«Grave Disgrace» & Far East Underground

Изначально я хотел написать небольшую заметку о редакторе первого металлического фанзина Grave Disgrace Аркадии Гладченко, которого уже, к сожалению, нет среди живых, но впоследствии статья серьёзно разрослась благодаря дополнительной информации.

Но обо всём по порядку.

Для начала, думаю, надо разобраться немного, чем же отличается обычный музыкальный журнал (magazine) от настоящего фанзина (fanzine). Есть одна определяющая черта – за фанзином стоит редактор, а само издание является творческим актом этого редактора, воплощением его идей, мыслей, вкусов и прочего. Обычный музыкальный журнал, как правило, является сборной солянкой для того, чтобы угодить любым фанатам самого широкого спектра музыки, а фанзин же наоборот – «угождает» исключительно вкусам редактора. Поэтому, фанзин более конкретен и более узкоспециализирован на каком-то одном музыкальном направлении.

Откуда же вообще взялось это понятие – «фанзин»? Пробежимся очень кратко по истории.

Расцвет самиздатовской литературы и такого явления как «фанзины» приходится на середину XX века, когда на пике популярности была научная фантастика. Собственно, фанзины изначально выпускали фанаты научно-фантастической литературы, о ней и писали.

Интересующие нас музыкальные фанзины, как можно предположить, возникли чуть позже с расцветом рок-музыки. Первым серьёзным изданием стал американский фанзин «Crawdaddy!», основанный в 1966 году.

С появлением металлической музыки, появились и металлические издания, но главный толчок пришёлся на конец 80-х начало 90-х годов, когда мир поразила black metal чума – именно тогда металлические фанзины достигли апогея своего развития, и стали включать в себя не только музыкальные статьи, но и затрагивали множество смежных тем – религиозных, философских, социальных, и конечно же, сатанинских, оккультных и эзотерических, т.е. писали ровно о том, о чём вещали нам тёмные металлические коллективы.

В отечественном подполье происходило то же самое, но с гораздо меньшим размахом. У нас тоже всё началось с литературных фанзинов (на тему научной фантастики, конечно) ещё в 60-х годах прошлого века, потом стали издаваться рок-фанзины, а потом появились и металлические – подробности можно узнать в отдельной статье про отечественную подпольную музыкальную прессу.

Замечу, так как музыки у нас катастрофически не хватало, то наши самиздатовские музыкальные журналы помимо переводов статей из западных профильных изданий, обзоров всем известных релизов и просто тыренных или придуманных интервью и биографий, ещё и щедро дополнялись репортажами о различного рода местечковых концертах, прозой, стихами, рисунками, размышлениями, ну и разумеется, выяснением кто более «истинный рокер», а кто «продажный позёр» (ровно то же самое было позже и в метал-фанзинах). Ведь нашего брата хлебом не корми, а дай поперемалывать косточки соратникам… В общем, формат «фанзина» для отечественного рок-андеграунда (в широком смысле термина «рок») подходил как нельзя кстати, ведь читать и писать мы любили всегда.

Я думаю излишне говорить, что ярлык «фанзин» совершенно не означает, что вы автоматически получаете интересную и уникальную информацию. Все издания были очень разные по качеству и подаче материала; были и авторские, интересные, а были и абсолютно серые, проходные. Только сейчас народ стал доставать с пыльных антресолей забытые всеми номера, сканировать и выкладывать в Сеть. И с удивлением можно узнать, что на родных просторах в поздне- и постсоветское время (до повальной интернетизации) выходило довольно много самопальных музыкальных рок-журналов. Поэтому при наличии соответствующего интереса, можно самостоятельно провести исследование выложенного в свободный доступ материала.

Так вот, Grave Disgrace появился не в Москве, и даже не в Питере, а в далёком от центральной России Хабаровске. Помимо Аркадия (он же F.E.AR), над журналом работал ещё один человек – Андрей Ерохин (Oliver). Вышло всего два номера: №1 в начале 1992 года, №2 – в конце 1993.

Обложка «Grave Disgrace» №1

Идея написать про отечественные метал-фанзины появилась у меня ещё в 2011 году, и начав тогда искать информацию, я совершенно случайно узнал, что редактор GD Аркадий Гладченко умер незадолго до этого. Вот что мне тогда написал один из его друзей:

«Аркаша умер 16.02.11 в больнице Тверской области. Родственники его затруднились назвать мне точный диагноз, но причина смерти – некая болезнь сердца. Ещё информация – в больнице дали препарат, который негативно повлиял на организм и после перевода в другую больницу Аркаша вскорости скончался. Доктора говорили, что так или иначе, но он бы не протянул долго. А что они ещё могли сказать…»

А. Гладченко

А уже в текущем 2017 году, я решил сделать ещё одну попытку найти нужную информацию. Но подумал, что лучше сразу найти Оливера – кто как не он сможет рассказать подробности? Отыскав с помощью Интернета и социальных связей номер его мобильного телефона (!), без всякой надежды написал ему смс-ку, где кратко изложил, что хочу сделать статью. Через пару дней к моему удивлению Оливер ответил. И ещё больше я удивился, когда мне на почту пришёл не краткий и сухой ответ (или отписка, или вообще игнор – как это водится в нашем «дружном» андеграунде), а целая история – и про Аркадия, и про Grave Disgrace, и про совершенно неизвестную в наших краях дальневосточную андеграундную движуху.

Выражаю ему благодарность за неравнодушие и искренний интерес.

Я дополнил повествование соответствующими информационными «врезками».

Предоставляю слово Андрею.


Я подробно не могу рассказать о биографии Аркадия, напишу то, что знаю.

Аркадий родился в городе Шахты (Ростовская обл.), 15 апреля 1962 года. К нам в Хабаровск он приехал поступать в Железнодорожный институт из Петропавловска-Камчатского, где проходили его школьные годы, откуда и увлечение музыкой – портовый город, много информации, винил, кое-какие журналы. Тогда это был, конечно, не death metal, а музыка типа Led Zeppelin и Shocking Blue. А из журналов был, например, польский «Magazin musicny».

Познакомились мы с Аркадием на «толпе» или «туче» – в каждом городе своё название того места, где обменивались виниловыми пластинками раз в неделю. Внутри пятака у каждого была своя компания. Подошёл, помню, патлатый человек, с сумкой через плечо, поинтересовался продаваемым мной в тот день Sabbat'ом 1987 года. Купил. Пообщались. Я понял, что мужик (мне тогда было лет 17) разбирается.

Андрей Ерохин (Oliver)

Мы с ним стали пересекаться в центре, где тусовались металлеры и другие неформалы, и он там изредка появлялся. В то время из-за проблем с родителями я не имел постоянного места жительства и поэтому часто тусовался в подобных местах. Аркадий предлагал почитать переведённые им интервью из Metal Hammer со всякими Slayer и прочими. Я аккуратно читал и всегда возвращал. В то время был дефицит информации на русском, а он переводил статьи из немецких и польских музыкальных журналов.

Это был 1988-1989 годы. Аркадий, на тот момент работал электриком на хабаровском Масложиркомбинате и жил там же в общежитии. Когда было тяжело помогал мне с ночлегом, говорил «а чего ты будешь на улице, можешь сегодня переночевать у меня». Я тогда ещё не был музыкантом и общались мы исключительно на меломанской волне. У нас в тусовке тоже было немного фирменных журналов, и мы отдавали их Аркадию переводить, а он возвращал нам рукописную копию перевода. Помимо английского, он переводил с польского, немецкого, голландского языков. Очень помог мне с английским, так как я в школе немецкий учил.

Неформальная молодёжь на сходке Iron Flow/Железный поток, 1987 год

Получив свою первую зарплату, я уехал поступать в Питер, но нужна была прописка и, обломившись, я вернулся.

Уезжая, я оставил объявление в местной газете, что ищу «братьев по разуму», тех, кто любит Slayer, Destruction, Kreator, даже помню Metallica вписал, сомневаясь, что мне вообще кто-то ответит. А вернувшись ни с чем из Питера и зайдя к матери (они жили тогда с отчимом, и я иногда к ним заходил, и адрес в объявлении оставил их), она мне и говорит, что тебе письма там пришли, а я уже совсем забыл про своё объявление. Среди ответивших оказались многие персонажи, впоследствии известные по death underground, тот же Staffi (барабанщик в местной death metal группе MANSON – прим. D) из Комсомольска, и Diamond из Биробиджана. Та газета распространялась, естественно, только на Дальнем Востоке. Но не суть. Один ответивший человек, удивил меня обилием информации, буквально новостями о группах, о которых я и слыхом не слыхивал, таких как Bloodcum (группа брата Тома Арайи), Zyclon-B (death metal группа из США – прим. D), etc... Стали общаться, было интересно. Я приезжал во Владивосток, он иногда заезжал в Хабаровск. Надо сказать, что тот парень раньше служил во флоте, ходил за границей и был просто обложен информацией.

Oliver & Possessed

Приезжая к нему, я был шокирован, видя ответы от Chris Reifert (Autopsy), Lori Bravo (Nuclear Death), слушая различные компиляции, демо и листая западные фанзины. Музыка была необычной и отличалась от застрявшего в тупике трэша. Делились тем, что было, тусили, выпивали. В то время как раз вышли первые релизы Cannibal Corpse и Napalm Death в обновлённом составе. У нас были малоизвестные демо Abhorance, Beherit, Sadistic Intent и др. С записями, которые трудно было достать, нам помогал Jeff из Corpse (death metal группа из подмосковной Ивантеевки – прим. D). Мы посылали ему блоки кассет, и он записывал для нас всякие Defecation, Terrorizer, Entombed, Carcass – те группы, о которых мы знали всё, но не могли послушать.

Помню, как в 90-м я ехал в плацкартном вагоне на боковом месте и вёз под матрасом свежие винилы Master (death metal группа из США – прим. D), Abomination, Disharmonic Orchestra в Хабаровск из Владивостока.

Я стал рассказывать Аркадию о death metal и фанзинах. Позже, познакомившись с одной особой женского пола, появилось место, где остановиться. Мы стали общаться не вскользь на улице, а хоть под какой-то крышей. Посиделки до утра (это была не основная квартира подруги), пили, правда, много (время было такое), там впоследствии и начался Grave Disgrace.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Russia by dark. (GD 1)

Ладно, теперь отправимся в родное болото. Несмотря на то, что мы живём в достаточно обширном регионе, равном по площади почти всей Западной Европе, здесь всего-то относительно крупных городов, Хабаровск да Владивосток. Есть у нас и другие «столицы» областей – Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Благовещенск и Якутск. Вот и всё. Ещё меньше групп thrash, не говоря уже о death.

Первые попытки играть нечто похожее на black metal наметились в ’86-87 годах у хабаровских ROVER’S (известных официально как РОК РОВЕР) и комсомольских МММ. Тогда здесь было мало и дисков – первые альбомы KREATOR, MEGADETH, BROCASHELM, DESTRUCTION, SODOM, наконец – MOTORHEAD. О демо даже и не подозревалось, да и сегодня ещё есть такие «трэшеры», которым требуется объяснять, что вообще означает слово «демо». Это всегда называлось «магнитофонным альбомом» или просто «записью». Потом были и первые фэнзины, называемые, например, так: «Журнал хабаровского рок-клуба – Рокер» с местными метальными ЭКСЦЕСС, ЛАЙНЕР и другими; или «неофициальный журнал» владивостокского рок-клуба Фуникулёр ДВР», с постоянными обругиваниями городских «металлистов» АCТРАКЦИОН (так в оригинале - прим. D); Влад тогда был городом панковских фэнов и не проявлял никакого интереса к «хеви металловой  Хабаре». Эти, как и более поздние нелегальные издания, выпускались количеством всего в несколько копий, и я думаю вряд ли сейчас найдётся хоть несколько человек, которые их вообще когда-либо видели. В ’88 МММ заиграли ближе к thrash, а Хабаровск представил свою КУЗНИЦУ, которая, наряду с южносахалинскими АФФЕКТ, была лучшим из всего, что мог бы предложить Дальний Восток. Первое демо КУЗНИЦЫ («Восточная Кузница», ноябрь’88) сейчас утеряно, а репетиции АФФЕКТ не имеют хождения – то же самое, что и у остальных. Обе сейчас бездействуют.

Вот, пожалуй, и всё из предыстории. Слышал также немного о других ДВ составах thrash и ‘core: ХАОС (Хабаровск, распались в ’89 г.), ХАОС (Комсомольск; они, по крайней мере, летом ’91 ещё были), ДЕТОНАТОР (Ю-С), владо-коровые CATALEPSY, которые сейчас превратились в INSEST. Более чем вероятно, что не упомянул какие-нибудь другие – здесь легче достать информацию о NAPALM DEATH, чем о тех, кто совсем рядом. Поэтому это одна из причин появления нашего зина – заявляйте о себе!

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Я познакомил Аркадия с Possessed'ом (это тот парень из Владивостока, его интервью с Edge of Sanity вошло в GD №2). Тот подгонял нам первые западные fanzin'ы: Sepulturial Noise бельгийский, Thrash core'zine, Death Metal’mag. Там же собиралась моя группа The Embowel, мы репетировали через одну остановку на автобусе, в институте, и Аркадий помогал писать там первое демо. Писали нелегально, ночью. Жили почти коммуной. Впоследствии я стал больше уделять внимание группе. Стали репетировать в военной части. Аркадий пытался нас записать там, но безрезультатно, из-за действительно дерьмового оборудования.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

EMBOWEL (GD №1)

The EMBOWEL

Музыканты EMBOWEL (Потрошилище), перед тем как стали первой группой death metal в этой всеобщей могиле, сначала побаловались трэшем в группах ARGESSOR и ANESTHESIA, затем объединились чтоб играть более брутальную и современную музыку. Им это хорошо удалось, и не смотря на постоянные проблемы с аппаратом (б…ь!), они записали 3-трековую репетиционную ленту (июнь’91). Её можно было послать в другие зины, но до сих пор живущий сов. закон запрещает слать за границу доброкачественные ленты – только отечественное говно!

Парни больше ориентированы на международный андеграунд, поют по-английски. И хоть их музыка напоминает немного DEICIDE и CANNIBAL CORPSE, но содержит немного гриндирующей истерии, что, на мой взгляд, добре.

Правда их гитарист Макс (посередине) считает себя фэном METALLICA и тогда почему играет death metal? Причина, вероятно, та же, почему Lori Bravo нравится FRANK ZAPPA, а играет она grind-core.

Они не сатанисты, вот только Demon (бас/вокал, справа): «Нет, я им не являюсь, но я на том же жизненном пути». Вам всё ясно? Вряд ли…

Последним в группе является Olly на drums (слева) – натуральный deathметаловый маньяк. Чувствует он себя плохо во всеобщей death металовой тишине. «Да, здесь нет сцены. Люди не знают, что такое андеграунд-культура. Мы отрезаны от остального мира. Jeff из CORPSE пишет мне, что мечтает выступать без трэшевых групп. Я б лучше выступал с такими, чем с рок’н’рольными».

Сейчас они готовятся писать demo (февраль’92), а чуть раньше второй reh. Кому интересно, пишите.

The EMBOWEL

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

В конце 80-х Аркадий был участником местного рок-клуба и до GD был автором двух самиздатовских журналов и звукорежиссёром у некоторых хард-рок и трэш команд. Сам он ни на чём не играл, но зато музыку понимал покруче некоторых музыкантов.

В общем, Аркадий ушёл с работы, жили мы на том флэту, там всё и делали. Сначала мы хотели напечататься у местного самиздат-гуру, но там напечатать не получилось. Поэтому Аркадий нашёл печатников в лице двух братьев, бывших военных. Переехал туда, где находилось печатное оборудование, на квартире одной. Тираж №1 был 1000 копий – меньше просто нельзя было напечатать.

Oliver и человек с Сахалина

У меня появилась работа, и я стал много ездить по командировкам от одного завода (это было как раз между GD №1 и №2) по всей стране и немного по СНГ. Доезжал до Литвы – там хреновые death-металлеры. Привёл в гостиницу двух волосатых фэнов Cannibal Corpse, благо отпускные позволяли. Они были из какого-то городка под Каунасом. Я планировал пообщаться, а они у меня из номера скоммуниздили демо-кассеты Death Courier, Sadistic Intent, Nausea. Оказались true rip-offs как они есть (if you reading this, you know who you are!). И в музыке они особо не соображали, но вот демо унесли хорошо.

Потом, Аркадий и Ко провожали меня в Китай, где я учился, но там учёбы особо не было – женщины и водка, как обычно. Я ездил учить китайский язык по обмену, а сейчас жалею, что недоучился, но время такое было. Поэтому я временно оставил и GD, и The Embowel на полгода.

Помню, как включал китайцам death metal, а они думали, что это русская музыка такая…

Вернувшись, я получил квартиру и Аркадий стал жить у меня. В это время в местном ДК репетировала и полностью (ежедневно) зависала thrash/speed группа Liner. Вот мы часто там проводили время. Аркадий впоследствии стал работать там вахтёром. Короче, дневали и ночевали там. Готовился к выходу второй номер.

Много всего было. Потом снова ему стало негде жить. Я попросил помочь местного устроителя фестивалей Вязанкина, и он выделил комнату в Политехническом институте, где Аркадий жил и работал над журналом, вплоть до выхода №2.

Обложка «Grave Disgrace» №2

В конце 93 года тиражом в 200 копий вышел №2. Распространяли мы журнал кое-где в киосках, во время концертов, на той же «толпе». Но в основном, конечно, по почте. А №1 вообще бесплатно – тираж позволял.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Привет, Подземное Братство!!! (GD №2)

Долго же вы ждали второго пришествия Могильного Безобразия, но теперь принимайте его каким есть! Здесь широкий обзор русской сцены, но я старался его сделать как «взгляд со стороны», то есть не «изливаю душу» в смысле своего личного мнения, хотя оно иной раз и проскальзывает между строк. Так что пробуйте судить о группах сами – мало ли, что я там понаписал? А если хотите всё же знать моё мнение, то продолжайте читать дальше.

А мнение моё самое отвратительное. Оно не касается отдельных групп или просто людей – тут речь о большинстве. И я теперь не редактор зина; я – Палач! Российский андерграунд – это жалкое зрелище. Серая, безликая масса групп с омерзительным звуком, не имеющая собственных идей, но поганящая чужие. И очень быстро зазнающаяся. С другой стороны – наползает гнойная зловонная масса всевозможных позёров, rip-offsили просто маменькиных сынков, маскирующихся под редакторов зинов, составителей compilations, радиостанций, distros, а то и просто придумывающие себе называния несуществующих групп. А сколько просто мелочных и жадных людишек!! И все вечно ноют: что трудно, что совок, что играть не на чем, что на гитаре просто так не сыграешь на шару – учиться  надо, что ATROCITY сами в уши не лезут – надо напрячься, чтобы слушать… Вы замахнулись на сильную музыку – какого чёрта демонстрируете всем свою слабость? И нытьё это пролезло даже в саму музыку, в саму игру!! Или жалобные нотки и называются «мраком»? Хлюпики вы!!! Мамочкам ещё пожалуйтесь на жизнь, да сопельки подотрите! Нытики, модники, позёры, жалкие вруны, зажиматели чужих кассет, попрошайки и прочая нечисть: СГИНЬТЕ!!!

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Во второй номер не всё вошло, осталось много ненапечатанного, например, большое интервью с Sadist, Crucifier и кое-что ещё, что планировалось включить в №3. Аркадий хотел писать не только о deathmetal, но и включить некоторые экспериментальные вещи. Но в итоге №3 так и не был напечатан, хотя был почти полностью готов.

Позже, уже в конце 90-х, один наш общий знакомый, работал, ездил на товарном вагоне через всю Россию. Вот решили они с Аркашей прогуляться через всю страну. Рассылали телеграммы и их в каждом городе встречали metalheads. Я сам не ездил (мы до этого  с Аркадием вдвоём на Сахалин летали). Говорят, тоже пили много.

А. Гладченко (слева) с братом в Твери

Потом у него случилось со здоровьем на этой почве худо – сердце. Родители (к тому времени переехавшие из Петропавловска в Тверь) решили его забрать к себе. Последние 5 лет своей жизни Аркадий не пил. Жил в Тверской области. Переписывались мы постоянно. Раньше всех меня с Днём рожденья поздравлял...

Пару раз он приезжал в Хабаровск чтобы продать квартиру и т.д. А потом меня огорошили – его нет. Половину из того, что знаю, уже не с кем будет вспомнить.

В сети остался его инфо-ресурс о дальневосточной сцене: Far East Way.


Мини-интервью с Аркадием из Gothic №3, 1993 год.

Давно вы занимаетесь изданием zines?

С осени 91. В декабре всё уже было готово, но печатники (типография) тянули кота за яйца. Они работали спустя рукава и качество печати получилось хреновым. Мне не оставалось ничего делать, как забрать то, что получилось. Первый блин всегда комом!

Что натолкнуло на мысль о своём издании?

Сначала я переводил много статей с нескольких языков и у меня скопилось много материалов. Затем стали появляться западные зины и флайера. Я просёк эту систему и решил заняться тем же. Вообще, если быть до конца точным, то название Grave Disgrace придумал Oliver из The Embowel. И zine решил выпускать тоже он. Мы совместили имевшуюся информацию, но у Oliver’а ничего не получилось и я доделал его сам. Первый номер – это наш совместный.

Много контактов с зарубежом?

Да, нормально. Для них это удивительно, что в совке есть zines. И они сожалеют, что они на русском и им нельзя его читать. Может третий номер я буду делать в двух версиях. Посмотрим!

Расскажите о своих музыкальных пристрастиях.

Я не ограничиваюсь стилями и слушаю музыку, которая соответствует моему состоянию души. Dark Throne, Atrocity, Samael, Immolation, Vader, Carcass и т.д.

Кто вам помогает?

Оформляю всё сам, но обложку рисует Natch из Комсомольска. Oliver по-прежнему берёт на себя частично переписку и часть информации.

Ну и напоследок что-нибудь...

Суппортируйте свою местную сцену! Поддерживайте её где только можно! Слушайте больше нашей музыки, это только поможет вам в саморазвитии, будь вы музыкант, редактор зина или просто фэн! Забудьте, что есть радио и TV со своей попсой – есть только магнитофон (ну и видео). Не думайте, что создадите свою музыку не слушая чужой – на пустом месте ничего не создаётся. Иными словами, занимайтесь творчеством и не увлекайтесь сильно коммерцией, она постепенно засасывает и уничтожает вас, как личность. Делайте музыку для себя, а не для менеджеров, для себя и единомышленников, а не для всех подряд. Стараться угодить всем – значит быть лакеем. Андерграунд – это свобода, а свобода – это рай! Спасибо за интервью. И успехов всем!!!




www.etheroneph.com