Золотой Дионис (Denis d'or) – первый электроакустический инструмент
О Золотом Дионисе практически нет информации. В смысле, не только в Интернете нет, а вообще нет, не сохранилось. Вся информация, которую можно было найти в сети, помещена в англоязычной Википедии. Выкладываю мой вольный перевод этой статьи и несколько вопросов для размышления.
Музыкальный инструмент Золотой Дионис (или Denis d'or) был изобретён чешским богословом и учёным Вацлавом Прокопом Дивишом (Vaclav Prokop Divis) (1698 - 1765) в собственном приходе в городе Приметице (Моравия) неподалёку от Зноймо в юго-восточной Чехии. Он был пионером в области исследования электричества, был известен в Европе, как изобретатель громоотвода (независимо от Франклина). Его страсть к музыке и вылилась в разработку этого абсолютно уникального музыкального инструмента.
Самое раннее упоминание о Золотом Дионисе датируется 1753 годом, но очень вероятно, что он уже существовал в 1748 году. Некоторые источники одновременно указывают одну и ту же дату существования инструмента - 1730 год. Но эта информация не подтверждается источниками, рассказывающими о биографии Дивиша и его работах. К сожалению, после смерти Дивиша в 1765 году, Золотой Дионис был продан и в конце концов оказался в Вене, где вскоре исчез без следа. Уцелевших документов об инструменте очень мало и все они не информативны, таким образом, целостное техническое представление получить невозможно. Те факты, которые достоверно известны, могут быть обобщены следующим образом:
Золотой Дионис имел 14 регистров, большая часть из них были сдвоенными, и их составной механизм монтировался в симметричном деревянном шкафчике, оборудованным клавиатурой и педалью. Габариты были примерно 150 см в глубину, 120 – в высоту и 90 см ширину. По сути это был хордофон (инструмент в котором элементом, издающим звук является струна натянутая между 2 фиксированными точками), мало чем отличающийся от клавикордов (инструменты с ударно-зажимным принципом звукоизвлечения). Другими словами, по струнам наносился удар, а не щипок. Однако управление звучанием металлических струн (которых было очень много – 790 штук!) было намного более сложным. Разработанный Дивишом с математической точностью оригинальный механизм был таким, что мог имитировать звук других инструментов, включая такие хордофоны, как клавесин, арфа, лютня и даже духовые инструменты. Это была главная особенность, которая позволяла исполнителю изменять звучание множеством способов, таким образом генерировать в целом намного больше сотни различных тембров. Но основной особенностью было то, что Дивиш (время от времени) заряжал железные струны электричеством в порядке улучшения качество звука – "для очищения", так сказать. Это было абсолютное новшество для тех времён. Кроме того, он установил хитроумное приспособление так, что в любое время когда он хотел, игрок мог получить удар тока.
Дивиш был первым человеком, который способствовал появлению идеи эстетического соединения музыки и электричества. Перед началом эпохи электрических исследований к середине 18 века, эта революционная идея могла быть технически понятна Дивишом лишь очень примитивно. Но, тем не менее, всё это не может умалить значимость того факта, что Золотой Дионис может считаться предком всех электроакустических музыкальных инструментов, по крайней мере с точки зрения идеи.
Немецкий богослов Иоганн Людвиг Фрикер (1729-1766) посетил Дивиша в 1753 году и воочую увидел Золотого Диониса. Фрикер написал об этом в журнале университета Тюбинген как о Electrisch-Musicalische[s] Instrument, что в переводе есть "Электрический Музыкальный Инструмент".
Немного добавлю от себя. Непонятно, зачем нужно было бить исполнителя током? Наверно, если только он плохо играл! :-) Ещё непонятно, как на клавикорде можно "имитировать духовые инструменты"? Извините, но не верю! И последнее - каким образом осуществлялся "заряд струн"? Чисто технически. Молнией? Лейденской банкой (изобретена в 1745 году)? Что значит "зарядить струну"? Был конденсатор где-то? Была организована электрическая цепь?
Что-то слишком много вопросов...