Металл цвета крови 1/2

Мои обзоры оказались бы неполными и даже в чём-то нечестными, если я обойду стороной отечественную музыку. Но написать я решил не о текущем положении дел, и даже не о кое-как появившейся сцене 90-х годов. Я решил заглянуть ещё дальше и рассмотреть становление (пусть и хилой) отечественной металлической сцены в советский период.

Возможно, что этот «Обзор» не совсем обзор в привычном смысле слова. Я не писал рецензии на альбомы и не приводил каких-то особо «уникальных» фактов – всего этого достаточно в Сети, и те, кто нуждается в более полной информации, без труда всё найдут. Я всего лишь поделился кое-какими мыслями, и ничего более.

Некой глобальной задачей было объединение этого обзора, кое-каких зарисовок из официальной прессы и обзора андеграундных печатных изданий в подобие целостной картины, для того, чтобы охватить в полной мере (ну, конечно, не совсем в полной) происходившее в музыкальном подполье Союза в период с 1981 по 1991 год.

Сначала я думал, что в статье будут присутствовать исключительно true-металлические коллективы, но впоследствии, из-за малого количества этих самых коллективов, пришлось расширить палитру рассматриваемых групп и включить в обзор и околометаллические (hard rock и hard’n’heavy) проекты. Разумеется, что всяких глэмовых чудаков типа Gorky Park я даже для галочки упоминать не буду.

Обязательное примечание: под роком я понимаю исключительно общепринятый в мире стиль музыки, а уж никак не такие культурные отрыжки как «русский рок».

* * *

Что отличает нормальную рок-группу от просто кучки людей с инструментами? Это записи и концертная деятельность. Вполне вероятно, что музыки в Союзе было бы гораздо больше, будь у музыкантов хоть какая-то возможность реализовать свои идеи. О чём тут можно говорить, если даже элементарно записаться было нельзя, так как было попросту не на чем и негде. Концертных площадок было минимум, да и то в основном лишь в крупнейших городах страны, поэтому и концертов практически не было.

Ещё не менее серьёзная проблема советской рок-музыки – это тотальная разобщённость. Получается, что говорить о таком феномене как «андеграунд» в границах позднего СССР можно лишь с очень большой долей условности. Это опять же, если сравнивать с Западом (как с Европой, так и с США). Помимо разобщённости, свою отрицательную роль сыграло ещё множество разных факторов (я даже не говорю о КГБ): малая мобильность населения, постоянная занятость (по большей части искусственная – «копать от забора до заката»), зашоренность, отсутствие внутренней свободы... Если какие-то «островки» и появлялись, то они практически не разрастались, а лишь существовали в своём ареале. Фанзины, предназначенные как раз для установки связей между такими вот «островками», лишь очень и очень частично выполняли эту задачу, да и в более менее массовом масштабе появились они позднее рассматриваемого периода – уже в 90-х годах.

Молодому поколению эпохи Интернета наверняка сложно представить себе такой мир, когда информации вообще нет. А так было ещё совсем недавно – каких-то 30 лет назад.

Другая проблема – отсутствие заинтересованных людей, готовых вкладываться (не только финансово) в металл и фанатично «рубиться» за металл (и шире – за рок-музыку вообще), даже тогда, когда стало совсем всё можно (конец 80-х). Серьёзное шевеление наблюдалось лишь в Москве и в Ленинграде, в других городах активность была на порядки меньше.

Зарождавшийся в тот же период отечественный бизнес (и шоу-бизнес в частности) рассчитывал «рубить» 100-200% прибыли, а за 10-20% (что является нормой для Запада) что-либо делать было «западло». Поэтому творить ради искусства и продвигать идею бесплатно или с крайне небольшой финансовой отдачей мало кому приходило в голову.

Надо заметить, что такое образование как СССР было очень неоднородным и довольно динамичным, несмотря на кажущуюся статичность. То есть, СССР образца, допустим, 1978 года в корне отличался от СССР 1988 года. А если некоторые сравнивают Союз с Северной Кореей, то такие сравнения говорят о полнейшем незнании предмета или даже о примитивной манипуляции.

При смене курса и с началом Перестройки правила менялись ещё быстрее. В этом ключе нельзя не упамянуть тему запрета на рок-музыку. Если посмотреть видео выступлений Круиза, Шаха и других команд начиная с 1986 года, когда собиралось по нескольку тысяч (!) фэнов на стадионных (!!) концертах, организовывались всесоюзные рок-фестивали («Рок-Панорама»-86,87, «Монстры рока СССР» и др.), то тема «запрета» становится какой-то зыбкой. Хороший такой «запрет», когда металлическая группа собирает стадионы и организовываются концерты в Европе!

Более того, на самом высшем уровне обсуждались проблемы музыкальной культуры, и в частности то, что советский человек долгое время был лишён нормальной музыки (и речь действительно шла о нормальной музыке – Deep Purple, Uriah Heep, Pink Floyd и т. п.), и что эту несправедливость надо как-то ломать, встраиваться в международный рынок и искать финансирование для организации концертов звёзд мирового уровня (см., например, «Огонёк», №3 за 1988 год, статью директора Госконцерта О. Смоленского «Проверяя алгеброй гармонию»).

Дело в том, что запрета именно на музыку не было, особенно когда началась Перестройка, хотя перегибы в регионах, конечно, были, так как «закостенелые» чинуши далеко не сразу уловили новые политические веяния и мимикрировать попросту не успевали. Был лишь запрет на коммерческую деятельность (на нетрудовые доходы) – за этим действительно государство очень строго следило и при любом удобном случае давало по шапке. Так же можно было схлопотать и за тунеядство. С началом Перестройки эти «гайки» очень серьёзно ослабили, а кое-где их вообще сорвало.

В официальной прессе року уделялось повышенное внимание. С феноменом пытались разобраться, писались критические статьи (причём отыскивались не только минусы, но и плюсы). Всё это было слишком кургузо, местами потешно, неинформативно и так далее. Но в условиях информационного голода приходилось довольствоваться и этим.

Каких-либо неформальных течений в Союзе, с тотальным контролем всего и вся, почти не было, а рок-течение очень диссонировало с советской действительностью и на фоне структурированного окружающего бытия выделялось слишком заметно. Чтобы придать ему хотя бы видимость управляемости, в крупнейших городах страны под патронажем КГБ стали официально организовываться так называемые «рок-клубы», для того, чтобы все музыканты «тусовались» в одном месте и на виду. Контролируемый хаос лучше бесконтрольного бардака. При этом рок-коллектив прятался в тёплых объятиях Партии, что является не совсем этичным с точки зрения рок-этики и не очень вязалось с рокерским культом свободы, независимости и протеста, но зато...

Зато контролируемая группа получала практически все возможности.

Во-первых, это реализация своей музыки. Под этим подразумевалась качественная профессиональная запись и издание альбома на фирме «Мелодия», что влекло за собой гарантированный успех, так как тиражи пластинок, выпускаемых фирмой, измерялись десятками тысяч и сеть дистрибьюции была очень приличной – не только Союз, но и Восточная Европа, и даже шире.

Во-вторых, уже тогда, начиная с середины 80-х, проводились упомянутые фестивали, собиравшие тысячи голодных до музыки фэнов, и можно было даже вылезти на ТВ («Музыкальный ринг», «Программа А» и другие, более локальные передачи).

В-третьих, группу замечала пресса (в том числе и непрофильная) – «голодным» до информации журналистам тоже надо было о чём-то писать.

Несмотря на то, что до цифровой интернет-эпохи было ещё далеко, шумиха и раскрутка для группы организовывалась очень внушительная и «свой слушатель» всегда находился. То есть, группа вполне могла профессионально заниматься любимым делом, надо было всего ничего – продать душу Дьяволу Партии.

Как бы то ни было, но те группы, которые пошли по официальному пути, продержались на плаву очень долго. Естественно, когда тебе давали такой серьёзный пинок, не воспользоваться этим было бы верхом глупости. И пользовались, притом весьма успешно.

Ещё одно интересное наблюдение. Если сравнивать наши реалии с западным «нормальным» андеграундом, то можно заметить, что стартовали мы примерно в одно и то же время – на Западе thrash и death metal зародились незадолго до этого – в 1983-85 годах. Получается, что мы не намного-то и отставали, хотя стартовые условия были ну очень разными. У нас царил полный провал в техническом плане, идеологический прессинг в 1980-83 годах и информационная изоляция, не существовало никакой «школы рока» (я имею в виду отсутствие более раскрученных коллективов, которые «тянули» бы за собой молодёжь, отсутствие культуры звукозаписи подобной музыки, отсутствие концертных площадок и социально-культурных структур) и прочее, и прочее...

Тут всплывает ещё одна проблема, уже фундаментального характера. Отечественный металл практически не предлагал никаких новых концепций и смыслов. Задачей было (и это даже не обсуждалось и не подвергалось никакому сомнению) хотя бы догнать западные аналоги по качеству, и сделать «фирмУ», чтоб всё было «как у них». Корни этого находятся в ещё более ранней эпохе – временах битников, когда для демонстрации своей «крутизны» музыканты переигрывали песни The Beatles – и чем больше похоже было на оригинал, тем считалось круче. Советская привычка делать всё «по правилам», ГОСТам и так как «сказало начальство» (читай – раскрученные западные коллективы) негативно влияла на свободу творчества, а в отечественной рок-музыке это чувствовалось особенно сильно.

Тут уж так – если ты сознательно выбираешь роль догоняющего, то о лидерстве или хотя бы о «ничье» можно забыть.

К примеру, вспомним, как зарождался (настоящий) black metal. Там, в Норвегии и в Швеции, ведь тоже начинали с шумных любительских записей и примерно в то же время, когда становилась наша отечественная сцена (середина 80-х), у них тоже не было никакой «школы рока» (кто-нибудь знает известные норвежские группы начала 80-х, кроме A-HA?). И посмотрите, где сейчас black metal и на каком он уровне. Я имею в виду популярность стиля, когда «валхаллами» и «викингами» грезят блэк-металлисты из Гондураса и Малайзии; и посмотрите, где сейчас находятся наши отечественные «металлические герои» в мировом музыкальном контексте...

В общем я считал и считаю, что важнее всего суть, а не форма... А что форма? Форма отточится со временем благодаря тому же техническому прогрессу. А если сути никакой нет, то и «железки» не помогут...

Данная проблема стала очевидной как раз на переломе эпох, когда оказалось, что отечественная рок-музыка в мире нафиг никому не нужна. Мода на Перестройку почти сошла на нет, матрёшки всем надоели, а на советскую рок-музыку и до этого-то мало кто обращал внимания, а когда она переродилась из экзотики в разряд банального и не очень качественного мэйнстрима, то и вовсе забыли. Поэтому все силы отечественных музыкантов были брошены на то, чтобы хоть как-то пробиться на Запад: музыка подгонялась под затасканные (уже устаревшие и надоевшие «там») шаблоны, лирика переделывалась на английский язык и исполнялась с ужасающим рязанским прононсом, безуспешно пытались копировать профессиональный западный саунд, применялись и другие неработающие «трюки»…

* * *

Как становится ясно, проблемы были их было не много, а очень много. Но есть один по-настоящему серьёзный фактор, перечёркивающий все эти проблемы и превращающий их во всего лишь мелкие трудности. И фактор этот – люди. Точнее, отсутствие людей – музыкантов, желающих играть ту музыку, которая им нравилась, несмотря ни на какие запреты и препоны. Играть просто так, потому что к этому лежит душа, потому что нельзя не играть, самореализовываться без всякой надежды на какой-то успех и известность, наплевав на то, что все их труды с большой вероятностью попросту канут в Лету неоценёнными и непонятыми, или вообще не будут нормально реализованы и услышаны.

И, как итог: к концу 80-х годов страна с населением под 300 миллионов смогла «родить» всего лишь десяток групп, за которые не стыдно – это даже не смешно...

В рок-музыке (повторюсь, что я имею в виду настоящую рок-музыку, а не так называемый «русский рок») не видели объект инвестиций (как и во многом другом в России). Поэтому деньги в андеграунде не крутились, хотя, объективно, с деньгами тогда была вообще серьёзная напряжёнка. Ведь это на Западе были всякие разные LP, EP, MC, CD, mini-CD, сплиты, «Best of…», компиляции, концерты, футболки, нашивки, флаеры, лейблы, фанзины, переписка, тейп-трейдинг, фотки, newsletter’ы, радиостанции, клубы, даже ТВ-шоу и прочее, прочее, прочее... А у нас – демо, демо, демо, демо, и ещё раз демо со сраной записью на убогих кассетах, ну и парочка журналов на ужасной бумаге, выпущенных микротиражом! И никакого сопутствующего стаффа, не говоря уже о профильных клубах, радио- и ТВ-передачах.

Почему уже в 90-е нельзя было делать CD, чтобы в нормальном виде показать миру продукт своего творческого труда? Хотя в то же самое время порнуха и видопиратки печатались тысячными тиражами! Почему нельзя было выпускать хотя бы нормальные кассеты с нормальными вкладками, когда попсой и пиратскими альбомами западных групп были завалены все пивные ларьки? Почему надо было разрушать Апрелевский завод, а сейчас делать винил в Европе?..

...Об одних только «особенностях» отечественных реалий в рамках независимого искусства и культуры можно говорить бесконечно и писать отдельные гигантские статьи...

Но что-то введение затянулось, поэтому перехожу к обзору групп.

Период захвачу немного позже 1991 года, так как, думаю, понятно, что если группа выпустила альбом в 91 году, то собралась она ещё при СССР.

Скажу ещё, что за перипетиями смен составов я не следил если кого и заинтересует какой-то конкретный коллектив, то всю информацию можно найти в Сети. Также меня не интересовало где и какая «звезда» засветилась, кто и где участвовал и какие регалии имеет – об этом тоже ищите сами.

…А с другой стороны, рассматриваемый период – всего каких-то десять лет (1981-1991)! И ведь рождалось что-то, и жизнь кипела, несмотря на «кровавый совок»™…

* * *

КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА

Многие сейчас поморщились, но... Всё же если подходить непредвзято, то музыка Коррозии Металла образца 88-93 была что надо! Но я хочу сказать не о музыке, а о «движухе», пусть даже она по хронологии немного охватывает уже постсоветский период.

Паук со своей КТР (Корпорация тяжёлого рока) делал нужное дело – создавал инфраструктуру, без которой не могло существовать андеграунда. Таких «пауков» (кстати, ну очень удачный никнейм!) – организаторов, пробивальщиков, музыкантов, тусовщиков – должно быть по несколько штук в каждом городе, а получилось так, что он был один в Москве и всё.

Как раз в 90-91 годах появился монстр Moroz Rec. И на пару с КТР они выпустили гигантское количество металлической музыки на винилах и кассетах. Для меня всё это мероприятие – полнейшая загадка. Вот чем руководствовались люди, выпуская совсем андеграундные коллективы с явно некоммерческой музыкой (Graveside, Холостой выстрел, Phantasm и др.)? Или спрос на отечественный металл действительно был большой?

Вторая загадка – деньги. Кто платил за банкет? Ведь напечатать столько винила влетело в копеечку. Или оборот был приличный (не забываем ещё и про прибыль от концертов)?

У меня создавалось такое впечатление, что Паук «релизил» вообще всё, что хотя бы отдалённо напоминало металл. Видать и популярность стиля была на максимуме, и кассеты всё ещё покупались в больших количествах (и это несмотря на дружескую перезапись). «Проснувшиеся» в обновлённой России фэны почувствовали нестерпимый голод до новой, доселе с трудом доставаемой музыки, поэтому КТР-Союз-Moroz’овские кассеты разлетались очень быстро.

Вылилась ли эта «движуха» во что-нибудь серьёзное? Интересный вопрос, и я думаю, что скорее нет, чем да. Именно «прорыва» так и не произошло – на пресловутом Западе, как я уже написал выше, мы нафиг не сдались. Да, конечно, единичные всплески были, но, признаемся, что воспринимались они исключительно в контексте «matryoshka» и «perestroyka», и никакого интереса с точки зрения музыки не представляли.

Можно сколько угодно поливать помоями Паука, но факт остаётся фактом – после развала СССР, КТР была единственной финансово независимой структурой, ориентированной на настоящую металлическую музыку почти всех направлений.

Сейчас все эти старпёры, некогда продвигаемые Пауком, вылезают в Сети и вспоминают старые добрые деньки, когда лишь КТР-овский «пинок» дал им хоть что-то. Став же самостоятельными, они просто не смогли ничего сделать, а так и остались с 1-2 релизами, выпущенными в 90-х годах...

И ещё уже о нашей действительности: конец Moroz’а был совсем уж позорный. В период неопределённости, нищеты и ада начала 90-х годов они поддерживали андеграунд и выпускали рок-музыку, зарабатывая на этом. А в период счастья и расцвета так называемой «демократии» уже в 00-х – они стали поддерживать и выпускать... шансон! Вот уж, действительно, у России особенная стать...

 

АРИЯ

Согласен, что писать про Арию это всё равно, что писать про Коррозию Металла, но не упомянуть о них не могу. И опять же, напишу не про музыку – кому надо, тот уже всё знает лучше меня. В этой заметке хочу вспомнить даже не столько про саму Арию, сколько про человека, который её создал – Виктор Векштейн, пятый битл, хотя в данном случае его можно назвать шестым арийцем... wink

Всё-таки для меня является небольшим чудом, что Векштейн вытащил на самый высокий уровень фактически антагонистичный советскому строю стиль музыки. Да, Векштейн занимался всем этим, видимо, исходя из своих меркантильных соображений, но ведь продвигал он не шансон, не бардовскую песню и не каких-нибудь других «коробейников», а двигал появившийся на отечественных просторах диковинный heavy metal!

Ария была из «рок-клуба» (читай – была разрешённой группой), но всё же мы говорим про довольно жёсткий советский строй – но даже тогда выходили «металлические» релизы на «Мелодии» и организовывались гастроли в Европе.

Ну и пусть «арийцы» ничего этакого, нового не предлагали, зато у них были грамотные русскоязычные тексты, отличная реализация, профессиональные музыканты, правильная раскрутка. Собственно, отсюда и результат – группа, за которую не стыдно, которую можно смело вывозить на гастроли даже без привязки к «matryoshka» и «perestroika».

И ещё не могу не отдать должное той «арийской» тусовке, породившей несколько групп и достойных профессиональных музыкантов, которые до сих пор продолжают рубить столь неоднозначный стиль музыки, не скатываясь в какое-нибудь непотребство…

Самому Векштейну, насколько я знаю, весь этот металл был глубоко до лампочки (он вроде джаз слушал) и раскручивал он их исключительно в качестве бизнес-проекта, что в рамках Союза было ещё одним чудом – он не только с успехом продвигал неформатную музыку, но и делал на этом деньги.

 

КРУИЗ

Про Круиз писать много не буду, так как никогда их не слушал, а благодаря этому обзору появилась возможность поплотнее познакомиться с их творчеством.

Коллектив слишком известен, чтобы я добавил что-то нового, но что-то написать надо. До 86 года три Круизовских альбома ничего особо интересного из себя не представляли – такой советский (в плохом смысле) рок без особых изысков.

А вот с альбома 1986 года «Круиз 1» дело пошло гораздо интереснее и бодрее.

«Круиз 1» – прекрасный альбом, на самом деле. Качёвые риффы, отлично исполненные и записанные вокальные партии, техничные соляки, громкие гитары, общая энергетика, атмосфера, мощь... Настоящий хард-рок, который без пяти минут heavy metal. Хотя некоторые треки слишком рок-н-рольные на мой вкус, но им в противовес в альбоме есть и 100% металлические, например «Последний рассвет» (с двухбочечным качем!) или тяжёлый среднескоростной боевик «Рок – навсегда!». Классика!

А Гаина вообще молодец – не скурвился и продолжает продвигать нормальную музыку.

 

ЛЕГИОН

Группа Легион, 1989 год

 

Официально группа существует чуть ли не с 1979 года, претерпела несколько смен состава, но что либо реально записать удалось лишь в 90-х.. Никогда их не слушал и даже для обзора прослушать было лень. Так что ограничусь лишь упоминанием. sad

 

ВОЙ

Первая группа Алексея Лапшина, который несколько позже создаст гораздо более известный индустриально-металлический проект CRUNCH.

Когда я впервые увидел заметку о ВОЕ (относительно недавно, хотя тот же CRUNCH я слышал и раньше, и ещё его упоминали почти во всех фанзинах 90-х годов), то честно говоря, не поверил написанному. Сами подумайте, какой к чертям может быть funeral doom в 90-м году (хотя записано всё было чуть ли не в 89-м), ещё во времена Советского Союза и за несколько лет до возникновения стиля как такового?! Разумеется, я захотел немедленно послушать музыку, чтобы развеять все сомнения.

После внимательного прослушивания, мои сомнения действительно во многом развеялись. Конечно, гитары не очень плотные (как и саунд в целом) для привычного нам современного funeral doom’а, но все остальные атрибуты стиля, который появится через несколько лет в Европе, соблюдены: медленные риффы, громыхающие барабаны, всё очень медленно, депрессивно, кричащий вокалист... Клавиш, правда, нет (хотя слышны простенькие эффекты), а они точно бы не помешали. Ну, да ладно...

Сама запись очень и очень недурна, что не удивительно, т.к. записывалось это чудо в какой-то очень крутой по тем временам студии (забыл в какой).

Один из самобытных и оригинальных релизов того периода. Поэтому – зачёт!

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК

Первой заявкой молодой московской формации стал записанный в 1988 году альбом «Чёрная сила», изданный на кассетах. Музыка на этом релизе граничит где-то между мелодичным heavy metal и скоростным и агрессивным thrash metal. Запись, разумеется, поганая – гитары мутные, слышно хорошо только барабаны, но в целом идеи музыкантов и стилистическая направленность переданы вполне понятно. Для дебюта – весьма сильный релиз.

Следующий альбом – «Знамение» – издан в 1991 году на фирме «Мелодия», соответственно, группа была просто обречена на успех. Вот только как они умудрились туда пролезть – непонятно. Альбом имел широкое хождение среди фэнов, несмотря на некоторые минусы.

Во-первых, я понимаю, что можно любить Металлику хоть до умопомрачения, но эта любовь не даёт никакого права нагло тырить риффы! При этом я даже не говорю, что музыка «а-ля Металлика», а речь идёт именно о копировании. Получилось, что альбом «Знамение» на добрую половину состоит из риффов Металлики! Потрясающе!

Во-вторых, сама запись как таковая очень неважного качества, точнее даже не запись, а сведение. Гитарки как-то совсем хиловаты (ну это стандартный бич практически всех групп рассматриваемой эпохи), зато барабаны и «лязгающий» бас очень громкие, из-за чего саунд получился каким-то рыхлым и перекошенным.

Из плюсов. Играют музыканты достаточно круто и технично, занятная, хотя несколько наивная лирика, хороший вокалист... Но... но... Минимум своего, и действительно, очень уж много Металлики.

Третий альбом 1993 года «Бесконечная боль» получился мощнее и Металлики уже нет. Зато появился Слэйер! И уже самая первая вещь «Кровавый дождь» – это же копия Слэйеровской песни War Ensemble, один в один! Я поначалу подумал, что это кавер-версия. Нет, ребята, так не годится. Играть, да, вы умеете, Металлику и Слэйер любите, но так откровенно тырить риффы просто нельзя!..

Ниже по-моему единственный клип банды на этакую депрессивную балладу, записанную специально для сборника «Russain Metal Ballads» в 1994 году.

Судьба группы очень трагична. Надо сказать, что промоушеном и организацией концертов занималась... мама вокалиста – Лидия Васильевна Куликова (она же «Металлическая мама»). В самом начале 00-х годов она умерла, что, видимо, основательно подкосило лидера коллектива Диму Куликова, который перестал заниматься группой, а через пару лет умер и он – как-то трагически погиб...

Примечание: в 2015 году группа сформировалась вновь, дала пару концертов и даже уже что-то записала. Похвально. Ждём новый полноформатный альбом.

 

Д.И.В.

Тоже очень известный московский коллектив, но рассматриваемый альбом 1988 года «Дьявольский шабаш» не так известен, как их последующие релизы, из-за того, что официально он издан очень поздно, а до этого ходил только по рукам фэнов и достать его было непросто.

На альбоме записан классический thrash metal, уровня ранней Sepultura «Morbid Visions», Kreator «Pleasure to kill» или Sodom «Persecution mania». Понятное дело, что запись похуже будет, чем у всем известных «монстров», хотя про «хуже» я бы говорил очень условно. Она, запись эта, скорее «сырая», нежели плохая, что придаёт некий налёт «панковости» и дополнительной агрессивности.

Отлично (для того времени) записаны барабаны – громыхающая «стучалка», местами «взрывающаяся» чуть ли не до бласт-битов. Тексты – ещё один плюс альбома, несмотря на некоторую наивность. Это не совсем лирика к песням в привычном смысле слова. Тексты по форме ближе к поэмам на готическую тематику, благо развернуться есть где – длина песен колеблется от 5 до 10 минут. Также радуют и длиннющие гитарные соляки.

Один из лучших позднесоветских релизов.

В 2013 году осколки первоначального состава банды (в лице гитариста и барабанщика) при помощи ещё троих музыкантов собрались под вывеской ДИВУЛ и записали альбом «И аз воздам», содержащий помимо всего прочего все пять переделанных (вплоть до текстов!) песен с дебютного альбома... Много писать не буду, если кратко, то не понравилось. Притом не понравилось по всем параметрам – ни звук, ни аранжировки, ни вокал, ни общая атмосфера. Как-то всё слишком расслабленно, по рок-н-рольному и с пивасиком, да ещё и с плоским и сухим саундом. Всё-таки металл – это музыка молодых, а когда тебе 40+, то уж будь любезен соответствовать. Хотя, если все эти «реюнионы» лишь для себя и друзей, так, поразвлечься и вспомнить старые деньки, то почему бы и нет...

 

MORTIFER

До начала своей металлической карьеры они назывались Князь Серебряный и выпустили в 1989 году одноимённый альбом. Идиотское название и никчемный глэм-рок с претензией на хеви метал – вот и всё, что можно сказать по поводу этого релиза.

Уже под вывеской Mortifer в 1991 году было выпущено демо «Бессмысленная война», и это по всем признакам именно демо – плохая запись, слабый вокалист (с эстрадной манерой пения!), хилый саунд, да и энергетики для трэша маловато будет. Судя по дискографии, у группы есть ещё парочка демо-записей, которых я не слышал, но, думаю, что они вряд ли кардинально отличаются друг от друга.

Mortifer

И только в 1993 году был записан полноформатник «Euthanasia». Ничего оригинального нет – ГОСТ-ированный англоязычный thrash metal с техничными соляками и быстрыми вставками. Местами неплохо, хорошая запись, грамотные музыканты и вокалист научился петь, но всё в целом довольно пресно и скучно...

 

ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК

ЧО образца 88-93 годов был что надо, пусть по музыке это не чистый хэви, а хард’н’хэви. Да и ранняя лирика Крупнова была на голову выше серой массы отечественный стихоплётов, озабоченных отсутствием колбасы и джинсов и страдающих от жестокого прессинга родителей. Толика тогда волновали различные недобрые вещи, замешанные на готических традициях Бодлера, Эдгара По, Верхарна, и оккультизме – характерные треки «Аббадон», «Фантастическая гравюра», «Литании Сатане», «Полночь». Чуть позже он перейдёт на более абстрактные и символические песни – «Город в огне», «Стена», «Дом жёлтого сна».

Концертные записи ЧО 80-х годов были гораздо лучше некоторых «студийных» записей других коллективов тех времён. Объясняется это просто – концертные площадки пусть плохо, но всё-таки были оборудованы хоть какой-то аппаратурой, в отличие от полуподпольных «студий». Так что ранние записанные концерты периода 87-89 годов были как по энергетике, так и по качеству весьма на уровне!

Крупнов был яркой личностью и реализовывал творческий потенциал не только в рок-музыке, но и в театре и кино. Жаль, что всё так закончилось…

 

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

В конце 80-х, когда у Крупнова начался очередной запой (или ещё что похуже) и он развалил свой Чёрный Обелиск, остальные музыканты (гитарист и барабанщик) позвали двух своих товарищей – басиста и вокалиста, и записали в 1989 году альбом «Мир-дьявол» под вывеской Триумфальная Арка. Сюда даже вошла песня «Литании Сатане» с музыкой ЧО.

Альбом неплохой, но не без недостатков, самый главный из которых – отсутствие второй ритм-гитары. Из-за этого пришлось выводить вперёд бас и как следствие саунд стал очень рыхлым, особенно когда играет соло. Да и звук у той единственной ритм-гитары очень уж тщедушный. Несмотря на это, общий саунд качественный, прозрачный и живой, просто не тяжёлый металлический, а скорее роковый.

Вокалист обладает довольно мощным бархатистым голосом. Думаю, что так пел бы Градский, если бы его заставили поголосить в какой-нибудь метал-банде.

В целом, достойный релиз.

 

ЧИТАТЬ ВТОРУЮ ЧАСТЬ




www.etheroneph.com