Ответственность «вперёдсмотрящих»
Источник: журнал «Техника – молодёжи», №2, 1985 год. Авторы статьи: Инар Молчанов, д.фил. наук и Алексей Подберёзкин, к.и.н.
Более 25 лет назад Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел и Фредерик Жолио-Кюри обратились с манифестом ко всем учёным мира. Вот строки из этого исторического документа: «Мы должны научиться мыслить по-новому, мы должны научиться спрашивать себя не о том, какие шаги надо предпринять для достижения военной победы того лагеря, к которому мы принадлежим, ибо таких шагов больше не существует; мы должны задать себе другой вопрос: какие шаги можно предпринять для предупреждения вооружённой борьбы, исход которой будет катастрофическим для всех её участников?».
Манифест взволновал научную общественность. Через некоторое время, в 1957 году, в канадской деревне Пагуош посланцы науки из разных стран собрались на конференцию, положившую начало движению учёных планеты за мир. Активную роль играют в нём и советские учёные. Как сказал председатель советского пагуошского движения академик АН СССР М. А. Марков, «в наше время на планете не должно быть равнодушных и нейтральных в борьбе за мир. Равнодушие и нейтральность несовместимы с пониманием той чудовищной опасности, той катастрофы, которая сегодня угрожает человечеству».
В 1982 году в Варшаве состоялась очередная конференция пагуошского движения, на которой был принят программный документ, одобренный 111 естествоиспытателями – лауреатами Нобелевской премии. Учёные гневно осудили опасные планы «ограниченной» ядерной войны, подчеркнули необходимость скорейшего замораживания гонки ядерных вооружений.
Среди участников этой конференции не было, к сожалению, ещё одного выдающегося учёного – Владимира Ивановича Вернадского. Он ушёл из жизни незадолго до окончания второй мировой войны. Но с полным основанием можно заявить, что и он присоединил бы свой голос к голосам активных борцов за мир. Ведь ещё задолго до манифеста А. Эйнштейна, Б. Рассела и Ф. Жолио-Кюри он весьма остро поставил вопросы о предотвращении будущих войн, о моральной ответственности учёных за сделанные ими научные открытия.
* * *
Гениальные предположения В. И. Вернадского, высказанные им несколько десятилетий назад, приобретают сегодня поистине международное звучание. К его работам начинают обращаться зарубежные исследователи, поскольку они имеют самое непосредственное отношение к актуальнейшей проблеме сохранения мира и человечества на планете.
И это относится не только к естественнонаучному наследию, оставленному В. И. Вернадским. Исследователей интересуют и идеи, высказанные им по самому широкому кругу гуманитарных вопросов. Фигура мыслителя-естественника видится ныне в новом аспекте – социолога и футуролога.
Научное наследство учёного громадно, а некоторые его мысли порой вызвали н вызывают у ряда специалистов настороженность, непонимание, даже смущение своей смелостью. Именно это имел в виду академик С. Р. Микулинский: «По-настоящему глубокие идеи часто только со временем раскрываются во всём их значении. Но когда это происходит, ни у кого уже не остаётся сомнений в том, что их творцы намного опередили своё время, смогли заглянуть далеко вперёд, видели дальше и глубже своих современников, и влияние их идей сильно возрастает. Именно это произошло со многими идеями В. И. Вернадского и прежде всего с его учением о биосфере».
Как ни странно, но мы пока что крайне мало знаем о нашем великом учёном. По существу, серьёзное изучение его научного наследия только началось. Многие труды до сих пор не изданы. Оценка значения его личности и творчества в какой-то степени до сих пор условна. «Странным образом его звезда только восходит на небосклоне естествознания и всей человеческой культуры. Он настолько обогнал своё время, что лишь сейчас мы догадываемся о его значении для будущего. В XX веке, видимо, лишь фигуры А. Эйнштейна и И. П. Павлова могут быть сопоставлены с ним как конгениальные» – таково мнение академика Ю. А. Жданова.
Говорить о В. И. Вернадском трудно ещё и потому, что его творчество по колоссальной широте охвата самых разных областей наук, по глубине мыслей и синтезу различных знаний – редчайшее явление в мировой истории. К тому же он был не только великим естествоиспытателем, но и философом, историком науки, социологом, далеко не сразу пришедшим к марксизму. Многие его философские и теоретические идеи и сейчас спорны. Однако эволюция его философских и общетеоретических взглядов ещё раз подтверждает вывод В. И. Ленина о том, что учёные придут к признанию коммунизма через данные своей науки, по-своему.
Проецируя мысли русского учёного на современность, нельзя не сказать о его чрезвычайно дальновидной идее об опасности омницида – всеобщего уничтожения человечества в результате катастрофических последствий новейших достижений военной техники.
Сейчас, когда стало ясно, что применение ядерного оружия неизбежно приведёт к глобальной термоядерной войне, когда советские и зарубежные учёные выступают с предостережениями относительно губительных последствий такого конфликта не только для жизни одного народа, но и человечества в целом, всей планеты, предостережения об омнициде особенно актуальны.
Развитие науки и техники уже в прошлом веке привело к гигантскому росту возможностей человека. Пар, электричество вложили в его руки такие рычаги воздействия на природу и на социальный уклад общества, что перед наиболее прозорливыми умами отчётливо встал вопрос: а что же ждёт человечество в будущем? Что случится, если оно не сумеет совладать с этими силами, если они выйдут из-под его контроля?
И здесь особое звучание приобретает гениальная догадка В. И. Вернадского о принципиальной возможности существования в природе таких сил, которые многократно превышают по своей мощности все известные до сих пор человечеству, высказанная им... летом 1887 года. Учёному было тогда 24 года!
Конкретизируя свою мысль, В. И. Вернадский писал, что эти таящиеся в природе неведомые силы, необходимо, во-первых, «открыть», практически «извлечь» из природы и, во-вторых, силы эти способны не только «удесятерить» мощь человека, расширить «возможности новых приложений», но и реально выступить перед людьми в «отталкивающем, пугающем обличье» – как силы страшные. Нельзя, конечно, эти слова русского учёного целиком и полностью отнести к открытой почти 10 лет спустя внутриатомной энергии. Но вот что удивляет: В. И. Вернадский оказался как бы подготовленным к будущим взрывообразным успехам науки. Уже в 1910 году он писал: «Перед нами открылись источники энергии, перед которыми по силе и значению бледнеют сила пара, сила электричества, сила взрывчатых химических процессов... теперь перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению.
...Невольно с трепетом и ожиданием обращаем мы наши взоры к новой силе, раскрывающейся перед человеческим сознанием. Что сулит она нам в своём грядущем развитии? С надеждой и опасением всматриваемся мы в нового защитника и союзника».
Вдумаемся ещё раз в сказанное... В. И. Вернадский произнёс эти слова за 35 лет до испытания первой атомной бомбы, почти за 30 лет до знаменитого предостерегающего письма А. Эйнштейна президенту США Ф. Рузвельту! И что важно: В. И. Вернадский не только предупредил об угрозе, но и указал при этом, что использование науки в целях истребления человечества находится лишь в самой начальной стадии!
Как это созвучно с сегодняшней тревогой учёных! Каждый, кто отчётливо представляет себе все реалии нашего времени, понимает, что означает безостановочное накопление смертоносного оружия, создание новых средств массового уничтожения. «Сегодня, когда на чаше весов истории лежит будущее наше и наших потомков, – подчёркивается в обращении советских учёных ко всем учёным мира, – каждый учёный, руководствуясь своими знаниями и своей совестью, должен честно и чётко заявить, куда должен идти мир – в направлении создания новых типов стратегического оружия, увеличивающих опасность взаимоуничтожающего конфликта, или по пути ограничения гонки вооружений и последующего разоружения».
И вот здесь мы сталкиваемся с другим аспектом антивоенной деятельности научных кругов. В основе современного движения борцов за мир лежат два основных фактора: объективный рост угрозы ядерной мировой войны и процесс осознания общественностью этой опасности. Так вот, обоснованные предупреждения, высказанные учёными, компетентными людьми, помогают осознать опасность, оказывают серьёзнейшее воздействие на рост антивоенных настроений в мире!
Исследователя творчества Вернадского поражает ещё одно его открытие. В своё время он вплотную подошёл к проблеме, поднятой Ф. Энгельсом, – зависимости развития военной техники и военного искусства от развития науки. Анализируя в самом начале первой мировой войны средства, с помощью которых велись боевые действия, В. И. Вернадский отметил «невиданное ранее использование научных знаний в военных действиях», сделал вывод о том, что новые средства ведения вооружённой борьбы прямо и непосредственно сказываются на способах её ведения, на военной тактике и стратегии. Есть смысл целиком процитировать эту мысль. «...Нельзя отрицать, что сравнивая полученные результаты (речь идёт о военной технике, использовавшейся в начале первой мировой войны. – Авт.) с тем развитием военной разрушительной деятельности, какие рисуются как возможные научному исследователю, мы находимся ещё в самом начале достижимых научных приложений к военному искусству. Те природные силы, каких сейчас уже касается научная мысль, завоевание которых нами начато и, несомненно, не остановится, а будет идти дальше до конца, едва начинают проявляться в этой войне и сулят в будущем ещё большие бедствия, если не будут ограничены силами человеческого духа и более совершенной общественной организацией». Другими словами, учёный прогнозировал рост разрушительных возможностей будущих видов оружия, которые, не будучи ограничены человечеством и новым общественным строем, не заинтересованным в ведении войн, могут привести к самоуничтожению планеты. С тех пор прошло 70 лет. Появилось и окрепло новое общество – социалистическое, не заинтересованное в ведении войн и продолжении гонки вооружений. Растёт и осознание общественностью планеты необходимости скорейшего прекращения гонки вооружений. Сегодня это одно из самых насущных требований дня.
Мы далеки от того, чтобы представить дело так, будто В. И. Вернадский призывал к революционному переустройству общества на началах коммунизма. Но нельзя не заметить, что сказаны были эти слова в годы, когда существовали только империалистические государства, неизбежным следствием политики которых и её продолжением были войны. Иначе, он видел объективную причину устранения войн из жизни человеческого общества в переустройстве этого общества в «более совершенную организацию».
До сих пор лишь социализм заявил, о том, что войны можно и нужно устранить из жизни человеческого общества, что разоружение (то есть, говоря словами В. И. Вернадского, «устранение средств самоуничтожения») – идеал социализма.
Этому выводу русского учёного ещё больший вес придаёт то обстоятельство, что к нему он пришёл не на основе политических убеждений (будучи материалистом, В. И. Вернадский познакомился с марксизмом позже), а как учёный-естественник, практик, крупный теоретик и историк науки.
Призыв учёного ограничить средства самоуничтожения «силами человеческого духа» непосредственно обращён и к нынешним участникам антивоенных выступлений, ведь современная международная жизнь показывает, что участие в антивоенных выступлениях требует от его сторонников высшего проявления гражданского мужества. Именно благодаря стойкости и мужеству участников антивоенное движение превратилось в реальный фактор современной мировой политики, стало преградой для сил, нагнетающих гонку вооружений, препятствием всеобщему омннциду.
В. И. Вернадский отнюдь не случайно пришёл к мысли о необходимости борьбы с угрозой омницида. Он жил в то время, когда, как говорил Ф. Энгельс, «милитаризм стал господствовать над Европой и попирать её». Наделённый даром схватывать явления комплексно, в их глобальной перспективе, В. И. Вернадский стал свидетелем того, как в канун и в ходе первой мировой войны милитаризм, по словам К. Либкнехта, опоясал собой пять континентов н капиталистический мир вступил в «эпоху сверхмилитаризма».
Не случайно именно в начальный период первой мировой войны он приходит к выводу об огромной опасности, исходящей от политики правящих кругов империалистических государств. «Для всех стало ясным, – писал он в 1915 году, – что угроза милитаризма не есть пустой звук и что организация государства на этой основе является действительно величайшим несчастьем для человечества и представляет крупную опасность для свободы и культуры народов».
В это же время он предостерегал от будущих, ещё более опасных последствий применения научных знаний в военном деле. Само по себе развитие науки, по его мнению, не может остановить человечество перед использованием новейших научных достижений в военных целях. «Научное развитие не остановит войны, являющиеся следствием разнообразных причин, недоступных влиянию научных работников. Нельзя делать иллюзий. Война, ныне поднятая, не явится последней: она возбудит человеческое творчество для дальнейшего усовершенствования в этом направлении. А так как это творчество совпадёт с эпохой небывалого в истории человечества расцвета точного знания ...то надо думать, что область приложении точного знания к военному делу будет расширяться в ближайшие годы, и новая война встретится с такими орудиями и способами разрушения, которые оставят далеко за собой бедствия военной жизни 1914-1915 годов».
История подтвердила этот прогноз. Вторая мировая война, развязанная империализмом менее чем через четверть века, по своим трагическим последствиям не знала себе равных в истории.
Подтвердилась и вторая часть прогноза. Новые средства ведения войн, варварские методы их использования привели к тому, что число жертв во второй мировой войне в несколько раз превысило все те потери, которые понесло человечество в результате первой мировой войны.
Хотелось бы подчеркнуть, что этот прогноз был сделан им в то время, когда в Европе усилились пацифистские настроения, когда народы, втянутые в кровавую бойню, ужаснулись тому, что сделали их правительства. И так жаль, что трезвое предупреждение русского учёного о будущей, ещё более ужасной бойне не было тогда услышано!
В. И. Вернадский высказал и другое предположение. Суть его заключалась в том, что по мере увеличения использования достижений науки в военных целях качественно повысится и роль военной техники в ведении войн. Первая мировая война показала, что без военной техники, без оружия, самого современного и дорогостоящего, ведение боевых действий в современной войне невозможно. В. И. Вернадский пошёл дальше. Он предположил, что любое новое оружие всегда будет иметь качественно новые функции в современной войне и роль этого качества будет неуклонно возрастать. «Новое, что внесло в эту войну, заключается не только в особенностях организации, позволившей привести в движение миллионные, никогда ранее небывалые армии, но и в невиданном раньше приложении научных знаний».
Обобщая как опыт человечества, так и свой собственный опыт, В. И. Вернадский в ёмких формулировках излагает главные выводы раздумий о будущем. 11 февраля 1922 года он писал: «Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравняться все им раньше пережитые. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Это может случиться в ближайшие годы, может случиться через столетие. Но ясно, что это должно быть.
Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение?
Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?»
Обратите внимание на дату, когда это было сказано! К сожалению, не все человечество оказалось нравственно подготовлено к получению в свои руки ядерной энергии. Нет, не через тысячу лет, а всего через 23 года после пророческих слов В. И. Вернадского раздались ядерные взрывы, уничтожившие Хиросиму и Нагасаки.
Как бы предчувствуя будущее движение учёных-ядерщиков за запрещение варварского вида оружия, В. И. Вернадский призывал быть социально ответственными за использование сделанных научных открытий, подчёркивал огромную научную и социальную значимость поставленной им проблемы. В 1922 году он писал: «Учёные не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества».
Слова эти, сказанные более 60 лет назад, актуальны и в наше время. Сейчас как никогда остро стоит вопрос: как будут использованы достижения человеческого разума – во вред или на пользу человечеству?
Важен и социальный аспект проблемы. Говоря о создании всё более разрушительных видов оружия, способных привести человечество к гибели, В. И. Вернадский никогда не считал развязанную империализмом гонку вооружений следствием только использования научных открытий в военных целях. Её причины, как и истоки войн, он видел значительно глубже – в устройстве человеческого общества, как он говорил, в его «плохой организации». Это положение прямо направлено против господствующей в настоящее время на Западе точки зрения, согласно которой гонка вооружений «объясняется» с позиций технического детерминизма, там пытаются свести её к «самостимулирующейся» гонке вооружений, в основе которой лежит будто бы процесс постоянного совершенствования оружия и военной техники.
Предсказав в годы первой мировой войны ещё более ужасную мировую бойню, В. И. Вернадский исходил из того, что в мире не были влиятельными силы, способные удержать планету от грядущей катастрофы. Тем значимей развитие взглядов учёного и прогноз, сделанный им в самый разгар второй мировой войны. В 1942 году он высказал идею о том, что в будущем появится возможность предотвратить новые войны, что, более того, их можно вообще исключить из человеческого обихода. (Сравним это с пессимистическим прогнозом 1915 года о неизбежности ещё одной войны!) Практическая деятельность человека приобретает глобальные масштабы, и по своей мощи и влиянию на нашу планету она сравнима с геологической силой. Таким образом, сделал вывод русский учёный, наша планета вступила в качественно новый этап своего развития, который он назвал «ноосферой» (от греческого «ноос» – разум).
Процесс построения ноосферы В. И. Вернадский считал естественным, объективным, а всякое сопротивление ему – преодолимым, поскольку именно он является единственно возможным путём развития человеческого общества. Ноосфера – это такое состояние общества на планете в целом, когда его развитие диктуется объективными законами, осознанными человечеством и в интересах человечества. По мнению В. И. Вернадского, такое состояние только зарождается. Расцвет же его он связывал с коренным переустройством всего человеческого общества на началах социальной справедливости, то есть переходом общества к коммунизму, потому что только тогда станет возможным основанное на научных знаниях сознательное управление общественными процессами и взаимодействие общества и природы в глобальном масштабе.
Учёный-антимилитарист, В. И. Вернадский неоднократно указывал, что процесс создания на нашей планете ноосферы облекается в социальную форму, насыщенную острыми коллизиями и противоречиями. XXвек, по Вернадскому, – это «бурное и кровавое время», когда борьба сил реакции и прогресса достигает своего апогея, зачастую становясь ожесточённой борьбой не на жизнь, а на смерть.
В самые тяжёлые дни борьбы с фашизмом В. И. Вернадский считал, что победа социализма над врагом неизбежна, что задача уничтожения войн «впервые в истории человечества» перестала быть утопической мечтой и превратилась в «реально поставленную идею».
Исключение войн из жизни общества В. И. Вернадский рассматривал как «великую задачу» современности, успешное решение которой неизбежно охватит всю Землю, примет общепланетарный характер. «...В уничтожении войн выразится... основное проявление нашей планеты как целого». Он сознавал, что человечеству, быть может, ещё придётся столкнуться с новыми «попытками варварских войн», но всё же он верил, что вторая мировая война явится последней мировой войной в истории человечества. «Эта война явится началом новой эры... Появившееся в течение тысячелетий новое состояние жизни на планете, о котором мечтали утописты, станет реальностью, когда войны, то есть организованные убийства, голод и недоедание, могут сравнительно быстро исчезнуть с лица нашей планеты».
Подобное признание весьма примечательно, в особенности если учесть, что сделано оно было в тяжёлые дни борьбы нашего народа с фашизмом. Именно в то время было выдвинуто предположение о противоестественности тотальных войн, обоснована с естественно-научных и социальных позиций объективная необходимость изгнания войн из жизни человечества.
В. И. Вернадский как бы предсказал сегодняшний день, когда в противоборстве столкнутся две силы: старое и новое, силы войны и силы мира; предсказал, что победа в конечном счёте останется за партией мира, потому что этого требуют объективные законы развития природы и общества. Поэтому он выделял глобальное значение нашей Родины в борьбе за мир, за лучшее переустройство человеческого общества. Как бы ни были велики препятствия, стоящие на пути народов, строящих новое общество, считал он, «важен для нас тот факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим».
В этом – исторический оптимизм великого учёного.