У цветовых истоков музыки
«Техника – молодёжи», №7, 1969 год. Автор: В.Орлов
ДОН КИХОТЫ ОТ МАТЕМАТИКИ
«Явление, предлагаемое вашему вниманию, есть попытка создать синтез музыки и движущихся цветовых форм. Цветовые композиции к музыке сочиняются, а затем исполняются с помощью клавишного инструмента. Между ним и звуковоспроизводящим устройством никакой связи нет. Движением цветовых форм, их яркостью управляет сидящий за пультом колорист, который эмоционально воспринимает музыку и передаёт своё представление о ней в виде цветодинамических композиций на экране».
Производственная музыка
НАШИ СОЮЗНИКИ – ЦВЕТ И ЗВУК
Источник: «Смена», №7, 1961 год.
Лекторы: журналист Юрий Новиков и главный конструктор Института автоматики и телемеханики Академии наук СССР Константин Леонтьев.
Первое слово предоставляется Юрию Новикову.
Не так давно мне довелось побывать на Таганрогском комбайновом заводе. Признаюсь, этот гигант сельскохозяйственного машиностроения внешне произвёл на меня не очень благоприятное впечатление. Территория его была не благоустроена, в помещениях неуютно, серо. И вдруг...
Я зашёл в один из цехов и, поражённый, остановился. Обычный корпус с паутиной металлических переплётов вверху, железобетонными колоннами, рядами станков. Но чьи-то заботливые руки придали ему нарядность. Стекла оконных проёмов и световых фонарей сверкали небесной голубизной. На полу – ни соринки. Между станками у колонн – цветы. Масса цветов – пышных, с высокой, сочной зеленью.
Algiz «Влияние музыки на психику человека»
Автор: Анастасия Algiz Фёдорова, специально для сайта «Противодействие энтропии».
«Каждый человек проживает свою собственную музыку жизни»
Декер-Фойгт Г.Г.
Музыка – это та сила, которая незримой вибрацией забирается в самые глубины души, воздействуя на внутреннюю суть человека, способная изменить настроение, подтолкнуть к принятию решения, и даже имеет способность исцелять. Музыка подобна взмаху крыльев бабочки. Но почему человек столь сильно подвержен такому инспирированию? Попытаемся разобраться в этом вопросе.
Algiz «Музыка и религия»
Автор: Анастасия Algiz Фёдорова, специально для сайта «Противодействие энтропии».
«Свобода есть природа души, и для души вся трагедия жизни состоит в отсутствии этой свободы, которая присуща её изначальной природе»
Хафиз
Вопрос о взаимосвязи музыки и религии всё ещё обращает на себя внимание исследователей. В религиозных трактатах нередко звучат утверждения, будто религия имплицировала музыку и песенное искусство. Подобного мнения придерживается и профессор Металлов, «музыка и пение во все времена составляли самую существенную принадлежность религиозного культа» [1].
С.А.Крейчи «Моя АНСиана»
Источник: Е. Мурзин «О природе, закономерностях эстетического восприятия и путях становления музыки электронной и цвета», 2008 год.
«Гром средь ясного неба» грянул неожиданно. Вернувшись из отпуска, я увидел, что в университетской студии звукозаписи, где АНС простоял тридцать лет, все двери открыты и вовсю работают «гастарбайтеры» – идёт перестройка и перепланировка помещения под учебные классы. «А что это за агрегат?» спросил меня прораб строительной фирмы, проводившей работы. Я объяснил, что это уникальный фотоэлектронный синтезатор звука, что это единственный экземпляр, и во всем мире нет ничего подобного. Прораб всё понял, но сказал, что охранять они его не могут, и вообще он мешает проводить строительные работы занимает много места, и его не сдвинешь.
Проснётся ли Белоснежка?
Источник: журнал «Техника – молодёжи», №11, 1969 год. Автор: Вадим ОРЛОВ, инженер. Помещаю из-за раздела о цветомузыке.
Человека, излеченного от врождённой слепоты и впервые увидевшего свет, ожидают две самые большие трудности на нелёгком пути познания зримого мира: научиться различать цвета и степень отдалённости предметов. Но разве в искусстве овладение многообразием красочной палитры и тайнами третьего измерения пространства не было наиболее трудным для художников? Разве не привлекали они во все времена обширный багаж науки, чтобы постичь секреты восприятия цвета и глубины пространства? Об исканиях в этих двух, всегда взаимно связанных направлениях и будет наш рассказ.
Воспоминания о Е.А.Мурзине
Введение к книге Е.А.Мурзина «О природе, закономерностях эстетического восприятия и путях становления музыки электронной и цвета», 2008 год. Автор: Эдуард Артемьев.
Я очень хорошо помню, как в 1957 году в журнале «Техника – молодёжи» была напечатана статья, посвящённая изобретению первого отечественного фотоэлектронного синтезатора АНС [в 1957 году не было такого номера. Возможно, что имелась в виду вот эта статья: На пути к электромузыке – D.]. На обложке журнала, в качестве иллюстрации, был изображён на фоне этого аппарата человек в световых потоках, руками им руководящий. Автор статьи, инженер-электронщик и журналист Глеб Анфилов, к сожалению, рано умерший, рассказывал в ней неслыханные вещи по поводу возможностей, которые открывал этот инструмент. Публикация имела заметный резонанс в музыкальной среде. Во всяком случае, среди студентов консерватории и профессиональных музыкантов было много разговоров, предположений и фантазий на эту тему. Надо заметить, что в каком-то смысле мы уже имели некоторый слуховой опыт контакта с электронным звуком по радио изредка звучали пьесы с использованием терменвокса, экводина, электрооргана Хаммонда, и мы полагали, что новый инструмент должен быть похож на них по звуку или чем-то их напоминать. Прочитав статью, я, признаться, не вполне поверил всему, что в ней сообщалось (особенно тому, что музыку можно рисовать) помечтал и... забыл о существовании такого аппарата. Фамилии создателя АНСа я тогда не запомнил. Но спустя три года судьбе было угодно неожиданным образом свести меня с Евгением Александровичем Мурзиным.
Звук и шум
Источник: журнал «Техника – молодёжи», №3, 1984 год.
«В последнее время всё чаще говорят о «шумовом» загрязнения окружающей среды. Хотелось бы узнать, ведутся ли какие-нибудь исследования как по вредному, так и полезному влиянию звука на живые организмы». Н. СУВОРОВ, г. Красноярск.
Многие наши читатели спрашивают о том же. Мы публикуем сегодня репортаж нашего корреспондента Надежды Есиной из лаборатории шума и вибрации Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, в котором рассказывается об исследованиях советских учёных. Инженер из Вильнюса Всеволод Карпов сообщает о своих изысканиях по истории использования ультразвука.
Музыка – наш ровесник 2/2
Статья из журнала «Ровесник», №9, 1980
Полгода назад обзором «музыкальной» почты «Ровесника» редакция решила перейти от довольно продолжительного монолога – публикации на страницах журнала материалов о различных явлениях в мире современной популярной музыки как об одной из сторон культурной жизни молодёжи за рубежом – к диалогу с читателями, особо интересующимися этой темой. Так в мартовском номере журнала появилась основанная на анализе редакционной почты статья Л. Б. Переверзева «Музыка – наш ровесник», содержание которой сводилось к следующему:
Музыка – наш ровесник 1/2
Источник: журнал «Ровесник», №3, 1980 г. Автор: Л. Переверзев
Последние годы в редакционной почта всё увеличивается поток писем, начинающихся примерно так: «Я и мои друзья очень любим современную (как тотчас же выясняется – поп, рок или диско) музыку и хотим, чтобы журнал больше о ней рассказывал». Затем идут индивидуальные пожелания, от самых кратких и простых («напишите о «Бони М») до многостраничных, детально разработанных планов, проектов и программ желаемых публикаций.
Еще статьи...
- Звуки Москвы в начале XX века
- Цветомузыка
- Светомузыка
- Л.Л. Сабанеев «Ультрахроматическая полемика»
- А. Авраамов «Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки»
- Две статьи о «функциональной музыке»
- Арсений Авраамов – открыватель новых звуковых миров
- Моделирование музыкального творчества
- Разговор с мастером
- Скоморохи XX века