Звуки Москвы в начале XX века
Глава из книги А.Я.Гуревича «Москва в начале XX века». Просто любопытная статья на историческую тему.
Москва была полна звуками, полностью исчезнувшими в настоящее время. Эти звуки ошеломляли провинциала, приехавшего впервые в Москву летом и попавшего на оживлённые улицы, особенно с ломовым движением. Зимой было тише – снег глушил звуки, а двойные рамы в окнах делали многое неслышным.
Цветомузыка
Источник: журнал «Техника-молодёжи», №10, 1965 год. Материал подготовили искусствовед А. Кириленко и инженер В. Орлов.
Каким увлекательным делом оказалась работа в области цветомузыки! После опубликования в № 10 нашего журнала за 1959 год статьи о ней, в редакцию поступило немало сообщений об организации общественных конструкторских бюро и групп по проектированию экспериментальной аппаратуры для цветомузыки. В исканиях энтузиастов теперь отчётливо выявились два направления. Одно видит свою задачу в создании аппаратуры, которая подчинялась бы непосредственно композитору-колористу. Другое разрабатывает идею автоматического преобразования звука в цвет, выдвинутую в 1959 году инженером К. Леонтьевым.
Светомузыка
Источник: журнал «Техника-молодёжи», №10, 1959 год. Автор: К. Леонтьев
Поезд тихо проходил мимо полустанка. Багровые лучи заходящего солнца играли сквозь просветы элеватора. Они то гасли, прикрываемые строениями, то вспыхивали с новой силой, когда ничто не заслоняло горизонта. У окна вагона стоял юноша. Он напряжённо всматривался в закат и в то же время словно к чему-то прислушивался. «Так-так, так-так, так- так...» – мерно стучали колеса на стыках рельсов. Но почему этот звук менялся в зависимости от изменения окраски? Он явственно имел два оттенка: один, когда солнце исчезало за строениями, другой – когда красный луч, торжествуя, вырывался из разрывов между ними.
Л.Л. Сабанеев «Ультрахроматическая полемика»
Публикую критику Сабанеева на статью Арсения Авраамова «Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки», которую я опять позаимствовал у своего жж-френда snowman-john. Источник: журнал «Музыкальный Современник», №6 за 1916 год.
Весьма странными мне показались такие пассажи Сабанеева о том, что Авраамов «о музыке, как об искусстве, как о магии, он вовсе не имеет понятия». Сабанеев – профессиональный (академический) музыкант (и учёный, кстати) – апеллирует к магии, чувствам, вдохновению, когда как Авраамов (тоже с образованием, но попроще) в части музыкального творчества, наоборот, фактически отрицает вдохновение, интуицию и «делает ставку» сугубо на науку, расчёт и эрудицию (т.е. на знания). А вообще, сабанеевские «придирки» сводятся по сути к «нефиг выпендиваться с футуристическими прожектами, научитесь сначала музыку сочинять».
А. Авраамов «Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки»
Френд по ЖЖ snowman-john в своё время выкладывал уникальные материалы по музыкальному авангарду и прорывных идеях в искусстве. Сделаю перепост, чтобы информация не пропала, т.к. блоги приходят и уходят, а сайты остаются.
В своей статье Арсений Авраамов выступает во всей красе своих идей: здесь и размышления о музыке будущего, и его любимая микрохроматика, и зачатки синтеза звука, и синтетического искусства. И обо всём этом он писал сто лет назад!
Источник: журнал «Музыкальный Современник», №6 за 1916 год.
Подробнее: А. Авраамов «Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки»
Две статьи о «функциональной музыке»
Две главы про функциональную музыку из книги «Психофизиологические и эстетические основы НОТ». Изд. «Экономика», Москва, 1971 г.
Напоминаю, что НОТ – это «научная организация труда».
Узнал, что индустриальную музыку придумали советские грузины. Почему? Пожалуйста, цитата из книги: «В Тбилисском машиностроительном техникуме 3. Хетагури изобрёл прибор, преобразующий грохот и скрежет станков в приятные музыкальные звуки». Вот так! ;-)
Арсений Авраамов – открыватель новых звуковых миров
Нашел у себя pdf-файл с данным текстом. Откуда качал по традиции не помню. Автор статьи: М. Корниенко.
Статья представляет собой творческий портрет малоизвестного композитора-авангардиста, уроженца донского края Арсения Авраамова. Помимо биографических данных, рассматриваются его новации в области музыкального звука – создание нетемперированной звуковысотной системы; опыты конструкции нового инструмента - смычкового полихорда, участие в разработке электроакустической музыки, а также вклад композитора в исследование музыкального фольклора Северного Кавказа, в частности, республики Кабардино-Балкария. Статья снабжена рисунками, иллюстрирующими авангардистские музыкальные опыты Аврамова.
Подробнее: Арсений Авраамов – открыватель новых звуковых миров
Моделирование музыкального творчества
Нашел в своих архивах док-овский файлик. Откуда качал уже не помню. По всей видимости, это материал с какой-то конференции. Полное название статьи: «Моделирование музыкального творчества - новые горизонты: взгляд музыканта и программиста» и состоит она из двух частей: Технология создания алгоритмических музыкальных композиций (Л.А. Розум) и Моделирование творчества (С.В. Чибирёв).
Разговор с мастером
Источник: самиздатовский рок-журнал из Свердловска Марока №5(10), 1987, скан которого был выожен в сообществе, посвящённом Курёхину.
Интервью взято президентом Свердловского рок-клуба Н. Граховым осенью 1986 г. во время уральских гастролей Сергея Курёхина с Сергеем Летовым. В разговоре участвовал свердловский пианист Михаил Агре.
Николай Грахов: Как бы ты определил то, что делал вчера в первом отделении: это что – хеппенинг, тотальное искусство? Но, опять же, хеппенинг включает в себя и зрителей, а здесь зрители просто присутствуют при каком-то действе, которое происходит на сцене. У меня есть какие-то определения, но, наверное, лучше всего ты скажешь.
Скоморохи XX века
Источник: журнал «Наука и религия», №7 за 1988 год.
Комментировать тут особо нечего, но мне стоило больших усилий воздержаться от того, чтобы не вставить в текст пару шуточек... Ладно, обычная статья «про рок», времён позднего СССР. Хотя, те же статьи из «Ровесника» поинтереснее будут. Но эта – гораздо, гораздо веселее. Пара фактических уточнений. Ричард Рамирез (известный также как Ночной Охотник) на момент своих убийств не был подростком – ему было 25 лет. Действительно, он был фанатом AC/DC, но не был музыкантом, в отличие от того же Мэнсона, у которого была своя рок-группа и который в свою очередь был просто таки фанатиком Битлз. Это как раз Мэнсону мерещились всякие послания, заложенные в «Белый альбом» и прочие мистические «призывы» и «воззвания»… Рамирез совершил от 14 до 20 (а может и гораздо больше) убийств, в том числе с изнасилованием. Отличался крайней жестокостью и практически отсутствием какой бы то ни было идеологии – просто тупо крошил всех подряд.
Статью выкладываю из-за культурологического интереса.