Магия и квантовая механика
Источник: журнал «Наука и религия», №5 и №7. Авторы: ктн Л. Болдырева, кфмн Н. Сотина.
Долго думал, в какой же раздел поместить эту статью. Но решил всё таки поместить сюда, т.к. подтекст статьи с неприятным душком, да и дополнение достаточно прозрачны. Это не суровые 60-е или 70-е… Это 90-й год, уже всё можно и в том числе писать всякую ахинею. Хотя пару интересных гипотез в статье имеется. В общем, предлагаю вам прочитать, а там уж сами решайте – доверять или проверять… :-)
1. Контагиозная магия
У скифов издревле существовал обычай братания, когда воины надрезали себе руку над чашей с вином, смешивая его с кровью, а затем чашу выпивали, пуская её по кругу. Почему возник такой обычай, случаен ли он? Похожие ритуалы существовали в различных уголках мира (только индейцы вместо вина использовали воду, а датчане дли скрепления дружбы или договора окропляли кровью следы друг друга).
Английский ученый Джеймс Фрезер (1854-1941), более полувека изучавший верования и магические обряды первобытных людей, связал обычаи такого рода с так называемой контагиозной магией. Магическое мышление, считал Фрезер, основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное. Согласно второму принципу, вещи, однажды соприкоснувшись друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй законом соприкосновения или заражения. Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приёмы, основанные на законе подобия. Контагиозной же магией могут называться колдовские приёмы, основанные на законе соприкосновении или заражения.
Сохранилось множество описаний ритуалов, связанных с контагиозной магией. Так, например, в древности у всех народов существовал обычай, сохранившийся до сих пор в некоторых районах мира) тщательно прятать остриженные волосы и ногти, выпавшие молочные зубы ребёнка. Судя по всему, люди боялись, что через эти предметы можно нанести вред их бывшему владельцу. Известно, что туземцы Австралии для того, чтобы навредить своему недругу крадут у него вещи, aзатем колотят их и держат над огнём. Похожий обычай сохранялся до недавнего времени и у некоторых народов Европы. С «законом соприкосновения» связан и запрет: не есть в доме врага. Иначе, причиняя впоследствии вред ему, можно повредить и себе, так как через пищу устанавливается своеобразный контакт. Возможно, вера в действенность контагиозной магии породила в древности суровый обычай убийства неверной жены, если её муж находится в боевом походе. Ведь измена жены, незримо связанной с мужем, могла ослабить его, подорвать боевой дух и тем самым повлиять на исход баталии.
Одна из многих заповедей Моисея гласит: «Не вари козлёнка в молоке матери его». Эта заповедь сохранилась ещё со времён идолопоклонства евреев; она была записана на каменных скрижалях которые, по преданию, затем разбил во гневе Моисей. По мнению Фрезера, эта заповедь имеет прямое отношение к магии и направлена на сохранение домашнего скота. Молоко и козлёнок, составляя некоторое время единое целое с козой, сохраняют связь с ней, поэтому с точки зрения контагиозной магии кипячение молока и умерщвление козлёнка нанесут ущерб и козе. Тем более опасно для неё, по этой логике, совмещение таких действий. Скотоводческие племена считали жизненно важным следовать подобным ограничениям. Запрет на кипячение молока существовал и в других частях света (в Африке, Европе), а, например, в Марокко, Болгарии, Эстонии он сохранялся вплоть до XIX в.
Известно, что великий математик Пифагор и его школа относились к магии очень серьёзно и создали целый кодекс суеверий. Пифагорейцы запрещали, например, протыкать отпечатки ног человека гвоздём или ножом; настоятельно рекомендовали разглаживать, вставая с постели, простыни, чтобы не оставлять след от тела, и т. д.
В этой связи интересен сюжет, типичный для сказок у самых различных народов. Юноша, уходящий странствовать, оставляет дома нож или какую-либо другую принадлежащую ему вещь. По состоянию этой вещи (появлению ржавчины, пятен крови и т. п.) родные могли узнать судьбу юноши.
Вера в контагиозную магию могла возникнуть не только как результат «магического мышления», но и вследствие особой чувствительности некоторых людей к возможной реальной связи между объектами, которые ранее взаимодействовали, а ныне разделены в пространстве.
С этой точки зрения интересно обратиться к некоторым экспериментам в квантовой физике. Например, если два пучка электронов (или других микрочастиц) вылетели из одного источника, то в дальнейшем изменение состояния частиц одного пучка каким-то образом будет влиять на состояние частиц другого пучка. Иными словами, вероятности того, что их характеристики (координата, направление спина) принимают определённое значение, будут зависимыми. Такие две системы частиц называются квантово-коррелированными, и их поведение описывается аппаратом квантовой механики. Что понимать под квантовой системой? Известно, что микрочастицу можно одновременно представить как частицу и как волну (корпускулярно-волновой дуализм). Если несколько частиц находятся на расстоянии, значительно меньшем, чем длина их волны, то такую систему частиц можно описывать как квантовую. Квантовая система может находиться в любом агрегатном состоянии: жидком, твёрдом, газообразном. Яркий пример квантовой жидкости – сверхтекучий гелий; длина волны его атомов – того же порядка, что и размеры сосуда, в который он помещён. Поведение такой жидкости фантастично; впрочем, о так называемом гелии-IIмного написано в специальной и научно-популярной литературе. Из определения квантовой системы следует, что при уменьшении длины волны составляющих её частиц система может перестать быть квантовой. Наиболее простой способ уменьшении длины волны – нагревание системы Именно этим объясняется исчезновение сверхтекучих и сверхпроводящих свойств вещества при повышении температуры. Следует ожидать, что характер взаимодействия квантово-коррелированных систем существенно изменится, если одна из них перестанет быть квантовой.
Как понять смысл коррекции между двумя пучками частиц, выходящими из одного источника? Если попытаться перевести всё это в сферу «человеческих» понятий, то можно воспользоваться примером известного английского учёного П. Девиса: «...Два человека, сидя спиной друг к другу, одновременно бросают монеты. Если бросания совершенно случайны, то никакой корреляции между их результатами не будет. «Орлы» при бросаниях одной монеты будут выпадать с одинаковой частотой независимо от того, выпадет при бросании другой монеты «орел» или «решка». Предположим, однако, что бросания не вполне случайны и выпадение «орла» при бросании одной монеты чаще совпадает с выпадением «орла» при бросании другой; аналогичная картина наблюдается при выпадении «решки». Эксперименты демонстрируют наличие корреляции между результатами бросания двух монет».
Существуют два подхода к объяснению свойств квантово-коррелированных систем. Первый устанавливает принципиальную невозможность исчерпывающего рационального описания квантовых состояний систем и их корреляции в классических терминах (то есть, используя понятия силы, поля, координаты и т. д. ). В рамках этого подхода в принципе нельзя говорить что-либо о частицах до процесса измерения, так как считается, что местонахождение частиц пространстве не определено. Они как бы присутствуют одновременно везде. Второй подход к объяснению квантовых корреляций дал Эйнштейн. Он писал: «В конце концов кажется неизбежным представление, что физика должна стремиться к описанию реального состояния отдельной системы. Природу в целом можно рассматривать только как отдельную (однократно существующую) систему, а не как «ансамбль» систем».
Эйнштейн так и не смог преодолеть своё неприятие квантовой механики. Он был убежден, что непредсказуемость и неопределённость в квантовой механике – всего лишь фасад, за которым скрывается «разумный» и вполне предсказуемый мир, в котором не нарушаются фундаментальные законы природы. Этот подход допускает существование скрытых нелокальных параметров. Нелокальность подразумевает, в частности, существование между квантово-коррелированными системами некоторого материального воздействия, распространяющегося сколь угодно быстро. Физик Д. Бом предложил ввести понятие поля, передающего взаимодействие между квантово-коррелированными системами (он назвал его пси-полем).
Находясь в рамках второю подхода, можно утверждать следующее. Если имеется квантовая система, то при разделении её на части эти части будут продолжать взаимодействовать между собой и при пространственном разнесении их на любые расстояния, причём, согласно квантово- механическому описанию, это взаимодействие будет происходить мгновенно.
Но тогда, возможно, влияние разделённых частей квантовой системы друг на друга приведёт к изменению и её макроскопических характеристик (температуры, теплоёмкости, электрического сопротивления и т.д.).
Если предположить, что организм человека по каким-либо параметрам представляет собой единую систему и в квантовом смысле, многие ритуалы контагиозной магии могут быть объяснены свойствами квантово-коррелированных систем. Тогда выявляется физический смысл ритуалов, направленных на прекращение взаимодействия между контактировавшими ранее объектами... нагревая один из них! То есть точно так же, как можно нарушить связь в квантово-коррелированной системе. Вот примеры таких ритуалов.
У древних народов Африки, Новой Гвинеи, островов Индийского океана существовал очистительный обряд для воинов, на которых попадала кровь убитых ими врагов. Во время обряда воины проходили сквозь огонь. Считалось, что родные убитого через его кровь могут причинить вред победителю, а через него – его родным и соплеменникам. Огонь разрушал эту связь. (Позднее от всего магического обряда остался обычай посыпать воина пеплом, отсюда и пошло выражение «посыпать голову пеплом»).
Очистительный огневой обряд «профилактически» использовался, дабы обезвредить чужестранцев или людей, вернувшихся на родину, на случай, если с ними явились иноземные колдовские силы.
Когда в Австралии одно племя посещало другое, гости входили в селение с зажжённой корой или головнями в руках – настоящее факельное шествие!
С незапамятных времён практически у всех народов мира существовали огневые праздники, их элементы сохранились по сию пору (огни Великого поста; пасхальные огни; майские огни, известные под названием огней Бельтана; огни летнего солнцестояния, например, огни Купала в Иванов день н другие). На праздниках прыгали через костры, водили вокруг огня хороводы. Анализируя эти ритуалы, учёные пришли к выводу, что по всей вероятности, они имели очистительное назначение.
Аналогия между ритуалами контагиозной магии и свойствами квантово-коррелированных систем позволяет, как нам кажется, сделать следующий вывод: если подойти с доверием к опыту человечества и предположить, что контагиозная магия хотя бы частично основана на ощущении реальных физических процессов, то эти процессы должны происходить в том же поле, которое передаёт взаимодействие между квантово-коррелированными системами.
Читатель вправе задать вопрос: «Как может человек быть квантовой системой? Разве его организм обладает какими-либо свойствами, напоминающими сверхпроводимость или сверхтекучесть?» Сейчас мы не знаем ответа на этот вопрос, но ведь мы ещё так далеки от понимании природы человека...
2. «Жизнь» после смерти?
Вера в существование души сопровождает человека не одну тысячу лет. Дошедшие до нас описания древних ритуалов и обычаев (многие из которых легли в основу различных религиозных обрядов) позволяют вычленить основные «свойства», которыми наделялась душа. Некоторые из этих «свойств» были присуши взглядам только одного народа на потусторонний мир, другие же были общими практически для всех народов нашей планеты:
Итак, что представляют собой эти общие свойства?
I. После смерти человека душа его, по крайней мере в течение некоторого времени, продолжает существовать, и это существование имеет две фазы.
В первой фазе душа пребывает в неком промежуточном состоянии, тесно связанном с покойником. Продолжительность этого этапа у разных народов оценивается неодинаково. Например, у большинства народов Азии (тибетцев, гималайцев) она составляет 8-10 дней, у австралийских племён – до той поры, пока мясо не отделится от костей. Затем наступает вторая фаза, когда душа окончательно отделяется от тела и присоединяется к другим душам.
II. Родственники покойного сохраняют связь с его душой, и эту связь определёнными ритуальными действиями можно усилить или ослабить.
О ритуальных действиях, совершаемых для избавления от «влиянии» души покойного (т. е. для ослабления связи с душой), известный шотландский религиовед и знаток древних ритуалов Д. Д. Фрэзер писал, что они «порождены страхом перед духом умершего и желанием избежать его непрошенного внимания».
Самым распространенным ритуалом было обрезание вдовами и вдовцами своих волос (племя сиханака на Мадагаскаре, австралийское племя варрамунга и др.). У большинства народов Азии помимо этого практиковалось обрезание ногтей.
Существовал обычай и сжигания волос. Например, у племен Центральной Австралии – унматчера и кайтиш – вдовы сжигали волосы горячей головней до самых корней прямо на голове. В австралийском племени варрамунга у вдовы надрезали кожу посреди остриженной головы и зияющую рану прижигали горячей головней; в племенах Северной и Центральной Австралии – вадуман и мудбурра – вдовы подставляли головы под дым костра. Кроме стрижки и сжигания волос, у некоторых племён тела вдов и вдовцов обсыпали пеплом (индейцы племени бела-кула, индейцы племени тлинкит на Аляске, австралийские племена унматчера и кайтиш).
Эти обычаи отражены и в дошедших до нас древнегреческих мифах. Когда Ахилл узнал от сына Нестора о гибели Патрокла, «обеими руками захватил он пепла от очага и посыпал им голову. Рассыпался пепел по его одежде. Упал Ахилл на землю и рвал от горя волосы». У многих племён существовал обычай во время траура вырывать себе зуб (на Гавайских островах, островах Тонга и т. д.).
Какие же ритуальные действия совершались для «привлечения» души покойного? Можно было принести, например, прядь своих волос в «дар покойнику». Обычай хоронить вместе с умершим срезанные волосы его родственников наблюдался у арабов, греков, мингрелов, северо американских индейцев, таитян, тасманцев, австралийских аборигенов. Арабские женщины во время траура, кроме того, обматывали срезанные волосы вокруг надгробного камня и, вбивая в землю по обе стороны могилы два кола, вешали на соединявшую их веревку срезанные косы.
Гомер рассказывает, как Орест положил локон своих волос на могилу отца Агамемнона, царствующего в Микенах. Обращает внимание ритуал племени галеларизе с острова Халмагера к западу от Новой Гвинеи: после принесения умершему своих волос они моют голову тёртым кокосовым орехом, как проделывается у них обычно для очищения от прикосновения к телу умершего. Если покойник был очень уважаемым человеком, то подобные ритуальные действия выполнялись всеми членами племени. Например, когда умер великий арабский воин Халид-бен-аль-Валид, в его племени банумунджира не было ни одной женщины, которая не срезала бы своих волос и не положила их на его могилу. Гомер оставил нам описание того, как греческие воины под стенами Трои покрыли тело убитого Патрокла срезанными со своей головы волосами.
Вторым важным приношением покойнику в похоронных ритуалах была кровь его родственников. Кровь проливалась на усопших в Древнем Риме, Австралии, на островах Таити и Суматра, индейцами, аборигенами северо-западной части Нового Южного Уэльса. Для принесения этого дара скорбящие раздирали себе щёки, разбивали голову, делали надрезы на руках, бёдрах и давали крови стекать на покойника или в его могилу. На Таити собирали кровь из нанесенных ран на куски холста н укладывали их в гроб рядом с мёртвым телом.
Туземцы во многих местах Австралии не только бросают свою срезанную и слегка подпаленную бороду на покойника, но и натирают себя тлеющими остатками срезанной бороды умершего. Индейцы племени тлинкит на Аляске посыпали своё лицо пеплом от сожженного тела покойника. У народов Тибета и Гималаев существует обычай хранить кости умерших предков.
III. Сжигание человека заживо влияло на «действие» его души на оставшихся людей.
Практически у всех народов Европы существовал обычай, сохранившийся вплоть до эпохи средневековья: сжигать на костре людей, уличённых в колдовстве. Этот способ считался самым надёжным для прекращения их влияния на оставшихся людей. Фрэзер связывает с этим обычаем и случаи сжигания заживо животных (особенно страдали кошки): «Поскольку народная вера в способность ведьм превращаться в животных весьма глубоко и повсеместно укоренилась, большого доверия заслуживает гипотеза, согласно которой кошки и другие животные, сжигаемые на костре, подвергались такой участи как воплощения ведьм».
Многие народы верили в существование у человека нескольких душ. Например, даяки с острова Борнео н с Малайского полуострова считали, что у человека имеется семь душ; альфуры из Посо на острове Целебес придерживались мнения, что у человека имеется три души; обитатели Лаоса полагали, что тело является вместилищем тридцати душ и т. д.
Возникает вопрос: не находятся ли в основе таких ритуалов, помимо культурных, социальных, психологических и подобных мотивов, ещё и некие реальные физические процессы? Иными словами, возможно ли с точки зрения современных физических представлений сохранение после смерти человека какого-либо материального «образа», не включенного в материальную осязаемую оболочку тела; возможен ли контакт живых людей с этим «образом»?
Структура окружающего нас пространства или, говоря определённее, физического вакуума всегда была предметом исследования учёных. Первоначально они считали его однородной средой. Затем у вакуума появились составные части: теплород (жидкость, передающая тепло), электрическая и магнитная жидкости. Относительные размеры объектов, из которых состояли эти жидкости, не рассматривались.
Впервые идея многомасштабности для сред, составляющих физический вакуум, была выдвинута выдающимся английским ученым Дж. К. Максвеллом. Он предположил, что среда, движение которой порождает магнитные явления, состоит из частиц большего размера, чем среда, движение которой порождает электрические явления. Действенность написанных им на основе этих воззрений уравнений электромагнитного поля заставляет серьёзно относиться к созданной им модели физического вакуума. Идея разномасштабности материи прослеживается у Энгельса, предположившего существование частиц, являющихся аналогами математических бесконечно малых величин всё более возрастающих порядков.
По-видимому, изучаемый в настоящее время вакуум (состоящий из «скрытых» пар частица-античастица) представляет собой наиболее крупномасштабную среду физического вакуума. Резонно предположить, что сложные процессы, происходящие в организме человека, могут порождать не менее сложные образования во многих средах вакуума (в дальнейшем будем называть эти образования «следами» человека). «След» по своим размерам может не совпадать с видимой материальной оболочкой человека. Возникает вопрос: может ли в какой либо среде длительно сохраняться «след» человека? Другими словами, может ли какая-либо среда длительно сохранить возникшее в ней образование? Современная физика отвечает на этот вопрос утвердительно.
Одним из примеров таких сред является сверхтекучая жидкость, длительно сохраняющая, например, созданные в ней вихри. Обращение к сверхтекучим жидкостям не является случайным. Некоторые современные теории рассматривают вакуум как своеобразную квантовую жидкость. Можно предположить, что душа человека может быть его «следом» именно в среде такого типа.
Одной из особенностей сверхтекучих жидкостей является возможность введения для всего объёма жидкости волновой функции, характеризующей её как квантовую систему. Мы уже рассматривали аналогию между особенностями ритуалов контагиозной магии и свойствами квантово-коррелированных систем и предположили, что человек по каким-то параметрам является квантовой системой. В таком случае должна существовать волновая функция, описывающая поведение этих параметров. Не исключено, что эта волновая функция описывает состояние именно «следа» человека.
Известно, что при повышении температуры система перестает быть квантовой. И здесь вспомним третье «свойство», приписываемое человеческой душе: её «уничтожение» при сожжении человека заживо.
Контагиозная магия предполагает сохранение связи между самим человеком и его остриженными волосами, ногтями, пролитой им кровью, а также связь между человеком и его родственниками. С этой точки зрения перечисленные выше обычаи уже не кажутся такими дикими. Вполне допустимо предположение, – контагиозная магия обязана своим существованием наличию того же физического поля, которое передаёт изменение волновой функции между квантово-коррелированными системами. Если быть последовательными, то надо предположить, что это же поле осуществляет связь между «следом» человека (душой?), оставшимся после его смерти, и его родственниками.
Естественно, что сейчас невозможно дать строгое доказательство существования «души» после смерти человека и тем более указать длительность этого существования (она может быть разной в разных точках земного шара, вследствие неоднородного существования физического вакуума, температуры магнитных полей и т, д.). Hо трудно не задуматься над вопросом – может быть, вера в посмертное существование души имеет более реальные основания, чем неверие в неё?
Естествознание в мире духов?
Э. РЫЖОВ
Прочитав статью «Магия и квантовая механика», невольно поражаешься научной сухости изложения идеи такой фантастической силы. Но фантастика ли это?
Проще всего отнестись к этому как к очередной игре ума вокруг проблем вечных и жгучих. Однако возникает множество «но», от которых не так просто отмахнуться.
Итак, магия и квантовая механика. Если с «магической», так сказать, частью всё в порядке – материал подобран добротный и из добротных же источников, то квантовая механика при всей обстоятельности порождает ряд вопросов.
Действительно, элементарный здравый смысл не позволяет представить себе человека в виде квантовой, мало того, частью квантово-коррелированной системы. Правда, если учесть его малость во вселенских масштабах, то человечество наше, своего рода «гелий-II», возможно, окажется подверженным и законам квантовой механики в самом общем, космическом смысле.
Но в таком случае контагиозная магия и все остальные «магии» приобретают угрожающе правдоподобный облик, впрочем, утешит нас разве что статистический, вероятностный характер таких явлений, а не управляемый чьей-то волей – доброй или злой. Квантовые процессы, хвала мирозданию, вне морали.
Это была преамбула. А как насчет потустороннего мира? Неужели есть реальные предпосылки для выводов, к которым подталкивают авторы статьи? Иными словами, можно ли сегодня выявить механизм возникновения, функционирования и поддержания связи с неким квантовым «следом»?
Не так давно в прессе прошло небольшое сообщение о регистрации новых частиц – аксионов, которые, словно некий сверхлёгкий газ, заполняют всё пространство вокруг предметов и в самих предметах. Судя по сообщению, в одном из наших институтов зафиксировали не только частицы, но и целые облака их, причем на фотографиях они видны невооруженным глазом.
Эксперимент по обнаружению аксионов прост до изумления. Вращающийся в тёмной камере свинцовый конус подсвечивается узким пучком света, и фотопленка фиксирует светящиеся окружности. Чем быстрее вращение, тем ярче окружности. Иногда таких нимбов насчитывается до четырёх. Забавно, что их диаметр меняется каждые полторы минуты.
Но не это самое необычайное! Когда вращение конуса прекратили, светящиеся кольца были видны еще около двадцати суток! Как указывается в заметке, на характер свечения влиял латунный экран, магнитное поле и т. п.
Предполагается, что аксионный газ способен образовывать макроквантовые пространственные структуры, подобные увиденным.
Так может быть аксионный газ и является носителем «следа»? Если это так, то последствия легко прогнозируются.
С помощью чувствительных фотоумножителей можно вычленить составляющие колебаний этих нимбов, кроме того – зафиксировать пространственные структуры, как бы они ни назывались – нимб, аура, астральное тело и т. д. Возможно даже с помощью мощных компьютеров определить характер соответствия процессов, скажем, биофизических, и их «отражения-воздействия» в «следе». А самое простое – вероятно, в этом не будет никакой необходимости. Миллиарды людей общаются друг с другом, ничего не подозревая о том, как формируются наши коммуникативные структуры, и не догадываясь о принципах работы кодирующих и декодирующих систем.
Иначе говоря, достаточно установить характер взаимодействия между объектом и его «следом», как все остальное станет лишь делом техники в буквальном смысле. И если имеется связь (прямая и/или обратная) между объектами, то почему бы не предположить существование связи: а) между «следами», б) между «следами» и множеством объектов (отсюда телепатия, ясновидение, предвидение и т. п.), в) связь между «следом»» объекта существующего и прекратившего существование...
Вот этот последний, жутковатый вариант, рассмотрим подробнее.
Неизвестно, какое ритм существования остаточного «следа». В конце концов двадцать дней могут быть растянуты в субъективном восприятии (вернее, в «следе» восприятия) в невыразимо долгий срок. Вспомним, что за секунды сна иногда можно «прожить» целую жизнь.
Мы далеки от мысли, что над нами витают сонмища аксионных структур «снов-жизней». Но, как видите, стоило принять исходное предположение, как начала возникать относительно стройная картина такого эмоционального заряда, что логические передержки с первого раза н не разглядишь.
Но пойдем дальше. Так же как и мы, реально существующие объекты, можем организовывать сообщества, подчиняясь законам биологическим и социальным, так и «следы» наши вполне могут составлять конгломераты, подчиняясь, правда, законам (еще и – или только) квантовым. Причем «следы», оставшиеся без объектов, должны как бы стремиться к этому, поскольку взаимодействие их с миром объектов ослабевает. И тогда, возможно, информация, запечатленная в «следе», сохраняется длительное время.
Возникает, правда, много вопросов. Судя по всему, «след» оставляет любой объект в определенных условиях. Каковы характеристики «следа» объектов биологических и небиологических? Есть ли между ними корреляция? Что из себя представляет единый «след» и возможен ли он? И так далее...
Словом, вполне можно построить картину такого мироздания, в которое до скучного материалистически вписываются и магия (воздействуя на «след» воздействуешь и на его создателя), и представления о «потустороннем» мире, и переселение душ, всё таинственное и неопознанное... Всё-всё-всё!
Но появляются две мысли, одна философского плана, вторая, скажем так, бытового.
Первая – если наш «след» возникает на квантовом уровне, то не есть ли мы сами след «объектов» высшего порядка? Мысль далеко не свежая, еще Платон задумывался над этим. Но если мы вдруг получим возможность общаться со «следами» низших порядков, то каково будет для нас узнать, что среди нас есть «люди-следы» без своего объекта высшего порядка? Каково будет узнать, что и мы своего рода мир теней?
Вторая мысль попроще. Что произойдет, если завтра в любом магазине можно будет приобрести приборчик, позволяющий, назовем вещи своими именами, общаться с душами умерших? Очень трудно предсказать масштаб психологических, морально-этических, социальных и прочих катаклизмов. Как бы тогда не ощутить на своей шкуре истинный смысл выражения «мёртвый хватает живого».
Может, любая цивилизация а своём развитии доходит до такого этапа – и всё остальное её перестает волновать. Тогда понятны причины трагичного «молчания Вселенной». Мы вовсе не одиноки, только братья по разуму вступают в контакт на ином, квантовом уровне.
И ещё. Провозвестники так называемого «Нового Века» сулят нам грядущее объединение научного и религиозного мировоззрений на принципах нового видения мира. Но даже если вышеприведенное подтвердится и они получат столь весомый довод в пользу своих концепций, вопрос будет стоять так – а захотят ли объединяться наука и религия на столь этически сомнительной основе? И не будет ли это концом всех традиционных религий, которые лишатся основного своего ингредиента – тайны и чуда?