Austrian Black Metal
Я давно уже хотел сделать небольшой обзор австрийской металлической и околометаллической сцены, точнее, написать про те проекты, которые хоть как-то связаны с black metal. И вот, наконец-то сделал. Разумеется, этот обзор далеко не полон и это не рецензии на альбомы – я хотел лишь показать своё отношение к конкретным группам и к их музыке.
Сначала я хотел написать о ядре тусовки – о группах, входивших в т.н. Austrian Black Metal Syndicate. Но я точно не знаю, кто туда входил, были ли партбилеты и партийные взносы, исключали ли за различные провинности из Синдиката. И в итоге я, наплевав на формальности, просто написал обо всех интересных для меня проектах, хотя ядро, тем не менее, есть и состоит из десятка конкретных личностей. Благодаря их активности, таланту и, не побоюсь некоторого пафоса, самоотверженности, собственно говоря, и поднялась австрийская андеграундная музыка.
Конечно, австрийский металлический андеграунд состоит не только из black metal коллективов. Не будем забывать и ветеранов – легенд мирового death metal: такие группы, как Pungent Stench и особенно авангардистов Disharmonic Orchestra. Вспомним, но писать о них не будем.
Что мне нравится в австрийской сцене, так это её камерность и некая замкнутость на саму себя (хотя, конечно, сложно быть замкнутым, живя в центре Европы). По шумихе в прессе австрийцы были далеко позади коллег из Швеции, Финляндии, с Норвегией даже и сравнивать смешно. Исследуя мировую андеграундную прессу я практически не находил интервью с австрийскими деятелями и рецензии на альбомы были редки (опять же, если сравнивать со шведско-норвежской шумихой). Единственный попавшийся мне серьёзный обзор нескольких австрийских проектов был в нашем фанзине Raven. Да и вообще, австрийские музыканты занимались музыкой, а не бегали по церквям с бензином (хотя в Австрии церквушки-то каменные, там динамит нужен), и не стреляли ни в соратников, ни во врагов, ни в самих себя... Так же примечательно то, что сколь-нибудь активной концертной деятельностью банды не занимались – не видел в дискографии ни одного live-альбома (тут я имею в виду 90-е и самое начало 00-х). Сплит-альбомы редки, да и то, лишь со своими. Реализация – либо своими силами, либо с помощью, опять же, местных «значков».
Исполнительский и технический уровни большинства австрийских групп достаточно высоки. Так же нельзя не отметить оригинальность многих проектов.
Некоторые группы дожили до наших дней, записав по 5-7 альбомов, а другие сломались после первого релиза... Но рассмотрим все, дабы никто не ушёл обиженным. Таких «звёзд», доживших до наших дней, как Abigor и Summoning, описывать нет смысла, они и так широко известны.
Замечу, что участники рассматриваемых проектов постоянно играют (-ли) то тут, то там, поэтому какие-то их многочисленные частные метания по другим группам (где-то подпел, где-то подыграл на гитаре и пр.) отследить совершенно невозможно, поэтому я рассказывать подробно про всю эту движуху не буду, да и ни к чему это. Кому интересны другие проекты музыкантов, то можно посетить сайт metal-archives.com и подробнейшим образом прояснить интересующие вопросы.
И ещё из социального: в Австрии живёт всего 8 млн. жителей – это в два раза меньше, чем в одной лишь Москве! А количество одних только металлических проектов можно оценить по всё тому же metal-archives.com. Выводы каждый делает для себя сам.
Angizia
Есть группы, существующие вне каких либо контекстов, как современной, так и классической музыки, творят сами по себе и для себя, не смотря ни на какие тренды, стандарты и требования публики. К таким проектам можно отнести Ангизию.
Моими любимыми являются два альбома: 1997 «Das Tagebuch der Hanna Anikin» и 1999 «Das Schachbrett des Trommelbuben Zacharias» , так что, в приципе, все описываемые тут мои восторги касаются именно этих двух релизов.
У руля проекта стоят два музыканта. Это Engelke (Michael Haas – вокал, лирика, музыка, концепция) и Emmerich Haimer (гитара). В музыке круто замешана классика, металл, готика, опера... Примечательно, что все партии сыграны на живых инструментах – ни одного синтетического звука нет. Конечно, для записи подобной музыки приглашаются профессиональные музыканты. Лидирующим инструментом является фортепиано, играющее и мелодии, и т.н. «риффы». «Зафуженная» гитара тоже есть, но звук имеет очень уж тщедушный. Нет, я не призываю делать из неё death metal, но прописать хотя бы даблтрек и организовать хоть какое-то подобие стерео из гитарной дорожки для музыки явно было бы нелишним (что и было осуществлено в более поздних альбомах).
Вокальная часть заслуживает отдельного внимания, т.к. она во всех альбомах (а на моих любимых особенно) просто... сногсшибательна!! Если вы знаете и любите немецкий язык, то прослушивание альбомов Ангизии вам абсолютно необходимо! Хотя местами используется и английский язык тоже. Профессионализм вокалистов даже не обсуждается, какую манеру вокала не возьми – хоть скрим, хоть чистый голос, хоть речитатив. Женский вокал особенно восхитителен – это действительно настоящий оперный вокал, а не псевдооперный, как у всяких там туруруруруруруненов... При этом все вокалисты не просто поют свои партии, они именно играют их! Красота немецкого языка становится слышна во всём своём великолепии, особенно в альбоме про барабанщика Захария. В этом творении группа отказалась от блэкового вокала. Плохо это или хорошо – не знаю, но на музыку данный факт особого влияния не оказал. По насыщенности аранжировок этот альбом превосходит как предыдущие, так и последующие релизы и является, на мой взгляд, апофеозом творчества группы.
Странно, какой-то популярности у коллектива я не заметил – сужу по отсутствующим интервью и рецензиям в профильной прессе (по крайней мере того времени – конец 90-х начало 00-х). Возможно, что музыка Ангизии слишком агрессивная для классики и слишком «классична» и сложна для металла, поэтому и получается некая обособленность коллектива от различных «тусовок». Хотя, наверняка в нашу эпоху Интернета и появилось что-то, но я за околомузыкальными делами давно уже не слежу.
Необычна и концепция группы: Россия и русская культура. Неожиданно? То-то же... Не удивительно, что и русский язык тоже используется. Но здесь он просто чудовищен! Неужели нельзя было найти русскоговорящего, а? Речь не просто об акценте, а о самом произношении – слов вообще не разобрать, а сам «русский» язык скорее напоминает польский – отдельные слова с трудом, но всё-таки угадываются.
Поздние альбомы (которые, признаюсь, я слушал в полуха и невнимательно) меня не очень «цепляют», хотя отрадно, что проект не скатился в ненавистную мной цыганщину и романсы, хотя балансируют они на самой грани.
Grabesmond
Всё началось в 1995 году, когда Питер Кубик (Peter Kubik, он же P.K. – Abigor) и Рихард Ледерер (Richard Lederer, он же Protector – Summoning и другие проекты) решили создать электронный проект, исполняющий мрачную ритуальную музыку. Вскоре родилась и первая запись – демо 1995 года, содержащее одну 20-ти минутную пьесу «In schwindendem Licht». Восприятию музыки очень мешает довольно поганое качество записи, что для подобного звукотворчества весьма некстати. То тут, то там возникают фирменные протекторовские «прогоны» – мелодии и повторяющиеся фортепьянные секвенции очень узнаваемы, и позже мы их ещё услышим в его многочисленных проектах.
После записи демо интерес дуэта к Grabesmond пропал – видимо, из-за нехватки времени, ведь нужно было реализовывать свои идеи в других группах. И тут как раз Люсия (Lucia-Mariam Fåroutan-Kubik), жена Питера, решилась продолжить начатое мужиками дело. Что и было ей вскорости воплощено в последующих двух альбомах 1997 и 1999 года.
Первый альбом Люсии «Mordenheim», записан, конечно, гораздо лучше дебютного демо. Музыка полностью скатилась в неоклассику, а эмбиент и тем более ритуальность практически исчезли.
Второй альбом – «Xenoglossie» – гораздо разнообразнее по композиции и по используемым звукам. Даже появилось немного вокала. Одна из композиций – это переигрыш Saltarello небезызвестных Dead Can Dance. Здесь же эта вещь называется Isis Noreja и исполнена на других инструментах (в основном, на скрипке). Похоже, что это какая то популярная европейская народная мелодия.
Реализовав свои творческие амбиции, Люсия перестала продвигать свой проект и, по всей видимости, занялась обустройством быта.
В итоге о Grabesmond можно сказать, что это довольно простая, в меру разнообразная в части тембров музыка, исполненная на единственном синтезаторе. Ничего особенного нет, но, не смотря на это, материал вполне слушабелен и сделан со вкусом – любителям такого рода творчества, Grabesmond должен понравится.
Die Verbannten Kinder Evas
Довольно известный проект Протектора и Силениуса (Silenius, он же Michael Gregor – Summoning, Abigor и др.; после первого альбома он покинул группу), по музыке представляющий некий эталон неоклассической музыки.
Я помню, как в самом конце 90-х приобрёл первый одноимённый альбом на диске в какой-то музыкальной палатке неподалёку от института. Я знал, что это кто-то из австрийских металлистов, но что там за музыка записана – я понятия не имел. Вставив диск в магнитофон, я в начале несколько обломался, поняв, что там не металл, но потом эти волшебные звуки меня просто очаровали. Музыкальное разнообразие, различные вокалы, меняющееся настроение – чувствуется твёрдая рука мастера, знающего своё дело. Фирменные «фишки» Протектора воплотились здесь на высочайшем уровне в каждом треке. Немного сыроватый саунд пошёл на пользу атмосфере и добавил своеобразного шарма звучанию.
Последующие два альбома 1997 «Come Heavy Sleep» и 1999 «In Darkness Let Me Dwell» мало отличаются друг от друга. Это по-прежнему атмосферная около-симфоническая музыка с разнообразными вокалами, записанная, естественно, гораздо лучше дебютного альбома. Хм, мне показалось, что Рихарду, по всей видимости, очень трудно отойти от привычной для него стилистики (слышимой также во всей дискографии Summoning), поломать свои же собственные стандарты и записать хоть немного отличающиеся друг от друга по музыке и по композиции треки. В первом альбоме с разнообразием проблем было куда как меньше...
После 7-летнего перерыва Рихард нашёл себе настоящую оперную вокалистку и записал с ней четвёртый альбом «Dusk And Void Became Alive». Плюсом релиза (помимо великолепной вокальной части, хотя и более скудной на тембры, по сравнению с предыдущими альбомами), является то, что он наконец-то отошёл от своих собственных стандартов при построении композиций. Получилось весьма милая, чувственная и очень глубокая музыка.
Уже после того, как я написал эту заметку, случайно наткнулся на первое и единственное 18-минутное демо, называющееся «Demo-94» и очень паршиво записанное. Треки оттуда (правда, с другими аранжировками) полностью вошли в дебютный альбом, так что, особого интереса этот релиз не представляет.
Вердикт: DVKE являлись и являются по сей день неким эталоном подобной музыки и практически «выжали» все соки из данного направления. Я не знаю, можно ли сделать что-то лучше того, что делали они уже более десяти лет назад...
Dargaard
Электронно-симфонический проект, в составе которого две персоны: Tharen (Alexander Opitz – Amestigon, Dominion III и др.) и прекрасная (судя по фото) Elisabeth Toriser, начавшая свою музыкальную карьеру ещё в 1995 году, записав вокал Abigor'у в альбоме «Nachthymnen». Если фундаментом музыки DVKE является классическая музыка и на классических же структурах базируются все композиции, то Dargaard несколько расширили музыкальную палитру и в своей музыке они смело используют нойзовые сэмплы, эмбиентные подкалдки и даже скрим-вокал.
Дискография проекта насчитывает четыре релиза. Я не являюсь особым поклонником музыки Dargaard (предпочитаю идеи DVKE), поэтому опишу все их альбомы разом. Хотя концептульно эти два проекта похожи, но атмосфера Dargaard отличается, да и чисто мелодические решения у них довольно оригинальны и самобытны. Не смотря на разнообразие, все композиции проекта не теряют своей целостности. Разнообразие, кстати, не вредит даже некоторой медитативности – призрачные мелодии увлекают за собой, а гармонические решения не дают скучать.
Даргаард и появившиеся немного раньше DVKE, представляют собой два прекрасных проекта, которые отлично дополняют друг друга, образуя совершенно неперебиваемую пару, исполняющую поистине сказочную и волшебную музыку.
Amestigon
Весьма странный проект под управлением уже известного нам Тарена (здесь он барабанит, поёт и играет на клавишах). За 15 лет существования было реализовано всего два демо, две EP-шки, два сплита и один полноценный альбом, выпущенный только лишь в 2010 году. А странность в том, что не смотря на заложенный в первых демо и EP-шках потенциал, группа полностью так и не реализовала, а даже наоборот – с каждым последующим релизом всё больше и больше скатывалась в банальный black metal. Много писать не буду, да и нечего, т.к. по музыке ничего особо интересного проект не представляет – стандартные чёрнометаллические релизы с различным качеством записи.
Полноценный альбом 2010 года «Sun of All Suns» так же ничего интересного из себя не представляет, а музыка очень сильно похожа на немного упрощённые шведские стандарты, типа Algaion или тот же старый (не)добрый Marduk.
Интересно происхождение названия. Слово «аместигон» я встречал в оккультно-мистическом рассказе А.И.Куприна «Звезда Соломона» (рекомендую, кстати), а вот откуда это словечко известно австрийцам – мне неведомо.
Dornenreich
По навороченности музыки и по разнообразию релизов этот проект можно смело ставить в один ряд с Angizia и Ulver и для меня загадка, почему о Dornenreich так мало говорят в андеграунде, да и рецензий я особо не встречал (наверняка просто плохо искал). Руководит группой персонаж под ником Eviga (настоящее имя Jochen Stock, он также помогал Angizia с вокалом и гитарой, и, как это принято, другим смежным группам).
1997 «Mein Fluelschlag» (demo) – демо-альбом с музыкой в стиле black metal, не больше и не меньше. Качество весьма сносное для демо. Музыка на уровне, но довольно стандартна: агрессия, скорость, лирика на немецком, немного клавиш. Закос под Норвегию тут очевиден (ушеслышен), но придумано, сыграно и записано всё это дело на достаточно высоком уровне.
1997 «Nicht Um Zu Sterben» – первый полноформатник и о стиле музыки можно догадаться. Да, black metal, но уже с отличной записью. Мелодии, клавиши, много акустических отступлений – профессионально и привычно для второй половины 90-х годов.
1999 «Bitter Ist's Dem Tod Zu Dienen» – странно, но записан этот альбом похуже дебюта. Звук стал каким-то глуховатым. Предыдущие мои эпитеты по поводу музыки здесь также уместны, но вдобавок ко всему сказанному можно отметить появившиеся в гораздо больших количествах клавиши и чистый вокал. Так же появилось больше размеренных мест и даже парочка почти полностью акустических треков.
2001 «Her Von Welken Nachten» – всё ещё black metal, с увеличенной долей готики, появилась какая-то истеричность. Металлическая часть не пострадала. Вообще, саунд очень качественный. Можно даже сказать, что это доведённые до ума идеи предыдущего альбома, при этом улучшились все аспекты – и вокал, и сануд, и музыка.
А вот на альбоме 2005 «Hexenwind» начались навороты. Такое впечатление, что при сведении на пульте всю готическую составляющую загнали в одну подгруппу на микшере, а металлическую – в другую. И вот эту готическую подгруппу сделали громче и получилось так, что все готические элементы – акустическая гитара, клавиши, чистый вокал, речетативы и шёпот – вылезли на передний план, а металлическая часть – гитары, скрим-вокал (которого и так мало), наоборот, оказались на заднем плане (и записаны они глуховато). Готичность доминирует не только по форме, но и по сути. Агрессии в музыке почти не наблюдается, одна меланхолия и даже тоска... Мелодии стали скудными и не такими яркими, как раньше. В общем-то альбом неплох, но уж больно тоскливый на мой вкус.
2006 «Durch Den Traum» – группа вернулась в металлическую колею, но теперь это не просто готический black metal. Теперь музыкальное блюдо приправили психоделией и каким-то пост-роком. Ставшая излюбленной фишка – «брынчание» на «чистой» и на акустической гитарах продолжено и используется почти постоянно. Конечно, альбом очень неплох, но те веяния и примеси просто мне не очень нравятся.
В 2008 году был выпущен очень странный и необычный альбом «In Luft Geritzt», и представляет собой акустическую музыку под «брынчащую» гитару. Правда присутствуют различные украшательства: постоянно солирующая скрипка, бубен (или что там у них стучит?), перкуссия какая-то, а так же истеричный вокал (но не скрим). Если отбросить «металлические» релизы проекта и слушать данный релиз непредвзято, то музыка вполне впечатляет даже меня, мягко говоря, не любителя подобного менестрельского креатива.
В 2009 вышел концертный DVD «Nachtreisen», который прошёл мимо меня, поэтому и сказать мне нечего.
2011 год ознаменовался выпуском альбома «Flammentriebe» на котором можно услышать, так сказать, возвращением к black metal корням, притом в самом наилучшем виде. Все свои проверенные приёмы группа воплотила на самом высоком уровне – скорость, мелодии, прекрасный звук, готические элементы. Отличный релиз!
Ice Ages
Ещё один проект Протектора в котором он уже творит совсем один, без ансамбля. Стиль заявлен, как idm/ebm/industrial, спорить с этим не буду, т.к. особо не разбираюсь. Но неоклассики и знаменитых фирменных музыкальных «прогонов» здесь почти нет, хотя протекторовский стиль, конечно же, сохранён – на некоторых мелодических партиях прямо таки написано, что они вышли из-под «пера» Протектора. Основное отличие этого проекта от других – это постоянно присутствующий сильно искажённый вокал. Да и структура композиций близка к обычной песенной.
В общем, писать много не буду: профессиональный проект одного из лидеров австрийской сцены, хотя такая музыка меня быстро утомляет.
Golden Dawn
Группа с не очень богатой дискографией (по сравнению с другими австрийцами) – 3 полноценных альбома (и ещё несколько демок и EP-шек) за 16 лет существования.
Начиналось всё, как и у многих, с демо-альбома, представившего группу как очередную black metal формацию. А вот далее пошли стилистические метания лидера проекта, скрывающегося за ником Dreamlord (настоящее имя Stefan Traunmüller, естественно, у него ещё несколько проектов помимо рассматриваемого), которые привели его чуть ли не к готическому року. Но, видимо, он вовремя одумался и всё вернулось в металлическую струю.
Последний альбом на данный момент вышел в 2012 году и назвается «Return to Provenance». Этот релиз единственный из трёх альбомов, записан по всем правилам – и звук фирменный, и сведение и пр. Но вот материал ну очень уж банален: так играли в Европе в начале 00-х годов – среднескоростной очень пресный modern black/death metal шведского образца.
Несмотря на «громкое» название с притензией на идейность, группа так и не справилась с возложенной на себя ношей, по сути, не записав за всю свою историю ничего интересного.
Hollenthon
Проект Мартина (Martin Schirenc) из упомянутых мной во введении Pungent Stench, берущий своё начало в середине 90-х (остальные музыканты тоже не мальчики и опыта им не занимать). Симфонический среднескоростной black/death metal с очень «жирным» фирменным звучанием. Группу можно поставить в один ряд с такими актами как Melechesh, Orphaned Land, Therion – этакий симфонизм с восточными мелодиями.
Клавишник (как я понял, это и есть Мартин, но кроме клавиш он ещё и поёт, и басит, и играет на гитаре) проделал гигантскую работу и часть оригинальности легла на его хрупкие плечи. Клавишник этот попался с юмором – то тут, то там проскакивают мелодии из известных классических произведений. Музыка местами немного смахивает на Dimmu Borgir, но у австрийцев саунд гораздо мощнее и агрессивнее. Так же в небольших количествах есть женский вокал (так себе) и хоровые дела (неплохие).
В целом, музыка наворочена и интересна и один из больших плюсов для меня, что все эти «симфонизмы» проходят без ущерба для metal-составляющей.
Korova/KorovaKill
Проект начинал творить под названием Korova и уже этим мрачным и бескомпромиссным названием сразу же обратил на себя внимание. Встречал характеристикку стиля как barocco black metal, но в чём заключается «барочность» – непонятно, вероятно в чистых мужских и женских вокалах.
1995 «A Kiss In The Charnel Fields» – дебютный альбом, который и определил стилистическую (внестилистическую?) направленность банды. На первый взгляд, это грязновато записанный black metal – скорость, агрессивные гитары, скрим... Но, послушайте, что они играют! По сути это какой-то авангард, близкое по воздействию – это норвежцы Ved Buens Ende... Абсолютно шизоидные гармонии, на которые наложены женские завывания и чистый мужской голос. Клавиши создают готичность, или как здесь – барочность. В принципе, музыка хороша, вот только такой любительский саунд сводит на нет почти все достоинства проекта.
1998 «Dead Like An Angel» – второй альбом банды и, к большому сожалению, саунд нисколько не улучшился. А вот атмосфера и сама музыка изменились – появились в больших количествах индустриально-электронные фишки, хотя, опять же, сложно определить направление изменений, хотя основа музыки – это по прежнему black metal.
Сменив название на KorovaKill (Корова-убийца? Корова-убивает? Смертоносная корова?) шайка записала альбом 2001 «Waterhells». Наконец-то в лучшую сторону изменился саунд, но не скажу, что он стал идеальным. Но и стилистика снова поменялась! Теперь крен сместился в сторону death/doom (что-то в духе старого Septic Flesh). Безумия и шизоидности поубавилось, black metal тоже почти пропал, больше стало размеренных, атмосферных мест, появилось больше акустических и клавишных вставок. Хотя ощущение при прослушивании, что происходит «что-то не то» осталось... И в этом вся прелесть проекта.
В наши дни лидер банды Кристоф (Christof Niederwieser) продолжает творить музыкальное безумие под вывеской Chryst.
Trifixion
Сольный проект барабанщика Трификсиона (Trifixion, настоящее имя Alexander Trondl), известного по работе с Summoning. Банда выпустила один полноформатник 1995 года «The First and the Last Commandment», музыка которого представляет собой простой средне-скоростной black metal, умеренно мелодичный и с некой рок-н-рольностью, напомнившей мне ранний Impaled Nazarene. На гитарке помогала подружка Трификсиона по имени Yog Sototh и справилась она с этим весьма недурно. А вот вокал лидера проекта довольно мерзок. Вокалировать Трификсион не умеет и в студии пытались это скрыть обработкой, получилось плохо. Барабаны записаны в «фирменном» австрийском стиле – выведенный «громыхающий» снейер. Видно, в той студии это своего рода «фишка» или просто Трификсиону так больше нравится...
Говорить больше нечего: крепкий средний релиз, неплохо реализованный и потерявший свою актуальность в наши дни, интересен разве что таким исследователям как я.
Pervertum
В 1995 году банда (в полноценном составе, что редкость для рассматриваемых в обзоре проектов) выпустила единственный альбом «Creature of Ungod», а из «звёзд» здесь лишь Trifixion на барабанах.
По музыке это обычный среднескоростной black metal старонорвежского образца. Ничего оригинального или интересного нет, всё довольно банально и скучно, даже не смотря на мелькающие то тут, то там хэви/трэш риффы и простенькие соляки. Саунд немного пострадал из-за задвинутых назад гитар и, как следствие, вылезшей вперёд бас-гитары с барабанами. Барабаны, кстати, опять с «фирменным» звонким австрийским снейером.
Видимо альбом был записан «по приколу» из-за тренда (типа, «мы теперь тоже black metal банда!»), т.к. никаких записей больше не было, а участники коллектива нигде больше не засветились (кроме Трификсиона, конечно).
Werwolf
Ещё один проект (на этот раз последний) в котором засветился Трификсион (барабаны/клавиши). Музыка принципиально не отличается от описанных выше двух его банд, разве что саунд немного другой, есть простенькие клавиши «под готику» и в больших количествах добавлены милитаристкие сэмплы. В целом, музыка даже неплоха и вполне слушабельна. Werwolf «прогремел» в андеграунде благодаря «резонансной» тематике песен и имиджу – Вторая Мировая война и как следствие этого (хотя для меня весьма странно) непродолжительное время наблюдалась «антифашистская вонь» от рефлексирующих редакторов некоторых печатных изданий. На самом деле, музыка Werwolf – это просто war-metal с милитаристской лирикой и концепцией, не имеющей к фашизму никакого отношения.
Помимо Трификсиона из «звёзд» здесь вокалирует Михаэль (Michael Piesch) – владелец старейшего андеграундного метал лейбла Lethal Records (взявший «под своё крыло» все проекты Трификсиона) и зарелизивший в своё время такие известные акты как Unholy, Acheron, Belial и других. Видно, он подумал, что раз у меня лейбл, то почему бы не создать парочку музыкальных проектов. Вот и создал. У Михаэля был ещё один проект – Totennacht, выпустивший так же единственный альбом, на котором представлен совсем не мрачный готик-дарквейв с очень хилым саундом, с «тощей» гитарой и громкими вокалами.
Конец у лейбла был совершенно позорный: Михаель был заклеймён всем мировым андеграундном как вор, трепло, предатель, «rip-off» и т.д. и с 1998 года больше в музыкальных делах не замечен. Судьба Трификсиона не менее печальна – он стал диджеем...
Pazuzu
Лидером и единственным участником «банды» является человек по имени Пазузу (Raymond Wells). Почему этот проект приобрёл такую популярность – до сих пор является загадкой для меня, т.к. на мой сугубо личный взгляд (слух) ничего интересного или оригинального ни в музыке, ни в реализации нет. Да и сама музыка очень аскетична и проста, а сложность композиций такова, что их вполне мог придумать и записать любой подросток, которому родители на день рождения подарили синтезатор-самоиграйку.
Первый альбом был реализован в 1994 и назывался «And All Was Silent...» Проект отличается от остальных большим количеством разнообразных вокалов – это и пение, и «страшные» речитативы, и рычание, и крики. С этим помогли уже известные персонажи – Силениус, Протектор (он ещё побряцал на клавишах) и даже Трификсион. Всё это «добро» положено на очень простенькую музыкально-шумовую подкладку, сделанную «под средневековье». Музыка в целом похожа на какой-нибудь саундтрек к фентези-фильму про колдунов.
Самый раскрученный альбом проекта вышел в 1997 «Awaken The Dragon» – сделан в ключе первого творения, разве только музыка стала трохи побогаче и саунд получше, но треки слишком короткие, в среднем по 4-5 минут, полностью погрузиться в атмосферу не получится.
В третьем и последнем альбоме 1999 «III: The End of Ages» стал заметен уклон в симфонизм и эмбиент. Но голос по прежнему доминирует. Длительность каждого трека не увеличилась, даже наоборот – появились треки по 1-2 минуты.
В общем, музыка Pazuzu весьма посредственна и ей очень и очень далеко от мелодизма, симфонизма и атмосферы DVKE.
Heidenreich
Проект Питера Кубика (все инструменты), Люсии (клавиши) и Тарена (вокал). Изначально группа назывался Hellbound и реализовали они под этим именем два очень посредственных демо-альбома. Музыка же рассматриваемой банды – сыроватый black metal с эмбиентно-индустриальными фишками. За барабаны отвечает паршиво запрограммированный компьютер – и это самый серьёзный минус проекта. Особо писать нечего, единственное, что мне пришла в голову мысль, видимо Питер хотел реализовать некие «космические» идеи в лирике/музыке и поэтому создал этот проект, а впоследствии силёнок на всё не хватило и он эту концепцию перенёс в Абигор. Подтверждением тому служит тот факт, что после официального прекращения деятельности Heidenreich’а, Абигор выпустил свой альбом Satanized, где Питером была продолжена (а для Абигора – начата) тема «космического сатанизма».
Если уж сравнивать Heidenreich и Abigor, то первый проигрывает по всем фронтам – и музыка гораздо проще, и запись хуже, и тупая драм-машина, и цепляющих мелодий нет, и риффы скучны...
Dominion III
Ещё одна группа уже знакомой нам по Dargaard сладкой парочки – Тарена и Элизабет. Не смотря на присутствие гитар, к metal этот проект имеет мало отношения. Этот стиль вроде как называется idm/ebm/industrial или что-то типа того... Львиную долю в звуковом полотне составляют различные искажённые сэмплы, драм-машина c techno-саундом и сильно примоченный вокал. Есть так же и атмосферные ambient фрагменты. Мелодика, воплощённая в клавишных скрипках/дудках, тоже есть. Вообще, музыка довольно наворочена именно в части саунда и при прослушивании создаётся атмосфера этакого технократического Средневековья (бывает такое?).
Слушать музыку Dominion III весьма интересно из-за разнообразия как звуков, так и собственно музыкальных идей и решений. Даже немного жаль, что они прекратили свою деятельность, выпустив всего два альбома.
Kreuzweg Ost
Martial/industrial проект, начатый в самом конце 90-х уже упомянутыми Мартином (он ушёл после записи первого альбома) и Силениусом, музыка которого немного напомнила мне кое-что из творчества Reutoff, хотя я мало слушал такой музыки. Банда должна заинтересовать фанатов жанра – милитаристкие семплы, очень много переговоров на немецком, а-ля WWII, взрывы, шумы, разные искажённости... Кстати, интересно, а не опасно ли им там в своей Австрии заигрывать с подобными темами?
Мне непонятно, а что в составе делают аж три человека?! При этом, ни живых инструментов, ни вокала (кроме речитативов/переговоров) нет...
Raventhrone
Этот проект идёт в качестве бонуса из-за Pazuzu (в составе ещё один нехристь-барабанщик), который основал его, переехав в Канаду. Музыку можно охарактеризовать как мелодичный готический dark metal, хотя никакой агрессии и тяжести в музыке нет, так, размеренные песенки с чистым вокалом. Барабаны плоские и похожие на драм-машину, не добавившие ничего положительного музыке. Много клавишных партий, но они простые и не представляют из себя ничего интересного. Вообще, саунд очень жидкий.
В целом, проект весьма слабоват, но любители готики возможно и найдут для себя кое-что интересное.