлера опять демонстрирует это; нацисты создали миф о фюрере, как о некурящем, тотально сосредоточенном божестве. Его портрет был нарисован на полу – ритуальном обрамлении, он был «Спасителем» Германии. Гитлерюгенд имели лозунг: «Никто не выживет после того, как Гитлер умрёт». Это показывает идентификацию человека как бога и конец Гитлера в Берлине был действительно апокалипсисом преходящих «богов». Вскоре человечество пробудилось к собственной Мудрости и остановило погрязание в ошибках.
Что ты можешь рассказать о Свете и Тьме? Что это для тебя?
Для меня эти принципы представляют двойственность жизни. Они не могут быть друг без друга. Ошибка состоит в том, что этим космическим силам присвоили человеческие ценности. Явно непросвещённый христианский разум ассоциирует Тьму со «Злом», хотя я уверен, что они не смогут дать определение злу, и скорее всего, будут хныкать о чём-то противоположном «божественной воле», имея в виду что-то противоположное Воле Системы, которая контролирует их. Слабый христианский мозг не способен постичь Тьму – феноменальное выражение части «небытия», называя это злом, глубоко увязнув в болоте материи. Ты, наверное, хорошо знаком с герметической аксиомой «что вверху, то и внизу», происходящей из Макрокосмической Вселенной и принадлежащей Макрокосмической Вселенной Человека. Этот путь пространственных мистерий, может быть применим и в человеческом контексте, захватывая определённые куски, которые человеческая психика сможет освоить. Тьма Пустоты имеет много земных сравнений как мрачная водяная бездна тёмных вод, мрачная психо-магическая бездна разума и мрачная секс-магическая бездна жриц, WhoreBabylon. Это жрицы, которые могут поглощать Свет (LVX) в виде семени и трансформировать его в своём звёздном чреве, дав рождение Каласу Создания, Созидательный Mensesиз Тьмы внутриутробной Пустоты, являющейся макрокосмической копией чёрных дыр – что вверху, то и внизу. Чёрная Дыра – это просто невероятно плотное тёмное пятно пространства, которое засасывает любую материю, свет и время, превращая Всё в Особенность. В каббалических сроках выражает Ясность Неясности. Чёрные Дыры имеют мощное оккультное значение, английский маг Кеннет Грант назвал Чёрные Дыры как определение Телемических законов Хур-Паар-Краата и Ра-Хур-Куита, темных двойников Сэта и Хоруса. Грант определял Хур-Паар-Краата как неизвестное прошлое и Ра-Хур-Куита как неизвестное будущее, где они встречались, на краю Чёрной Дыры, «Исходном Горизонте», время само останавливалось, космическая YoniБогини работала как противоположный источник, возвращая назад двойственность Создания и разрушая всё до первобытного мрака, Ничто существует за исключением СЕЙЧАС, Одно во ВСЕМ, Великий Бог Пан как 777, сумма Дорог и Sephira Дерева. Но это не конец, просто LVX рождён от NOX, просто как семя растёт во мраке Чрева, Чёрная Дыра извергает материю назад из ничто в существование через космический феномен Белых Дыр, Космический Фонтан, Solar-Phallic Волю для Создания из Пустоты. Так для меня тьма является позитивной вещью, это Ночь Пана, Ночь, от которой Спит Весна, LVX из NOX. Метафизически, это настоящая часть Небытия, Нирвана, Тьма, которая без сомнения Свет.
Что за треки вы приготовили для мира?
В феврале 95 мы укомплектовали наш третий альбом для французской фирмы Allegoria, который будет назван «Dark is Light Enough». CD будет иметь 9 треков и длиться около 45 минут. Я полагаю, это одна из лучших вещей, которые мы когда-либо делали, которая не обойдётся без сюрпризов, как и во всех наших новых треках. В музыкальном плане «Dаrk is Light Enough» изменчив, как и все наши альбомы. Он имеет очень тяжёлые вещи и очень мягкие. Это одна из наших странностей, нет ничего легче, чем записать альбом из вещей, которые звучат одинаково, как все команды, но я думаю, лучше создать много настроений и ощущений на альбоме. Мы также ожидаем реализацию альбома «Great God Pan» на Candlelightrec. Это очень расстраивает, ведь мы записали уже третий альбом, а первый ещё не вышел. У нас записано много музыки, мы наслаждались работой над вещами с «Great God Pan». Но если выпуск альбома тянется так долго, то я не думаю, что вообще есть смысл его реализовывать. Выпуск постоянно откладывался из-за финансовых трудностей фирмы. Наш альбом должен был выйти одновременно с альбомом EMPEROR, но до сих пор так и не вышел. Наш второй альбом «Dreams of Dark Waters» можно получить у нас или у немецкой фирмы Nature & Art. Это переделанная демо лента «Нехе» с несколькими новыми вещами. CDвышел в нестандартном пакете с глянцевой обложкой. Мы также сделали много треков для компиляции, мы реализовали трэк на CD «Le Order еt le Chaos» и много треков на лентах в Европе. Эти одноразовые треки позволяют экспериментировать. Я люблю компиляции и, надеюсь, мы продолжим эту работу.
Расскажи о своей фирме и где мы можем получить такую музыку как ENDURA?
Наша фирма Enlightenment Communications очень маленькая фирма, которая существует в основном для продвижения ENDURA, мы реализовали компиляцию «Luxuria», которая содержит другие команды, но на данный момент мы издаём только наши собственные вещи, но я хочу расширить фирму и реализовывать CD ENDURA и других команд, но всё как всегда упирается в деньги. Без денег мы многого не сделаем, это как порочный круг.
Другие команды как ENDURA? Я не думаю, что здесь много команд как мы. Ха-ха-ха. Но я понял, что ты имеешь в виду. Здесь обширная сцена команд, в основном в Европе, но также в Америке и Японии, которые создают этот тип полу-эмбиентной ритуальной и церемониальной музыки. Я люблю Allerseelen из Вены, которые выпустили CDна их собственной фирме Aorta. Allerseelenскоро выпустят CD«GotosKalandar» или Календарь Богов, запись мистических стихов Карла Марии Вилигата, австрийского посвящённого, который работал с Гимлером и СС. Мне также нравится Noilиз Франции скоро они выпустят альбом. Ещё есть хорошие команды, как Archon Satani и Morthound из Швеции. Actusиз Венгрии, и Cathedraиз Англии. Здесь так много банд, которые заслуживают внимания, как Stahlhauch, Ain Soph, Radio Werewolf, Propaganda Machine, Grey Wolves, Ankh, Meschinenzimmer 412, Inanne, Dagda Моr, Crash Worship, Inade...
Расскажи мне о своих вкусах. Тебе нравится готическая музыка?
По-настоящему мне не нравится готическая музыка. Stephen'у нравится множество готических банд, типа Sisters of Mercy, Fields of the Nephilim, Rediorryyellowiorry, The Mission... Одна из наших странностей, это то, что нам не нравится такая музыка, как у нас. Нам обоим нравится много команд и мы слушаем очень разнообразную музыку. Например, мне нравится doom metal. Моя любимая команда всех времён, это Black Sabbath. Много нравится heavy/rock 70-х: Mountain, Humble Pie, Free, Boulder Dam, Bang, Hawkwind, Wishbone Ash, Black Widow, Deep Purple, Rainbow, Elf. Также много doom команд: Saint Vitus, Pentagram, Trouble, Force, Cirith Ungol, Pagan Alter, Witchfinder General. Я думаю, что множество новых doom команд это хлам. Они пытаются быть неправдоподобно плачущими и привлекательными, с кучей скрипок и женских вокалов, я не думаю, что это всерьёз, это подделка. Я также люблю Danzig, я видел их много раз, и Glenn Danzig один из моих любимых поэтов. Ещё Killing Joke и много noise банд: Merzbow, Smell & Quim, MSBR, Gerogoregegege. Я думаю, Diamanda Galas гений. У меня разнообразный вкус – от приятного heavy/rock до яростного авангардного шума.
A тебе нравится Dead Can Dance?
Это очень хороший вопрос, но нет, мне не особо нравится Dead Can Dance. Нам обоим местами нравится Dead Can Dance, и я имею все их альбомы и некоторые бутлеги живых и студийных работ, они влияли на нас на определённом этапе, но мы не пытаемся открыто копировать их. Я думаю, наша музыка тяжелее, чем Dead Can Dance и более определённа. Если ты видел фильм Dead Can Dance «Towards The Within», ты видел их уровень игры, это выше моих способностей, играть как они.
А вы выступали?
Мы всё ещё не выступали, нас приглашали выступать, но мы отказались из-за ряда причин. Мы не та команда, которая может просто ширнуться и играть, находясь в определённом состоянии. Для реализации вживую саунда ENDURA, нужно привлекать много людей (что мы не хотим делать) или много дополнительных записей и сэмплеров, которые не будут очень интересны. Есть ещё одна проблема – я не хочу учитывать людей. Я считаю концертную обстановку очень пассивной, люди стоят как манекены и рассчитывают быть кормящей ложкой. Я не хочу быть частью всего этого. ENDURA не делает музыку для массового потребления. Я хочу быть частью взаимного исполнения, а не просто быть с кем-то приходящим и смотрящим. Фирма, выпустившая «Dreams of Dark Water», просила нас сделать тур по Европе. У нас нет определённых планов, но может быть сделаем что-то подобное в 1995 или 1996 году. Часть перформанса, который я бы хотел реализовать, должен представлять собой очень длинный ритуал на открытом воздухе, с использованием акустических инструментов, таких как барабаны и тарелки, а также ранее записанных звуков. Я хотел бы сделать это в подходящем месте, но британское правительство предоставит «Акт нарушения справедливости», который эффективно останавливает людей, собирающихся внутри страны и кажущимися подозрительными. Я уверен, что со стороны землевладельцев было бы достойным поступком, если бы они предоставили нам и нашим друзьям свои леса и холмы для шаманских ритуалов.
В заключение, что бы ты хотел сказать людям?
Спасибо за возможность публикации об ENDURA и Enlightenment Communications на Украине и бывшем СССР, мы отдаём должное твоей помощи. Я полагаю, наша миссия принесёт свои плоды, и никогда не слушай, что люди говорят тебе – найди сам все ответы.