В мире сновидений 1/2
По осознанным сновидениям ничего не было, но никогда не поздно начать. Поэтому выкладываю статью в двух частях из «Науки и религии» из №7 и №9 за 1990 год. В конце второй части написано, что, мол «продолжение следует», но в последующих номерах такового не обнаружилось. В Сети книгу не нашёл, а всё, что есть - это перепечатка данной статьи под видом книги.
Впервые на русский язык переведена книга американского психоаналитика Роберта Боснака «В мире сновидений». Мы предлагаем несколько глав из неё.
Р. Боснак родился в Голландии, сейчас живёт в США вблизи Бостона. Обучался психоанализу в Институте Юнга в Цюрихе. Имеет научную степень по юриспруденции. Читает лекции по толкованию сновидений в Бостоне, Берлине, Токио, регулярно проводит конференции, посвящённые влиянию религиозного сознания на светскую политику. Автор книги «Что снится больному СПИДом», романа «Переход».
ОТ АВТОРА
Сны снятся каждому человеку. В течение тысячелетий мы пытались доказать, что эти путешествия в ночи тесно связаны с нашей дневной жизнью.
Наверняка мы знаем только одно – сновидения существуют в собственном пространственно-временном континууме. Даже когда наше физическое естество находится в состоянии покоя, мы продолжаем жить активной жизнью, практически неотличимой от жизни дневной. Мир, в котором мы оказываемся в своих грёзах, практически невозможно отличить от того мира, в котором мы бодрствуем. Более того, во сне нам зачастую кажется, что нас по-прежнему окружает реальная действительность. Таким образом, каждый отчетливо запомнившийся сон представляет собой ещё одно неопровержимое доказательство того, что наша жизнь проходит не только в физической реальности. Каждую ночь от рождения и до самой смерти мы проводим в нематериальном мире.
Древние говорили, что во сне каждый из нас становится творцом, способным создать свой собственный реальный мир. А толкование сновидений – это тот метод, при помощи которого мы ещё и ещё раз вступаем в контакт с гением ночного воображения. Мы внимательно изучаем сложный творческий процесс, свершающийся каждую ночь в глубине наших душ. Наша жизнь наполняется новым содержанием.
Эта книга научит разбираться в хитросплетении ваших снов, запоминать все их детали, концентрироваться на их внутренней логике. Вы сможете снова вернуться в своё сновидение и пережить его ещё раз, не покидая дневной реальности. Сны откроют вам свое сокровенное значение.
Вы узнаете, как надо работать со сновидениями самостоятельно и в группе, а помогут вам в этом многочисленные примеры из моей практики.
Для таких занятий требуются лишь настоящий интерес к предмету и желание познать мир с помощью снов.
Я написал эту книгу потому, что считаю сновидение одним из наиболее захватывающих чудес жизни, и надеюсь, что с её помощью, вам удастся открыть своё ночное «Я», углубить понимание самого себя.
Для меня большая честь, что с моей книгой теперь смогут познакомиться и советские читатели.
Р. Боснак
Путешествие начинается.
Я – за рулем автомобиля, еду в Кембридж (пригород Бостона), где практикую в качестве врача-психоаналитика. Пригородное шоссе перегружено, машина то и дело попадает в пробки, и у меня есть время проанализировать сон, приснившийся накануне.
А сон был такой:
Я нахожусь в каком-то доме, где идёт строительство. Веду на поводке бульдога. Он набрасывается на огромного красивого сенбернара по кличка Анга. Железные челюсти смыкаются на ее шее. Борьба идёт не на жизнь, а на смерть. Вдруг обе собаки исчезают. Я напуган. Когда Анга появляется вновь – потрёпанная, но невредимая,– я почти счастлив. Бульдог исчез. Потом я оказываюсь на свадьбе у двоюродного брата. Его отец – один из самых амбициозных и властолюбивых людей, которых я когда-либо знал.
Тут машина останавливается на красный свет, и всё мое внимание поглощают бостонские водители, каждый из которых норовит меня обогнать.
Мне удается вернуться к вчерашнему сну лишь в кабинете. До прихода первого пациента остается десять минут. Свистит чайник, завариваю чай. Сижу в своем кресле-качалке, пристально глядя на стоящее напротив кресло для пациентов.
Передо мной – один из них. Это я сам рассказываю свой сон психоаналитику, сидящему напротив. Первое, о чем я подумал,– удивительное сходство моего дяди с бульдогом, обладающим мертвой хваткой, – оба стремятся доминировать над всем и всеми. Я чувствую эту жажду власти с такой силой, что у меня вдруг пересыхает в горле, я до боли стискиваю челюсти. Из груди вырывается рычание. Неожиданно я бросаюсь на Ангу и пытаюсь вцепиться ей в горло. Глаза наливаются кровью. Приступ чудовищной ярости. Как у вампира, присосавшегося к шее жертвы. Кусать, кусать! Убить это животное!
Начинаю искать ассоциативные связи:
Анга... Звучит как «ангел». Я не знаю никаких Анг. Никогда раньше не видел этой собаки, хотя она и показалась мне знакомой – там, во сне. Анга? Ну да, конечно же! Это было давным-давно. Она пела, как ангел. Ангел? Моя жена... Я зол на неё? Или может на мать? Или на дочь? Отвращение к кровосмешению? Несомненно. Но это я знаю уже давно. Тут нет ничего удивительного. Никаких снов для этого не нужно.
Бульдог... Мне рассказывали, что у бульдогов специально вырабатывают особую хватку – никогда не выпускать ничего, во что впиваются их челюсти. Мой первый пациент, который появится на пороге через семь минут, похож на бульдога. Он впивается во всё, что попадается на пути, особенно в женщин. Он стремится доминировать над ними. А я держу этого бульдога на поводке. Или он тащит меня за собой? Ну и неразбериха!
– Так, наверное, пока хватит.
– Нет уж, изволь продолжать, – строго заявляет психоаналитик, одергивая меня, как провинившегося ученика.
Анга, Анга? Ангел! Это единственная ассоциация, которая приходит мне в голову. Поэтому остается только ещё раз вспомнить всё, что происходило во сне. Я пытаюсь как можно подробнее восстановить все его образы. И вот через несколько мгновений перед глазами опять возникает Анга. Какое чудо! Олицетворение красоты и изящества! Но какой красоты? И кем был Святой Бернард в честь которого названа эта порода? Надо будет посмотреть сегодня вечером. Я начинаю думать о собаке-спасателе с аптечкой на шее, выкапывающей из-под снега заблудившихся путников. Заблудившиеся путники? Где я заблудился? Мой ангел-хранитель... Я смотрю на часы. Какая жалость – остается всего пять минут. Хоть бы мой бульдог сегодня опоздал! Но этого не произойдет. Когда по-настоящему хочешь, чтобы кто-нибудь опоздал, человек всегда приходит вовремя.
Чем дольше я смотрю на Ангу, тем красивее она мне кажется. Она как бы светится изнутри. Я ловлю себя на мысли, что уставился на неё, как жаждущий любви подросток. И это на собаку-то – ну что за извращенные мысли. Но Анга не просто какая-то там собака. Теперь она становится для меня неким вдохновляющим началом, полным силы и изящества. Мощным существом женского пола. Мощь, сила, властный... Властолюбивый дядя, доминирующий над всеми в день свадьбы. Два полюса: с одной стороны, прекрасный образ сильного женского начала, несущего исцеление, а с другой – мрачный, агрессивный насильник, тянущий меня за собой. Он набрасывается на моего ангела, пытается сломить его. Он мне противен. Он хочет овладеть моим ангелом. Быть может для того, чтобы заработать на нём. Делать деньги из чего угодно – вот его девиз. Заставить вдохновение писать книги. Такие, как эта книга – этот строящийся дом. Стать знаменитым, получить власть. Теперь властное рычание бульдога приобретает истерический оттенок.
Слава богу, Анга возвращается одна. Это значит – с победой. Но я-то ведь знаю, что снов с раз и навсегда установленным началом и концом не бывает, что это – многоплановые мотивы, которые, постоянно повторяясь, приобретают все новые оттенки звучания. Борьба между спасающим меня ангелом-хранителем и бульдогом, с его всепожирающей хваткой, еще далеко не закончена. Она является одной из составляющих моей души и приобретает все новые и новые формы. Иногда в этой борьбе я сознательно становлюсь на одну сторону, иногда (также сознательно) – на другую.
Хорошо бы вечером спросить у жены, не бывает ли у нее иногда такого ощущения, что я, как бульдог, бросаюсь на неё, чтобы выместить всю накопившуюся на женщин злобу. Но вдруг она ухватится за возможность дать волю своему раздражению? Кто знает, если окажется, что я ей чем-то сегодня не угодил (любые крепкие связи обязательно содержат элемент горечи), она ответит, что я всегда веду себя, как кровожадный зверь? Нужно крепко подумать, прежде чем давать ей в руки такой козырь.
И вот я пристально вглядываюсь в обеих собак, пытаюсь понять их до конца. Ведь каждая из них – в некоторой степени частица меня самого. Так же как и во мне есть что-то от них.
Звонок у входной двери. Первый пациент.
У него опять проблема с подругой. Я вижу, как он сжимает челюсти, будто кусает кого-то. Он ревнует её к любому, на кого бы она ни посмотрела.
– Черт возьми, довольно уже ей таращиться на мужчин,– в гневе кричит он.
– Нет ничего проще, – замечаю я, – нужно только взять вязальную спицу и выколоть ей глаза. Метод самый эффективный и радикальный. Главное – навсегда. После этого она уже ни на кого не взглянет.
Эта тирада вырывается у меня совершенно неожиданно. В изумлении глядя друг на друга, мы обмениваемся нервными смешками, как если бы нас поймали на чем-нибудь неприличном. Потом у обоих появляется чувство отвращения. Мы начинаем размышлять.
С каждой из близких женщин, включая мать, у него было то же самое. Чувство ревности усиливалось, когда случался застой в работе. Он – писатель. Заходя в тупик, он пытается любыми путями оседлать свое вдохновение и приходит в ярость, когда ничего из этого не выходит. К тому же вот уже несколько месяцев у него нет работы. Кончаются деньги, и секс уже не доставляет такого удовольствия, как прежде. Его раздирают бессилие и ярость, чувствует, что теряет потенцию. Чей же это был сон – о собаках? Мой или его?
Начался новый день. Начался со сна о строящемся доме. Или этот дом рушится? Я вдруг ощущаю, что уже не помню его во всех подробностях. Мои собственные образы все больше теряют ясность, когда я, захваченный силами притяжения и отталкивания, подобно камню, выпущенному из пращи, со страшной силой врываюсь в душу другого человека.
Глава 1
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
Сновидение это не рассказ, не повесть, не кинофильм и не пьеса. Эта нечто, происходящее в пространстве. Некое проявление пространства.
Мы попадаем в пространство, которое называем «сновидением», сразу же после пробуждения. В нем мы ощущаем те предметы и ишемии, которые, проснувшись, называем предметом сновидения. Сновидение так таковое – это субстанция, сотканная из времени и пространства, в которой находимся мы с вами. Когда мы видим сны, то считаем, что бодрствуем, точно так же, как и когда бодрствуем на самом деле. Поэтому чтобы как можно точнее воспроизвести все, что происходило с нами в мире сновидений, важно запомнить их в виде пространственных структур.
Память существовала задолго до того, как её стали измерять в килобайтах. Во времена классической античности память рассматривалась как пространственная реальность, и поэтому для хранения информации, которую необходимо было запомнить, отводили определенное пространство. Ораторы Древнего Рима учились развивать память, передвигаясь по своеобразной «кладовой» памяти. Такая «кладовая» строилась следующим образом.
Прохаживаясь по какому-нибудь пустому зданию, облачённый в длинную тогу оратор пытался сконцентрировать своё внимание на каждой особенности пространства, его окружавшего. Это продолжалось до тех пор, пока он не выучивал наизусть расположение каждого закоулка и каждой трещины в доме. После того как это пространство твёрдо закреплялось в памяти, его можно было использовать как хранилище для запоминания различных фактов. Например, вам нужно запомнить поэму в 500 строк. Для этого, сделав первый шаг вправо, первую строчку поместите в том углу, где мрамор немного пожелтел; вторая строчка укладывается на третьем шагу направо; третья – у колонны (той, что отделана мрамором с красными прожилками) на верхней ступеньке лестницы. Таким образом всё, что необходимо запомнить, можно расположить в определенных местах здания. А мысленно прогуливаясь по этому зданию – восстановить правильный порядок следования предложений. Создание воображаемого пространства помогает человеку восстанавливать в памяти различные факты и события. И основная задача при работе со сновидениями – развить в себе как раз такую способность восстанавливать пространственно-объектные отношения.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, разработанных с применением древнего искусства мнемоники (искусства развития памяти).
УПРАЖНЕНИЕ 1
Ориентирование в мире сновидений
Оглянитесь вокруг, определитесь в пространстве, окружающем вас, и убедитесь, что находитесь в состоянии бодрствования.
Теперь постарайтесь понять, что, когда вам снится сон, вы точно так же считаете, что бодрствуете. Затем убедитесь, что вы бодрствуете, но это не означает, что вам не снится сон.
Когда это понимание проникает в ваше сознание, начинайте исходить из того, что вам в самом деле снится сон.
Вы оказываетесь в мире сновидений, который окружает вас со всех сторон, как это и происходит ночью. Этот мир полностью реален. Дотроньтесь до земли она твердая. Ущипните себя за руку. Чувствуете?
Теперь начинайте передвигаться в пространстве, в которое попали. Вы продолжаете осознавать, что передвигаетесь внутри обыкновенного сновидения. При этом не забывайте, что всё происходящее вокруг реальность. Внимательно изучайте каждый объект этого пространства.
Повторяйте это упражнение как можно чаше.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Восстанавливаем в памяти объекты сновидения
Вам снится, что вы делаете упражнение на развитие памяти из книги под названием «Краткий курс сновидений». Вот вы аккуратно берете её в обе руки и внимательно рассматриваете. Затем медленно её поворачиваете один раз, воспринимая эту книгу как медленно вращающийся объект.
Закройте глаза.
Теперь обратитесь к своей памяти и восстановите образ книги как объекта сновидения. Попытайтесь вспомнить, как она вращалась и как выглядела под разными углами зрения.
Повторите это упражнение с несколькими различными предметами.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Создание «кладовой» памяти
Выберите какое-либо пространство площадью несколько квадратных метров, по которому вы можете свободно передвигаться, например комнату, в которой стоит несколько предметов. Немного походите по этой комнате. Запомните расположение предметов в ней до мельчайших подробностей. Затем сядьте или лягте, закройте глаза и ещё раз мысленно пройдите по комнате и внимательно «посмотрите» на её содержимое. Если вы будете часто повторять это упражнение, то в дальнейшем сможете выполнять его без труда. Некоторые предметы легче запоминаются, если предварительно потрогать их руками или понюхать. При выполнении этого важного упражнения на «мысленное фотографирование» пытайтесь как можно лучше скоординировать работу всех органов чувств.
Теперь вы, подобно ораторам древности, имеете свою «кладовую» памяти.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Воображаемый обход жилища
Поройтесь в памяти и попробуйте определить, какой дом или квартиру вы знаете лучше всего. Пусть это будет дом ваших родителей или то помещение, в котором вы живёте сейчас. Потратьте немного времени и вызовите в своём воображении несколько хорошо известных вам домов, чтобы решить, который из них вы можете вспомнить в данный момент.
Прочитав это упражнение до конца, закройте глаза и на минуту сосредоточьте внимание на своем дыхании. Почувствуйте, как воздух наполняет легкие и какие оттенки ощущений испытывает при этом ваше тело. Начинайте с ощущений в ногах, мысленно передвигайтесь вверх. Не спешите. Затем представьте себе тот дом, в который вы хотите мысленно войти. Посмотрите на его фасад или на любое другое место, где расположен вход. Смотрите внимательно. Обращайте внимание на все детали. Есть ли там окна? Какого цвета дерево, кирпич или другие строительные материалы, из которых он сделан? Обращайте внимание на мельчайшие летали. Затем повернитесь ко входу спиной и оглядитесь вокруг. Что вы видите? После этого начинайте медленно поворачиваться обратно, пока опять не окажетесь лицом к входу. Если там есть дверь, то какая – высокая? низкая? какого цвета? Где расположены дверная ручка и звонок?
Теперь откройте дверь и ступите на порог. Осмотритесь. Пусть глаза привыкнут к возможному изменению освещённости. Посмотрите на пол. Как он выглядит? Он каменный? Деревянный? Может, он сделан из другого материала? Если отказывает память, используйте воображение. Какие в доме стены? Посмотрите вверх. А потолок? Теперь начинайте медленно передвигаться в том пространстве, в котором находитесь. Если с порога вы попали не на кухню, идите туда. Не забывайте, что идёте вы медленно. Времени достаточно. Внимательно смотрите по сторонам, вверх, вниз, перед собой, вправо, влево, оглянитесь назад. Увидев интересный предмет, подойдите к нему и осмотрите.
Попав на кухню, подойдите к раковине. Есть ли там кран? Что это за кран? Что находится под раковиной? Есть ли плита или другие приспособления для приготовления пиши? На чем они работают – на газе, электричестве или на дровах? Что расположено между плитой и раковиной?
Внимательно всё осмотрев, медленно идите к тому месту в доме, где стоит ваша кровать. Медленно, еще медленнее. Умение замедлять движения – один из труднейших моментов в искусстве восприятия зыбких образов сновидений.
Вот вы стоите перед своей кроватью. Посмотрите по сторонам, вверх, вниз. Внимательно рассмотрите саму кровать. Подойдите и сядьте на край. Затем лягте. Медленно! Если на постели лежит одеяло – укройтесь им. Теперь закройте глаза и вспомните все ощущения, которые вы когда-либо испытывали, лежа на этой кровати. Не меняйте положения тела до тех пор, пока точно их не воссоздадите. Теперь сядьте и осмотритесь. Изменилось ли что-нибудь в окружающем вас пространстве? Посмотрите по сторонам, вверх, вниз.
После этого не спеша встаньте и медленно подойдите к двери, через которую вошли. Посмотрите вокруг. Изменилось ли что-нибудь, пока вы были в доме? Теперь откройте дверь (если она была закрыта) и выйдите наружу. Остановитесь спиной к дому и медленно проснитесь там, где вы сидите, читая эту книгу. Внимательно следите за переходом сознания от фазы сновидения к фазе пробуждения.
Последующие упражнения связаны с записыванием снов. Записать сновидения на бумаге – это очень важно. Ведь только подумайте: как часто мы видим сны, которые, кажется, ничто не способно стереть из памяти! Но вот проходит несколько минут, а иногда даже секунд, и они бесследно исчезают из нашего сознания. Делая записи, мы препятствуем такому исчезновению и создаем опору памяти, позволяющую всегда вернуться в тот или иной сон Записанный текст – это порой единственное, что остаётся от сновидения. Как иероглифы на руинах забытой культуры, как надпись на древнем надгробии.
Есть люди, которые говорят, что никогда не видят снов. Это неправильное утверждение. Им следовало бы говорить, что своих снов они не запоминают. Лабораторными исследованиями установлено, что у каждого из нас бывает в течение ночи около пяти периодов, когда нам снятся сны. Во время сновидения происходит быстрое движение глазных яблок за закрытыми веками. Эта фаза сна называется фазой быстрых сновидений. В связи с тем, что в течение ночи у каждого таких фаз бывает около пяти, все сны запомнить практически невозможно. Кроме того, переход сознания от фазы сновидений к фазе бодрствования сопровождается стиранием образов сновидения. Поэтому задача заключается в том, чтобы поймать сон до того, как он исчезнет навсегда.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Наблюдение за моментом пробуждения
Дайте себе установку, что пробуждение должно быть максимально сознательным. Попытайтесь по-настоящему почувствовать процесс перехода от сна к бодрствованию. Проснувшись до того, как зазвенел будильник, продолжайте лежать не меняя положения тела и наблюдайте за тем, как сон переходит в явь. Следите за ощущениями просыпающегося тела: есть ли напряжение и где оно, какие ощущения в голове, как дышится и т. п. Повторяйте упражнение ежедневно в течение недели, при этом стараясь не запоминать решительно никаких сновидений. Важно лишь наблюдать за моментом пробуждения.
УПРАЖНЕНИЕ 6
Готовимся записывать сновидения
Проделав упражнение 5 в течение недели, положите у постели блокнот и ручку. Поставьте в пределах досягаемости лампу со слабым светом. Освещения должно хватать как раз настолько, чтобы можно было различить собственный почерк. Можно также поставить магнитофон, который включается голосом. Здесь однако, могут возникнуть некоторые проблемы, так как между сновидением и его записью будет введена дополнительная ступень. Внутренние психологические барьеры могут не позволить вам перенести на бумагу текст сна, записанный на магнитофон, и у вас останется лишь плёнка с записью нескольких часов бормотанья.
Теперь повторите предыдущие упражнения, не забывая при этом, что у кровати вас терпеливо ожидает блокнот. Снов старайтесь не запоминать. Если всё же один и запомнили – запишите его.
УПРАЖНЕНИЕ 7
Записываем сновидения
Если вы свободно восстанавливаете в памяти свои сны, тогда начинайте занятия с этого упражнения. Ниже описываются три из существующих методов записи сновидений:
1. Проснувшись, вы улавливаете обрывок ускользающего сновидения. Продолжайте лежать, не меняя положения тела. Представьте, что вы – застывшая в неподвижности охотничья собака, следящая за добычей. Не нужно сразу же бросаться к блокноту. Сначала просто немного подумайте о том, что вам снилось. И только после этого возьмите ручку и запишите в деталях всё, что помните из оставшегося в памяти обрывка сна. Полежите еще немного. Пусть ваше сознание соприкоснется с этим образом ещё раз. Часто это приводит к восстановлению какого-нибудь другого образа из того же сновидения. Запишите и его. Часто так можно восстановить весь сон целиком.
2. Проснувшись посреди ночи, вы чувствуете, что помните весь сон. Ощущение при этом такое, что в нем было слишком много подробностей и записать их все невозможно. В этом случае сначала запишите наиболее характерные детали, используя для этого нисколько коротких описательных слов, которые впоследствии послужат опорой для памяти. Например: «стройка, сенбернар Анги, бульдог, драка, шея, исчез, боюсь. Вернулся, радость». После этого засыпайте опять. Если утром вы не сможете восстановить сон по ключевым словам – значит что-то не сработало. Если же ассоциации есть – пройдите от образа к образу, как вы это делали в воображаемом путешествии по дому (упр.4) и попытайтесь записать каждую деталь так, чтобы это было более или менее понятно для вас и для других. Дело в том, что смысловая нагрузка сновидения часто теряется при записи.
3. Проснувшись утром вспомните свой сон. Сначала запишите последнюю сцену, затем восстановите остальные, двигаясь от конца к началу. Или просто запишите всё от начала до конца. Не уделяйте слишком много внимания сюжету, иначе могут утеряться детали образов. Идеальный подход – описание образов изнутри, то есть с точки зрения непосредственного участника событии.
Принимая душ и завтракая, сосредоточьте внимание на том, чтобы тщательно отпечатать сновидение в памяти. Если хотите, можете рассказать его кому-нибудь. Ведь при этом часто вспоминаются детали, которые остались за пределами видения. Даже если ваш слушатель никак его и не комментирует, вы всё равно уже смотрите на сон как бы со стороны. Звуковой рассказ изменяет перспективу восприятия. Запомните сон наизусть, как стихотворение. Когда вы размышляете о нём вслух, сон, подобно цветку, испускающему запахи, начинает генерировать слова. Так вы сохраняете связь со своим сном в течение дня. Всякий раз, оставаясь наедине с собой, на несколько мгновений вернитесь в сон, вспомните каждую его подробность. Перед сном еще раз восстановите сон с начала до конца.
Спокойной ночи.
Старайтесь не отбирать для записи какие-то определённые сны. Наличие внутренних психологических барьеров часто приводит к тому, что с первого взгляда тот или иной сон может показаться незначительным, в то время как после некоторой переработки он способен дать обширный материал для анализа. Некоторые не записывают снов, содержания которых не одобрили бы жёны, мужья, родители, или просто люди, сующие нос не в свое дело: «У меня всегда такое чувство, что когда меня нет, кто-то так н норовит заглянуть в мой блокнот», – говорят они.
Так давайте же вместе во Св. Августином возблагодарим высшие силы, которые сняли с нас ответственность за наши сны, и будем со спокойной душой записывать их все.
Никогда не думайте, что тот или иной сои остался в вашей памяти навсегда и записывать его нет надобности. Такой «неизгладимый» сон может быть забыт через пять минут.
УПРАЖНЕНИЕ 8
Упорядочение избыточного материала
Теперь рассмотрим проблему, противоположную утверждению «мне никогда не снятся сны»: «Мне снится так много снов, что я могу записывать их всю ночь напролет и каждую ночь видеть семь новых».
В практике психоанализа часто случается, что пациенты приходят с таким количеством материала по сновидениям, что мы только им и занимаемся. Иногда это связано с наличием психологических барьеров, при которых материал, имеющий существенное значение, теряется в обилии другой информации. Обычно тот раздел памяти, который ведает сновидениями, приспосабливается к такому количеству материала, которое может быть переработано дневным сознанием. Если же по какой-либо причине этого не происходит, то я не вижу необходимости целый день ходить с покрасневшими глазами, испытывай слабость во всех членах лишь потому, что вы всю ночь записывали сны и не выспались. В таком случае запомните два сна – и хватит. Если приснится больше и среди этих снов будет исключительно яркий и убедительный, занесите в блокнот и его. Другими снами придется пожертвовать.
Если вы будете выполнять описанные выше упражнения, как школьник, которому дали работу на лето, и если всякий раз, не выполнив их полностью, будете бояться получить двойку, это приведет к возникновению различных типов внутренних психологических барьеров. Необходимо всегда отдавать себе отчет, чьими глазами вы смотрите на выполнение этих упражнений – глазами Шерлока Холмса? Мистика? Человека, который занимается самоисцелением? Исследователя?
Работая со сновидениями, человек постоянно наталкивается на психологические барьеры. Часто это приводит к появлению некоторого чувства отвращения к такой работе. Попытайтесь прочувствовать такие барьеры как можно глубже. Они могут проявляться в том, что вы начинаете испытывать отвращение, скуку, появится ощущение, что вы занимаетесь тривиальнейшими пустяками или ставите себя в глупое положение. Не пытайтесь сломать эти барьеры – просто наблюдайте за ними. Не мешайте им. Гораздо важнее не пытаться преодолеть тот или иной психологический барьер, а научиться чувствовать его.