Симфония гудков
Не побоюсь этого слова, уникальный материал – описание "Гудковой симфонии" от самого Арсения Авраамова, опубликованное в журнале Всероссийского Пролеткульта"ГОРН" в 1923 году!
Когда ревут утренние гудки
на рабочих окраинах, —
это вовсе не зов неволи:
это — песня будущего.
А. Гастев.
Из всех искусств музыка обладает максимальною социально-организующею мощью. Древнейшие мифы свидетельствуют об осознании этой мощи человечеством с незапамятных времен. Орфей музыкою укрощает диких зверей. Иисус Навин трубами сокрушает Иерихонские твердыни. Амфион звуками лиры воздвигает из скал величественные храмы: сами собою складываются каменные колоссы под его музыку. Пифагор слышит "гармонию сфер" в самой космической механике, движении небесных светил.
От мифа к истории: музыка и массовая песня — неизбежные атрибуты социальной жизни человечества в наиболее торжественные её моменты: празднества, религиозные и бытовые обряды, коллективный труд (от бурлака до солдата) – немыслимы без песен и музыки.
Высокая организация коллективного фабрично-заводского и артельного труда в капиталистическом обществе, казалось бы, должна была создать достойную форму музыкального воплощения... однако, нужен был Октябрь, чтобы дать жизнь идее "гудковой симфонии": анархические тенденции в самой системе производства и страх перед сплочением производителей, рабочих — не допускали её реального оформления. Ежеутренний хаотический рёв был пока еще "зовом неволи"...
Пришла революция. Однажды ночью — незабвенная ночь! — тысячеголосым хором гудков и сирен взревел Красный Питер, и в ответ по глухим переулкам окраин помчались к заставам сотни грузовиков, ощетинившихся штыками винтовок... Красная гвардия летела навстречу Корниловским авангардам... Как хотелось, как нужно было в этот грозный момент связать единой волей ревущий хаос и на смену тревоге дать победный гимн Интернационала!
Великий Октябрь. Снова ревут по всей России гудки, бухают орудия... и всё ещё нет единой организующей воли.
19-й год. Волга. Нижний. Провожаем эшелоны навстречу Колчаку в Казань. Ревём на прощанье всей эскадрой, пока не скроется из глаз серый дымок... делаем, наконец, первую попытку организации... Трудно, не удается, слишком много сирен, но все же контуры массива Интернационала можно различить...
22-й год. Баку. Открытие навигации. 26 судов нефтефлота отходят в Астрахань. Ревет весь флот, доки, заводы... Оркестр грандиозный. Решено: в 5-ю годовщину Октября он зазвучит стройно. И он зазвучал.
Мы хотим, чтобы в 6-ю годовщину каждый город, имеющий десяток паровых котлов, организовал достойный "аккомпанемент" Октябрьскому торжеству, и даем здесь инструкцию по организации "симфонии гудков" применительно к различным местным условиям.
После удавшегося опыта эго уже нетрудно: нужна лишь инициатива и энергия.
МАГИСТРАЛЬ.
Одним из важнейших условий удачного исполнения является предварительная постройка паровой гудковой магистрали.
Магистраль устанавливается либо на удобном по месторасположению заводском котле, либо на паровозе или пароходе (в Баку была установлена на миноносце "Достойном"). Преимущества подвижной магистрали очевидны: в различные моменты торжества она может быть подана в тот или иной пункт города и даже продемонстрирована самостоятельно в окрестностях.
Устройство магистрали очень несложно: на общую трубу навинчивается от 20 до 50 гудков (преимущественно цилиндрических: их легче перестраивать). Трубе придается та или иная форма, в зависимости от места установки: прямая, полукруглая, двух-трехколенная, безразлично — с точки зрения звучания. Важно лишь, чтобы подача пара была в центре, а на концах устанавливаются спускные краны или клапаны, для отлива воды перед исполнением, — иначе вода будет выбрасываться через клапан гудков и ритмическая точность исполнения утрачивается. Настройка гудков производится укорочением воздушного столба в надставном цилиндре любым способом: поршневым, либо просто вколачиванием деревянной чурки сверху с последующим закреплением её на данной глубине. Дерево нужно выбрать наименее гигроскопичное, иначе разбухание его под действием пара нарушит точность настройки уже после 2-3 репетиций. Стаканные гудки перестройке поддаются очень слабо (лишь в пределах одного тона, самое большее — терции) путем подкладки шайб и, следовательно, удаления нижней окружности стакана от паровой струи: значительное изменение высоты будет в ущерб тембру и силе тона. Если нужны высокие тона, которых имеющиеся гудки не дают, можно деформацией окошка в цилиндрическом гудке или эксцентрической установкой стакана добиться обертонового звучания (на октаву, квинту и двойную октаву выше). Однако, с такими гудками нужна осторожность и многократная проверка, - они могут "обмануть" в момент исполнения при малейшем изменении давления пара.
Вообще, необходимо установить норму давления и держаться её, как при настройке, так и при исполнении: 100 – 120 фунтов дают хороший эффект (топку все время шуровать).
Установка магистрали должна быть достаточно высокой, чтобы исполнители не оглушались ревом. Само собою разумеется, что прочность конструкции в законченном виде должна быть испытана на водяном или воздушном давлении, иначе исполнители рискуют ожогами.
Вся магистраль должна быть тепло укутана вплоть до гудковых клапанов, во избежание постоянного охлаждения пара и скопления воды в клапанах.
Расходы по постройке магистрали грошовые, но зато она может остаться для постоянного пользования, вплоть до ежедневной утренней и вечерней сигнализации. Количество тонов: минимально (для одной мелодии Интернационала) 12: е, f, fis, g, gis, a, h, c1, d1, e1, f1, g1. Желательно прибавить С, F, G, с, d. С 17-ю тонами уже возможна минимальная гармонизация мелодии. Дальнейшее увеличение развязывает музыканту, дающему свою транскрипцию, руки: он может уже свободно гармонизовать гимн и вообще написать специально подлинную "симфонию". Увеличение идёт в порядке хроматической гаммы от 2 1/2 до 4-х (и более при возможности) октав.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГУДКИ.
Без магистрали можно обойтись лишь в случае достаточного количества подвижных котлов (паровозов и судов) и возможности их концентрации в одном районе (вокзал, железнодорожная пристань).
Но и в этом случае магистраль, как некий уже "музыкальный инструмент", весьма помогает цельности впечатления.
При большом количестве неподвижных гудков (фабрики, заводы, паровые мельницы, доки, депо и т. д.) их можно использовать группами в развитии музыкальной картины. Например, в Баку таким образом (см. "Наказ" в приложении) развертывалась музыкальная картина тревоги и боя. Сигналы к выступлению групп за дальностью расстояния подаются орудийными залпами. Группы настраиваются в компактных гармониях и дают фон центральному коллективу и магистрали. Необходимо учесть звуковые расстояния от сигнальной пушки до группы и от группы до площади празднования, чтобы вступление групп было своевременным. В исполнении Интернационала отдаленные группы не участвуют, так как пушка в это время играет уже роль "большого барабана" и сигнализировать на расстояние не может. Подвижная магистраль может быть на время передвинута для усиления той или иной группы, но к финалу должна быть возвращена на свое место.
СИРЕНЫ, АВТОТРАНСПОРТ, КОЛОКОЛА, АЭРО.
Сирены флота и заводов составляют особую группу инструментов, не участвующую в гармоническом развитии музыкального произведения. Они выступают самостоятельно, в особых эпизодах, поодиночке или аккордами (параллельно и в противодвижении) на органном пункте басового гудка под ружейные и пулеметные залпы, главным образом, как средство звукописи и сигнализации. При хороших "исполнителях" можно, конечно, попытаться дать им и гармонические и даже мелодические задания, но это уже виртуозный элемент, не легко вводимый в конструкцию обычной тоновой музыки. "Дифференциальная" музыка сиренных звучаний целиком в плане будущего. Сегодня мы едва лишь нащупываем законы её специфической гармонии и мелодии.
Автотранспорт, расположенный в непосредственной близости к месту празднования (в одной из прилегающих улиц), ценен, главным образом, своими шумовыми эффектами, но при достаточном количестве тоновых сигналов может составить и особую темброгармониевую группу. Шумы самих моторов (особенно грузовиков), равно как и низколетящих аэро и гидропланов, создают изумительные эффекты потрясающего эмоционального действия.
Колокольный звон, набатный, похоронный и ликующе-радостный – применяются в соответствующих эпизодах – без учёта гармонической концепции, либо весь строй симфонии заранее избирается применительно к имеющимся в распоряжении колоколам (ритмический перезвон флотских "склянок" в Баку сопровождал все исполнение Интернационала).
АРТИЛЛЕРИЯ.
При большой площади разбросанности гудков необходимо иметь для сигнализации, хотя бы одно, тяжелое орудие и возможность бить из него боевым снарядом (шрапнель не годится, ибо, разрываясь в воздухе, наиболее опасна и дает второй звук взрыва, могущий сбить с толку исполнителей). "Большой барабан" может дать и полевое орудие.
Опытные пулемётчики (опять-таки при условии стрельбы боевой лентой) не только имитируют барабанную дробь, но и выбивают сложные ритмические фигуры. Холостые ружейные залпы и частый огонь пачками хороши для звукописных моментов.
ВЫШКА.
Для дирижирования симфонией в непосредственной близости к центру исполнения на возвышенном месте устраивается вышка.
Простейшее устройство — пара скреплённых концами телеграфных столбов со "шведской мачтой". Наверху — площадка с барьером. По борту — гнёзда для древков флагов, либо веревочное приспособление для их вздёргивания. Вышка должна проектироваться для луча зрения исполнителей на чистом небе. Цвета флагов подбираются наиболее резкие (морская сигнализация), видные хорошо издали. Флот, паровозы, батарея, пулеметчики, автотранспорт — занимают позиции вблизи вышки, чтобы видеть сигналы непосредственно. На вышку должен быть проведен полевой телефон со своей станцией, связанный с батареей, площадью празднования, полигоном и важнейшими группами. Полезно иметь сильный рупор и человеческую (живую) связь с магистралью. Дирижирование (метрическое) - правой рукой; левой — выбрасываются артиллерийские и др. сигналы. Батарея – на сотню-другую ближе к площади празднования, чем вышка, во избежание опозданий выстрела.
НОТЫ.
Прилагаемый образец текстонот Интернационала даёт представление о типе нот вообще. Выписываются на одной строке ритмические фигуры, в таком виде отпечатываются, а затем подчеркиваются от руки "партии" отдельных тонов.
По таким нотам можно не только исполнять, но и репетировать симфонию в закрытом помещении. Стоит лишь раздать исполнителям соответствующих высот маленькие звучащие приборы, издающие лишь один тон (напр., медные голоса от фисгармонии, глиняные и жестяные детские свистульки и т. д.).
Необходимо иметь в виду, что на магистрали каждый исполнитель имеет два тона — для левой и правой руки. Партия каждой руки должна быть подчеркнута другим цветом чернил.
Соответственно на репетиции магистральщикам нужно дать по два свистка. Не беда, если вся симфония на репетициях будет звучать на свистках октавой выше.
Мельчайшие деления, допустимые для исполнения — восьмые, в темпе Интернационала, при условии дирижирования на 8 ударов. Более мелкие ритмические доли не удаются с достаточной чистотой.
Ноты должны быть напечатаны на удобном по форме, плотном картоне: может быть дурная погода, ветер, дождь.
БАКИНСКИЙ ОПЫТ.
В № от 6 ноября минувшего года "Бакинского Рабочего", "Труда" и "Коммуниста" (на тюркском языке) было напечатано:
К ПРАЗДНОВАНИЮ 5-ой ГОДОВЩИНЫ ОКТЯБРЯ
НАКАЗ по "ГУДКОВОЙ СИМФОНИИ".
В утро 5-ой годовщины, 7-го ноября, к 7 часам все суда Гокаспа, Военфлота и Убекокаспия, до мелких паровых катеров включительно, стягиваются к железнодорожной пристани. Каждое судно получает инструкцию и музыкантов на борт и занимает указанное место в районе таможенных пристаней. Миноносец "Достойный" с паровой органной магистралью и мелкие суда размещаются впереди, против сигнальной вышки.
В 9 часов весь флот должен быть на месте.
К тому же часу прибывают на пристань все свободные (маневровые, местного сообщения, бронепоездов и вышедшие из ремонта) паровозы.
Курсанты 4 Армавирских курсов, слушатели Высш. Партшколы БК, студийцы ЦРК, ученики Азгосконсерватории и музыканты профессионалы должны быть на пристани не позже 8 1/2 часов утра.
В 10 часов занимает позиции пехота, артиллерия, пулеметы, броневики и автотранспорт, согласно приказа по гарнизону. Аэро и гидропланы стоят наготове.
Не позже 10 1/2 часов на районные, вокзальные и доковые гудки становятся сигналисты.
Полуденная пушка отменяется.
По первому салютному залпу с рейда вступают с тревожными гудками Зых, Белый Город, Биби-Эйбат и Баилов.
По 5-ой пушке — 1 и 2 район Чёрного Города.
По 10-й " " гудки Товароуправления Азнефти и доков.
По 15-ой " " горрайон. Взлетают гидропланы. Колокола.
По 18-й " " гудок жел.-дор. депо и оставшихся на станции паровозов; (в тоже время 1 рота 4-х арм. комкурсов, предводительствуемая соединённым духовым оркестром и "Варшавянкой", уходит с площади к пристани). Тревога достигает максимума и обрывается с 25-й пушкой.
Пауза.
Тройной аккорд сирен. "Ура" с пристани.
"Отбой" с магистрали.
"Интернационал" (4 раза).
На второй полустрофе вступает соединенный духовой оркестр и автомобильный хор с "Марсельезой". При повторении вступает хором вся площадь празднования.
В конце 4 строфы на площадь возвращаются курсанты и пехота, встречаемые ответным "ура" с площади.
По окончании – общий торжественный аккорд всех гудков и сирен в течение 3-х минут, сопровождаемый колокольным звоном.
"Отбой" с магистрали.
Церемониальный марш.
Артиллерия, флот, автотранспорт и пулеметы получают сигналы непосредственно с дирижёрской вышки. Красный с белым полем флаг — батарее, желтый с синим — сиренам, 4-х цветный — пулёметам. Красный — сольным судам и паровозам в направлении сигнала и автомобильному хору.
"Интернационал" повторяется еще дважды во время заключительного шествия по сигналам батареи.
Топка паровых котлов обязательна всюду, где имеются сигнальные гудки.
Все изложенное — к руководству и неукоснительному исполнению, под ответственность руководящих учреждений; военных властей, Азнефти, Гокаспа и соответствующих учебных заведений. Каждый исполнитель обязан иметь при себе этот наказ в момент исполнения.
Председатель ЦОК П. Чагин.
Организатор "Гудковой симфонии" Арс. Авраамов.
Как видно из "наказа", Бакинская симфония была звуковой картиной тревоги, разворачивающегося боя и победы армии Интернационала. Может быть взята какая угодно программа. Все зависит от "мощности" "оркестра" и расположения районов. Минимально может быть исполнен просто Интернационал, Молодая гвардия, Похоронный марш, (если процессия проходит мимо могил жертв революции). Наконец, может быть исполнено вообще любое музыкальное произведение, укладывающееся по количеству тонов в средства города. Возможен контрапункт революционных мелодий. Например, в Баку, как видно из "наказа", исполнялась комбинация Интернационала с Марсельезой:
При сохранении магистрали в неприкосновенном виде после исполнения, её можно использовать самым широким образом, вплоть до ежедневных гудков на и с работы. Ещё лучше, если бы удалось сделать магистраль с клавиатурой, чтобы можно было обойтись 1-2 исполнителями, но беда в том, что постройка такой магистрали (с электромагнитным механизмом) стоит уже тысячи золотых рублей.