Оптофон Владимира Баранова
Что-то информации про Баранова-Россине и его оптофон как-то очень мало, можно сказать, даже ничего нет. Есть немного статей про него как художника, а про интересующее меня музыкальное изобретение - ничего!
Статью скомпилировал из различных разнородных кусочков информации, разбросанных по Интернету.
Баранов-Россине – это творческий псевдоним Владимира Давидовича Баранова (что, в свою очередь, тоже псевдоним. Настоящее его имя при рождении: Шулим Вольф-Лейб Баранов). Родился он 20 декабря 1887 (1 января 1888) в селе Большая Лепатиха Таврической губернии (ныне Запорожская область, Украина).
Не углубляясь в биографию Баранова, скажу только, что своё художественное образование Баранов начал в Одесском художественном училище, которое окончил в 1908 году со званием учителя рисования и черчения. В 1908 году Баранов поступил в Петербургскую Академию художеств. В 1907-1910 годах молодой художник вместе с Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком, Александрой Экстер и другими молодыми художниками, ищущими новые пути в искусстве, участвовал в первых выставках русского авангарда: "Стефанос" (Москва, 1907–1908), "Звено" (Киев, 1908), "Венок-Стефанос" (Петербург, 1909), "Импрессионисты" (Петербург, Вильно, Берлин, 1909–10).
В 1909-10 годах Баранов совершил путешествие по Европе и обосновался в Париже. В этом городе он и состоялся как художник. Он становится обитателем знаменитого парижского "Улья", где его соседями по мастерским были Марк Шагал, Осип Цадкин, Александр Архипенко, Хаим Сутин, Амедео Модильяни. В это время начинается его дружба с Робером Делоне и Соней Делоне, продлившаяся всю жизнь. Баранов увлекся идеей выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью "закономерностей" взаимопроникновения основных цветов спектра.
Первая персональная выставка Баранова-Россине прошла в Осло (тогда – Христиании), где он жил в годы Первой Мировой войны. Норвегия сыграла особую роль в его творчестве – именно в норвежских полотнах художника появился полностью сформировавшийся стиль. Художник углубленно изучает проблемы синтеза музыки и цвета, продолжая идеи орфистов.
Авангардный взгляд Баранова на искусство и футуристические идеи воплотились в создании инструмента, о котором речь пойдёт ниже. Работа началась в 1916 году. Меньше чем за год Баранов умудрился соорудить нечто необычное. На вид – словно небольшое пианино с трёхоктавной клавиатурой. В действительности же – один из первых электронных инструментов и уж точно первый инструмент в своём роде – так называемое оптофоническое пианино. Более-менее подробное техническое описание мне найти не удалось, известно только, что генераторы в оптофоне были схожи с генераторами, применёнными Терменом в своём терменвоксе, которые основывались на принципе гетеродинности, то есть, высокочастотные колебания накладывались друг на друга и в результате получались биения, т.е. низкочастотные (звуковые) колебания.
Оптофоническое пианино Баранова переставляло собой естественный симбиоз образов и звука. Инструмент генерировал звуки и мог проецировать изображение на плоские поверхности вроде стены, потолка или киноэкрана. Для этого использовался набор из раскрашенных лично Барановым дисков, фильтров, отражателей и линз. Вариации в яркости фильтров и самих дисков считывались электрическим фотоэлементом, который, в свою очередь, посылал сигналы на примитивный генератор звука. В итоге получался некий постоянный звуковой поток, расцвеченный калейдоскопическим шоу вращающихся дисков. Фотоэлемент какого типа использовал Баранов в 1916 году и где он его взял, выяснить не удалось.
Своё изобретение Владимир Баранов нашёл весьма полезным на выставках картин, что и неудивительно. Посетители получали не только красочное световое шоу, но и могли наслаждаться весьма необычным саундтреком к нему. Можно с уверенностью сказать, что выставки Баранова стали прообразом многих современных мультимедийных инсталляций, где звуковое сопровождение немыслимо без визуальных эффектов и наоборот. А кроме того, сам метод оптической генерации звука ожидало большое будущее: это и знаменитый синтезатор АНС (50-е годы) и удивительный оптоэлектронный орган Оптиган (60-е – 70-е).
После Февральской революции Баранов-Россине возвращается в Россию, преподает в Петроградских художественных мастерских, во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве, оформляет вместе с группой известных художников Петроград к первой годовщине Октября, пишет большие революционные панно. Как и многие другие художники русского авангарда, он с энтузиазмом воспринял революционные перемены на родине и возлагал большие надежды на свободное развитие искусства. В 1917 г. в Художественном бюро Н. Добычиной в Петрограде состоялась выставка, на которой Баранов-Россине выставил более 60 своих произведений, в том же году его произведения экспонировались на московской Выставке картин и скульптур художников-евреев.
В начале 1920-х годов художник продолжает заниматься проблемами светомузыки, стремясь воплотить в жизнь идеи А.Н.Скрябина. Он сконструировал клавир - новый вариант оптофона, каждая клавиша которого соответствовала не только определенному звуку, но и цвету (свет, проходя через оптические фильтры, проецировался на экран - "хромотрон"). Первые светомузыкальные концерты состоялись в театре В.Э.Мейерхольда (1923) и Большом театре (1924). "Партию света" исполнял сам художник. Оптофон Баранова-Россине был встречен публикой одобрительно. Он считал, что его изобретение можно использовать в массовых действиях, в проецировании изображений и лозунгов на облака, дым.
Обосновавшись с 1925 года во Франции, Баранов не только пропагандировал свой светомузыкальный аппарат, но и вновь запатентовал его. Он организует Оптофоническую академию, ведет аудиовизуальные исследования, дает оптофонические концерты, преподает и, с помощью своего изобретения, пытается воспитывать "визуальные восприятия" у учеников.
Во второй половине 20-х годов в искусстве набирает силу сюрреализм, направление заинтересовавшее Баранова-Россине своими возможностями. Также художник в это время пишет цикл абстрактных произведений, неразрывно связанных с музыкальными ассоциациями. Все его поздние работы разошлись по частным и государственным европейским коллекциям и неизвестны в России.
"Я люблю Париж и ничего не боюсь!" - заявляет он друзьям, когда начинаются преследования евреев во время Второй Мировой войны. В ноябре 1943 года художник был арестован в Париже оккупационными властями и депортирован в Германию. Баранов-Россине погиб в нацистском концлагере Освенцим в январе 1944.