Взлёт и падение советской научной фантастики 2/2
Продолжение главы из книги Л. Геллера «Вселенная за пределом догмы», первую часть читать тут.
Таковы два встречных течения – утопия и антиутопия, – постоянно присутствовавшие в ранней советской литературе, нередко встречавшиеся в творчестве одного и того же писателя, как у Маяковского, Есенина, Платонова, Заболоцкого. В печатавшейся литературе преобладала, конечно, утопия. Однако, в начале 30-х гг. развитию её – и вместе с ней развитию НФ положен конец.
Причиной тому послужило несколько факторов, в конечном счёте сводящихся к одному – преображению советской России.
Взлёт и падение советской научной фантастики 1/2
Глава из интереснейшей книги Леонида Геллера «Вселенная за пределом догмы (размышления о советской фантастике)», Лондон, 1985 год. Первую главу я выкладывал ранее.
«Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое», – написал в 1921 году Е. Замятин. Спустя два года ясным казалось, как безнадёжно он ошибся: русская проза переживала небывалое возрождение. Слова Замятина часто и охотно приводились в то время как пример куриной слепоты даровитого, но – по мнению, например, Троцкого – неглубокого писателя, типичного буржуазного мечтателя, бывшего показного еретика, насмерть напуганного великой ересью строящегося коммунизма. Но прошло ещё десять лет и оказалось, что прав был Замятин. Сегодня его статьи, а особенно его роман «Мы» кажутся сверхъестественным прозрением.
Гэри Лахман «Тёмная муза» 2/2
П. Д. Успенский
Хотя большинству читателей Пётр Демьянович Успенский известен, если вообще известен, как самый красноречивый последователь загадочного Г. И. Гурджиева, он был самостоятельным мыслителем значительного уровня. Возможно, что его встреча с примечательной личностью – Гурджиевым – была худшим из всего, что с ним когда-либо случалось
Гэри Лахман «Тёмная муза» 1/2
Гэри Лахман (р. 1955 г. США) – американский писатель, музыкант, мистик. Один из основателей группы Blondie, автор замечательной книги «В поисках П. Д. Успенского» (2011), и ряда других важных работ.
Книга «Тёмная Муза» (2008) посвящена влиянию оккультной мысли и восприятия на величайших поэтов и писателей последних двух столетий и рассказывает о периоде Просветительской одержимости оккультной политикой, Романтическом взрыве, парадоксальном декадентском и футуристическом оккультизме конца века, а также глубоких оккультных корнях модернистского движения.
Сначала я хотел поместить одну главу, потом передумал и хотел отобрать заметки про тех деятелей, которые мне были интересны, но их получилось очень много, поэтому остановился только на людях, имеющих отношение к России.
Перевод немного кривоватый, а текст содержит опечатки и ошибки. Чуть подправил, например, «Лачман» заменил на «Лахман», «сатанический» – на «сатанинский», «теософическое общество» – на «теософское общество» и так, по мелочи.
Откуда есть пошла русская фантастика 2/2
Почти все писатели 20-40-х гг. XIX века, крупные, средние и малые, от Пушкина до Греча, от Погорельского до Гоголя, от Сомова и Павлова до Одоевского, Вельтмана и А. Толстого, – почти все писали фантастику. Фантастику сказочную, «ужасную», мистическую и – «научную».
Революционные открытия в археологии, палеонтологии, этнологии сделали модными имена Шампольона, Кювье, фон Гумбольдта и подстегнули воображение писателей. Успехом пользуются теории и рассказы о неизвестных цивилизациях в Кордильерах, Арктике, других затерянных уголках земного шара (эту идею будут эксплуатировать весь XIX-й и добрую четверть XX века). Развивается исторический роман, одно из главных литературных завоеваний романтизма. Вместе с усиленным вниманием к прошлому растёт интерес к будущему. И вот, русская литература начинает устраивать фантастические экскурсии во все стороны пространства и времени.
Откуда есть пошла русская фантастика 1/2
Глава из книги Леонида Геллера «Вселенная за пределом догмы (размышления о советской фантастике)», Лондон, 1985 год.
Леонид Михайлович Геллер родился в 1945 г. в Москве. Жил в Польше. С 1969 г. во Франции. До 2010 г. – профессор русской литературы Лозаннского университета. Ведёт исследования в области утопии, научной фантастики, социалистического реализма, связей между художественным и литературным авангардами.
Неизвестное письмо Лавкрафта
Несколько лет назад (точную дату мне установить не удалось, ориентировочно это 2013-2014 г.) исследователь Джеймс Мачин (James Machin) случайно обнаружил ранее неизвестное письмо Г. Ф. Лавкрафта, проливающее свет на некоторые аспекты его биографии, что мне показалось очень интересным, поэтому я решил организовать перевод и выложить у себя. С оригиналом статьи и сканами письма можно ознакомиться по ссылке.
Чтобы было интереснее читать, текст я оформил рисунками Сиднея Сайма (Sidney Herbert Sime, 1865-1941), в самом конце поймёте почему.
Введение перевёл я сам, а само письмо – Даниил.
Одоевский
Всеволод Сахаров, «Смена», №23, 1978 год.
Русская литература первой половины прошлого столетия подарила миру столько неповторимых гениев, что гении эти иногда представляются сегодняшнему читателю единственными создателями отечественной словесности, одинокими титанами-атлантами, удерживающими на своих могучих плечах всё стройное собрание классических художественных творений. Между тем наша литература той эпохи являла собой гармоничный художественный организм, в которой многочисленные самобытные таланты находили своё место рядом с признанными гениями и шли с ними к одной цели. Рядом с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Тютчевым мы видим поэтов Боратынского, Дельвига, Козлова, Языкова, прозаиков Бестужева-Марлинского, Вельтмана, Даля. Всё это первоклассные русские таланты Их сочинения в наши дни перестают быть библиографической редкостью, они переиздаются большими тиражами и приходят к современному читателю, открывая ему обаятельность старого, но не стареющего в своей строгой чистоте мира оригинальнейших писателей пушкинской поры.
Фантастика, 1961 год
«Техника – молодёжи», №12, 1961 год. Автор: Ю.Кротов
Истекший год нанёс научно-фантастической литературе поистине великолепный «ущерб». Многократно и успешно обыгрываемая ситуации «человек в космосе» перестала быть фантастической – Гагарин и Титов действительно побывали там, за океаном атмосферы, в чёрной пустоте космоса. Печать сообщала о новых успехах физики и кибернетики: были получены мощные лучи энергии из кристаллов, появилась музыка, сочинённая автоматами. Доверие к приёмам фантастов возросло: оказалось, что они иногда даже отстают от реальных достижений науки и техники.
Более 40 рассказов и несколько отдельных книг, известных по старым журнальным публикациям, – таков количественный итог года. А качественный?
Загадка князя О.
Источник: журнал «Студенческий меридиан», №6, 1990, автор статьи: Павел Тулаев
«Долгом считаю донести вашему сиятельству, что у нас в Москве всё пока обстоит благополучно, и особенно нового пока ещё ничего нет. Правда, не переводятся у нас, как всегда, выскочки, которые думают, что они умнее всех.
И даже князь Петра.
И несут они разные завиральные идеи, но их не слушают, и всё идёт по-прежнему...»
Так начинается письмо Павла Афанасьевича Фамусова к княжне Марье Алексеевне из Петербурга в Москву от 12 марта 1868 года. А кончается оно странно. Вместо подписи – список авторского коллектива в псевдонимах: «Любитель музыки и правды», «Современник Глинки», «Старый дилетант», «Любитель церковного пения». Заключает список некий К. Биттерман. Рядом ещё какие-то то ли инициалы, то ли знаки: N.N., 0.0.0., ъ.ъ.й.
Как всё это понимать?
Еще статьи...
- Иван Ефремов и «Агни Йога»
- Иван Ефремов: познавать диалектику жизни
- Пионер научной фантастики
- Надо мечтать... 1/2
- Надо мечтать... 2/2
- В поисках формулы завтрашнего дня
- В.Ф.Одоевский «4338-й год»
- Ф.Н.Ильин «Долина Новой жизни»
- Эрих Фромм. Комментарий к роману Дж. Оруэлла «1984»
- А.В. Амфитеатров. Предисловие к роману «Жар-Цвет»