Заметки про ЭМИ

Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением В. В. Мещерина

Просматривая старые журналы, обнаружил небольшие заметки про электронные музыкальные инструменты. На отдельную статью каждая из них не тянет, поэтому решил их объединить и выложить. Если ещё что-то попадётся, буду помещать сюда.


НОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

«Смена», №13, 1949 год

Небольшой, около метра в высоту и ширину, чёрный полированный инструмент, внешне похожий на маленькое пианино или фисгармонию. Но если открыть ему крышку,  то вместо струн, молоточков или ладов, внутри органа алюминиевая панель с электронными лампами, конденсаторами, цепями сопротивления и другими сложными деталями, напоминающими большой радиоприёмник...

Советские электромузыкальные инструменты являются совершенно оригинальными инструментами с богатейшими художественными возможностями, недоступными ни одному из оркестровых инструментов в отдельности. Благодаря широкому диапазону, высоте, силе н богатству тембров они расширяют творческие возможности композиторов и музыкантов-исполнителей.

До изобретения электрических инструментов в музыке употреблялись инструменты, в которых источником звука являлись колебания струн, воздушного столба или других тел. В большинстве электрических музыкальных инструментов источником звука является электрический ток, дающий самые оригинальные звучания. Но если в современном большом симфоническом оркестре в составе из 100 музыкантов известно около 30 основных тембров, то один электромузыкальный инструмент даёт их около 55. Сила звучания десяти таких инструментов соответствует звучанию оркестра из 150 человек, и при желании может быть увеличена ещё больше...

Как известно, тембр, то есть окраска звука, зависит от материала, из которого сделан музыкальный инструмент, от устройства голосового аппарата певца, от мастерства артиста. Только крупные мастера музыки умеют разнообразить естественные тембры инструмента или пения, но и то разница их обычно исчисляется единицами, причём требует от артиста продолжительной тренировки. На электрических инструментах смена тембра скрипки на фагот, виолончели на волторну, тромбона на гавайскую гитару и других комбинаций производится поворотом ключа или небольшим изменением положения руки играющего.

Можно смело сказать, что обучение игре на электрических инструментах легче, чем на струнных или духовых. Уже имеются высококвалифицированные исполнители – солисты – на различных электроинструментах, выступающие с концертами по Советскому Союзу. В Московской филармонии работает квартет, а в Ленинграде даже целый оркестр электрических музыкальных инструментов, исполняющий классические и современные музыкальные произведения. Советские композиторы С. Василенко, Л. Книппер, Н. Крюков и другие пишут специальные произведения для электроинструментов и вводят их в состав симфонических и эстрадных оркестров.

В настоящее время в Советском Союзе разработаны два основных вида электроинструментов. В одном из них – эмиритонах, электроорганах, терменвоксах, «В-7» – звук получается чисто электрическим способом. В другом, так называемом «адаптеризованном» способе, звук струнного или духового инструмента воспринимается и преобразуется специальным аппаратом, придающим ему другие музыкальные качества. По этому принципу создана электрическая гитара, так называемая «электара», электродомра, электросвирель и другие.

Советские электроинструменты вызывают большой интерес за границей.

Советская электропромышленность приступила к массовому выпуску электрических музыкальных инструментов.

 

 

НОВЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

А. Володин, «Радио», №5, 1958 год,

На одном из радиозаводов Мосгорсовнархоза разработан новый многотембровый одноголосый электронный музыкальный инструмент «В-9» (см. фото). Инструмент предназначается для концертного использования в соло, с аккомпанементом рояля или в составе различных ансамблей (оркестров). «В-9» является усовершенствованием и дальнейшим развитием ранее созданных на том же заводе опытных образцов «В-7» и «В-8», а также аналогичного им инструмента «Эмиритон».

В-9

Созданию «В-9» предшествовала большая научно-исследовательская и экспериментальная работа, в результате которой заново решены такие важные вопросы, как повышение тембрового качества звука, обеспечение стабильной настройки, получение пальцевой вибрации на клавиатуре, уменьшение веса и габаритов и ряд других вопросов. Конструктивная переработка инструмента позволила сделать его удобным для эксплуатации.

Звуковысотный диапазон «В-9», от «до» контроктавы (32,8 гц) до «соль» четвёртой октавы (3120 гц по первой гармонике), вмещает диапазоны большинства оркестровых инструментов (рис. 1). Перекрытие полного диапазона достигается тройным октавным переключением регистров клавишно-грифовой системы, имеющей 3,5 октавы и управляющей частотой ведущего генератора плавного диапазона. Применение уменьшенного диапазона ведущего генератора, а следовательно,  и связанной с ним клавиатуры приводит к резкому сокращению габаритов инструмента и повышению стабильности настройки, что существенно ввиду необходимости применения для ведущего генератора релаксационной схемы, обеспечивающей гибкое управление его частотой. Октавное понижение частоты достигается в трёхкаскадном делителе частоты с коэффициентом деления 1:2 в каждом каскаде. Гриф и клавиатура имеют совмещённую мензуру (шкалу высоты) с подстройкой по хроматическим полутонам специальными миниатюрными реостатами, находящимися в непосредственной близости с контактами клавиатуры.

Переход от одного тембра к другому производится с помощью клавишного переключателя, имеющего три группы из пяти, шести и одиннадцати клавиш независимого включения. Это даёт в общем 330 тембровых комбинаций, не считая педального регулятора.

Контроль громкости осуществляется педальным регулятором, где предусмотрена возможность плавного перехода от тянущихся к ударным (затухающим) звукам. Скорость нарастания и затухания звука управляется комбинированной системой из специальных регуляторов и коленных рычагов для быстрого переключения.

Сочетание определённых тембровых и динамических включений при соответствующей интонационной линии позволяет воспроизводить на «В-9» на высоком художественном уровне звучание самых различных инструментов. Так, можно получить звучание смычковой группы (типа скрипки, виолончели и др.), тростевых инструментов (гобой, кларнет, рожок, фагот), амбушюрных (труба, тромбон, валторна, туба), оркестровых ударных инструментов правильной интонации (колокольчики, ксилофон, литавры), различных народных и национальных инструментов (свирель, балалайка, гавайская гитара) и др. 

Наличие имитационных звучаний даёт возможность исполнения на инструменте классических произведений, также использования его в обычных оркестрах в качестве полноценного и универсального заменителя недостающих инструментов. Наряду с имитациями «В-9» позволяет получать новые тембры и оригинальные звучания, что открывает новые возможности для композиторов и исполнителей. «В-9» доступен для освоения, чем устраняется узкая специализация исполнителей, характерная для современного оркестра. Указанные качества,  разумеется, в принципе характерны не только для «В-9», но и вообще для различных электромузыкальных инструментов.

«В-9» не заменяет многоголосых инструментов (рояль, орган, аккордеон и т. п.).

Предельная мощность звука «В-9» по выходному усилителю (8 вт) вполне соизмерима с предельной мощностью медной группы оркестра. Выносной громкоговоритель обеспечивает наиболее удобную ориентацию его относительно слушателей, безотносительно к местоположению исполнителя.

В инструменте насчитывается около 30 ламп стандартных типов, главным образом приёмо-усилительной серии, не считая полупроводниковых диодов.

Конструкция аппарата – полустационарная разборная, допускающая укладку для транспортировки в блоки чемоданного типа размерами 0,2 x0,55 x0,8 м (два места) с общим весом около 65 кг.

Инструмент «В-9» является экспонатом Международной выставки в Брюсселе и Всесоюзной промышленной выставки в Москве. «В-9» представляет вполне оригинальную разработку. Изобретения, использованные в инструменте, внесены в Государственный Реестр Изобретений СССР и составляют предмет авторского права главного конструктора разработки.

 

 

РАЗГОВОР У ЭЛЕКТРОННОГО РОЯЛЯ

В. Захарченко, «Смена», №7, 1960 год

Пожилой человек с задумчивыми глазами низко склонился над инструментом. В непривычном соседстве с клавиатурой на полированной крышке рояля расположились небольшие ящики, переплетённые разноцветными проводами.

Музыкант взял несколько аккордов. Переполнив маленькую комнату, хлынули звуки. Они были непонятны, может быть, странны, но убедительны, несли какое-то особое очарование. Мы видели пальцы музыканта, то бегающие по бело-чёрной дорожке рояля, то касающиеся клавиш на одном из маленьких ящиков. Захваченные новым звучанием бессмертной музыки Чайковского, слушали мы, как аккомпанемент рояля переплетался со звуками, не похожими ни на один из знакомых инструментов. Музыка овладела нами, покорила нас, и мы уже не удивлялись ничему, а только в упоении слушали и слушали.

И. Г. Ильсаров

Илья Григорьевич Ильсаров медленно рассказывает:

– Поймите меня – это только начало. Я не радиотехник, не электроник. В прошлом я композитор и актёр.

Он достаёт старую, уже пожелтевшую от времени тетрадь для рисования... Вот Черкасов и Берёзов – Пат и Паташон. Б. Чирков – исполнитель роли Чарли Чаплина. Вот документы об Ильсарове. Он выступал на эстрадах и в цирке с электрическим музыкальным аппаратом.

– Конечно, – задумчиво говорит Илья Григорьевич, – это было бесконечно далеко от совершенства. Трудно сказать, чего было больше: музыки или техники... После войны я вновь вернулся к этому делу... Ну что, нравится?

Старый музыкант опять садится за рояль. Звучит сочный, могучий голос инструмента.

Невольно я задумываюсь о том гигантском пути, который прошла музыка, прежде чем стать всесильной, способной покорить человеческую душу, заворожить. Где, когда зазвучали впервые резкие звуки барабанов? Когда тетива лука превратилась в певучую струну, породившую скрипку Паганини? От ступени к ступени совершенствовались музыкальные инструменты. Вместе с ними росла и ширилась власть музыки.

Виртуозного совершенства достигли скрипачи, которые могут заставить смеяться и плакать несколько струн. Руки пианистов, казалось, достигли предела человеческих возможностей, глаз порой уже не улавливает их стремительного движения, видит лишь светлую трепещущую линию.

Быть выдающимся музыкантом – значит пройти гигантскую школу. Жизнь музыканта – это бесконечные часы, месяцы и годы тренировки пальцев, тренировки движения руки. Без этого не сможет он заставить колебаться струны в такт своей душе.

Для нас, слушателей, в конечном итоге совершенно не важно, что заставляет струны петь. Для нас важен результат, музыка как отражение эмоционального порыва музыканта.

Сегодня практически любой звук может быть воспроизведён без струны, без помощи рук, тренированных только для того, чтобы уметь создавать это колебание струн.

Мы живём в век электроники и автоматики, и эти две силы способны создать любое звучание с любыми нюансами, недоступными старым музыкальным инструментам. Так же, как и струны, не нужны и ящики резонаторов, потому что колебание воздушного столба может быть заменено электрическим колебанием. И настройка инструмента – это уже не регулировка натяжения струн, а изменение электрической характеристики... Всё, чего достигла техника музыкальных инструментов в наши дни, может быть с успехом если не заменено новой электрической техникой, то, во всяком случае, восполнено ею.

Свои первые шаги электрическая, вернее, электронная, музыка сделала давно. Ею занимался много лет тому назад советский инженер Термен. В советском павильоне в Брюсселе Золотую медаль получил электромузыкальный инструмент инженера Володина. Он удивительно точно имитирует почти все музыкальные инструменты. Но в нём работают десятки радиоламп. К тому же вес этого аппарата около шестидесяти килограммов.

Электронный рояль Ильсарова весит всего несколько килограммов. Его клавиатура в два-три раза меньше, чем обычная клавиатура рояля, но по богатству заключённых в ней звуков она может соперничать с концертным «Стенвеем».

– Музыканту, чтобы добиться нужного звучания, необходимо с огромнейшей скоростью переносить свои пальцы с одного конца клавиатуры на другой, – объясняет Ильсаров. – И это только потому, что расположить нужные клавиши рядом невозможно. Вспомните орган. Ведь это целый завод по производству звуков. Органист вынужден накачивать воздух в звучащие трубы длиною во много метров. А мой электрический орган я свободно поднимаю одной рукой. Достигнуть же звучания ещё более сильного и впечатляющего, чем у обычного органа, я могу совершенно свободно: простой настройкой инструмента.

За последние дни в комнатке Ильсарова перебывало много народу. Электронную музыку слушал заведующий музыкальной частью и дирижёр Государственного ансамбля народного танца М. Гальперин. Не в силах был он скрыть своё восхищение – может быть, именно такая музыка и необходима танцорам! Руководитель «Берёзки» Н. Надеждина также положительно оценила музыкальные инструменты Ильсарова. Здесь побывали руководители многих эстрадных оркестров – все они уходили с чувством благодарности и уважения к изобретателю. Восторженный отзыв о новом инструменте дал народный артист СССР В. Топорков... Всего Ильсаровым построено семь электророялей, поющих самыми разными голосами.

Вот он, этот инструмент. Клавиатура его такая же, как у аккордеона. А подключить его можно к усилительной части любого радиоприёмника.

– Я не мастер, – говорит Ильсаров, – я не умею делать музыкальные инструменты. Но я люблю это дело, мечтаю довести его до конца, и мне нужна помощь. Одному трудно работать, да и в электронике я лишь любитель. Как бы хотелось передать в надежные руки то, чему я посвятил многие годы!

Мы сидим и мечтаем о будущем. Мы думаем о том замечательном времени, когда в наше искусство так же энергично, как и в другие области жизни, широким потоком хлынут все достижения человеческой мысли. Некогда Скрябин мечтал о светомузыке. Сейчас инженер К. Леонтьев уже проектирует светомузыку завтрашнего дня – трепетное сочетание звука и цвета.

Кому заняться музыкальными инструментами нового времени? Министерству культуры? А может быть, радиокомитету и телевидению? Пока же никто не спешит на помощь Ильсарову.

Кто же поможет ему?

Верится, что в небольшую комнату в проезде Художественного театра придёт талантливая молодёжь – музыканты и специалисты по электронике, что инструменты Ильсарова перейдут в лаборатории институтов, в экспериментальные мастерские, что новая музыка обретёт полный голос.

 

 

ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

В. Островский, А. Симонов, «Наука и техника», №4, 1964 год

Пятое октября 1921 года... В этот день впервые в мире с эстрады зала Политехнического музея в Москве зазвучал созданный Львом Сергеевичем Терменом первый электромузыкальный инструмент. Затем концерты в Москве, Нижнем Новгороде. Ярославле, Пскове, Минске и многих других городах страны.

В 1927 году Термен отправился с гастрольной поездкой за границу. Берлинская филармония, парижская «Гранд-Опера», лондонский «Альберт-холл», «Карнеги-холл» и «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, и всюду успех.

Успех Термена привлёк новые силы к научной работе и изобретательству в области создания электромузыкальных инструментов. Одна за другой появлялись в СССР модели электроинструментов. В таблице приведены некоторые данные о советских электромузыкальных инструментах, нашедших практическое применение в концертной деятельности, на радио и телевидении, для записи музыки в кино и театрах.

Шумофон

Развитие электромузыкальных инструментов в СССР с самого начала и по настоящее время идёт в трёх основных направлениях: разработка инструментов, предназначенных для непосредственного исполнения музыкантами (исполнительские), конструирование различного типа синтезаторов, автоматических и полуавтоматических музыкальных инструментов (аппараты позывных сигналов радиостанций и др.).

Исполнительские инструменты конструировались как одноголосные, так и многоголосные. Одноголосные инструменты изготовлялись со свободной интонацией, темперированные и смешанные. Многоголосные инструменты проектировались как с обычной двенадцатиступенной темперацией, так и с более мелкой семнадцати, и двадцатичетырёхступенной темперацией, а синтезаторы имели 144 и более ступеней.

Извлечение звука и управление высотой тона электромузыкальных инструментов осуществлялось следующими способами: пространственным (терменвокс), с помощью грифа (виолена, сонар, эмиритон), клавишами (компанола, электронный гармониум, камертонное пианино, кристадин, кампанофон и др.) и смешанным клавиатурно-грифовым мануалом (экводин В-8, В-9, В-10, имиритон модель 8). Особое место занимают два инструмента: шумофон и ударный. В первом управление высотой тона осуществляется с помощью рычага, закреплённого на оси специального конденсатора, или перемещением напёрстка, связанного с ферритовым стержнем, изменяющим индуктивность контура генератора, во втором извлечение звука осуществляется ударами металлических щёток (похожих на щётки приспособлений, применяемых в обычных ударных инструментах) о бутафорские небольшие тарелки; при этом происходит подключение к земле катода усилительной лампы.

Кристадин-2

Для формирования тембров применялись различные системы: формантные, гармонические и смешанные. Особое внимание в последнее время уделяется проблемам перехода тембра в гармонию и получению слитного тембра.

В различных моделях электромузыкальных инструментов применялся ряд схем для получения автоматического вибрато. Все эти схемы можно систематизировать следующим образом: схемы с частотной модуляцией, амплитудной модуляцией, пространственным вибрато, унисонным вибрато и темброгармоническим вибрато. Наибольший интерес представляют две последние системы. Унисонное вибрато получается методом перестановки частот, хорошо известным в технике связи. В применении к электромузыке такая система позволяет получить весьма интересное стереофоническое (правда, с малым сдвигом по времени) звучание. Биения происходят не в электрической цепи, а в воздухе между расставленными звуковыми колонками. Система унисонного вибрато, разработанная в СССР, позволяет просто осуществлять обратимость стереофонического звучания в монофоническое при безмикрофонной записи звука. Темброгармоническое вибрато просто по замыслу и осуществлению, позволяет получать весьма интересные пространственные эффекты. Например:

1. Чередование двух тембров. Представим себе, что на одном динамике звучит тембр фагота, а на другом – кларнета. В момент усиления звучания фагота ослабляется звук кларнета и наоборот. Такой эффект невыполним в случае применения обычных музыкальных средств.

2. Октавное тремоло, при котором чередуются основной тон и октавный обертон, звучащие в разных точках зала.

3. Двухаккордовое вибрато, при котором два аккорда по очереди возникают и исчезают в различных точках студии или концертного зала.

4. Темброгармоническое вибрато, позволяющее получить периодический переход из тембра в гармонию, составленную из тонов натурального звукоряда. Управление силой звука осуществляется тремя основными способами: пространственным, педализацией и пальцевой нюансировкой. В отдельных моделях (камертонное пианино, кампанофон, электронный гармониум и кристадин-2) применяется смешанное управление громкостью – пальцевое и педальное.

Кампанофон ЭМЕК-61

В настоящее время в Советском Союзе изготовлены первые промышленные образцы экводина, камертонного пианино, кампанофона, подготавливаются к производству шумофон и ударный инструмент и ведётся разработка нового оригинального многоголосного клавишного инструмента, проектируемого на основе спектрогармонического синтеза тембра, усовершенствуются модели одноголосных инструментов и начато производство образцов синтезатора.

Камертонное пианино, отличаясь исключительно высокой стабильностью строя, обладает интересным тембром звучания. На нём, например, можно исполнять партии, написанные для челесты и виброфона, в басовом регистре получаются своеобразные звуки, напоминающие ударные инструменты, а верхняя часть звукочастотного диапазона позволяет получать звуки хрустальной чистоты и прозрачности. Камертонное пианино широко использовалось большим количеством композиторов. По их заключению, оно представляет большую художественную ценность.

Экводин – мелодический многотембровый инструмент, нашедший широкое применение в записях для кино, радио, телевидения и театра. Модель В-9 получила золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 год).

Кампанофон имеет три октавы темперированного строя. По характеру звучания весьма близок к обычным колоколам. Он с успехом применяется в оперных и драматических постановках, а также для записей лёгкой и иллюстративной музыки.

Шумофон – своеобразный инструмент, работающий на грани между шумом и звуком. На нём весьма интересно звучит мелодия, как бы запеваемая ветром. Он заменяет эолифон и позволяет осуществлять тонкую нюансировку в любом участке звуковысотного диапазона. Игра стаккато на шумофоне не может быть сравнена с чем-либо известным из оркестрового звучания.

Ударный инструмент весьма близко имитирует малый барабан, щётки, бонги, тарелки и большой барабан. Инструмент состоит из шести барабанов, пять из которых перестраиваются по высоте и тембру, имеют регулируемую атаку от жёсткой до весьма мягкой. Весь комплект конструктивно выполнен в виде небольшого чемодана. Инструмент нашёл практическое применение. По отзывам музыкантов-исполнителей и преподавателей, он представляет безусловный интерес для различных музыкальных ансамблей.

Кристадин – инструмент на полупроводниковых приборах – обладает фисгармоно-органным звучанием. На нём хорошо получаются тембры, подобные деревянным духовым инструментам. Помимо пятиоктавной клавиатуры в кристадине имеется гриф, на котором легко могут быть получены хроматическое глиссандо и арфообразные пассажи. Предусмотрено динамическое и тембровое пальцевое выделение любого голоса в пределах двух октав. Кристадин широко используется как ансамблевый и сольный инструмент при записях различных музыкальных произведений.

Усовершенствование и разработка новых инструментов ведётся в СССР по двум основным направлениям:

·         решение проблем музыкально-художественного плана;

·         решение научно-технических задач, связанных с эксплуатационными качествами электромузыкальных инструментов.

Для улучшения музыкально-художественной ценности инструментов необходимо решать следующие основные задачи: получение новых тембров, новых приёмов исполнения и управления звукоизвлечением, переход из тембра в гармонию и наоборот, работы в области строев, ладов и более мелкой темперации, динамическое и тембровое выделение любого голоса, получение живого звука, имитация человеческого голоса и работа в области пограничных явлений между звуком и шумом.

Многие из известных моделей электроинструментов, несмотря на свои уже достигнутые музыкально-художественные достоинства, обладают рядом недостатков эксплуатационного характера.

Как показал опыт эксплуатации электроинструментов, основными задачами по дальнейшему усовершенствованию являются: повышение стабильности строя, надёжности, уменьшение габарита и веса, уменьшение линейных и нелинейных искажений (в особенности интермодуляционных искажений) и получение большого динамического диапазона.

Развитие музыкальной культуры не может не вызывать потребность в новых выразительных средствах музыки. За последние 100 лет помимо виброфона не появилось ни одного нового обычного (не электрического) инструмента, занявшего место в оркестрах.

Наоборот, большие возможности электроники позволяют создавать инструменты с новыми тембрами, способами звукоизвлечения, исполнительскими приёмами и пр., которые совместно с уже известными обычными инструментами дают возможность более полно отражать сложную и многогранную современную жизнь.

Ведь не случайно стремительное развитие электромузыкальных инструментов. Количество различных моделей растёт из года в год, их применение в различных музыкальных жанрах увеличивается ещё быстрее, обеспечивая повышение исполнительского мастерства и постановку новых задач перед создателями новых инструментов.

Всё это внушает уверенность, что в недалёком будущем будут созданы и освоены весьма интересные новые выразительные средства музыки.




www.etheroneph.com