Структура ГАХН, часть 1/3

Источник: оригинальные материалы Академии, взятые с сайта Язык Вещей. Документ примерно 1923 года, когда Академия называлась Российской Академией художественных наук. Переименование в Государственную произошло немного позже, в 1925 году, но структура и направления деятельности сохранились, а это главное.


ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Возникновение Российской Академии Художественных Наук весьма знаменательно для постановки и отчасти для разрешения вопросов искусствоведения, в частности, вопросов государственной художественной политики. Она возникла после многих попыток Наркомпроса определить место для науки об искусстве в системе наших научных учреждений. В первые месяцы 1921 г. Народным Комиссариатом по Просвещению произведена очень важная реформа в области управления различными частями. Реформа эта коснулась и художественной части. Вместо, так называемого, художественного сектора и входящих в этот сектор самодовлеющих и весьма законченных в организационном отношении отделов: музыкального, театрального, литературного и изобразительных искусств – был организован Главный Художественный Комитет, в состав которого вошли все эти отделы, но уже на правах секций и без административных функций. Вся же административная часть была сосредоточена в управлении научными и научно-художественными учреждениями.

Между тем, каждый из бывших отделов, располагая к этому времени мощным аппаратом и большим штатом сотрудников, стремился организовать у себя и научную часть. Само собой разумеется, что при преобразовании отделов в небольшие секции Главного Художественного Комитета, организации без научных функций, все эти научные части потянулись к самостоятельному существованию на правах научных учреждений. В течение июля и августа 1921 г. были образованы научные институты: Государственный Институт Театроведения, Государственный Институт Музыкальных Наук, Институт Литературы и Критики. Научная работа в области изобразительных искусств отчасти выполнялась Институтом Художественной Культуры, возникновение которого относится к маю 1920 г.

Таким образом, во второй половине 1921 г. Наркомпрос располагал четырьмя высшими научными институтами, изучавшими искусство по его основным руслам: литература, театр, музыка и отчасти изобразительные искусства. С внешней стороны такое достижение можно было признать весьма удовлетворительным, но от внимательного наблюдателя не могли ускользнуть и отрицательные стороны создавшегося положения. Не трудно было заметить, что при такой обособленности и изолированности институтов друг от друга целая группа очень важных вопросов не найдет себе места ни в одном из этих учреждений исключительно в силу общности и многогранности этих вопросов.

Проблемы общей эстетики, вопросы синтеза и взаимоотношений искусств, изучение элементов и социальная природа искусства – всё это имело отношение к каждому из вновь построенных институтов, но включение этих вопросов в сферу деятельности отдельного института было бы чрезвычайной тратой научных сил и материальных средств. Кроме того, государственным органам, главным образом, Наркомпросу, необходимо было располагать таким научным аппаратом, который бы подходил к разрешению поставленных ему задач в области искусства с общегосударственной точки зрения, служил 6ы своего рода экспертно-консультативным органом при разрешении текущих вопросов художественной политики.

При таких обстоятельствах, естественно, возник вопрос об организации такого научного учреждения, которое 6ы, с одной стороны, поставило себе задачей исследовать природу и значение искусства в целом, а с другой – объединила бы деятельность только что народившихся институтов, а также и других научно-художественных учреждений государства.

НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМИССИЯ.

В мае 1921 г. в составе Главного Художественного Комитета была образована Научно-Художественная Комиссия, задачи которой сводились к исследованию вопросов искусства с исторической и теоретической точек зрения, в частности, вопросов синтеза и координации всех видов искусства, к разработке планов научно-художественных институтов, учреждений и обществ и научно-теоретическому руководству таковыми. Конечной же целью Комиссии было создание Академии Художественных Наук. Так в общих чертах можно охарактеризовать пути следования мысли об организации в Москве высшего научно-художественного учреждения государственного масштаба.

В первую очередь Научно-Художественная Комиссия должна была объединить вокруг себя группу лиц, долженствовавших составить основное ядро будущей Академии. По общим задачам в эту группу должны были войти искусствоведы, художники-практики, и, наконец, представители общей науки: физики, психологи, физиологи и т. д. При сложности общественных, а главное – художественных группировок – это была одна из трудных задач Комиссии.

Первым организационным выступлением Комиссии можно считать 16 июня 1921 г. В этот день были заслушаны и обсуждены два доклада: А.В. Луначарского «О задачах Комиссии (Академии)» и П.С. Когана «О плане работ Комиссии (Академии)».

К этому времени было сорганизовано основное ядро Комиссии в составе: А.В. Бакушинского, И.В. Жолтовского, В.В. Кандинского, П.С. Когана, А.И. Кондратьева, П.В. Кузнецова, И.И. Машкова, Н.Г. Машковцева, А.М. Родионова, А.А. Сидорова, Н.Е. Успенского, А.А. Шеншина, К.Ф. Юона, В.И. Язвицкого и др. Впоследствии эта группа и послужила ядром для организации Академии и её научных организаций.

Работа Комиссии направлялась президиумом в составе: председателя – П.С. Когана, двух товарищей его – В.В. Кандинского и А.М. Родионова и секретаря – А.И. Кондратьева.

Со второй половины августа месяца начался систематический цикл докладов как научного, так и организационного свойства. Эти доклады обсуждались, главным образом, в пленарных заседаниях Комиссии, а затем и Академии, и имели своей задачей подготовить основания для дальнейшей деятельности развернувшихся затем научных единиц Академии.

Одновременно с развитием научных занятий повелась интенсивная работа в области организационного строительства. Предстояло выполнить три задачи: преодолеть финансовые и жилищные затруднения, создать рабочий аппарат и выработать устав Академии. Первая задача составляла наибольшую трудность. Уже со второй половины года наметилась в Наркомпросе новая линия: сокращались штаты, закрывались учреждения, а главное – всюду остро чувствовался финансовый кризис. Не менее сложным и острым был жилищный вопрос. Академии вначале было предоставлено три комнаты в здании Наркомпроса на Остоженке и зал для заседаний на Пречистенке, 32, в помещении бывшей Поливановской гимназии.

В двух заседаниях Главного Художественного Комитета, 30 сентября и 5 октября, было рассмотрено и принято положение об Академии; 7 октября оно утверждено председателем Академического Центра Наркомпроса М. Н. Покровским.

ЗАДАЧИ АКАДЕМИИ И ФОРМА ЕЁ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основные положения Академии сводятся, по уставу, к следующему: Академия имеет целью, во-первых, всестороннее научное исследование и разработку вопросов искусства и художественной культуры, в частности, вопросов синтеза искусств, и, во-вторых, объединение научной деятельности художественных учреждений страны и научно-творческих сил в области искусства.

Работа Академии ведётся в направлениях: физико-психологическом, историко-философском, социологическом и др., соответственно чему внутри её образуются отделения, секции, кабинеты, лаборатории, комиссии и т. д.

Для всестороннего осуществления поставленных задач, Академия имеет право открывать как в России, так и за границей свои отделения и организовывать всякого рода вспомогательные учреждения, снаряжать научные экспедиции и назначать командировки в различные местности, в том числе и за границу.

В деле научного исследования художественных дисциплин. Академия служит связующим центром, являясь органом объединения научных работ и изысканий в области искусства, в силу чего все научные учреждения и общества, ведущие соответственную работу в этой области, сохраняя свою автономность и действуя в порядке своих уставов:

а) согласуют свою деятельность с общим планом работ Академии,

б) содействуют выполнению научных заданий предприятий Академии, получая от неё, в свою очередь, такое же содействие,

в) принимают участие в деятельности Академии на основании правил, устанавливаемых Академией по обоюдному соглашению,

г) представляют Академии отчёты о своей научной деятельности.

Академия всеми мерами способствует развитию и распространению в стране научных знаний по искусству, содействуя в этом направлении научным и научно-просветительным организациям в выполнении поставленных ими задач и командируя своих работников для руководящих указаний в пределах компетенции Академии.

Академия издаёт периодические отчёты о своей деятельности, повременные издания и отдельные печатные труды по предметам своей специальности и имеет право содержать свою типографию.

При Академии могут образовываться ассоциации лиц и обществ, работающих в области искусства, не входя в состав Академии.

Состав Академии образуется: из действительных членов, ученых сотрудников, учёных корреспондентов и практикантов.

Действительные члены Академии ведут самостоятельные научные исследования, заведуют научно-исследовательскими и научно-вспомогательными учреждениями, а также выполняют определённые задания Академии.

Действительные члены Академии избираются на три года, с правом переизбрания. Первоначальный состав действительных членов Академии назначается председателем Акцентра.

Избрание действительных членов Академии производится в следующем порядке:

а) при открытии вакансий Учёный Совет образует комиссию для выяснения возможных кандидатур,

б) комиссия, наметив кандидатов, представляет их в Учёный Совет Академии с сопровождением их жизнеописания;

в) Учёный Совет, по обсуждении предложенных кандидатур, производит избрание простым большинством голосов при кворуме не менее половины присутствующих в Москве членов.

Действительные члены Академии, не представившие в течение года ни одного учёного труда или доклада, выбывают из числа членов.

Учёные сотрудники ведут научную работу под руководством и наблюдением действительных членов и могут заведовать лабораториями, кабинетами и т. п.

Учёные сотрудники приглашаются по предложению заведующих отделениями и секциями Академии или вспомогательными учреждениями её и утверждаются Учёным Советом.

Учёные сотрудники представляют каждое полугодие отчёт о своей научной деятельности. Не представившие отчёта выбывают из состава.

Практикантами состоят лица, работающие под руководством и наблюдением действительных членов или ученых сотрудников. Практиканты назначаются заведующим и утверждаются Правлением Академии.

Учёные корреспонденты назначаются Правлением.

ОРГАНЫ АКАДЕМИИ.

Академия имеет право созывать ежегодно конференции для информации о своей деятельности и совместного обсуждения возникающих в процессе работы вопросов. В состав конференции входят:

а) все действительные члены и учёные сотрудники Академии,

б) учёные советы научных учреждений и обществ художественного значения,

в) особо приглашённые лица. Председателем конференции является президент Академии.

Для решения всех научных вопросов учреждается Учёный Совет в составе действительных членов. В обязанность Учёного Совета входит:

а) избрание действительных членов и должностных лиц Академии,

б) утверждение учёных сотрудников,

в) заслушание и утверждение отчетов Правления,

г) составление ежегодного академического плана работ Академии,

д) рассмотрение и утверждение докладов и отчётов работников Академии и их группировок.

Управление Академией возлагается на Правление в составе: президента, вице-президента, ученого секретаря и членов по количеству крупных научных объединений. Оно разрешает все текущие дела, устанавливает внутренний распорядок работ, рассматривает и утверждает сметы Академии, наблюдает за исполнением постановлений Учёного Совета, утверждает практикантов и учёных корреспондентов и вообще координирует деятельность научных объединений Академии.

Председателем Ученого Совета и Правления является президент Академии, избираемый из числа действительных членов Ученым Советом Академии, сроком на 3 года. Он утверждается в этом звании Народным Комиссаром Просвещения и является ответственным за всю деятельность Академии.

Учёный секретарь и вице-президенты избираются из числа действительных членов сроком на 3 года и утверждаются председателем Академического Центра Наркомпроса. Ведение всех дел Учёного Совета и Правления возлагается на ученого секретаря Академии.

ПЛЕНАРНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ.

В первый период общая деятельность Академии заключалась, главным образом, в подготовке научных докладов и обсуждений их в пленарных заседаниях. Необходимо было подготовить почву для дальнейших работ, установить хотя 6ы относительное единство взглядов по основным вопросам и уточнишь задачи отдельных групп.

С 16 июня 1921 г. по 1 января 1923 г. в пленарных заседаниях были прочитаны следующие доклады:

1) А.В. Луначарский «О задачах Академии»;

2) П.С. Коган «План работы Академии»;

3) В.В. Кандинский «План работы Академии в области изобразительных искусств»;

4) коллективный доклад «О форме деятельности Академии»;

5) Н.Е. Успенский «Роль позитивных наук и искусство»;

6) Е.П. Херсонская «Задачи Главполитпросвета в изобразительном искусстве»;

7) П.П. Лазарев «Краски и их физико-химическое исследование»;

8) А.В. Бакушинский «Прямая и обратная перспектива в искусстве и в восприятии реального пространства»;

9) С.Л. Франк «Роль искусства в позитивных науках»;

10) В.Б. Кандинский «Основные элементы живописи»;

11) А.Б. Луначарский «О деятельности Академии по изучению искусства в социальном направлении»;

12) Н.Г. Машковцев «Проблемы пространства и живописи»;

13) А.Г. Габричевский «Учение о художественной форме»;

14) П.П. Лазарев «Зрение и цвет»;

15) А.Б. Бакушинский «Восприятие и переживание произведений искусства»;

16) С.А. Котляревский «Основы импровизации»;

17) К.А. Кузнецов «Формы синтеза в искусстве»;

18) И.И. Гливенко «Происхождение и назначение поэзии»;

19) Н.К. Пиксанов – Язык «Горя от ума» (эволюция и телеологии его художественных средств);

20) М.О. Гершензон «Прошлое и будущее русского поэтического творчества»;

21) Е.П. Павлов «О движении в искусстве»;

22) Проф. Самойлов «Физиология зрения и слуха»;

23) В.М. Фриче «Задачи и план работ социологического отделения»;

24) Ф.А. Степун «Кризис интеллектуализма в западной философии»;

25) А.А. Богданов «Организационная роль искусства»;

26) С.Б. Шервинский «О стихе»;

27) Б. Л. Яворский «Элементы музыки»;

28) Ю.П. Денике «Искусство и социология»;

29) И. Д. Ермаков «Психоанализ и художественное творчество»;

30) Б.И. Арватов «Стиль и стилизация, как социально-организующие явления»;

31) А.А. Сидоров «Основы органической истории искусств»;

32) Н.М. Щекотов «Крестьянское искусство»;

33) Н.Е. Успенский «На границе искусства и науки»;

34) К. А. Кузнецов «Основные этапы философии и истории музыки»;

35) А.В. Луначарский «Задачи государства в области искусства»;

36) А.Г. Габричевский «Научное и художественное миросозерцание Гёте»;

37) художник Иофан «Об искусстве Востока (средней Азии)»;

38) Н.Я. Брюсов «Музыкальное творчество в плане философского исследования»;

39) Б.П. Денике «Восток и русское исследование искусства»;

40) Ф.А. Степун «Проблематика художественного творчества»;

41) И.В. Жолтовский и С.А. Котляревский «Состояние и перспективы художественной промышленности в России»;

42) А.А. Топорков «Искусство и кризис гуманизма»;

43) М.А. Рейснер «Основные типы символистики в социальной идеологии»;

44) Г.В. Вульф «Ритм в творениях природы»;

45) В.Н. Всеволодский-Гернгрос «О произнесении стиха»;

46) Л.Л. Сабанеев «Музыка речи»;

47) С. Третьяков «Искусство Китая».

Большая часть этих докладов (41) прочитаны в организационный период, длившийся по январь 1922 г. Остальные доклады были прочитаны за последние месяцы. Такая неравномерность объясняется тем, что с начала 1922 г. научная деятельность Академии приняла уже другие формы. К этому времени, считая первоначальную стадию своей работы законченной, Академия перенесла свои занятия в отделения, секции, комиссии и т. л.

Научная структура ГАХН

ОТДЕЛЕНИЯ.

По общему плану, положенному в основу организации Академии, деятельность последней должна развиваться в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Первое направление имеет целью изучение искусства со стороны его элементов, исследование его социальной природы и, наконец, подход к нему со стороны его теоретического обобщения. Для достижения этих целей при Академии организованы три отделения: Физико-Психологическое, Социологическое и Философское.

Деятельность отделений протекает под углом зрения синтетического изучения явлений искусства. Кроме того, отделения значительно отличаются от других научных объединений Академии. Они не только ведут те или иные научные работы, но и руководят научной деятельностью остальных объединений.

Каждое из отделений имеет свои пленарные заседания, в состав которых входят действительные члены Академии, ведущие работы в соответствии с задачами отделения. Общее руководство деятельностью отделений возлагается на президиум в составе: председателя, его заместителя, секретаря и двух – трех членов. Члены президиума избираются в пленарных заседаниях и утверждаются Правлением Академии.

ФИЗИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.

Первым по времени организовалось Физико-Психологическое отделение. Оно было организовано ещё до утверждения положения об Академии, в недрах Научно-Художественной Комиссии. Президиум отделения был утверждён в следующем составе: председатель – В. В. Кандинский, его заместитель – Н. Е. Успенский, учёный секретарь – Е. Д. Шор и члены: А. Б. Бакушинский, А. Г. Габричевский и А. А. Шеншин.

План деятельности отделения был разработан Б. Б. Кандинским и принят в пленарном заседании Комиссии 21 июля 1921 г. Между прочим, этот план вырабатывался тогда не только для отделения, но и для секции пространственных искусств, что и отразилось на содержании этого плана. В дальнейшем принятый план подвергся существенному изменению.

Отделение ставит своей задачей – раскрыть внутренние позитивные законы, на основе которых формируются художественные произведения в сфере каждого искусства и, в связи с полученным результатом, установить принципы синтетического художественного выражения. Эта задача распадается на ряд конкретных заданий:

1) изучение элементов искусства, как материала, из которого формируется художественное произведение,

2) изучение конструкции в творчестве, как принципа воплощения художественного замысла,

3) изучение композиции в искусстве, как принципа построения идеи произведения.

Работа отделения должна была вестись в двух направлениях:

а) цикл докладов по установленной программе,

б) экспериментальные исследования.

Экспериментальных исследований осуществить не удалось за отсутствием средств, необходимых для организации лабораторий.

Цикл докладов «Элементы искусства» – закончен и находится в стадии обработки определившихся материалов, наблюдений и идей. Цикл по конструкции в природе, в искусстве и технике находится в стадии развертывания. Цикл «Композиция» – в периоде подготовки.

В соответствии с этими целями и задачами научный план отделения на 1922 – 1923 г. сводится к следующему:

I. Завершение цикла предварительной исследовательской работы в связи с проблемой конструкции в искусстве; для этого необходимы следующие доклады в пленарных заседаниях по вопросу о конструкции:

а) во внеэстетическом творчестве (конструкция утилитарно-производственная),

б) в архитектуре,

в) скульптуре,

г) живописи,

д) полиграфическом искусстве,

е) музыке,

ж) искусстве пластического ритма,

з) литературе,

и) искусстве театра,

к) искусстве производственном.

II. Исследование искусства примитивного и всех стилизующих примитив художественных концепций. Здесь сформулирован ряд частных задач:

1) Исследование законов художественной статики и динамики в искусстве примитивном:

     а) в данности индивидуальной, типически-групповой,

     б) в развитии одной формы из другой.

2) Методы:

     а) формально-позитивный, искусствоведческий, поскольку исследование связано с формально-описательным изучением объектов искусства,

     б) психологический, – поскольку исследование будет касаться психологии художественного творчества и восприятия.

 

3) Материалы: искусство детей, современных диких и отсталых народов, искусство первобытное, примитив раннехристианского и раннесредневекового искусства; примитивизм в современном искусстве; круг стилизующих примитив и художественных концепций, главным образом, в искусстве Древнего Востока.

 

4) Разработка материалов может быть:

     а) по отдельным видам искусства,

     б) по органически связанным группам искусств,

     в) в направлении синтетического суммирования общих выводов.

План исследования проблемы примитивного искусства и стилизующих примитив художественных концепций в области пространственных (изобразительных) искусств в круге указанного и ограниченного выше материала определяется следующими задачами:

1. Искусство, обрабатывающее плоскость или поверхность (так называемая живопись):

а) цвет,

б) линия,

в) пространственное выражение,

г) материал,

д) способ обработки поверхности,

е) законы построения,

ж) концепция.

2. Искусство, организующее объёмы (так называемая скульптура):

а) материал,

б) масса,

в) объём,

г) светотень,

д) цвет,

е) линия,

ж) поверхность,

з) законы построения,

и) концепция.

3. Искусство, организующее реальное трехмерное пространство (так называемая архитектура):

а) архитектурная масса,

б) пространство,

в) светотень,

г) линия,

д) поверхность,

е) цвет,

ж) построение,

з) концепция.

4. Типы и фазы развития общей художественной концепции примитивного искусства, их позитивные и художественные основы.

5. Психология художественного выражения и восприятия (в рамках примитивного искусства).

Этот план утвержден Правлением в ноябре 1922 г., но полное осуществление его задерживается за ничтожностью средств, отпускаемых Академии на научные работы. То же самое можно сказать и в отношении организации при отделении ряда лабораторий, весьма необходимых для выполнения намеченного плана. В первой половине 1922 г. был составлен подробный план организации этих лабораторий, была составлена подробная смета, но средств на это не было отпущено.

Состав отделения: председатель – А.Б. Бакушинский, учёный секретарь – Н.Н. Ляшко и члены: Н.Г. Александрова, Н.Я. Брюсова, Б.Р. Виппер, А.Г. Габричевский, Б.Н. Домогацкий, Ю.П. Денике, И.В. Жолтовский, В.В. Кандинский, Г.Э. Конюс, П.Б. Кузнецов, К.А. Кузнецов, Н.П. Кашин, И.И. Машков, Н.Г. Машковцев, Н.Б. Петров, Л.Л. Сабанеев, А.А. Сидоров, Н.Е. Успенский, А.Б. Филиппов, Р.Р. Фальк, И.П. Четвериков, А.А. Шеншин, С.Б. Шервинский, Е.Д. Шор, Г.Г. Шпет, Б.Б. Шапошников, Н.М. Щекотов, К.Ф. Юон, Б.Л. Яворский, В.Ф. Франкетти.

Три четверти докладов, прочитанных в общих собраниях Академии за истекшие два года, подготовлены Физико-Психологическим отделением. Кроме этого, в общих собраниях отделений за это время прочитаны и обсуждены следующие доклады:

1) Н. Александровой «О плане работ Института Ритмического Воспитания»;

2) Л. Яворского «Элементы музыки»;

3) И.П. Четверикова «Об Экспериментальной лаборатории»;

4) Л.Л. Сабанеева «Музыка речи»;

5) Н.Ф. Тиан «О конструкции в искусстве танца»;

6) Проф. А. А. Михайлова «Законы конструкции вселенной»;

7) П.В. Кузнецова «Конструкция в живописи»;

8) Г.В. Вульфа «Ритм в творениях природы».

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.

Вторым организовалось Социологическое отделение. Доклад председателя В. М. Фриче о плане деятельности отделения был заслушан и принят Академией 22 октября 1921 г. Целью отделения является исследование искусства с точки зрения его социального происхождения и значения. Проблемы философии и психологии творчества, а также проблемы стиля и техники входят в задачу отделения постольку, поскольку эти моменты связаны с его социальной основой. В интересах большего обобщения и взаимодействия в работах всей Академии, отделение входит в тесное соприкосновение с другими отделениями и секциями как путем непосредственного участия его членов в работах этих объединений, так и путем совместной разработки планов и методов исследования художественной жизни. Шукаєте азарт та розваги? Тоді ПоінтЛото - це місце, де ці бажання здійснюються. В постановке вопросов и планировки работ отделение исходит из потребностей современной действительности, ставя очередные вопросы в непосредственную связь с заданиями культурного строительства страны. Вопросы художественного образования и воспитания, вопросы художественной пропаганды и агитации, вопросы организации художественной жизни в плане государственного строительства стоят в порядке работ отделения наряду с задачами исторического и общетеоретического характера.

Ближайшею целью отделения является изучение трудов марксистов по вопросам искусства. В первую очередь изучаются взгляды на искусство Маркса и его ближайших сотрудников и последователей: Энгельса, Меринга, Каутского, Плеханова и др. Завершением этой работы явится издание сборника по марксистской эстетике. В этой работе принимают участие: Ю.П. Денике (Маркс и Энгельс в своих воззрениях на искусство), П.С. Коган (автореферат), А.В. Луначарский (автореферат и воззрения на искусство Гаузенштейна), В.Ф. Переверзев (Соловьев-Андреевич), В.Л. Фриче (Меринг и Каутский), Л.И. Аксельрод (Плеханов). Работа Ю.П. Денике закончена и часть её печатается.

Отделение, учитывая своевременность и важность обсуждения и разработки ряда тем, трактующих об общественном подходе к искусству, остановилось на двух, почти не разработанных ни марксистской, ни иной критикой темах:

1) социальная среда, питающая искусство,

2) социологические методы исследования художественных произведений.

Эти темы настолько широки сами по себе, что выяснилась необходимость разбить их на несколько специальных докладов. Далее намечен ряд докладов на злободневные темы: о новейших стилях, о формальном методе исследования художественных произведений и др.

Состав отделения: председатель – В.М. Фриче, его заместитель – Е.П. Херсонская, учёный секретарь – П.А. Кузько и члены: Л.И. Аксельрод, Б.И. Арватов, Ю.П. Денике, П.С. Коган, А.И. Кондратьев, А.В. Луначарский, В.Л. Львов-Рогачевский, Б.Р. Виппер, Н.К. Пиксанов, В.Ф. Переверзев, А.А. Сидоров, М.А. Рейснер, П.Н. Сакулин, М.Д. Эйхенгольц и научные сотрудники – Р.С. Мандельштам и А.Я. Цинговатов.

За 1922 г. кроме докладов, прочитанных от отделения на пленарных заседаниях Академии, в самом отделении были заслушаны следующие доклады:

1) А.А. Сидоров «Социологические методы в применении к искусству»,

2) Ю.П. Денике «Воззрения К. Маркса на искусство»;

3) Н.К. Пикеанов «Переоценка русского масонства»;

4) А.А. Сидоров «Отражение общественного самосознания в архитектуре»;

5) Е.П. Херсонская «О художественной агитации»;

6) Н.К. Пиксанов «Социальная среда, питающая искусство» (обоснование цикла тем).

4 июня 1922 г. отделение организовало в здании бывшей большой аудитории московского университета публичное заседание, посвященное памяти Г.Б. Плеханова, с докладами: П.С. Когана, В.М. Фриче и Л.И. Аксельрод.

ФИЛОСОФСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.

Последним организовалось Философское отделение. Общие задачи и план деятельности отделения были разработаны председателем отделения Г.Г. Шпетом и приняты в организационном заседании отделения в конце февраля 1922 г. Согласно этому плану, отделение ведёт научную работу в области исследования принципиальных и методологических вопросов художественных наук вообще и, в частности, эстетики, как основной науки по отношению к эмпирическим художественным наукам.

Исследование ведется в порядке систематическом, в связи с современными проблемами художественного творчества, и в порядке историческом. В первой стадии деятельности отделения, до постановки коллективных работ, намечены были следующие вопросы:

1) общий характер современной эстетики, как строгого знания, по сравнению с её направлениями: метафизическим и психологическим;

2) о методах изучения современной эстетики;

3) проблемы эстетики, выдвинутые русской современной революционностью.

В целях конкретизации названных тем, намечены были доклады:

1) эстетическое наслаждение в отличие от других видов наслаждения;

2) эстетическое восприятие формальных качеств в отличие от восприятия осмысливающего, логического;

3) восприятие и сознание стиля;

4) вчувствование;

5) категория прекрасного;

6) суждения о прекрасном;

7) эстетические законы творчества и законы эстетического восприятия.

Специально для рассмотрения методологических основ эстетико-художественных наук, намечены темы:

1) художественная терминология;

2) история искусств и искусствоведение, как наука.

В развитие и конкретизацию общих задач, намечены работы:

1) описание и объяснение в истории искусств;

2) сравнительный метод в искусствоведении;

3) художественная и научно-художественная интерпретация.

План этот осуществлен пока только отчасти по тем же причинам – отсутствие денежных средств, поэтому план работ отделения на 1922/1923 г. изменился очень незначительно по сравнению с прошлым годом.

Кроме основного плана, отделение предприняло совместно с секцией изобразительных искусств следующие работы, утверждённые Правлением Академии в ноябре 1922 г.:

1) словарь художественной терминологии;

2) словарь русских художников;

3) изучение проблемы времени в искусстве;

4) классики теории и истории искусств;

5) классики теории и философии искусства:

а) Гегель «Введение в эстетику», пер. и редакц. Г.Г. Шпета;

б) Шеллинг «Философия искусства», под редакцией А.Г. Габричевского;

в) Хогарт «Анализ красоты», пер. С. А. Полякова, редакц. Г.Г. Шпета;

г) Зиммель «Рембрандт», пер. Н.Ф. Гарелина;

д) Леонардо-да-Винчи «Трактат о живописи», пер. М.С. Сергеева;

е) Зиммель «Гёте», пер. А.Г. Габричевского и Б.В. Шапошникова;

ж) Конрад «Опыт феноменологического анализа искусства»;

з) Данте «Пир»;

и) Гёте «Статьи по искусству»;

к) Медер «Рисунок».

Состав отделения: председатель – Г.Г. Шпет, его заместитель – А.Г. Габричевский, учёный секретарь – Б.Б. Шапошников и члены: Л.И. Аксельрод, А.Б. Бакушинский, Б.Р. Виппер, М.О. Гершензон, Б.П. Вышеславцев, П.С. Коган, А.И. Кондратьев, К.А. Кузнецов, С.А. Котляревский, М.И. Каган, А.В. Луначарский, Н.Е. Машковцев, Д.С. Недович, В.Ф. Переверзев, Н.К. Пикеанов, С.А. Поляков, М.П. Столяров, Л.Л. Сабанеев, А.А. Сидоров, П.Н. Сакулин, Б.М. Фриче, Г.И. Чулков, А.К. Шнейлер, С.В. Шервинский, Г.Г. Шпет, Б.А. Грифцов, Н.П. Ферстер, К.Р. Эйгес.

За 1922 г. в отделении были прочитаны следующие доклады: Г.Г. Шпета «Основные течения в современной эстетике»; Б.А. Грифцова «Эстетика Бенедетто Кроче»; А.А. Сидорова «Эстетика и искусствоведение»; Н.А. Бердяева «Конец Ренессанса в современном искусстве»; К.Р. Эйгес «Об отношении музыки к другим искусствам и художественным переживаниям»; М.И. Фабриканта «Об экспрессионизме»; М.И. Кагана «Беспредметность и сюжетность в искусстве»; Д.С. Недовича «Эротика и эстетика».


ЧИТАТЬ ВТОРУЮ ЧАСТЬ

ЧИТАТЬ ТРЕТЬЮ ЧАСТЬ




www.etheroneph.com