Структура ГАХН, часть 2/3

CЕКЦИИ

Три горизонтальные линии – линия изучения элементов, линия социологического исследования и линия теоретического обобщения – пересекаются рядом вертикальных линий по видам искусства: литература, театр, музыка, пространственные искусства и т. д.

Как и отделения, секции имеют свои пленарные заседания, куда входят все действительные члены Академии, ведущие работу в соответствии с задачами секции. Общее руководство деятельностью секции возлагается на президиум в составе: председателя, его заместителя, ученого секретаря и нескольких членов. Президиум избирается в пленарных заседаниях секции и утверждается Правлением Академии. Каждая из секций образует в своем составе, с ведома и утверждения Правления, отделы, комиссии, группы и т. д.

В соответствии с этим при Академии образованы следующие секции.


ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕКЦИЯ.

Литературная секция организовалась в конце 1921 г. Организационное заседание секции состоялось 26 октября. В этом заседании был намечен схематический план деятельности секции. По этому плану деятельность секции должна протекать в трех направлениях:

1) обсуждение спорадических докладов, возникающих в силу запросов литературно-художественной жизни;

2) выполнение поручений литературного порядка со стороны отделений Академии, Правления и т. д.;

3) обще-плановая работа, намечаемая ежегодно самой секцией и проводимая в установленном порядке через отделения, Правление и Учёный Совет.

Основной задачей секции является научное изучение литературы во всей полноте её разнообразных течений, школ, направлений, индивидуальных авторов. Весь объем мировой поэзии во всех её проявлениях и видах признан желательным объектом для разработки в секции.

Чрезвычайно обширный и разнообразный состав секции до некоторой степени исключал на первых порах возможность объединить всех членов вокруг одной коллективной работы. Необходимо было остановиться на научных исканиях отдельных членов или же на вопросах, интересующих всех членов секции. В виду выраженного членами секции интереса к вопросам морфологии художественных произведений и формальной поэтики, было признано наиболее рациональным посвятить ряд докладов изучению вопросов композиции и стиля художественных произведений, не исключая и вопросов другого порядка (неизданные материалы, история текста, историко-литературный анализ и пр.).

Состав секции: председатель – М.О. Гершензон, его заместитель – Н.К. Пиксанов, учёный секретарь – Л.П. Гроссман и члены: Л.И. Аксельрод, В.Я. Брюсов, Н.Л. Бродский, В.В. Вересаев, Б.А. Грифцов, Л.Я. Гуревич, И.И. Гливенко, А.Е. Грузинский, Н.К. Гудзий, Ю.П. Денике, А.В. Дживелегов, Б.К. Зайцев, П.С. Коган, А.И. Кондратьев, С.А. Котлярсвский, А.В. Луначарский, И.А. Новиков, О.Э. Озаровская, М.А. Петровский, Б.Ф. Переверзев, И.Л. Поливанов, С.А. Поляков, П.Н. Сакулин, И.Н. Розанов, Ю.М. Соколов, М.П. Столяров, Д.Н. Ушаков, В.М. Фриче, Е.П. Херсонская, М.А. Цявловский, Г.И. Чулков, С.К. Шамбинаго, А.К. Шнейдер, Н.Е. Эфрос, В.И. Язвицкий, Б.И. Ярхо.

Кроме пленарных собраний и президиума, при секции образованы:

1. Редакционная Комиссия в составе: председателя – Н.К. Пиксанова, секретаря – Л.П. Гроссмана и членов – А.И. Кондратьева, М.А. Петровского и М.А. Цявловского. В задачу этой Комиссии входит разработка общего плана издательской деятельности секции и руководство выполнением этого плана.

2. Комиссия по изучению русской критики, в составе: председателя – Н.К. Пиксанова, секретаря – А.И. Кондратьева, членов – Л.П. Гроссмана и Г.И. Чулкова. Комиссия была образована и связи с юбилеями В.Г. Белинского, А. Григорьева и Валериана Майкова. За истекшее время Комиссия имела ряд заседаний и выработала программу изданий в связи с названными юбилеями.

3. Комиссия по изучению Достоевского, в составе: Л.П. Гроссмана, В.В. Вересаева, В.Ф. Переверзева, Н.К. Пиксанова, Г.И. Чулкова, научн. сотр. И.М. Чепцова и др. За истекшее время Комиссия разработала и приступила к осуществлению плана по изучению текстов писателя (в связи с новыми материалами) и анализу творчества его, выработала полный указатель юбилейной литературы и подготовила к печати первый выпуск Ежегодника Достоевского.

4. Комиссия по изучению исторической и теоретической поэтики и методологии литературы, в составе: М.А. Петровского, Н.К. Пиксанова, Б.А. Грифцова, Л.П. Гроссмана, М.П. Столярова, Г.И. Чулкова и др. В план работ Комиссии входят:

а) разработка общей программы занятий Литературной секции в области поэтики,

б) разбор иностранной литературы по поэтике и подготовка переводов по данному вопросу,

в) издание сборников статей по поэтике.

5. Кроме перечисленных выше организаций, при секции работает под руководством М.А. Цявловского Комиссия по описанию архивных материалов. В первую очередь намечено описание материалов Остафьевского архива (различные документы, относящиеся к пушкинской эпохе и истории русской литературы середины XIX века: Пушкин, Вяземский, Тургенев, Погодин и др.), а также описание других литературных архивов.

С момента образования и по апрель 1923 г. в секции прочитаны следующие доклады:

По методологии и теоретической поэтике: П.Н. Сакулина «К вопросу о построении поэтики»; Н.К. Пиксанова «Областные литературные гнезда» и «Творческая история крупных художественных произведений»; М.П. Столярова «Пролегомены к конкретной тематике поэзии» и «Критика формального метода поэтики»; Б.И. Язвицкого «Смена видов художественно-литературных произведений».

По изучению поэтики и стиля отдельных авторов: доклады Н.К. Пиксанова «Из анализов Евгения Онегина – Образ Татьяны»; М.А. Петровского «Композиция «Выстрела»; Л.П. Гроссмана «Искусство анекдота у Пушкина» и «Устная новелла у Пушкина»; Б.А. Грифцова «О прозаизмах в Лермонтовской поэзии»; Д.Д. Благого «Поэтика Тютчева»; И.Н. Розанова «Вяземский, как поэт»; Д.О. Дарского «Три любви Пушкина».

По стиховедению: В.Я. Брюсова «Об изучении стиха», Л.П. Гроссмана «Онегинская строфа»; Г.А. Шенгели «Органическая метрика русского стиха».

По вопросам западно-европейских литератур: М.А. Петровского «Гофман в русской литературе»; С.В. Шервинского «Поэзия Ронсара»; П.Н. Сакулина «Новые немецкие книги по поэтике» (Лемана и Меркера); С.А. Котляревского «О Аанте»; М.Д. Эйхенгольца «Поэтика Флобера».

По опубликованию и комментированию новых текстов: Н.Л. Бродского «Из разысканий о Белинском»; Г.И. Чулкова «Неизданные стихотворения Тютчева»; И.Л. Поливанова «Переписка Л.П. Полонского с Л.И. Поливановым»; Д.Д. Благого «Тургенев, как редактор стихотворений Фета и Тютчева»; В.С. Нечаевой «Вновь открытые статьи Достоевского»; Е. Книпович «Из воспоминаний об Ал. Блоке».

На историко-литературные и литературно-философские темы: С.А. Котляревский «Миросозерцание Тютчева», И.Р. Эйгес «Блок и Полонский», В.И. Язвицкий «О Кирджали Пушкина».

Кроме того были прочитаны два доклада: М.О. Гершензона «Изучение взаимоотношений личности и общества в русской художественной литературе»; В.И. Язвицкого «Изучение эволюции литературных стилей». Оба доклада организационного свойства с предложениями планов коллективных работ.

Помимо только что изложенных форм деятельности, секция ставит своей задачей организовать в ближайшем времени коллективную работу в области опубликования различных материалов и трудов. Сюда входят: печатание научных трудов членов секции, т.е. опубликование докладов, читанных в секции и отчетов о вызванных ими прениях, а также опубликование различных монографических исследований (типа диссертаций). Далее следует издание академического типа научно-комментированных произведений русской литературы на основе рукописной традиции; образцовые переводы классических или имеющих особое значение произведений мировой литературы, снабженных критическим комментарием; критико-библиографические обзоры, посвящённые различным отделам как русской, так и западно-европейской литературы.

Имея в виду осуществление издательских планов и продолжение намеченных работ, секция не ограничивает себя указанными вопросами и проблемами и приступает к осуществлению других коллективных работ. В первую очередь намечается разработка вопросов эдиционной техники в качестве неотложной задачи, в виду обнаружения огромного количества рукописных материалов, относящихся почти ко всем великим именам русской литературы.

В результате 15-месячной работы, секция подготовила к изданию следующие материалы:

1. «Arspoetica». Сборник статей по поэтике и литературной методологии. Статьи: В.Я. Брюсова, П.Н. Сакулина, П.С. Когана, Н.К. Пиксанова, М.А. Петровского, Г.И. Чулкова, С.В. Шервинского, Л.П. Гроссмана.

2. Ежегодник по Достоевскому. Статьи, материалы, библиография. Статьи: П.Н. Сакулина, Н.К. Пиксанова, В.Б. Вересаева, В.Ф. Перевсрзева, Б.А. Грифцова, В.Л. Комаровича, А.С. Долинина, М.А. Петровского, Л.П. Гроссмана, Ф.Ф. Бережкова.

3. Летопись жизни Белинского, составленная Н.Ф. Бельчиковым, Н.Е. Будковым и Ю.Г. Оксманом под редакцией П.К. Пиксанова (печатается).

4. Библиография Белинского – составл. А.И. Кондратьевым.

5. Кашин, Н.П. Этюды по Островскому, IV том.

6. Кай Валерий Кашулл. Избранные сочинения, переведенные формами подлинника и комментированные С.В. Шервинским, с вступительной статьей «Кашулл, его жизнь, среда, общественно-политическая роль и творчество» и объяснительным комментарием.

7. Тютчевский сборник (к 50-лешию смерти). Статьи: Г.И. Чулкова, Л.П. Гроссмана, Н.К. Гудзия и др.; материалы, хроника, библиография.

8. Материалы по Пушкину (собранные и комментированные М.А. Цявловским тетради П.И. Бартенева, материалы, относящиеся к дуэли Пушкина и др. неизданные документы).

9. Литературное прошлое – периодический сборник архивных материалов: письма Белинского к Боткину, Я.П. Полонского к Кудрявцеву, материалы, касающиеся «Власти тьмы», письма С.А. Толстой, Льва Поливанова и др., из новых писем Островского и Тургенева. Вступительная статья и комментарии.

10. Н.К. Пиксанов «Творческая история «Горя от ума».

11. Л.П. Гроссман Русское стиховедение. Библиографический обзор изучений русского стиха за XVIII–XX вв. Библиографическое описание, хронология русской поэтики, указатели имен, заглавий и терминов.

12. Ежегодник Литературной секции. Неизданные материалы, литературные исследования, хроника, протоколы заседаний, тезисы докладов.

ТЕАТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ.

В конце 1921 г., по постановлению Комиссии ВЦИК, к Академии были присоединены научно-художественные институты: Институт Литературы и Критики, Институт Музыкальных Наук, Институт Художественной Культуры и Институт Театроведения. Некоторые из этих институтов, в силу отсутствия в них серьезных работ, в первые же месяцы 1922 г. потеряли всякое значение и не оставили после себя никакого следа.

Институт Театроведения органически объединился с Академией, образовав в её составе Театральную секцию, начавшую функционировать с 1 января 1922 г. Секция ставит своей целью научную разработку вопросов театрального искусства в историческом и теоретическом разрезах, главным образом, в направлении изучения творчества актёра, драматургии и сцены.

В настоящее время работа секции ведется по следующим группам:

I. Изучение и описание рукописных материалов, хранящихся в Театральном Музее им. А.А. Бахрушина. Работа эта вызвана ясно сознанною необходимостью привлечения новых неопубликованных материалов, без которых научная постройка истории театра в настоящее время является невозможной. В первую очередь описываются мемуары. В настоящее время описано около 60 рукописей, в том числе чрезвычайно ценные и дающие много нового записки Розена, актрис Орловой, Горевой, брата и жены Щепкина и мн. других. Описание мемуаров будет закончено ко второй половине апреля сего года. Оно будет издано секцией в виде отдельной брошюры. В дальнейшем секция приступит ко второй части работы: к описанию дел и документов.

II. Изучение творчества Островского, в связи с предстоящим юбилеем. Секцией приготовлены и печатаются два сборника под общим заглавием: «Островский и современники». Первый том представляет переписку Островского и Бурдина. Второй том содержит теоретические статьи по разным вопросам, связанным с творчеством Островского; в сборник вошли статьи С.К. Шамбинаго, В.Г. Сахновского, А.А. Фомина, П.А. Маркова и др.

III. Изучение творчества актёра. Работа этой группы ведется в трёх направлениях. Во-первых, преимущественное внимание группа обратила на выработку анкеты по психологии актёрского творчества и на собирание ответов и материалов по данной анкете. До настоящего времени получены анкеты: М.Н. Ермоловой, Е.К. Лешковской, М.А. Чехова, А.Г. Коонен, А.П. Петровского, Б. Массалитиновой, В.В. Лужского и др. Полученный материал подвергается соответствующей обработке и подготовляется к изданию в виде отдельного сборника. Во-вторых, вырабатываются методы фиксации спектакля и игры актёра. В-третьих, устанавливаются методологические принципы изучения игры актера. Работа этой группы ставилась в более широких размерах, но за отсутствием средств, её пришлось сильно сократить. Так, намечена была работа по изучению актерской личности и творчества А.П. Ленского, работа по изучению театральных рецензий, работа по изучению старого русского водевиля и работа по собиранию материалов по вопросам театра национальных меньшинств.

IV. Изучение современной драматургии, преимущественно западной, германской. Прочитано около 100 пьес. Напечатан сборник пьес Кайзера с предисловием А.В. Луначарского, приготовлен сборник пьес Штернгейма с предисловием А.В. Луначарского, готовится к печати сборник избранных пьес виднейших германских драматургов: Газенклевера, Унру, Дитценшмидта и др. Этой же группою проведён конкурс, на который было представлено до 60 пьес. Вторая премия присуждена авторам: Шкляру – за пьесу «Мыльные пузыри» и Гарину – за пьесу «Отасу». Некоторые из представленных пьес удостоены удовлетворительного отзыва.

 

Кроме перечисленных выше групп, при секции образованы комиссии по следующим вопросам:

1) по методологии и истории театра,

2) по изучению творчества автора.

Последняя работа строится в направлениях:

а) выработка методологических приемов изучения драматургически сценического, а не литературного материала;

б) исследование творчества крупного автора прошлого, в настоящее время творчество Островского;

в) теоретическое изучение вопросов драматургии.

За отсутствием средств эти работы секция не может широко и быстро развернуть.

По заданию Правления Академии и в связи с обращением к ней управления государственными театрами, репертуарная группа секции рассматривает и изучает новейшую драматическую литературу и отчасти забытые произведения прежнего времени с целью рекомендации их театрам для соответствующих постановок. До сих пор составлен список пьес, количеством около 15, с которыми в ближайшее время будет ознакомлено собрание представителей академических театров. В этих целях подготовлено изложение пьес и их характеристика.

В течение марта и апреля 1923 г. секция разработала дополнительный план своей деятельности на ближайшее время, получивший утверждение Правления Академии. По этому плану намечены следующие работы:

1. Изучение сценической истории «Ревизора», как дополнение и изучение текста пьесы.

2. Словарь актёров Малого Театра. Эта работа является необходимой предпосылкой для создания в дальнейшем научной истории Малого Театра и рассчитана на выполнение в течение одного гола. Результаты работы будут напечатаны ко дню столетия Малого Театра (27 октября 1924 г.).

3. Театральная энциклопедия в форме словаря, со статьями по всем отраслям театрального искусства, объемом приблизительно в 15 печатных листов.

4. Изучение истории русской и иностранной оперы в Большом Театре. Вся работа будет закончена к столетию этого театра (1925 г.) и ведется по архивным материалам.

Состав секции: председатель – Н.Е.Эфрос, учёный секретарь – П.А. Марков и члены: А.А. Бахрушин, Н.Л. Бродский, Л.Я. Гуревич, Н.П. Кашин, А.В. Луначарский, Е. К. Малиновская, В.Э. Мориц, В.И. Немирович-Данченко, И.А. Новиков, A.П. Петровский, Н.К. Пикеанов, Н.А. Попов, С.А. Поляков, В.Г. Сахновский, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, Н.Д. Телешов, В.А. Филиппов, С.К. Шамбинаго, Т.Л. Щепкина-Куперник, М.Д. Эйхенгольц, А.И. Южин.

За время деятельности секции были прочитаны и обсуждены следующие доклады: А.К. Дживелегова «Происхождение комедии масок», П.А. Маркова «Современная экспрессионистическая драма в Германии», Ф.А. Степуна «Типы актерского творчества», Н.А. Попова «Сценическая площадка школьного театра», Б.А. Филиппова «Что такое театр», А.К. Дживелегова «О драме итальянского Возрождения», Н.П. Кашина «Мартиролог Островского», Н.К. Пиксанова «Фрагменты творческой истории «Горя от ума», Н.Л. Бродского «О языке комедий Сумарокова», Н. Д. Волкова «Русский театр и русская революция», М.Д. Эйхенгольца «История театра, как наука», Л.Я. Гуревича «Балет у Мольера», А.П. Петровского «Теория сценического искусства Федотова», Б.Э. Морица «Пути и задачи истории театра», В.А. Филиппова «Трессотиниус Сумарокова», С.К. Шамбинаго «Ночи на Волге», Л.Я. Гуревич «Мольер – актёр и режиссер», П.А. Маркова «Некрасов и театр», А.Я. Таирова «Записки режиссера», Н.П. Кашина «Символика Островского», В.А. Филиппова «К вопросу о мольеризме русской драмы», С.К. Шамбинаго «Актёрский цех у Островского», В.Н. Всеволодского-Гернгроса «О Дмитровском» и «Об амфитеатре».

При секции образована театральная мастерская, руководимая Б.Г. Сахновским. Мастерская имеет своей задачей дальнейшую подготовку сценических деятелей, связанных обязанностью приёмов исполнения и уже получивших предварительное театральное воспитание (занимавшихся дикцией, элементарными отрывками и ритмическими движениями, а также проходившими класс постановки голоса).

При мастерской числится 25 сотрудников, которые принимались руководителем после коллоквиума и испытания в умении владеть основными приёмами техники сцены. Занятия происходят в вечерние часы четыре раза в неделю. Подготовительные работы ведутся днём без руководителей. Для занятий в мастерской в здании Академии было отведено специальное помещение со сценой. С января месяца занятия, по случаю организации в здании Академии Всероссийской художественно-промышленной выставки, были перенесены в помещение театра им. Комиссаржсвской.

Работы в мастерской ведутся в двух направлениях: или приготовляются драматические отрывки, целые пьесы и пантомимы или же заслушиваются доклады сотрудников мастерской по вопросам актёрской игры, режиссёрской работы, вопросам драматургии, анализа стиля разбираемого писателя, анализа стиха и т. д. За истекший год были исполнены следующие работы: «Не сошлись характерами», 2-ой акт «На бойком месте» и отрывок из «Леса» – Островского, отрывок «Вечного Мужа», сцена Великого Инквизитора и 2-я и 3-я картины «Скверный анекдот» – Достоевского и др.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ.

Музыкальная секция организована в январе 1922 г. Основною задачей секции является всестороннее изучение вопросов науки о музыкальном искусстве. В частности, секция ставит своей задачей – изучить проблемы музыкальной теории, эстетики, истории, художественной техники, психологии и физиологии музыкального восприятия, а также музыкальной акустики.

Исходя из этих общих заданий, секция наметила следующий план занятий в 1922/1923 г.:

1) разработка отдельных вопросов по музыкальной теории. В первую очередь намечены вопросы музыкальной формы, получившие в последнее время некоторую остроту благодаря работам проф. Конюса и Н. Брюсовой. Предполагается ряд докладов на тему о музыкальных формах и принципах их строения;

2) собирание исторических материалов по русской музыке в средние века и библиографических материалов по новой русской музыке;

3) составление «большой музыкальной энциклопедии», которая должна представить фундаментальный труд по сводке современных знаний музыкальных явлений. Эта работа займет не менее 2 – 3 лет.

Эти задания предположено выполнить путем коллективной работы членов Академии и при участии посторонних лиц, по приглашению секции. Кроме того, предположены индивидуальные работы членов секции, по особым заданиям и планам.

Состав секции к началу марта 1923 г.: председатель – Л.Л. Сабанеев, его заместитель – Н.Я. Брюсова, учёный секретарь – Н.Б. Петров и члены: Н.А. Гарбузов, А.Б. Гольденвейзер, Н.С. Жиляев, Г.Э. Конюс, К.А. Кузнецов, Б.Б. Красин, А.Д. Кастальский, Н.Я. Мясковский, А.Б. Хессин, А.А. Шеншин, Ю.Д. Энгель, Б.Л. Яворский.

При секции образованы следующие комиссии: Редакционная, Библиотечная и Комиссия по изучению новых звукорядов.

Редакционная коллегии Музыкальной энциклопедии утверждена Правлением Академии в следующем составе: председатель – Л.Л. Сабанеев, секретарь – Н.Б. Петров, члены: Н.Я. Брюсова, А.Д. Кастальский, Н.С. Жиляев, К.А. Кузнецов, Б.М. Беляев, Б.Л. Яворский, А.Ф. Лосев, М.Б. Иванов-Борецкий и Г.Э. Конюс.

За время с февраля 1922 г. по декабрь 1922 г. в секции заслушаны и обсуждены следующие доклады:

1) Н.Б. Петрова «О типах иностранных изданий»;

2) Н.Я. Брюсовой «Раскрытие понятия науки о музыке»;

3) Ю.Д. Энгеля «Распланирование материала и редактирование словаря»;

4) К.И. Кузнецова «Об историко-музыкальных задачах нашего времени»;

5) дискуссия на тему «Основа музыки»;

6) доклад Н. Я. Брюсовой «О значении тактовой черты»;

7) Г.Э. Конюса «Метрико-архитектонический метод звукового творчества»;

8) И.С. Жиляева «Три сочинения Шопена»;

9) Н.Я. Брюсовой «Конструкция формы музыкальных произведений»;

10) её же «Анализ прелюдий Шопена»;

11) разбор музыкальных произведений Прокофьева.

Кроме того был заслушан ряд докладов организационного свойства.

Постановлением особой комиссии по урегулированию штатов Наркомпроса в марте месяце с. г. к Музыкальной секции Академии был присоединён Государственный Институт Музыкальных Наук. 22-го марта состоялось объединённое заседание членов Музыкальной секции и Института, на котором председателем секции избран Н.А. Гарбузов. В настоящее время вырабатывается общий план деятельности объединённой секции.

СЕКЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.

В первой стадии деятельности Академии, секция изобразительных искусств организовалась в составе физико-психологического отделения и только в январе 1922 г. состоялось организационное заседание её, положившее начало деятельности секции.

Руководящей линией деятельности секции является аналитическое исследование проблем изобразительных искусств, намеченных ею в систематическом плане или же поставленных перед нею отделениями Академии в плане синтетическом. В первые месяцы деятельности в задачу секции входило всестороннее исследование названных проблем в области всех видов пространственных искусств: живописи, архитектуры, скульптуры, и только за последовавшими выделениями из её состава архитектурной и скульптурной групп, секция несколько сузила эту задачу, сохранив в своем составе группу по живописи и оставив за собою разработку теоретических вопросов изобразительных искусств.

Намеченная работа осуществлялась секцией в трех основных группах: группа теории пространственных искусств, группа живописи и скульптурная группа, выделившаяся в конце 1922 г. в самостоятельную секцию. Первая группа рассматривает вопросы теории изобразительных искусств, причём работы этой группы ведутся в тесном контакте с Философским отделением. Группа живописи, в аналитическом плане и в границах искусства живописи, выполняет программу, разработанную под руководством Физико-Психологического отделения – исследование элементов, конструкции и композиции. План занятий скульптурной группы указан в отделе скульптурной секции.

В план работы секции в текущем голу входит:

1. Совместно с Философским отделением работа по изучению и установлению современной художественной терминологии, имеющая своей конечной целью создание словаря современной художественной терминологии. Насущная необходимость в таком словаре давно ощущается Академией и отвечает заданиям всех её частей.

2. Работа по составлению словаря русских художников, в основу которой положен неоконченный словарь Собко и собранные им материалы к напечатанным темам. В виду совершенного отсутствия сколько-нибудь удовлетворительного труда в этой области на русском языке и очевидной необходимости в нём, признана желательной более широкая постановка этой работы, с привлечением к ней специалистов по всем видам пространственных искусств (архитектура, скульптура, графика, живопись, история и теория искусства и пр.). Работа рассчитана на несколько лет. В зависимости от принятого метода работы, возможен выпуск к концу академического года одного тома.

3. Издание сборника статей под названием: «Проблема времени в искусстве», в который войдут пять статей, явившихся в результате коллективной работы группы «Теории пространственных искусств», начатой еще в прошлом академическом году.

4. Издание ряда классических сочинений по теории и философии искусства, осуществляемое совместно с Философским отделением и указанное в плане работ этого отделения.

Независимо от вышеизложенного плана, секция ведет работу и по вопросам, спорадически возникающим в процессе деятельности. К этой работе привлекаются не только члены секции, но и лица, не состоящие членами Академии.

Состав секции: председатель – А.Г. Габричевский, учёный секретарь – Б.В. Шапошников и члены: А.В. Бакушинский, Б.Р. Виппер, B.Н. Домогацкий, Б.И. Денике, И.Д. Ермаков, И.В. Жолтовский, П.В. Кузнецов, И.Я. Корницкий, С.Т. Коненков, Н.П. Ламанова, И.И. Машков, Н.Г. Машковцев, Д.С. Недович, А.А. Сидоров, А.С. Стрелков, C.В. Шервинский, А.А. Шеншин, К.Ф. Юон, Н.Е. Успенский, В.А. Фаворский, В.В. Фалилеев, Р.Р. Фальк, Б.Н. Терновец.

За время с января 1922 г. по март 1923 г. в секции заслушаны и обсуждены следующие доклады: А.А. Сидорова «Современная художественная терминология», П.В. Кузнецова «Конструкция в искусстве», Д.С. Недовича «Круглоскульптурная группа», В.П. Домогацкого «Форма и её восприятие», И.Я. Корницкого «Восприятие скульптуры», А.Г. Габричевского «Природа пластики» и «Время в пространственных искусствах», А.С. Стрелкова «Проблема рельефа», К.Ф. Юона «Непреходящие ценности живописи», А.А. Шеншина «Время в искусстве», Б.Б. Шапошникова «Как и какое время возможно в искусстве», Б.Р. Виппера «Время искусства», А.А. Шеншина «Peuserosoу Листа и Микельанджело», А.Н. Зографа «Искусство медали», Б.П. Денике «Индусская скульптура», В.Н. Домогацкого «Рельеф» и «Надгробная скульптура», М.И. Кагана «Два устремления в искусстве», Д.С. Недовича «Эстетика и эротика», Б.В. Шапошникова «Абсолютное и относительное время».

АРХИТЕКТУРНАЯ СЕКЦИЯ.

Архитектурная секция в начале 1922 г. входила в состав секции изобразительных искусств, и только в феврале месяце образовалась на правах секции, основною целью которой является всестороннее изучение вопросов архитектуроведения, как системы наук об архитектуре.

В общих задачах и деятельности секции наметились два направления:

1) Выявление творческого архитектурного опыта, как специфического пуши постижения архитектурного искусства. Для осуществления этого задания разработан и выполняется цикл докладов архитекторов-художников и инженеров-строителей. В этих работах интересом является не обсуждаемые в докладах принципы или явления архитектурного искусства, но тот своеобразный подход к искусству, который свойствен каждому художнику-строителю.

2) Теоретические работы, которые распадаются на историю, теорию, философию и социологию архитектуры.

В основу историко-архитектурных работ секции положены следующие программные соображения:

а) рациональная организация научной работы требует использования всех накопленных в соответствующей области исследования знаний и ясного сознания и точного формулирования всех очередных проблем данной области исследования;

б) изучение архитектуры должно предваряться подведением итогов научно-исследовательской работы над памятниками зодчества и установлением актуальных проблем исторического архитектуроведения;

в) эта предварительная научная работа не может быть выполнена индивидуальным усилием, но должна совершаться в порядке организованной коллективной работы;

г) во всех работах следует иметь в виду два рода проблем: общие проблемы, которые имеют значение для всех исторических эпох, и специальные проблемы, которые связаны с отдельной эпохой архитектурного искусства;

д) работы, выполненные по указанным заданиям, будут представлять собой законченные научные труды и в то же время являться программами научных исследований в соответствующих областях архитектуроведения.

Программа работ секции в области теории, философии и социологии архитектуры находится в стадии разработки. За истекшее время по этим вопросам было заслушано несколько предварительных докладов.

Рабочая программа на 1922/1923 г. установлена секцией в следующем виде: использование массы в архитектуре в связи с новыми задачами строительства, изучение русского гражданского зодчества, архитектурная история русского города, изучение вопроса рабочего поселкового строительства, итоги архитектуроведения.

Состав секции: председатель – И.В. Жолтовский, его заместитель – Е.Д. Шор, учёный секретарь – И.Г. Званский и члены: А.В. Бакушинский, Б.Р. Виппер, А.Г. Габричевский, В.Н. Домогацкий, Д.С. Недович, А.И. Некрасов, А.А. Сидоров, Р.Р. Фальк, С.В. Шервинский, Б.В. Шапошников, И.В. Щусев, П.В. Щусев.

В начале года при секции была организована архитектурная мастерская, которая ставила своей задачей разрабатывать актуальные задачи современной архитектуры. За отсутствием средств мастерскую пришлось в конце 1922 г. закрыть.

За время с февраля по декабрь 1922 г. секцией заслушаны следующие доклады: И.В. Жолтовского «Различие греческого и римского искусства»; И.В. Жолтовского «Проблемы греческого и римского искусства»; А.И. Некрасова «Проблемы изучения древнерусского искусства»; А.Г. Габричевского «Проблемы пространства и массы по архитектуре»; И.И. Лопатина «Проблемы пространств» и массы в архитектуре»; И.В. Жолтовского «Творчество Палладио»; Б.Р. Виппера «Проблема изучения древнегреческой архитектуры»; А.И. Некрасова «Проблемы изучения Византийской архитектуры»; С.В. Шервинского «Проблема изучения восточно-христианской культуры»; А.В. Щусева «Архитектурная композиция в русском искусстве»; Бруиова – «История древнерусской архитектуры»; И. В. Жолтовского «О Брунелески»; А.А. Сидорова «Современное состояние знания средневекового искусства»; А.И. Некрасова «О Боголюбовских церквах»; А.И. Некрасова «Проблема организации массы в архитектуре».

СКУЛЬПТУРНАЯ СЕКЦИЯ.

Изучение вопросов скульптуроведения в Академии производилось особой группой в составе секции пространственных искусств, и только в ноябре 1922 г. Правление Академии утвердило постановление этой группы и секции пространственных искусств о преобразовании группы в Скульптурную секцию.

Основною задачею секции является всестороннее историко-теоретическое изучение скульптуры, как научно-художественной дисциплины, а также связанных с ней вопросов, как-то: разработка пластической эстетики, технологии и терминологии, спецификация пластических ценностей и сопоставление их с категориями иных пространственных искусств, выявление русской скульптуры, а также условий её исторического развития и т. д.

В связи с этим ближайший план деятельности в этом голу разработан в трёх направлениях:

1) теоретическом – изучение пластической формы, как таковой, выяснения технического и эстетического взаимоотношения скульптуры с другими пространственными искусствами;

2) историческом – осмысливание и учет современной художественной культуры на основе связи и разрыва с прошлым как русского пластического искусства, так и зарубежного;

3) прагматическом – упорядочение самой проблематики пластической формы и эстетическое воспитание современного общества.

До настоящего времени более полно развернулась первая из указанных сторон деятельности секции: постановка основных научно-художественных проблем. Большая часть секционных собраний была посвящена собеседованиям, подготовлявшим основные разделы готовящегося сборника «Предмет скульптуры». Историческая работа секции вылилась в ряде экскурсий для учёта скульптурных ценностей в Москве и окрестностях (надгробные памятники XVIII– XIX веков в монастырях и на кладбищах).

Состав секции: председатель – Д.С. Недович, его заместитель – Б.Н. Домогацкий и члены: А.Б. Бакушинский, Б.Р. Виппер, А.Г. Габричевский, Б.П. Денике, А.И. Некрасов, А.А. Сидоров, С.В. Шервинский, В.Б. Шапошников.

За время существования группы и секции были прочитаны и обсуждены следующие доклады:

1) Д.С. Недовича «Группы в античном искусстве»;

2) Б.Н. Домогацкого «Форма и её восприятие» (план работ по изучению истории русской скульптуры);

3) А.Г. Габричевского «Природа пластики»;

4) А.С. Стрелкова «О точке зрения на рельеф»;

5) А.Н. Зографа «Монета и медаль, как художественная форма»;

6) В.Н. Домогацкого «Надгробная скульптура»;

7) Б.Н. Терновца «Французская скульптура в Москве»,

8) Д.С. Недовича «Основные пластические элементы»;

9) Д.С. Недовича «Боссельт, как искусствовед и художник»;

10) А.Н. Златонратского «Значение света в скульптуре»;

11) Д.С. Недовича «Пластическая фактура».

В ближайшее время намечены доклады: В.Н. Домогацкого «О материале в скульптуре», А.И. Анисимова «О русской резьбе», М.И. Кагана «Философия скульптуры», М.И. Фабриканта «Обзор новейшей литературы по скульптуре», М.Н. Рейхенштейна «Скульптура негров».

ОБРАЗОВАНИЕ СЕКЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ.

Пятнадцатимесячный опыт показал, что выделение из секции изобразительных искусств архитектурной и скульптурной групп и преобразование последних в самостоятельные секции приводит к распылению научных сил и материальных средств. Последовавшее в течение 1922 г. сокращение штатов Академии усугубило это положение. Это распыление, а также и слабая деятельность группы живописи привели к тому, что деятельность секции изобразительных искусств из сферы аналитической была перенесена в область синтетического подхода к вопросам искусства, т.е. во многом отношении повторила собою Философское отделение, что и было отмечено в соединенном заседании названных организаций от 5 апреля с.г.

В силу этих обстоятельств, Правление Академии утвердило 20 апреля предложение Философского отделения и секции изобразительных искусств о перенесении всей работы секции исключительно в Философское отделение. Этим же постановлением было признано необходимым объединение трёх секций – скульптурной, архитектурной и изобразительных искусств в одну секцию пространственных искусств, с тремя подсекциями: архитектурной, скульптурной и живописи.

На основании этого постановления 25 апреля состоялось заседание членов названных секций, на котором был избран президиум объединенной секции в составе: председателя секции – Б.Р. Виппера, его заместителя – Д.С. Недовича, учёного секретаря – Б.Н. Терновца, председателя подсекции живописи – К.Ф. Юона, председателя архитектурной подсекции – И. В. Жолтовского и председателя скульптурной подсекции –В.Д. Домогацкого.

Архитектурная и скульптурная подсекции сохранили в полной мере преемственность работ с бывшими секциями. Выработанные последними планы деятельности полностью перенесены в соответствующие подсекции. Что же касается подсекции живописи, то председателю её поручено разработать программу деятельности в самом спешном порядке.

СЕКЦИЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ИСКУССТВ.

Секция Полиграфических искусств организована в марте 1922 г. Организационное заседание инициативной группы состоялось 2 марта, а 3 марта эта группа, в виде специальной комиссии, утверждена Правлением Академии. Утверждение же секции Учёным Советом состоялось 4 мая того же гола.

Предметом научного исследования секции является всестороннее изучение книги, как таковой, а также всех вообще вопросов социологического, эстетического и технического порядка, связанных с книгою и её производством.

Внутри себя секция распадается на три группы: группа книговедения, которая имеет две задачи:

а) изучение идеологии книги, куда относятся: история книги, эволюция се форм и стилей, украшение книги в связи с её содержанием, изучение распространения книги и влияние её на массу, цена и доступность книги, социально- экономические предпосылки книжного дела, область книжной психологии, изучение читателя и т. д.;

б) изучение техники книги: исследование книжного мастерства, форма книги, роль формата, бумаги, шрифтов, набора, печати, переплёта, обложки, виньеток, заставок, украшений, иллюстраций и книжных знаков.

Группа печатно-графическая, с двумя основными задачами:

а) изучение графического искусства в узком смысле, куда входят: гравюра во всех её видах, углублённая гравюра, гравюра на дереве или линолеуме со всеми их разновидностями, область рисунка, как такового, т.е. законченной графики книжного и самостоятельного значения, а также свободного рисунка этюдного и эскизного характера, понимаемая как особая отрасль изобразительных искусств, б) изучение акцидентной печати, как области прикладной графики, куда войдут: плакат, реклама, этикетка, оберётка, эмблемы, графика, связанная с художественным производством и т. д.

Библиотечная группа, имеющая целью изучение вопросов библиологического порядка. В задачу этой группы входит также и руководство библиотекой Академии, как центральной библиотекой государственного масштаба в области искусства.

Состав секции: председатель – А. А. Сидоров, его заместитель – Б.Я. Адарюков, учёный секретарь – М.П. Никитин и члены: А. В. Бакушинский, А.А. Бахрушин, А.И. Кондратьев, Н.П. Кашин, К.С. Кузьминский, П.С. Коган, Н.Г. Машковцев, А.А. Петровский, Н.К. Пиксанов, С.А. Поляков, А.А. Сидоров, М.П. Столяров, М.И. Фабрикант, М.А. Цявловский, Г.И. Чулков, Б.Б. Шапошников, Н.Е. Эфрос и Б.И. Язвицкий.

При секции организован музей полиграфических искусств, имеющий целью собирание и разработку материалов графико-печатного производства. Музей управляется особой коллегией в составе: Б.Я. Адарюкова (председатель), А.И. Ларионова, Н.И. Пожарского и М.И. Фабриканта.

Со второго марта 1922 г. по январь 1923 г. в секции прочитаны следующие доклады:

1) А.И. Кондратьева «Об организации и задачах секции»;

2) А.А. Сидорова «О структуре секции и плане деятельности её»;

3) Б.Я. Адарюкова «Об организации выставки русской книги»;

4) Б.С. Боднарского «Десятичная система в применении к библиографической классификации изящных искусств»;

5) К.С. Кузьминского «Приемы описания книг в библиотеках»;

6) А.А. Сидорова «О художественном облике журнала «Искусство»;

7) М.И. Фабриканта «Описание книг с фото-механическими репродукциями»;

8) В.Я. Аларюкова «Научная разработка истории русской книги»;

9) М.И. Фабриканта «Анкета о библиотеках при музеях»;

10) С.С. Ермолаева «О русском календаре»;

11) А.И. Ларионова «Современная идеография»;

12) В.Я. Адарюкова Книга в России»;

13) М.И. Фабриканта «Западные новинки по полиграфии в библиотеке Академии»;

14) М.А. Доброва «Углубленная гравюра и иллюстрированная книга XVIII века».

По плану, выработанному секцией и утвержденному Правлением Академии на 1922 – 1923 г., основной работой секции является изучение истории книги в России. В результате эта работа должна представлять собой научный труд в 30–40 печатных листов, под названием «Книга в России». Общая тема работы распадается на три группы: теоретическую, историческую и тематическую. Доклады первого рода предположены к прочтению и обсуждению в первую очередь, по возможности в строгой последовательности.

Автор каждого отдельного очерка, посвященного целой эпохе истории книги в России, должен дать в ней: общую характеристику изданий данной эпохи со стороны их художественной формы, выяснить иностранные влияния на характер наших изданий в ту или иную эпоху, наконец, дать характеристику изданий: художественных, научных, изящной словесности, переводных, для народа и детей, альманахов и календарей, периодических изданий, с разделением их на издания, посвященные искусству, беллетристике, науке и сатире. Давая характеристику внешности книги за известный период, автор должен выяснить: характер и способ иллюстрации в их внешнем виде, количество в размерах и в отношении текстов, книжные украшения, форматы книги, шрифты, сорта бумаг, обложка, переплет, титульные листы, издательские и типографские марки и т. д.

Кроме чисто научной деятельности, секция преследует еще и практические задачи, заключающиеся в том, что она стремится объединить исследовательскую работу местных и общегосударственных учреждений и общественных организаций в области полиграфического производства.


ЧИТАТЬ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ

ЧИТАТЬ ТРЕТЬЮ ЧАСТЬ




www.etheroneph.com